Урок-игра по физике на тему «Плавание тел» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок-игра по теме «Плавание тел»
(в формате «Морской бой»)
Краткое описание ресурса: Ресурс представляет собой мультимедийное сопровождение к уроку-игре в формате «Морской бой» и содержит нестандартные задачи различного уровня по теме «Плавание тел».
Конспект урока
Возраст детей: 7 класс.
Тема: Обобщающее занятие по теме «Плавание тел».
Тип урока: урок повторения.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме «Плавание тел» посредством решения задач различного уровня в игровой форме.
Задачи урока:
образовательные:
- обеспечить отработку полученных знаний и умений;
- совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня;
- закрепить умение применять законы гидростатики к решению задач на плавание тел.
развивающие:
- создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, приводить примеры) и элементов рефлексивной деятельности;
- создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
- создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли;
- создать условия для развития навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
- воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.
Диагностика умений и навыков:
К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знают понятия «плотность», «атмосферное давление», «выталкивающая сила»; понятия, связанные с плаванием судов и воздухоплаванием;
- Знают и умеют применять закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда и условия плавания тел;
- Умеют работать в группах, рационально распределять обязанности и разделять ответственность.
Методы обучения: частично-поисковые.
Форма организации учебной деятельности: коллективная.
Оборудование: учебник «Физика 7», А.В.Перышкин; дидактические материалы (таблица плотностей различных тел; распечатанные задания (слайды) для команд); жетоны за правильный ответ (не менее 12); красные, желтые, зеленые листы-сигналы (для каждого ученика); мультимедийное обеспечение.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности.
Метапредметные:
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Предметные:
- закрепление основных понятий и законов гидростатики;
- умение применять законы гидростатики для решения задач.
Структура урока:
№ |
Этап урока |
Содержание |
Время |
1 |
Организационный момент |
Приветствие участников игры. Пояснение порядка проведения мероприятия. |
4 мин |
2 |
Проведение игры |
Открытие поля с заданиями. Выполнение заданий. Проверка правильности выполнения заданий. |
35 мин |
3 |
Подведение итогов |
Выводы по итогам игры. Оценивание работы на уроке. Рефлексия. |
4 мин |
4 |
Домашнее задание |
Формулировка домашнего задания. |
2 мин |
Подготовка к мероприятию:
При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно повторяют информацию §§48-52 учебника [3], вспоминают особенности решения задач на гидростатику.
До начала урока учитель раскладывает на парты для каждого ученика листы-сигналы (красный, желтый и зеленый), которые будут необходимы на этапе рефлексии.
Необходимо распечатать слайд 7 с кроссвордом (в двух экземплярах). Остальные слайды с заданиями распечатываются на усмотрение учителя.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель приветствует участников соревнований и делит класс на 2 группы-команды (по рядам). В течение 1 минуты группа выбирает себе название и девиз. По истечении отведенного времени, команды взаимно приветствуют друг друга.
Далее учитель знакомит учащихся с игровым полем
и поясняет правила проведения игры (переход по ссылке ):
- Игра проходит на двух полях размером 4 на 4 клетки. На каждом поле размещаются 3 корабля (3-х палубный (может быть расположен буквой Г), 2-х палубный и 1-палубный ).
- Выстрелы делаются командами по очереди. Если при выстреле происходит попадание на свободную клетку, то на поле в этой клетке появляется прочерк , а ход переходит к команде-сопернику.
- Если при выстреле произошло попадание в корабль, осуществляется переход на страницу с вопросом (при возвращении на поле боя в этой клеточке появляется крестик ). В случае правильного ответа на вопрос, команде предоставляется право дополнительного выстрела. Если ответ неверный – право ответа передается команде-сопернику. Если соперник не справляется с заданием, право выстрела возвращается первой команде.
- Каждый участник команды имеет право дать ответ на один вопрос, однако он может принимать дальнейшее участие в обсуждениях.
- Во время обдумывания ответа действует ограничение по времени.
- За каждый правильный ответ команда получает жетон.
- Победителем боя считается тот, кто первым потопит все корабли противника. Проигравшая команда имеет право при наличии времени попросить изучить после окончания игры у соперника игровое поле (ответить на оставшиеся неоткрытыми вопросы).
- Интеллектуальным победителем является команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
- Если победитель боя и интеллектуальный победитель совпадает, то команда считается абсолютным победителем.
- После знакомства с правилами учитель вновь переходит на игровое поле и начинает игру.
2. Проведение игры
Открытие заданий происходит в произвольном порядке учащимися, в соответствии с их выбором. Учитель зачитывает вопрос и передает задания на распечатанном листе командам. После чего включается таймер (значок в левом нижнем углу слайда). По окончании времени (или досрочно) один из участников команды дает ответ. Если ответ неправильный – право ответа передается команде-сопернику. При этом дополнительное время на обдумывание ответа не дается. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Переход к игровому полю происходит по ссылке .
В середине игры целесообразно провести физкультминутку. Для этого с игрового поля необходимо перейти по ссылке .
Ниже приведены задания и возможные ответы:
Задание: Просмотрите видеоролики и дайте им пояснение. Что общего в предложенных анимациях?
Ответ: В первой анимации демонстрируются сообщающиеся сосуды. Однородная жидкость в таких сосудах устанавливается на одном уровне (при равенстве внешних давлений). Во второй анимации демонстрируется работа шлюза, которая также основана на законе сообщающихся сосудов. Открываются входные ворота, и судно заходит внутрь камеры. Входные ворота закрываются. Открывается перепускной клапан, вызывая падение уровня воды в камере с находящимся в ней судном. Впускные ворота открываются, судно выходит из камеры. и т.д.
Анимация на слайде: Для запуска анимации нажать на видеофрагменты левой кнопкой мыши.
Задание: Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.
Ответ: равна, меньше, больше.
Анимация на слайде: Ответ появляется при нажатии на пропуски левой кнопкой мыши.
Задание: Разгадайте ребус.
Ответ: Эврика.
Анимация на слайде: Ответ появляется при нажатии на ребус левой кнопкой мыши.
Задание: Решите кроссворд.
Ответ: 1. Грузоподъемность. 2. Водоизмещение. 3. Ватерлиния. 4. Осадка.
Анимация на слайде: Ответы появляются при нажатии на сетку кроссворда левой кнопкой мыши.
Задание: В результате столкновения с айсбергом легендарная яхта «Беда» получила пробоину. Старший помощник Лом решил бросать за борт вещи. Какие из них утонут, а какие будут плавать на поверхности воды? Вещи: парафиновая свеча; пробковый портфель; фарфоровая статуэтка; золотая люстра; алюминиевая ложка; дубовый стул.
Ответ: Плавают: парафиновая свеча; пробковый портфель; дубовый стул. Тонут: фарфоровая статуэтка; золотая люстра; алюминиевая ложка.
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на картинку из мультфильма левой кнопкой мыши.
Задание: Звездные собаки Белка и Стрелка отправились на планету Каникула-1 системы Сириуса. В косморюкзаках лежали образцы из золота, мрамора и парафина. За время полета надписи на них стерлись. Как можно определить состав образца, если на планете имеются реки из воды и ртути?
Ответ: Следует поместить все образцы в ртутную реку. Тот, который будет тонуть – из золота. После чего, оставшиеся образцы положить в воду. Тот, который утонет – из мрамора. Тот, что плавает на поверхности – из парафина.
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение собак левой кнопкой мыши.
Задание: Обедая в кафе с профессором Селезневым, археолог Громозека заказал себе Слоеный коктейль. Как расположились слои коктейля в стакане? Ингредиенты: машинное масло; ртуть; мед; нефть; эфир; серная кислота.
Ответ: Ртуть, серная кислота; мед; машинное масло; нефть; эфир.
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение стакана левой кнопкой мыши.
Задание: Винтик и Шпунтик сделали замечательный умывальник. Они налили полную бочку воды и плотно закрыли крышку. Утром коротышки так и не смогли воспользоваться изобретением. Объясните почему?
Ответ: Атмосфера оказывает давление на воду в кране и препятствует ее вытеканию.
Задание: Весы с золотой и серебряной рыбками находятся в равновесии. Что произойдет, если обе рыбки одновременно погрузить в воду?
Ответ: Равновесие весов нарушится. Перетянет золотая рыбка, т.к. ее объем меньше и на нее действует меньшая выталкивающая сила (при равных силах тяжести).
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение рыбок левой кнопкой мыши.
Задание: Лабораторный хомяк Веня проводил измерения веса алюминиевого бруска объемом 5 см^3 в воде и в воздухе. Какие результаты он получил?
Ответ: Вес в воздухе = mg = ρалюм V g =2700 кг/м^3×0,000005 м^3×10 м/с^2 = 0,135 Н
Вес в воде = Pв воздухе – FАрхимеда = Pв воздухе – ρводы V g = 0,135 Н – (1000 кг/м^3×0,000005 м^3×10 м/с^2) = 0,085 Н
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение хомяка левой кнопкой мыши.
Задание: Стойкий оловянный солдатик в воздухе весит 30 мН, а в воде – 25 мН. Имеет ли солдатик полость? (если полость имеется, определите ее объем)
Ответ: Солдатик имеет полость.
FA = Pв воздухе – Pв воде = (30 – 25) ×10^(-3) Н = 5 ×10^(-3) Н
Объем солдатика: Vсолд = = 5×10^(-7) м^3
Объем оловянного тела весом 30мН без полости: Vтела = = 4,1×10^(-7) м^3
Vсолд > Vтела, значит есть полость.
Объем полости: Vполости = Vтела - Vсолд = 0,9 ×10^(-7) м^3.
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение солдатиков левой кнопкой мыши.
Задание: Сможет ли Дюймовочка массой 4 г переплыть лужу в скорлупе грецкого ореха? Объем (емкость) скорлупки – 6 см^3; ее масса – 1 г.
Ответ: Да.
FА = ρводы Vп.ч.т. g = 1000 кг/м^3 0,000006 м^3 10 м/с^2 = 0,06 Н
Fтяж = FДюймовочки + Fскорлупки = (mДюймовочки + mскорлупки) g = 0,05 Н < FА, значит скорлупка с Дюймовочкой будет плавать.
Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение Дюймовочки левой кнопкой мыши.
3. Подведение итогов
Учитель анализирует работу учащихся в целом; производится подсчет жетонов, объявляются победители.
Далее на игровом поле производится переход по ссылке Рефлексия . Учащимся предлагается выбрать наиболее удачное описание своей работы на уроке и поднять вверх карточку соответствующего цвета (красную, желтую, зеленую).
4. Домашнее задание
Учитель поясняет домашнее задание.
1) Найти физические ошибки в фрагменте мультфильма про Винни Пуха (воздушный шарик).
2) Самостоятельно придумать и решить задачу по теме «Плавание тел». Оформить ее в виде слайда в совместной презентации. (Дается ссылка на совместную презентацию в google Документах)
Список использованных интернет – ресурсов и литературы
- Кирик Л.А., Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2010.
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru
- Работа шлюза http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EB%FE%E7_(%E3%E8%E4%F0%EE%F2%E5%F5%ED%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%F1%EE%EE%F0%F3%E6%E5%ED%E8%E5)
- Перышкин А.В., Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
Комментарии о возможностях использования данной разработки:
Наиболее эффективным представляется использование разработки в классах с малым количеством учащихся или в дни, когда наполняемость класса низка (в предпраздничные дни, морозы и т.п.).
Кроме того, возможно создание подобных полей с заданиями самими учащимися с помощью учителя, и проведение парных боев (по партам), если в классе действует модель «1 ученик – 1 компьютер».
Примечание:
Если в презентации не запускаются видеофрагменты на слайдах 4 и 16, то можно произвести вставку этих ресурсов из архива. На слайд 4 необходимо вставить видео Сообщающиеся сосуды.avi и Шлюзы.avi. На слайд 16 – файл Физкультминутка.avi
Урок-игра "Плавание тел"
PPTX / 9.18 Мб
фрагменты
RAR / 3.25 Мб