12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена228
Россия, Владимирская обл., Ковров

Открытый Всероссийский урок к акции « Сделаем вместе»

Учителя биологии Баландиной Елены Сергеевны , МБОУ СОШ №11 город Ковров Владимирской области

ТЕМА УРОКА: МУСОР – ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ .

ЦЕЛЬ УРОКА : создать условия для осознания информации об экологических проблемах Земли, расширив её границы, на примере загрязнения среды мусором.

ЗАДАЧИ УРОКА:

ПРЕДМЕТНАЯ:

Способствовать осознанию сущности, специфичности, масштабности и причин экологических проблем , раскрыв на примере загрязнения среды мусором .


МЕТАПРЕДМЕТНАЯ:

Развивать учебно-познавательные, коммуникативные, информационные компетенции учащихся, используя разные формы работы (индивидуальную, в микрогруппах, коллективную) и ИКТ

Развивать познавательный интерес к изучению предмета.

Совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации.

Развивать логическое мышление у школьников- умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, сравнивать.

ЛИЧНОСТНАЯ :

Содействовать воспитанию потребности в бережном отношении к природе и навыков раздельного сбора отходов.

Способствовать формированию экологической культуры учащихся.

Способствовать профориентации.

 

Вид урока - Изучение нового материала.

Формы работы – работа в микрогруппах, коллективная (аудиторная), индивидуальная.

Ведущие методы: частично-поисковый и проблемный,исследовательский.

Техническое оборудование - компьютер, проектор, экран

(мультимедийная система).

ЭОР- собственная презентация –сопровождение и ролики .

 

Человечество усердно перерабатывает природу в мусор.

(Мейсон Кули, американский филолог и литератор)


 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

I. Организационный момент.(1+2,3=3,3мин)

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок-экологический. И на уроке у нас гости.

Каждый урок –урок открытия нового знания. Хотелось бы , чтобы Вы сегодня для себя открыли что-то новое. Позвольте открыть урок отрывком из фильма(получившего Оскар).

(СЛАЙД 1)

- О ЧЁМ ЭТОТ РОЛИК ? (экологическая проблема)

-А ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА( Ваше мнение) ?

Экологическая проблема- это изменение природной среды , в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

- А О КАКОЙ ПРОБЛЕМЕ КОНКРЕТНО ИДЁТ РЕЧЬ? ( загрязнение среды)

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КАКОЕ НАЗВАНИЕ ДАЛИ АВТОРЫ ФИЛЬМУ? (Мусор)

 

II. Определение темы.(2,7 мин)

- ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ , ЧТО ТАКОЕ МУСОР?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУСОРА ( СЛАЙД2)

В словарях Даля В. , Ушакова Д.Н.

Мусор- это крупный сор, отбросы.

В Большой Медицинской энциклопедии .

Мусор, твердые отбросы растительного, животного и минерального происхождения, накапливающиеся в домашнем и коммунальном хозяйстве, торговле и промышленности.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ …КАКОЕ ПОНЯТИЕ БОЛЕЕ ТОЧНОЕ?ПОЧЕМУ?

-КОГДА ПОЯВИЛСЯ МУСОР?

Как просто жилось нашим предкам. Как им не позавидовать, ведь мусор был экологически чистым, что не брось, все сгниет.

А сейчас цивилизация…Мы стали цивилизованными и наш мусор весь яркий, шелестящий и не гниющий- пластико-целофановый.

Я просила Вас дома провести практическую работу , чтобы выяснить какой мусор вы чаще выбрасываете?

Результаты опроса показали , что это бытовые отходы (СЛАЙД 3)

Но посмотрите сколько надо времени для естественной переработки отбросов требуются многие годы и даже столетия.

(СЛАЙД4)

Стеклянные бутылки- 1 миллион лет;

Консервные банки-50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок-50-40 лет;

Кожи-50 лет;

Изделия из нейлона-30-40 лет;

Пластмассового футляра от фотопленки-20-30 лет;

Полиэтиленового пакета-10-20 лет;

Окурка-1-5 лет;

Шерстяного носка-1-5 лет;

Апельсиновой или банановой кожуры-2-5 недель.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ К ЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ? (загрязнению)

Мусор - загрязняющий фактор.

НА ДОСКЕ выстраивается цепь для темы.

Давайте теперь попробуем сформулировать тему нашего урока

Тема урока сегодня- «Мусор-источник загрязнения окружающей среды.» (СЛАЙД 5)

 

III. Актуализация знаний.(1мин)

В мире существует множество глобальных проблем.Проблема чистоты планеты давно превратилась в глобальную экологическую проблему для всех стран.

(СЛАЙД 6)
На данный момент существует целая наука о мусоре-гарбология (мусорология).

Родоначальником этой науки был Уильям Ратжи в 1973г.

Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.

Изучая отходы человеческой деятельности можно вести статистику популярности того или иного товара.

Но к сожалению, она находится на почетном 4месте среди непопулярных наук.

 

IV. Целеполагание урока.(1 мин)

(СЛАЙД7)

З – Что бы вам хотелось знать по этой теме?

О – Что вам необходимо объяснить?

В – Что вы выяснили?

Следовательно, цель нашего урока :

Урок построим следущим образом.

 

ПЛАН УРОКА( на доске).

1. Какие виды мусора бывают?

2.Из чего состоят тбо ?

3. Чем и кому опасен мусор?

4. Почему количество мусора становится больше?

5.Что можем сделать мы, чтобы мусора стало меньше?

 

VVI. Изучение нового материала и блочное закрепление изученного материала.(28- 30 мин)

1.КАКИЕ ВИДЫ МУСОРА БЫВАЮТ?

(СЛАЙД8)

Бытовой, промышленный , спецотходы и даже космический.

Наибольший процент М.. падает на домовые отходы, состоящие из загнивающих кухонных отбросов, к к-рым примешаны зола, комнатный смет и пр. И поэтому сегодня мы поговорим о бытовых отходах

2.ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ?

(СЛАЙД 9)

МУСОР =ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО).

Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д.

В его состав входят органические (75%) и неорганические(25%) части. В составе мусора могут оказаться непригодные к дальнейшему употреблению вещи: одежда, обувь, мебель, посуда, старые книги, газеты, журналы, отходы продуктов питания, отходы отопления, ремонта квартир и т.д. Большую часть твердых бытовых отходов составляют пищевые отходы и бумага. Но самым распространённым мусором являются сигаретные окурки.

(СЛАЙД10)

Ежегодно их выбрасывают 4500000000штук.

3.ЧЕМ И КОМУ ОПАСЕН МУСОР?

(СЛАЙД 11)

Мусор не только портит эстетический вид.

Мусор легко подвергается процессам гниения, загрязняет почву, воздух, почвенную воду и потому подлежит обычно немедленно вывозке и ликвидации или утилизации.

-К ЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ?

Он наносит огромный вред окружающей среде.

(СЛАЙД 12)

Составление схемы “Цепь загрязнения”.

Цепь загрязнения – загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, затем оказываются в продуктах питания, употребляемые человеком.

Свалки мусора являются рассадником для крыс и насекомых.

Он влияет на здоровье людей, в большей степени детей( вплоть до раковых заболеваний) , на организмы, обитающие в разных средах жизни.

 

3. Масштабы проблемы мусора, отходов становятся просто недопустимыми. Мусор — это свидетельство запущенности, заброшенности, упадка — как отдельного дома, так и города, и страны, и всей планеты

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ,ПОЧЕМУ КОЛИЧЕСТВО ВЫБРАСЫВАЕМОГО МУСОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ВОЗРОСЛО?

(СЛАЙД 13)

Причины увеличения мусора

количество людей неукоснительно растет и, разумеется, количество отходов тоже.

рост производства товаров одноразового использования;

увеличение количества ярких, синтетических упаковок;

обилие пластиковой, и бумажной тары привело к резкому увеличению объемов;

повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Это настояшая экологическая проблема современности. И она может проявляться на разных уровнях- глобальном, региональном, локальном.

Давайте посмотрим количество выбрасываемого мусора на разных уровнях проблемы

(СЛАЙД 14)

На глобальном

Американцы подсчитали, что если все отходы человечества равномерно распределить по земному шару, то они через 10 лет покроют планету слоем в 5 метров. Во всех странах в год приходится 200 – 300 тыс. кг только бытового мусора.

На региональном..

Во Владимирской области ежегодно образуется более 3,8 млн т отходов производства и потребления, из которых 1,5 млн кубометров составляют твердые бытовые отходы (ТБО). При этом более 30% ТБО размещается на 70 несанкционированных и стихийных свалках.

На локальном…(СЛАЙД 15)

В Коврове САХ вывез с учетом ТБО с несанкционированных свалок  более 40 тыс куб м, из них 7,5 тыс куб м  - свалок вдоль дорог и лесополосе. И тем ни менее  около 1,5 тыс куб м мусора еще остается в районе Черного Дола, Сомовской Дачи и ул. Набережная.

На личном…(СЛАЙД 16)

Я попросила вас за выходные( когда все дома ) взвесить мусор выбрасываемый вашей семьей,высчитать кол-во на одного человека и выделить часто выбрасываемый мусор..

Вот что получилось

средний вес ведра семьи равен 1,5 кг.

каждый член вашей семьи выбрасываетв с среднем за сутки 0,6 кг

Вот видите и вы причастны к тому, что каждую секунду на Земле появляется 3,8кг мусора.

5.ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ,ЧТОБЫ МУСОРА СТАЛО МЕНЬШЕ?

Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее.

 

Прием «Мозговой штурм» (СЛАЙД18)

На сегодняшний день известно более 20-ти методов обезвреживания бытовых отходов. Но на практике используются 4 основных метода. Попробуйте назвать некоторые.

1. Захоронение бытовых отходов на свалках и полигонах.

Полигон — это участок, обеспечивающий прием, складирование и хранение бытовых отходов.

2. Сжигание.

Сжигание мусора — способ, широко распространенный в европейских странах (36% мусора сжигается во Франции, 80% — Швейцарии).

3. Компостирование.

Компостирование — это технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. Она применяется для отходов органического происхождения, прежде всего для растительных (листья, ветки, скошенная трава), а также для пищевых и смешанных отходов (бумага,древесина).

4. Вторичная переработка.

Вторичная переработка — возвращение отходов в круговорот «производство – потребление».

Одно из условий вторичной переработки является раздельный сбор некоторых видов бытовых отходов.

Сможете ли Вы принять решение, являясь государственным чиновником ?

 

Игра « Я чиновник». (СЛАЙД 19)

Вам представили расценки услуг по уничтожению мусора .Какой способ выгоден для страны? (слайд 8)

Чтобы уничтожить 1тонну мусора нужно заплатить:

Сжечь за 3000руб

Закопать за 300-400,

Сортировать до переработки 1300

Чтобы вы выбрали?

Вы поступили также как и наши высокопоставленные чиновники !

Вы искали выгоду . Но не задумались о вреде захоронения на свалках!

А вот теперь посмотрите на соотношение видов утилизации ТБО в различных странах, % (СЛАЙД 20-21)

Вид утилизации

США

Великобритания

Франция

Япония

Россия

Захоронение на свалках

84

90

55

57

81

Сжигание

15

9

35

40

10

Переработка в удобрения

-

1

10

2

6

Прочие

1

-

-

1

3

Как видно из таблицы, только Франция и Япония широко используют сжигание, остальные страны - в основном полигоны-свалки.

-ПОЧЕМУ ФРАНЦИЯ И ЯПОНИЯ ВЫБИРАЮТ СЖИГАНИЕ МУСОРА? (быстрее)

-ПОЛЕЗНО ЛИ СЖИГАТЬ МУСОР ? (нет)

Дополнение к ответам (для учителя)

1.Сжигание позволяет уменьшить объем отходов в 2-10 раз; использовать тепло от сжигания для отопительных целей (по расчетам специалистов, сжигание 5 т ТБО эквивалентно сжиганию 1 т условного топлива); снизить заражение отходами воды и почвы.

2.Нет, в огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!

Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.

В США, Англии, Италии широкое распространение получил способ дробления отходов и сплавов их в канализацию. В США выпускают 75 моделей мусородробилок. Мусородробилку устанавливают под кухонной мойкой либо под специальным бункером для сбора мусора в квартирах. Она измельчает все органические пищевые отходы, включая косточки от фруктов, кости от рыбы и птицы, бумагу, картон. Не измельчаются тряпки, пластмасса, металлические предметы и стеклянные бутылки.

В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке.

Давайте посмотрим ролик(4 мин) о разрешение проблемы с мусором за границей (СЛАЙД 22)

К этому в будущем стремится наша страна (СЛАЙД 23-24)

Радует, что некоторых городах есть мусороперерабатывающие заводы. Они работают в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Тольятти.

Дополнение учителю.

Так, например, мусороперерабатывающий завод в Санкт-Петербурге перерабатывает в год 80 тысяч тонн мусора. В месяц он утилизирует 150 тонн металла, по 4 тонны цветного, 17,4 тонны текстиля.

 

Игра Кто лучший сортировщик.

Рассортируйте по контейнерам.

(СЛАЙД 25)

Для раздельного сбора мусора используются разноцветные контейнеры: жёлтый контейнер —для пластика, синий — для бумаги, зелёный — для стекла.

Пластиковая бутылка, бутылка от шампанского ,полиэтиленовая пленка, газета, тюбик от крема, бутылка от шампуня, стеклянная бутылка из-под молока упаковка бумажная , бутылка стеклянная от пива ,полиэтиленовый пакет, журнал, тетрадь, коробка, осколки окна,книги, стеклянная бутылочка от духов.

Проверьте себя (СЛАЙД 26)

Пластиковая бутылка, полиэтиленовая пленка, тюбик от крема, бутылка от шампуня, полиэтиленовый пакет — желтый контейнер.

Газета, журнал, тетрадь, упаковка бумажная, книга, коробка — синим контейнером.

Бутылка от шампанского, бутылка стеклянная от пива, стеклянная бутылочка от духов, осколки окна, стеклянная бутылка из-под молока — зеленый контейнер.

Молодцы! Вы справились с заданием.

Решение глобальных проблем зависит не только от правительств разных стран, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично.

Имея знания о причинах (почему происходит?), мы можем разработать меры предупреждения этой проблемы ( как действовать?).

(СЛАЙД 27)

Экологическая проблема: Причины-Последствия-Меры предупреждения .

 

Игра «Спящий город» (РАФТ)

(СЛАЙД 28)

Условия игры.

Наш город, в котором скопилось очень много мусора, постепенно стал вымирать. Все людистали болеть. Никто не может выйти на улицу, т.к. воздух отравлен ядовитыми газами, воду сталоневозможно пить, т.к. остатки ТБО стали попадать в водоемы. В городе стало жутко, противно и

небезопасно.

Все в ваших руках. Только вы можете спасти город и себя.

Вы уже объединены в группы. Каждая группа должна разработать проект «Как можно уменьшить количества мусора?»

После обсуждения в группах участники предлагают пути выхода из ситуации. Форма- ваш выбор: лозунг, плакат, .. 2-3 предложения Нарисуйте или напишите на цветных листах листах.

Вам предоставилась возможность обратиться к будущему поколению от лица человечества.

ИТОГ.

В виде плаката….в центре рисунок-мусорка и по сторонам на ярких листках нарисованы и написаны рекомендации…

 

VII. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

Теперь , ребята , подумайте, что из предложенного вами может сделать каждый из вас и все вместе. Оформляется в виде «Древа предложений » На доске нарисовано дерево с голыми ветками.На стикерах в виде листиков написаны предложения с одной стороны Я , с другой стороны МЫ .Я тоже подумала и решила Вам помочь . Можете воспользоваться моими заготовками.

РАФТ.

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА

ТЕМА Меры предупреждение загязнения мусором

Человечество

Будущее поколение

Хартия

Что могу сделать я?

систематически проводи уборку территории около школы, дома;

не бросай, куда попало мусор;

собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);стеклотару, металлолом;

экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;

отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;

при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;

дай вещи «вторую жизнь»

Что можем сделать мы?

Своевременный вывоз мусора на специально оборудованную свалку.
Принять закон, запрещающий сжигать мусор, и штрафовать нарушителей.

Проведение субботников.
Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада.
Постоянный вывоз мусора с территорий дворов или специально оборудованных площадок.
Разместить дополнительные урны в местах, где проходят массовые гуляния населения.
В вечернее время совершать рейды милиции в тех местах, где проходят дискотеки, народные гуляния. Чистка дороги от снега в зимний период к свалке.

Итог: чем больше предложений, тем дерево красивее и богаче. Так и страна наша. Чем больше вы будете предлагать и делать, тем страна наша станет красивее и богаче.

VII. Обобщение.

Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!И помните слова …

Встал поутру, умылся, привел себя в

порядок – и сразу же приведи в порядок

свою планету.

Антуан де Сент – Экзюпери.

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.

Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.

IV. Закрепление материала

Рефлексия(2мин).

Сегодня, подводя итоги нашей встречи выразите свое впечатление от проделанного с помощью слова «ПОДАРКИ», ведь любая встреча – это подарок, полёт к новому. Получилась ли она? Расшифруйте буквы этого замечательного слова.

Применю…..

Обдумаю…

Доволен …..

А учителю хочу сказать….

Рекомендую ….

Класс работал…

Испытываю…..

С моей стороны участникам урока тоже подарки- буклетики.

Здесь будет файл: /data/edu/files/w1461646733.pdf (Рисунок к уроку)

Дата проведения: по 28 апреля
Опубликовано


Комментарии (5)

Наталья Владимировна, 29.04.16 в 09:39 0Ответить Пожаловаться
Нет презентации к уроку.
Абсалямова Айгуль Минихановна, 29.04.16 в 13:45 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Презентация прикреплена в конце урока.
Ксюша, 21.01.20 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
В ответ Наталья Владимировна
А как вы нашли презентацию?
Не могу что то найти.
Елизавета, 26.11.17 в 20:18 1Ответить Пожаловаться
Нет презентации к уроку. Где можно взять?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.