Пояснительная записка к презентации
Цель урока:
1.образовательная : рассмотреть физические основы плавания тел, причины различного поведения тел в жидкости в зависимости от плотности вещества и жидкости;
2.развивающая: способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение делать теоретические выводы из эксперимента), способствовать развитию их познавательного интереса через использование мультимедийных презентаций и исследовательскую работу;
3.воспитывающая : воспитание интереса к предмету, самостоятельности и умения работать в группе, адекватной самооценки.
Тип урока: урок –исследование.
Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, исследовательский.
Формы обучения: индивидуальная, групповая
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наборы тел для работы по группам, оценочные листы, тексты заданий по группам, таблицы плотностей.
Источники информации: А.В. Перышкин Физика- М .; Дрофа, 2012 7 класс учебник.
Ход урока.
1.Орг. Момент. Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашей исследовательской лаборатории!
Урок я хочу начать со слов И. Канта «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта». Презентация к уроку
(Все наши знания начинаются с опыта)слайд 1
И как вы знаете каждый исследователь должен обладать определенными знаниями, чтобы быть способным проводить исследования. Проверим вашу готовность.
2. Актуализация знаний ( заполни кроссворд) слайд 2
3а |
|||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||
3б |
|||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||
8 |
1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?( архимедова)
2. Куда направлена эта сила?( вверх)
3. а.б. От чего она зависит? ( объема тела; плотности жидкости)
4. Единица измерения силы. ( ньютон)
5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела? ( сила тяжести)
6. Куда она направлена? ( вниз)
7. От чего она зависит? ( массы)
8. .Единица измерения массы. ( килограмм)
Оцени свой результат по слайду2.
3. Определение темы урока и постановка задач урока.
Ребята, а какие слова вы можете прочитать по вертикали? ( плавание тел)
Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?
А какие тела тонут в воде?
А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
( Айсберг. Слайд 3).
Проблема: А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся путаются в ответах.)
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?
Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.
Слайд 4 тема урока: Плавание тел
На какие вопросы мы хотим с вами получить ответ?
Слайд 5.Цель урока: Что такое плавание?
Каковы условия плавания тел в жидкости.
Практическое применение условий плавания тел.
4. Изучение нового материала.
Ребята, как вы думаете, что такое плавание тел?
( ребята предлагают варианты)
Слайд6. Плавание- это способность тела удерживаться
на поверхности жидкости или на определённом уровне внутри жидкости
или газа .
слайд7. Каковы же условия плавания тел?
Чтобы выяснить условия плавания тел, вам необходимо провести исследовательскую работу по группам.
1 группа.
Выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость, тонут
С помощью динамометра определите силу тяжести, действующую на тела.
С помощью динамометра определите выталкивающую силу.
Запишите значения сил в таблицу и сделайте вывод .
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, сосновый брусок, брусок из алюминия, брусок из пенопласта, пластмассовый брусок
вещество |
Сила тяжести |
Сила Архимеда |
Тонет или нет |
сосновый |
|||
сталь |
|||
пенопласт |
|||
пластмасса |
Вывод:
Если сила тяжести________ силы Архимеда, то тело _________.
2 группа.
Выяснить при каком условии тела, погруженные в жидкость, всплывают.
С помощью динамометра определите силу тяжести, действующую на тела.
С помощью динамометра определите выталкивающую силу.
Запишите значения сил в таблицу и сделайте вывод .
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, сосновый брусок, брусок из алюминия, брусок из пенопласта, пластмассовый брусок
вещество |
Сила тяжести |
Сила Архимеда |
Тонет или нет |
сосновый |
|||
сталь |
|||
пенопласт |
|||
пластмасса |
Вывод:
Если сила тяжести________ силы Архимеда, то тело _________.
3 группа. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Оборудование: сосуд с водой , стальной гвоздь, фарфоровый ролик, сосновый брусок, брусок из алюминия, пенопласт, пробка, парафин.
вещество |
Плотность вещества |
жидкость |
Плотность жидкости |
Тонет или нет |
сталь |
вода |
1000 кг/м3 |
||
фарфор |
вода |
1000 кг/м3 |
||
сосна |
вода |
1000 кг/м3 |
||
алюминий |
вода |
1000 кг/м3 |
||
пенопласт |
вода |
1000 кг/м3 |
||
пробка |
вода |
1000 кг/м3 |
||
парафин |
вода |
1000 кг/м3 |
Вывод:
Если плотность вещества, из которого изготовлено тело __________ плотности жидкости, то тело _____________.
4 группа. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел всплывают в воде. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Оборудование: сосуд с водой , стальной гвоздь, фарфоровый ролик, сосновый брусок, брусок из алюминия, пенопласт, пробка, парафин.
вещество |
Плотность вещества |
жидкость |
Плотность жидкости |
всплывают или нет |
сталь |
вода |
1000 кг/м3 |
||
фарфор |
вода |
1000 кг/м3 |
||
сосна |
вода |
1000 кг/м3 |
||
алюминий |
вода |
1000 кг/м3 |
||
пенопласт |
вода |
1000 кг/м3 |
||
пробка |
вода |
1000 кг/м3 |
||
парафин |
вода |
1000 кг/м3 |
Вывод: Если плотность вещества, из которого изготовлено тело __________ плотности жидкости, то тело _____________.
5 группа.
Выяснить как ведут себя три несмешиваемые жидкости: мед, вода и масло растительное.
Налейте в мензурку сначала воду, добавьте мед и затем растительное масло.
Пронаблюдайте какая из жидкостей тонет в воде, а какая всплывает.
Заполните таблицу и сделайте вывод .
Оборудование: сосуд с водой, мед, вода, растительное масло.
жидкость |
Плотность жидкости |
Плотность воды |
Тонет или всплывает |
мед |
1000 кг/м3 |
||
Масло растительное |
1000 кг/м3 |
Вывод:
1.Если плотность жидкости________ плотности воды, то жидкость _________.
2.Если плотность жидкости________ плотности воды, то жидкость _________.
6. группа.
Сравнить глубину погружения деревянного и пенопластового тел в воду.
Опустите тела в воду и измерьте с помощью линейки приблизительно глубину погружения каждого из тел.
Заполните таблицу и сделайте вывод .
Оборудование: сосуд с водой, деревянный брусок, пенопластовый брусок , линейка.
вещество |
Плотность вещества |
Плотность воды |
Глубина погружения |
дерево |
1000 кг/м3 |
||
пенопласт |
1000 кг/м3 |
Вывод:
1.Если плотность тела ________ , то глубина погружения _____________. 2.Если плотность тела ________ , то глубина погружения _____________.
7. группа.
Сравнить глубину погружения пластмассового шарика в воде и растительном масле.
Опустите шарик сначала в воду, а затем в растительное масло и измерьте с помощью линейки приблизительно глубину погружения шарика в каждую из жидкостей.
Заполните таблицу и сделайте вывод .
Оборудование: сосуд с водой и сосуд с маслом растительным, пластмассовый шарик, линейка.
жидкость |
Плотность вещества |
Плотность шарика |
Глубина погружения |
вода |
|||
Масло растительное |
Вывод:
1.Если плотность жидкости ________ , то глубина погружения _____________.
2.Если плотность жидкости ________ , то глубина погружения _____________.
Ребята, отложили все оборудование и заслушаем отчеты по группам.
1,2 группа. ( отвечают ребята)
Слайд 8. 1.Если Fт > Fа, то тело тонет
2.Если F а >Fт, то всплывает
3. Если Fт = Fа, то плавает внутри жидкости
Задание 1.слайд 9.Укажите силу тяжести и силу Архимеда, когда тело:
Тонет плавает всплывает
Оцени свой результат по слайду10
3,4 группы ( отвечают ребята)
Слайд 11.
Задание 2. Слайд 12. Тонет или всплывает?
1.Тонет или всплывает лёд(900) в воде(1000)?
2. Тонет или всплывает лед в бензине(710)?
3.Тонет или всплывает кусок железа(7800), если его опустить в ртуть(13600)?
4. Тонет или всплывает, если в ртуть(13600) поместить золото(19300)
5. Тонет или всплывает пластилин (1200) в воде(1000)
Оцени свой результат по слайду13 1. Всплывает 2. Тонет 3. Всплывает 4. Тонет 5. тонет
Итак подведем итоги: каковы два условия плавания тел?
Слайд 14,15
Занимательная задача .слайд 16
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?
5 группа (отвечают ребята)
Жидкости расположились слоями: та, что с большей плотностью, уютно устроилась у дна, та, что полегче, - выше, а самая легкая все время выплескивалась через края и беспрерывно кричала, что ей уже пора домой.
Вывод: слайд 17. Жидкости, как и твердые тела подчиняются условиям плавания тел
Задание 3. Слайд 18. в сосуд налили воду, бензин и ртуть. Укажите на рисунке как расположатся эти жидкости?
Оцени свой результат по слайду19 ртуть, вода, бензин
Ребята, вы обращали внимание, что глубина погружения тел может быть разной.
6 , 7 группа ( отвечают ребята)
Вывод: слайд 20. Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела.
Задание 4. Слайд 21. На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева , а какой изо льда?
Оцени свой результат по слайду22
1. лед
2. дерево (сосна)
3. пробка
Практическое применение: слайд 23 Плавание животных, рыб и человека
Плавание судов, подводных лодок
воздухоплавание
слайд 24,25,26, 27 Знаете ли вы?
Вода в Мертвом море настолько соленая, что в ней можно лежать, даже не плавая. Более того, в ней можно даже сидеть и читать книгу.
Домашний эксперимент: слайд 28. Плавать может все. (Рассказывают учащиеся)
1.Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину? (опыт)
2. Картезианский водолаз.(демонстрация)слайд 29
5.Итоги урока: слайд 30.
Вернёмся к моему вопросу.
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).
6. Домашнее задание: слайд 31 §50, упр.25 (4, 5), стр123. или вместо упражнения выполнить экспериментальное задание « Подводная лодка из виноградинки» и приготовить отчет. Выберите задание по вашим силам
7. Рефлексия: На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке доволен /не доволен.
Материал урока мне был понятен / не понятен
8. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
« 5» - 23- 25 балла
« 4» - 18 - 22 баллов
« 3» - 12- 17 баллов
Матросова Галина Николаевна
Набродова Екатерина Геннадьевна