12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка
8

Урок-экскурсия «Повторим изученное в разделе «Лексикология и фразеология»

Урок - экскурсия

Тема: « Повторим изученное в разделе «Лексикология и фразеология».

Цели и задачи:

Образовательные:

  • повторить и обобщить тему «Лексика»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
  • закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся. 

Воспитательные: 

  • воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе. 

Ход урока

I. Объявление темы и задач урока.

Л.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Сегодня на уроке мы еще раз в этом убедимся.

А что делает русский язык таким? (Слово)

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как ты сможешь меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

Но чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

В каком разделе мы изучали слово? (Лексика)

Мы уже эту тему прошли. Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? А цели?

Итак, я приглашаю вас на экскурсию в лексический лес (Слайд3), полный чудес и загадок, веселых и умных жителей. Ответить на многие вопросы вам помогут ваши знания, которые вы получили, изучая тему «Лексика».

Каждый из вас будет вести дневник – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату экскурсии, классная работа, тему «Повторим изученное в разделе «Лексикология и фразеология». 

II. Словарная работа.

Чтобы попасть в чудесный лес, нам необходимо открыть ворота. Напишем диктант - кроссворд. Угадайте слово по лексическому значению.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос) 

Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт) 

Красная строка, отступ в начале строки (абзац) 

Городская наземная электрическая железная дорога (трамвай) 

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг) 

Тот, кто любит свое Отчество, предан своему народу, Родине ( патриот) 

Мы открыли наши ворота. И помог нам в этом наш словарный запас.

Ворота открыли. Можно входить, но входным билетом будут ответы на вопросы. Повторяем все слова-термины, которые изучались в разделе «Лексика» и записываем их.

III.Терминологический диктант.

Словарный состав языка. (Лексика)

Основное лексическое значение слова. (Прямое значение)

Слова, имеющие одно значение. (Однозначные)

Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

Устойчивые сочетания слов(Фразеологизмы)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)

Слова, близкие по значению. (Синонимы)

Слова, противоположные по значению. (Антонимы)

Слова, которые употребляют все люди. (Общеупотребительные)

Слова, которые употребляют жители одной местности. (Диалектизмы)

Слова, которые употребляют люди одной профессии. (Профессионализмы)

Слова, называющие предметы, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы)

Устаревшие слова. (Архаизмы)

Новые слова. (Неологизмы)

Билеты получены, идём по лесу.

IV.Однозначные и многозначные слова.

А вот и роща однозначных и многозначных слов.

А) Индивидуальная работа.(1 ученик у доски)

Задание для 1 ученика. Вставить пропущенные буквы, сделать лексический разбор слова мягкий (устно)

Утренний в..т..рок ве..л м..гкой пр..хладой.

1.Умеренно теплый, не суровый,

2.Синонимы:теплый, нежный.

3.Антонимы:жесткий, суровый.

4.В переносном значении.

5.Это слово имеет несколько значений: нежесткий, легко поддающийся давлению, сжатию; приятный для глаз и для слуха, не раздражающий, не резкий; не очень строгий, снисходительный; кроткий, уступчивый. Значит, оно многозначное.

Б) Фронтальная работа.

Жители леса дают нам совет. Прочитаем его.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой, 
Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Объясните смысл, вложенный в эти строки.

Дайте толкование лексического значения слова «беречь».(1.Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.2.Охранять от кого чего-нибудь.) Какое это слово?

Найдите в данном тексте многозначные слова, проверяя себя по словарю.

Найдите слова с чередованием гласных в корне, объясните их правописание.

В) Составьте словосочетания с прилагательным мягкий. 

/ мягкий мох (нежёсткий – основное значение), мягкий свет, мягкий характер, мягкая вода, мягкий климат /

Какое многозначное слово спряталось на картинке? (иголки) 

Какими могут быть слова?

Какие слова многозначные? А какие однозначные?

V.Омонимы.
1.Загадка от мудрой Совушки- жительницы нашего леса.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.(Омонимы)

2. Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».( К доске выходят два ученика)
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!
- Как это вкусная? Как с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку! 
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? 
- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Мы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица). А как они называются?

(Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

3. Послушайте и скажите, почему так получилось?

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: 
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… «О горе мне», – закричал отчаянный спутник.

Почему произошла ошибка? (Использован омоним с другим лексическим значением.)

4.Подскажите мне, сколько омонимов в стихотворении? 
Облачка уже красны, 
Смотрят сосны: 
Лихо прыгают козлы 
Через козлы. 
Крикнут филин: 
- Я сего 
Не одобрил дела. 
Ну-ка марш, козлы, в село! 
Солнце село. 

5. Отгадайте загадки: 

Из какого крана не льется вода? (Подъемного) 

Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое) 

Какой лук не кладут в суп? (Из которого стреляют) 

Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)

В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)

В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн)

Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ)

На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)

Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием. Но пора отправляться в путь. Впереди у нас новые встречи со старыми знакомыми.

VI.Лужайка синонимов.

Перед нами лужайка. И здесь нас ждет новое задание. Все жители лужайки – синонимы, и живут они группами-семьями в отдельных домиках. Но накануне пронесся ураган и все перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.

Какие слова называют синонимами?

1.Задание: Распределите синонимы по группам.

Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.

Холод, храбрый, мороз.

Стужа, великан, титан.

Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

С какими из приведенных синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существительные? С любым ли прилагательным можно связать существительное?

2.Задание: соотнесите правильно прилагательные и существительные:

карий, коричневый (глаз, пиджак); крепкий, сильный (дружба, характер); горячий, горючий (слеза, чай). 

3.Соединить синонимы: 
Собака – путь 
Печаль – пес 
Дорога – ложь 
Автомобиль – пурга 
Вьюга – машина 
Огонь – пламя 
Неправда – войско 
Армия – грусть 

4. Заменить выделенное слово синонимом: 

1)Вчера я целый день готовился к экзаменам. 2)Книга лежала тут. 3)Я живу близко от школы.4) Внезапно начался ливень.5) Позади нашего дома находится сад. 6)Вы напрасно это говорите. 7)Ладно, пусть будет по-твоему. 8)Задача решается легко
5. Прочитать предложения, к каждому слову в них подобрать синонимы и записать полученные предложения(по рядам)

1)Боец храбро сражался за Родину.2) Ученики прилежно выполняют задания учителя. 3)Проливной дождь напоил землю. 

VII.Чащоба антонимов)

 Мы забрели с вами в чащобу антонимов. Чтобы выбраться, надо выполнить задания.

Что такое антонимы? Найдите спрятавшиеся слова-антонимы на рисунке.

1.Фронтальная работа.

Разгадайте лексическое лото

Игра «Лексическое лото»

Правила: класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки со словами. Каждое слово пронумеровано. Учитель читает слова-антонимы (каждое слово – на отдельной карточке) и отдает группе, у которой на карточке имеется антоним к нему.

 

 

Слова-антонимы:

1. Удача.

2. Талантливый.

3.Чёрный.

4. Слава.

5. Дальний.

6. Меньше.

7. Прошлое.

8. Вниз.

9. Утром.

10.Внутренний.

11. Мир.

12. Назад.

13. Дружба.

14. Разлука.

15. Мудрец.

16. Сладкий.

17. Нежность.

18.Чистота.

19.Нет.

20.Дорого.

21.Мягкий.

22. Нездоровый.

23. Ложь.

24.Урод.

25. Хуже.

26. Много.

27. Правда.

28.Оправдывать.

29.Соглашаться.

30. Последний.

31. Хороший.

32. Спуск.

33. Ложь.

34. Сторонник.

35. Грусть.

36.Тьма.

37. Слабый.

38. Шум.

39.Глупый.

40. Плохой.

2.Групповая работа( карточка)

Разгадайте «загадки» зимнего дуба. Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.

Зимний дуб.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

-Так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. (По Ю. Нагибину)

(тонкий-толстый, громко-тихо, смело-робко, слабость-сила, черный-белый, мелкий-глубокий, верхний-нижний, младший-страший, маленький-огромный, весна-осень, летний-зимний)

Физкульт минутка
Раз- подняться, потянуться,

Два-нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

VIII. Болото фразеологизмов.

Что такое фразеологизмы?

1.Прочитайте выразительно стихотворения. 
За столом сказала мать: 
– Хватит языком болтать! 
А сынишка осторожно: 
– А болтать ногами можно? 
За столом, Петрусь, – 
Говорят, – 
Прикуси язык, – 
Говорят! 
Он язык прикусил… 
И сильней заголосил. 

2. Выпишите из этих стихотворений фразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык). 

Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении). 

3.(Ответить фразеологизмом.) Как можно: 

Сильно краснеть? (До корней волос.) 

Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.) 

Быстро бежать? (Сломя голову.) 

Промокнуть? (До костей.) 

Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.) 

Громко кричать? (Во все горло.) 

4.«На загадку дай отгадку». 

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.) 

Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.) 

Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.) 

Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.) 

Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.) 

Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.) 

5.Посмотрите на рисунки, которые вы видите на доске. Какие фразеологизмы изображены на этих рисунках? 
1. Лить крокодильи слёзы. 
2. Считать ворон
3. Льёт как из ведра 
4. Вставлять палки в колёса
5. Сесть в калошу
6. Белая ворона. 
– Что обозначают данные фразеологизмы? 
1. Лить крокодильи слёзы – сильно плакать. 
2. Считать ворон – бездельничать, глядеть по сторонам.
3. Льёт как из ведра  - идёт проливной дождь.
4. Вставлять палки в колёса – мешать в каком-либо деле.
5. Сесть в калошу – попасть в неприятную ситуацию. 
6. Белая ворона – непохожий на других человек. 

IX.Прямое и переносное значение слов. 

В лесу живет удивительный кот Всезнамус. Попробуйте отгадать его загадки.
Можно ли есть тарелки?

Может ли коровья голова пастись отдельно от туловища?

Может ли человек быть слоном?

( При условии, что человек толст и массивен, суп наливают в тарелку, а голова является частью коровы. )

Как называется такое языковое явление?

1.Запишем предложение:

Труд – дорога к успеху.

Объясните постановку тире в предложении.

В каком значении выступает слово “дорога”? В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь)

2.Разберёмся в ошибках детей.

Прочитайте текст.

Ошибки детей.

Пят…летний Серёжа заявил что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, сто его мороз ударит. Петя сказал маме что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

( По наблюдениям К.Чуковского)

Прочитайте текст ещё раз со знаками. Объясните пропущенные орфограммы.

Какие слова в тексте даны в переносном значении?

Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил

А в переносном какие слова?

Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от резать хлеб на части;

Ударил мороз –переносное, ударить по голове – прямое;

Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,

Сушить на верёвке – прямое.

Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)

3.У доски выполнить синтаксический разбор предложения, найти слова в переносном значении:( Индивидуальная работа у доски (1 уч-к)

Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается. (И. Никитин) 
4.Фронтальная работа по карточкам.

 Прочитайте текст. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит , и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь. (Н.И. Сладков)

X. Подведение итогов урока.

Вот и закончилась наша экскурсия в сказочный лексический лес. Но, конечно же, мы еще не во всех местах леса побывали, не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.

Ну что же, подведем итог нашей экскурсии.

Какой раздел повторяли?

Что такое лексика?

Что значит лексическое значение слова?

Что такое омонимы?

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

Для чего нужны эти слова?

А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)

А какие словари вы знаете?

Учитель:

Молодцы! работали активно, но самые четкие ответы были у………..

Хорошо и продуманно отвечали………


 

XI. Домашнее задание.

Подберите  синонимы и антонимы к словам: смелый, быстрый, большой.

Вы знаете о жильцах немало. Проверим ваши знания (тест).

XII.Выполнение тестовой работы: укажите номер правильного ответа.

1. Словарный состав языка изучает наука.

1. Грамматика

2. Лексикология (правильный ответ)

3. Морфология

4. Синтаксис

2. Найдите ряд слов в переносном значении.

1.Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

2.Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)

3.Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ

4.Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

3. Найдите “лишнее” слово.

1. Водный

2. Водяной

3. Водитель (правильный ответ)

4. Наводнение

4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

1. однозначными

2. многозначными

3. синонимами

4. омонимами

5.Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

1.Не люблю запах_________

Туго натянуть тетиву ___________

2. Умыть _________

Определить ________глагола.

3. Подъёмный __________

__________с горячей водой.

6.Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению, называются:

1.многозначными

2.синонимами

3.омонимами

4.антонимами.

7.Антонимы – это…

1.Слова, сходные по значению

2.Слова одной части речи, противоположные по значению

3.многозначные слова.

8.Подберите к словам сначала синоним, затем антоним(Например: жара-зной-холод)

Мрак-

Смеяться –

Мощный -

XIII. Рефлексия .

Мне не понравилось …

Мне понравилось…

Мое настроение …

Мне бы хотелось …

XIV. Заключительное слово учителя.

И в заключение урока хочу подарить вам слова Л.Н. Толстого.

« Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей». 

Ученик:
Мальчик Кай в королевстве снежном 

Собирал из льдинок слово   «ВЕЧНОСТЬ». 

Он не помнил, что с ним было прежде, 

Заглянуть пытался в бесконечность. 

Но нельзя забыть слова родные: 

«Роза», «нежность», «бабушка», «любовь». 

Герда растопила чары злые, 

Сердце Кая стало добрым вновь. 

В нашей жизни также все, как в сказке: 

Лживые слова – те зло несут, 

Хитрые – запутают в подсказке, 

Ласковые – боль всю заберут. 

Есть слова, оброненные вскользь, 

Есть слова – и вот уже вы врозь… 

В душу западают навсегда 

И обидные и добрые слова. 

Вечность – это наша жизнь в веках. 

Как ее постичь, как осознать? 

Только слово может навсегда 

Мысли наши сохранить и передать. 

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.