Урок-исследование по физике на тему «Плавание тел» (7 класс)

6
2
Материал опубликован 15 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Цель урока:

1.образовательная : рассмотреть физические основы плавания тел, причины различного поведения тел в жидкости в зависимости от плотности вещества и жидкости;

2.развивающая: способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение делать теоретические выводы из эксперимента), способствовать развитию их познавательного интереса через использование мультимедийных презентаций и исследовательскую работу;

3.воспитывающая : воспитание интереса к предмету, самостоятельности и умения работать в группе, адекватной самооценки.

Тип урока: урок –исследование.

Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, исследовательский.

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наборы тел для работы по группам, оценочные листы, тексты заданий по группам, таблицы плотностей.

Источники информации: А.В. Перышкин Физика- М .; Дрофа, 2012 7 класс учебник.

Ход урока.

1.Орг. Момент. Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашей исследовательской лаборатории!

Урок я хочу начать со слов И. Канта «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта». Презентация к уроку

(Все наши знания начинаются с опыта)слайд 1

И как вы знаете каждый исследователь должен обладать определенными знаниями, чтобы быть способным проводить исследования. Проверим вашу готовность.

2. Актуализация знаний ( заполни кроссворд) слайд 2

 

                                       

                                     
                 

1

                   
                 

2

                   
               

7

                     
               

6

                     
 

                                   
 

5

                                   
                                       
           

4

                         
                                       
             

8

                       
 

1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?( архимедова)

2. Куда направлена эта сила?( вверх)

3. а.б. От чего она зависит? ( объема тела; плотности жидкости)

4. Единица измерения силы. ( ньютон)

5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела? ( сила тяжести)

6. Куда она направлена? ( вниз)

7. От чего она зависит? ( массы)

8. .Единица измерения массы. ( килограмм)

Оцени свой результат по слайду2.

3. Определение темы урока и постановка задач урока.

Ребята, а какие слова вы можете прочитать по вертикали? ( плавание тел)

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт 
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

( Айсберг. Слайд 3).

Проблема: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?

Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

Слайд 4 тема урока: Плавание тел

На какие вопросы мы хотим с вами получить ответ?

Слайд 5.Цель урока: Что такое плавание?

Каковы условия плавания тел в жидкости.

Практическое применение условий плавания тел.

4. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, что такое плавание тел?

( ребята предлагают варианты)

Слайд6. Плавание- это способность тела удерживаться

на поверхности жидкости или на определённом уровне внутри жидкости

или газа .

слайд7. Каковы же условия плавания тел?

Чтобы выяснить условия плавания тел, вам необходимо провести исследовательскую работу по группам.

1 группа.

Выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость, тонут

С помощью динамометра определите силу тяжести, действующую на тела.

С помощью динамометра определите выталкивающую силу.

Запишите значения сил в таблицу и сделайте вывод .

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, сосновый брусок, брусок из алюминия, брусок из пенопласта, пластмассовый брусок

вещество

Сила тяжести

Сила Архимеда

Тонет или нет

сосновый

     

сталь

     

пенопласт

     

пластмасса

     

 

Вывод:

Если сила тяжести________ силы Архимеда, то тело _________.

2 группа.

Выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость, всплывают.

С помощью динамометра определите силу тяжести, действующую на тела.

С помощью динамометра определите выталкивающую силу.

Запишите значения сил в таблицу и сделайте вывод .

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, сосновый брусок, брусок из алюминия, брусок из пенопласта, пластмассовый брусок

вещество

Сила тяжести

Сила Архимеда

Тонет или нет

сосновый

     

сталь

     

пенопласт

     

пластмасса

     

 

Вывод:

Если сила тяжести________ силы Архимеда, то тело _________.

3 группа. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.

Оборудование: сосуд с водой , стальной гвоздь, фарфоровый ролик, сосновый брусок, брусок из алюминия, пенопласт, пробка, парафин.

вещество

Плотность вещества

жидкость

Плотность жидкости

Тонет или нет

сталь

 

вода

1000 кг/м3

 

фарфор

 

вода

1000 кг/м3

 

сосна

 

вода

1000 кг/м3

 

алюминий

 

вода

1000 кг/м3

 

пенопласт

 

вода

1000 кг/м3

 

пробка

 

вода

1000 кг/м3

 

парафин

 

вода

1000 кг/м3

 

Вывод:

Если плотность вещества, из которого изготовлено тело __________ плотности жидкости, то тело _____________.

4 группа. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел всплывают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.

Оборудование: сосуд с водой , стальной гвоздь, фарфоровый ролик, сосновый брусок, брусок из алюминия, пенопласт, пробка, парафин.

вещество

Плотность вещества

жидкость

Плотность жидкости

всплывают или нет

сталь

 

вода

1000 кг/м3

 

фарфор

 

вода

1000 кг/м3

 

сосна

 

вода

1000 кг/м3

 

алюминий

 

вода

1000 кг/м3

 

пенопласт

 

вода

1000 кг/м3

 

пробка

 

вода

1000 кг/м3

 

парафин

 

вода

1000 кг/м3

 

Вывод: Если плотность вещества, из которого изготовлено тело __________ плотности жидкости, то тело _____________.

5 группа.

Выяснить как ведут себя три несмешиваемые жидкости: мед, вода и масло растительное.

Налейте в мензурку сначала воду, добавьте мед и затем растительное масло.

Пронаблюдайте какая из жидкостей тонет в воде, а какая всплывает.

Заполните таблицу и сделайте вывод .

Оборудование: сосуд с водой, мед, вода, растительное масло.

жидкость

Плотность жидкости

Плотность воды

Тонет или всплывает

мед

 

1000 кг/м3

 

Масло растительное

 

1000 кг/м3

 

 

Вывод:

1.Если плотность жидкости________ плотности воды, то жидкость _________.

2.Если плотность жидкости________ плотности воды, то жидкость _________.

6. группа.

Сравнить глубину погружения деревянного и пенопластового тел в воду.

Опустите тела в воду и измерьте с помощью линейки приблизительно глубину погружения каждого из тел.

Заполните таблицу и сделайте вывод .

Оборудование: сосуд с водой, деревянный брусок, пенопластовый брусок , линейка.

вещество

Плотность вещества

Плотность воды

Глубина погружения

дерево

 

1000 кг/м3

 

пенопласт

 

1000 кг/м3

 

 

Вывод:

1.Если плотность тела ________ , то глубина погружения _____________. 2.Если плотность тела ________ , то глубина погружения _____________.

7. группа.

Сравнить глубину погружения пластмассового шарика в воде и растительном масле.

Опустите шарик сначала в воду, а затем в растительное масло и измерьте с помощью линейки приблизительно глубину погружения шарика в каждую из жидкостей.

Заполните таблицу и сделайте вывод .

Оборудование: сосуд с водой и сосуд с маслом растительным, пластмассовый шарик, линейка.

жидкость

Плотность вещества

Плотность шарика

Глубина погружения

вода

     

Масло растительное

     

 

Вывод:

1.Если плотность жидкости ________ , то глубина погружения _____________.

2.Если плотность жидкости ________ , то глубина погружения _____________.

Ребята, отложили все оборудование и заслушаем отчеты по группам.

1,2 группа. ( отвечают ребята)

Слайд 8. 1.Если Fт > Fа, то тело тонет

2.Если F а >Fт, то всплывает

3. Если Fт = Fа, то плавает внутри жидкости

Задание 1.слайд 9.Укажите силу тяжести и силу Архимеда, когда тело:

Тонет плавает всплывает

Оцени свой результат по слайду10

3,4 группы ( отвечают ребята)

Слайд 11.

Задание 2. Слайд 12. Тонет или всплывает?

1.Тонет или всплывает лёд(900) в воде(1000)?

2. Тонет или всплывает лед в бензине(710)?

3.Тонет или всплывает кусок железа(7800), если его опустить в ртуть(13600)?

4. Тонет или всплывает, если в ртуть(13600) поместить золото(19300)

5. Тонет или всплывает пластилин (1200) в воде(1000)

Оцени свой результат по слайду13 1. Всплывает 2. Тонет 3. Всплывает 4. Тонет 5. тонет

Итак подведем итоги: каковы два условия плавания тел?

Слайд 14,15

Занимательная задача .слайд 16

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?

5 группа (отвечают ребята)

Жидкости расположились слоями: та, что с большей плотностью, уютно устроилась у дна, та, что полегче, - выше, а самая легкая все время выплескивалась через края и беспрерывно кричала, что ей уже пора домой.

Вывод: слайд 17. Жидкости, как и твердые тела подчиняются условиям плавания тел

Задание 3. Слайд 18. в сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости?

 
 
 


 

Оцени свой результат по слайду19 ртуть, вода, бензин

Ребята, вы обращали внимание, что глубина погружения тел может быть разной.

6 , 7 группа ( отвечают ребята)

Вывод: слайд 20. Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.

Задание 4. Слайд 21. На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева , а какой изо льда?

Оцени свой результат по слайду22

1. лед

2. дерево (сосна)

3. пробка

Практическое применение: слайд 23 Плавание животных, рыб и человека

Плавание судов, подводных лодок

воздухоплавание

слайд 24,25,26, 27 Знаете ли вы?

Вода в Мертвом море настолько соленая, что в ней можно лежать, даже не плавая. Более того, в ней можно даже сидеть и читать книгу.

Домашний эксперимент: слайд 28. Плавать может все. (Рассказывают учащиеся)

1.Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину? (опыт)

2. Картезианский водолаз.(демонстрация)слайд 29

5.Итоги урока: слайд 30.

Вернёмся к моему вопросу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).


 

6. Домашнее задание: слайд 31 §50, упр.25 (4, 5), стр123. или вместо упражнения выполнить экспериментальное задание « Подводная лодка из виноградинки» и приготовить отчет. Выберите задание по вашим силам

7. Рефлексия: На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке доволен /не доволен.

Материал урока мне был понятен / не понятен

8. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.

« 5» - 23- 25 балла

« 4» - 18 - 22 баллов

« 3» - 12- 17 баллов

 

Предварительный просмотр презентации

«Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта.» И .Кант

е п 1 2 3а 3б 4 5 7 8 о б ъ е м а т е л а а р х и м е д о в а в в е р х м а с с ы п л о т н о с т и ж и д к о с т и с и л а т я ж е с т и Н ь ю т о н к и л о г р а м м 6 в н и з 1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость? 2. Куда направлена эта сила? 3а.б.От чего она зависит? 4. Единица измерения силы. 6. Куда она направлена? 7. От чего она зависит? 8.Единица измерения массы. 5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела?

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? Сегодня над морем Большая жара; А в море плывёт  Ледяная гора. Плывёт и, наверно, Считает: Она и в жару не растает.

ТЕМА УРОКА Плавание тел

Цель урока : Что такое плавание тел? Выяснить условия, при которых тело в жидкости а) тонет; б) всплывает; в) плавает в зависимости от плотности вещества и жидкости. Практическое применение плавания тел

Плавание — способность тела удерживаться на поверхности жидкости или на определённом уровне внутри жидкости или газа

Каковы условия плавания тел в жидкости?

Условия плавания тел 1.Если Fт > Fа, то тело тонет 2.Если F а >Fт, то всплывает 3. Если Fт = Fа, то плавает внутри жидкости

Укажите силу тяжести и силу Архимеда, когда тело: тонет плавает всплывает

Если Fт > Fа, тело тонет Если F т = Fа, тело плавает Если F а >Fт, тело всплывает FА FА FА Fт Fт Fт Оцените результат

Условия плавания тел Тело тонет тело всплывает тело плавает внутри жидкости 1. 2. 3.

Задание: Тонет или всплывает? 1.Тонет или всплывает лёд(900) в воде(1000)? 2. Тонет или всплывает лед в бензине(710)? 3.Тонет или всплывает кусок железа(7800), если его опустить в ртуть(13600)? 4. Тонет или всплывает, если в ртуть(13600) поместить золото(19300) 5. Тонет или всплывает пластилин (1200) в воде(1000)

Оцените результат 1. всплывает 2. тонет 3. всплывает 4. тонет 5. тонет

FA и FT Ж и Т Тонет, плавает или всплывает Тонет Плавает Всплывает

FA и FT Ж и Т Тонет, плавает или всплывает FA < FT Ж < Т Тонет FA = FT Ж = Т Плавает FA > FT Ж > Т Всплывает

Занимательная задача Задача. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде? Ответ. Жидкости расположились слоями: та, что с большей плотностью, уютно устроилась у дна, та, что полегче, - выше, а самая легкая все время выплескивалась через края и беспрерывно кричала, что ей уже пора домой. мед вода Подсолнечное масло

Жидкости, как и твердые тела подчиняются условиям плавания тел

Предположим, что в сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости?

Предположим, что в сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости? бензин вода ртуть

Вода ρ = 1000 кг/м3 Масло ρ =920 кг/м3 Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.

На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева , а какой изо льда?

Оцените результат 1. лед 2. дерево (сосна) 3. пробка

Практическое применение Плавание животных, рыб и человека Плавание судов, подводных лодок воздухоплавание

Плавание живых организмов Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой. Благодаря этому водные животные не нуждаются в столь прочных скелетах, как наземные.

Рыбы регулируют глубину погружения, меняя среднюю плотность своего тела. У рыб есть орган, называемый плавательным пузырем 1. Меняя объем пузыря, рыбы могут изменять глубину погружения.

Если вы начали барахтаться и пытаетесь выскакивать из воды, архимедова сила уменьшается, и вы погружаетесь.

Знаете ли вы? Вода в Мертвом море настолько соленая, что в ней можно лежать, даже не плавая. Более того, в ней можно даже сидеть и читать книгу. Вода Мертвого моря содержит не 2-3% соли как большинство морей и океанов, а более 27%, с глубиной соленость растет. В результате вода Мертвого моря значительно плотнее обыкновенной морской воды, утонуть в такой плотной жидкости практически нельзя.

Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину и пластилин? Обсудим результаты опыта. Домашний эксперимент Плавать может всё!

Домашний эксперимент "Картезианский водолаз» французский ученый Рене Декарт (по-латыни его фамилия - Картезий)

Условие плавания тел всплывает плавает тонет плотность жидкости больше плотности тела плотность жидкости равна плотности тела плотность жидкости меньше плотности тела

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? Сегодня над морем Большая жара; А в море плывёт  Ледяная гора. Плывёт и, наверно, Считает: Она и в жару не растает.

Домашнее задание §50, упр.25 (4, 5), стр123. или вместо упражнения выполнить экспериментальное задание « Подводная лодка из виноградинки» и приготовить отчет. Выберите задание по вашим силам Подводная лодка из виноградинки В стакан со свежей газированной водой бросьте виноградину. Она чуть тяжелее воды, вытесняемой ею, и опустится на дно. Проследите, что произойдет с виноградиной через несколько минут.

Оцени себя: « 5» - 20-22 балла « 4» - 16-19 баллов « 3» - 10-15 баллов

Закрепление материала 1. Почему яйцо тонет в воде, но плавает в керосине? 2.Где легче плавать: в пресной воде или в морской? 3. Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой? Что будет происходить с кусочком льда в керосине? А в воде? Определите, в каком состоянии находится тело: всплывает, тонет или плавает, если масса тела 20 г и объем вытесненной им воды равен 20 см3?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень хороший урок! замечательные идеи по практическим заданиям! ПС.Вы упоминаете в конспекте презентацию, а где она? Нельзя ли и ее опубликовать?

15 March 2017

Спасибо, за замечательный урок. Нашла для себя интересные идеи.

24 July