12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пешкова Елена Александровна2893
учитель физики МАОУ "Лицей №82"
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
5

Урок-игра по теме «Плавание тел»



Урок-игра по теме «Плавание тел»

(в формате «Морской бой»)

Краткое описание ресурса: Ресурс представляет собой мультимедийное сопровождение к уроку-игре в формате «Морской бой» и содержит нестандартные задачи различного уровня по теме «Плавание тел».

Конспект урока

Возраст детей: 7 класс.

Тема: Обобщающее занятие по теме «Плавание тел».

Тип урока: урок повторения.

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме «Плавание тел» посредством решения задач различного уровня в игровой форме.

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить отработку полученных знаний и умений;
  • совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня;
  • закрепить умение применять законы гидростатики к решению задач на плавание тел.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, приводить примеры) и элементов рефлексивной деятельности;
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли;
  • создать условия для развития навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знают понятия «плотность», «атмосферное давление», «выталкивающая сила»; понятия, связанные с плаванием судов и воздухоплаванием;
  • Знают и умеют применять закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда и условия плавания тел;
  • Умеют работать в группах, рационально распределять обязанности и разделять ответственность.

Методы обучения: частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: коллективная.

Оборудование: учебник «Физика 7», А.В.Перышкин; дидактические материалы (таблица плотностей различных тел; распечатанные задания (слайды) для команд); жетоны за правильный ответ (не менее 12); красные, желтые, зеленые листы-сигналы (для каждого ученика); мультимедийное обеспечение.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности.

Метапредметные:

  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные:

  • закрепление основных понятий и законов гидростатики;
  • умение применять законы гидростатики для решения задач.

Структура урока:

Этап урока

Содержание

Время

1

Организационный момент

Приветствие участников игры.

Пояснение порядка проведения мероприятия.

4 мин

2

Проведение игры

Открытие поля с заданиями.

Выполнение заданий.

Проверка правильности выполнения заданий.

35 мин

3

Подведение итогов

Выводы по итогам игры.

Оценивание работы на уроке.

Рефлексия.

4 мин

4

Домашнее задание

Формулировка домашнего задания.

2 мин

Подготовка к мероприятию:

При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно повторяют информацию §§48-52 учебника [3], вспоминают особенности решения задач на гидростатику.

До начала урока учитель раскладывает на парты для каждого ученика листы-сигналы (красный, желтый и зеленый), которые будут необходимы на этапе рефлексии.

Необходимо распечатать слайд 7 с кроссвордом (в двух экземплярах). Остальные слайды с заданиями распечатываются на усмотрение учителя.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует участников соревнований и делит класс на 2 группы-команды (по рядам). В течение 1 минуты группа выбирает себе название и девиз. По истечении отведенного времени, команды взаимно приветствуют друг друга.

Далее учитель знакомит учащихся с игровым полем

и поясняет правила проведения игры (переход по ссылке ):

  • Игра проходит на двух полях размером 4 на 4 клетки. На каждом поле размещаются 3 корабля (3-х палубный (может быть расположен буквой Г), 2-х палубный и 1-палубный ).
  • Выстрелы делаются командами по очереди. Если при выстреле происходит попадание на свободную клетку, то на поле в этой клетке появляется прочерк , а ход переходит к команде-сопернику.
  • Если при выстреле произошло попадание в корабль, осуществляется переход на страницу с вопросом (при возвращении на поле боя в этой клеточке появляется крестик ). В случае правильного ответа на вопрос, команде предоставляется право дополнительного выстрела. Если ответ неверный – право ответа передается команде-сопернику. Если соперник не справляется с заданием, право выстрела возвращается первой команде.
  • Каждый участник команды имеет право дать ответ на один вопрос, однако он может принимать дальнейшее участие в обсуждениях.
  • Во время обдумывания ответа действует ограничение по времени.
  • За каждый правильный ответ команда получает жетон.
  • Победителем боя считается тот, кто первым потопит все корабли противника. Проигравшая команда имеет право при наличии времени попросить изучить после окончания игры у соперника игровое поле (ответить на оставшиеся неоткрытыми вопросы).
  • Интеллектуальным победителем является команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
  • Если победитель боя и интеллектуальный победитель совпадает, то команда считается абсолютным победителем.
  • После знакомства с правилами учитель вновь переходит на игровое поле и начинает игру.

2. Проведение игры

Открытие заданий происходит в произвольном порядке учащимися, в соответствии с их выбором. Учитель зачитывает вопрос и передает задания на распечатанном листе командам. После чего включается таймер (значок в левом нижнем углу слайда). По окончании времени (или досрочно) один из участников команды дает ответ. Если ответ неправильный – право ответа передается команде-сопернику. При этом дополнительное время на обдумывание ответа не дается. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Переход к игровому полю происходит по ссылке .

В середине игры целесообразно провести физкультминутку. Для этого с игрового поля необходимо перейти по ссылке .

Ниже приведены задания и возможные ответы:

Задание: Просмотрите видеоролики и дайте им пояснение. Что общего в предложенных анимациях?

Ответ: В первой анимации демонстрируются сообщающиеся сосуды. Однородная жидкость в таких сосудах устанавливается на одном уровне (при равенстве внешних давлений). Во второй анимации демонстрируется работа шлюза, которая также основана на законе сообщающихся сосудов. Открываются входные ворота, и судно заходит внутрь камеры. Входные ворота закрываются. Открывается перепускной клапан, вызывая падение уровня воды в камере с находящимся в ней судном. Впускные ворота открываются, судно выходит из камеры. и т.д.

Анимация на слайде: Для запуска анимации нажать на видеофрагменты левой кнопкой мыши.

Задание: Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.

Ответ: равна, меньше, больше.

Анимация на слайде: Ответ появляется при нажатии на пропуски левой кнопкой мыши.

Задание: Разгадайте ребус.

Ответ: Эврика.

Анимация на слайде: Ответ появляется при нажатии на ребус левой кнопкой мыши.

Задание: Решите кроссворд.

Ответ: 1. Грузоподъемность. 2. Водоизмещение. 3. Ватерлиния. 4. Осадка.

Анимация на слайде: Ответы появляются при нажатии на сетку кроссворда левой кнопкой мыши.

Задание: В результате столкновения с айсбергом легендарная яхта «Беда» получила пробоину. Старший помощник Лом решил бросать за борт вещи. Какие из них утонут, а какие будут плавать на поверхности воды? Вещи: парафиновая свеча; пробковый портфель; фарфоровая статуэтка; золотая люстра; алюминиевая ложка; дубовый стул.

Ответ: Плавают: парафиновая свеча; пробковый портфель; дубовый стул. Тонут: фарфоровая статуэтка; золотая люстра; алюминиевая ложка.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на картинку из мультфильма левой кнопкой мыши.

Задание: Звездные собаки Белка и Стрелка отправились на планету Каникула-1 системы Сириуса. В косморюкзаках лежали образцы из золота, мрамора и парафина. За время полета надписи на них стерлись. Как можно определить состав образца, если на планете имеются реки из воды и ртути?

Ответ: Следует поместить все образцы в ртутную реку. Тот, который будет тонуть – из золота. После чего, оставшиеся образцы положить в воду. Тот, который утонет – из мрамора. Тот, что плавает на поверхности – из парафина.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение собак левой кнопкой мыши.

Задание: Обедая в кафе с профессором Селезневым, археолог Громозека заказал себе Слоеный коктейль. Как расположились слои коктейля в стакане? Ингредиенты: машинное масло; ртуть; мед; нефть; эфир; серная кислота.

Ответ: Ртуть, серная кислота; мед; машинное масло; нефть; эфир.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение стакана левой кнопкой мыши.

Задание: Винтик и Шпунтик сделали замечательный умывальник. Они налили полную бочку воды и плотно закрыли крышку. Утром коротышки так и не смогли воспользоваться изобретением. Объясните почему?

Ответ: Атмосфера оказывает давление на воду в кране и препятствует ее вытеканию.

Задание: Весы с золотой и серебряной рыбками находятся в равновесии. Что произойдет, если обе рыбки одновременно погрузить в воду?

Ответ: Равновесие весов нарушится. Перетянет золотая рыбка, т.к. ее объем меньше и на нее действует меньшая выталкивающая сила (при равных силах тяжести).

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение рыбок левой кнопкой мыши.

Задание: Лабораторный хомяк Веня проводил измерения веса алюминиевого бруска объемом 5 см^3 в воде и в воздухе. Какие результаты он получил?

Ответ: Вес в воздухе = mg = ρалюм V g =2700 кг/м^3×0,000005 м^3×10 м/с^2 = 0,135 Н

Вес в воде = Pв воздухе – FАрхимеда = Pв воздухе – ρводы V g = 0,135 Н – (1000 кг/м^3×0,000005 м^3×10 м/с^2) = 0,085 Н

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение хомяка левой кнопкой мыши.

Задание: Стойкий оловянный солдатик в воздухе весит 30 мН, а в воде – 25 мН. Имеет ли солдатик полость? (если полость имеется, определите ее объем)

Ответ: Солдатик имеет полость.

FA = Pв воздухе – Pв воде = (30 – 25) ×10^(-3) Н = 5 ×10^(-3) Н

Объем солдатика: Vсолд = = 5×10^(-7) м^3

Объем оловянного тела весом 30мН без полости: Vтела = = 4,1×10^(-7) м^3

Vсолд > Vтела, значит есть полость.

Объем полости: Vполости = Vтела - Vсолд = 0,9 ×10^(-7) м^3.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение солдатиков левой кнопкой мыши.

Задание: Сможет ли Дюймовочка массой 4 г переплыть лужу в скорлупе грецкого ореха? Объем (емкость) скорлупки – 6 см^3; ее масса – 1 г.

Ответ: Да.

FА = ρводы Vп.ч.т. g = 1000 кг/м^3 0,000006 м^3 10 м/с^2 = 0,06 Н

Fтяж = FДюймовочки + Fскорлупки = (mДюймовочки + mскорлупки) g = 0,05 Н < FА, значит скорлупка с Дюймовочкой будет плавать.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение Дюймовочки левой кнопкой мыши.

3. Подведение итогов

Учитель анализирует работу учащихся в целом; производится подсчет жетонов, объявляются победители.

Далее на игровом поле производится переход по ссылке Рефлексия . Учащимся предлагается выбрать наиболее удачное описание своей работы на уроке и поднять вверх карточку соответствующего цвета (красную, желтую, зеленую).

4. Домашнее задание

Учитель поясняет домашнее задание.

1) Найти физические ошибки в фрагменте мультфильма про Винни Пуха (воздушный шарик).

2) Самостоятельно придумать и решить задачу по теме «Плавание тел». Оформить ее в виде слайда в совместной презентации. (Дается ссылка на совместную презентацию в google Документах)

Список использованных интернет – ресурсов и литературы

Комментарии о возможностях использования данной разработки:

Наиболее эффективным представляется использование разработки в классах с малым количеством учащихся или в дни, когда наполняемость класса низка (в предпраздничные дни, морозы и т.п.).

Кроме того, возможно создание подобных полей с заданиями самими учащимися с помощью учителя, и проведение парных боев (по партам), если в классе действует модель «1 ученик – 1 компьютер».

Примечание:

Если в презентации не запускаются видеофрагменты на слайдах 4 и 16, то можно произвести вставку этих ресурсов из архива. На слайд 4 необходимо вставить видео Сообщающиеся сосуды.avi и Шлюзы.avi. На слайд 16 – файл Физкультминутка.avi


Урок-игра "Плавание тел"
PPTX / 9.18 Мб

фрагменты
RAR / 3.25 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.