Урок-игра по физике на тему «Плавание тел» (7 класс)

6
0
Материал опубликован 17 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Урок-игра по теме «Плавание тел»

(в формате «Морской бой»)

Краткое описание ресурса: Ресурс представляет собой мультимедийное сопровождение к уроку-игре в формате «Морской бой» и содержит нестандартные задачи различного уровня по теме «Плавание тел».

Конспект урока

Возраст детей: 7 класс.

Тема: Обобщающее занятие по теме «Плавание тел».

Тип урока: урок повторения.

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме «Плавание тел» посредством решения задач различного уровня в игровой форме.

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить отработку полученных знаний и умений;
  • совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня;
  • закрепить умение применять законы гидростатики к решению задач на плавание тел.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, приводить примеры) и элементов рефлексивной деятельности;
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли;
  • создать условия для развития навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знают понятия «плотность», «атмосферное давление», «выталкивающая сила»; понятия, связанные с плаванием судов и воздухоплаванием;
  • Знают и умеют применять закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда и условия плавания тел;
  • Умеют работать в группах, рационально распределять обязанности и разделять ответственность.

Методы обучения: частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: коллективная.

Оборудование: учебник «Физика 7», А.В.Перышкин; дидактические материалы (таблица плотностей различных тел; распечатанные задания (слайды) для команд); жетоны за правильный ответ (не менее 12); красные, желтые, зеленые листы-сигналы (для каждого ученика); мультимедийное обеспечение.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности.

Метапредметные:

  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные:

  • закрепление основных понятий и законов гидростатики;
  • умение применять законы гидростатики для решения задач.

Структура урока:

Этап урока

Содержание

Время

1

Организационный момент

Приветствие участников игры.

Пояснение порядка проведения мероприятия.

4 мин

2

Проведение игры

Открытие поля с заданиями.

Выполнение заданий.

Проверка правильности выполнения заданий.

35 мин

3

Подведение итогов

Выводы по итогам игры.

Оценивание работы на уроке.

Рефлексия.

4 мин

4

Домашнее задание

Формулировка домашнего задания.

2 мин

Подготовка к мероприятию:

При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно повторяют информацию §§48-52 учебника [3], вспоминают особенности решения задач на гидростатику.

До начала урока учитель раскладывает на парты для каждого ученика листы-сигналы (красный, желтый и зеленый), которые будут необходимы на этапе рефлексии.

Необходимо распечатать слайд 7 с кроссвордом (в двух экземплярах). Остальные слайды с заданиями распечатываются на усмотрение учителя.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует участников соревнований и делит класс на 2 группы-команды (по рядам). В течение 1 минуты группа выбирает себе название и девиз. По истечении отведенного времени, команды взаимно приветствуют друг друга.

Далее учитель знакомит учащихся с игровым полем

и поясняет правила проведения игры (переход по ссылке ):

  • Игра проходит на двух полях размером 4 на 4 клетки. На каждом поле размещаются 3 корабля (3-х палубный (может быть расположен буквой Г), 2-х палубный и 1-палубный ).
  • Выстрелы делаются командами по очереди. Если при выстреле происходит попадание на свободную клетку, то на поле в этой клетке появляется прочерк , а ход переходит к команде-сопернику.
  • Если при выстреле произошло попадание в корабль, осуществляется переход на страницу с вопросом (при возвращении на поле боя в этой клеточке появляется крестик ). В случае правильного ответа на вопрос, команде предоставляется право дополнительного выстрела. Если ответ неверный – право ответа передается команде-сопернику. Если соперник не справляется с заданием, право выстрела возвращается первой команде.
  • Каждый участник команды имеет право дать ответ на один вопрос, однако он может принимать дальнейшее участие в обсуждениях.
  • Во время обдумывания ответа действует ограничение по времени.
  • За каждый правильный ответ команда получает жетон.
  • Победителем боя считается тот, кто первым потопит все корабли противника. Проигравшая команда имеет право при наличии времени попросить изучить после окончания игры у соперника игровое поле (ответить на оставшиеся неоткрытыми вопросы).
  • Интеллектуальным победителем является команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
  • Если победитель боя и интеллектуальный победитель совпадает, то команда считается абсолютным победителем.
  • После знакомства с правилами учитель вновь переходит на игровое поле и начинает игру.

2. Проведение игры

Открытие заданий происходит в произвольном порядке учащимися, в соответствии с их выбором. Учитель зачитывает вопрос и передает задания на распечатанном листе командам. После чего включается таймер (значок в левом нижнем углу слайда). По окончании времени (или досрочно) один из участников команды дает ответ. Если ответ неправильный – право ответа передается команде-сопернику. При этом дополнительное время на обдумывание ответа не дается. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Переход к игровому полю происходит по ссылке .

В середине игры целесообразно провести физкультминутку. Для этого с игрового поля необходимо перейти по ссылке .

Ниже приведены задания и возможные ответы:

Задание: Просмотрите видеоролики и дайте им пояснение. Что общего в предложенных анимациях?

Ответ: В первой анимации демонстрируются сообщающиеся сосуды. Однородная жидкость в таких сосудах устанавливается на одном уровне (при равенстве внешних давлений). Во второй анимации демонстрируется работа шлюза, которая также основана на законе сообщающихся сосудов. Открываются входные ворота, и судно заходит внутрь камеры. Входные ворота закрываются. Открывается перепускной клапан, вызывая падение уровня воды в камере с находящимся в ней судном. Впускные ворота открываются, судно выходит из камеры. и т.д.

Анимация на слайде: Для запуска анимации нажать на видеофрагменты левой кнопкой мыши.

Задание: Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.

Ответ: равна, меньше, больше.

Анимация на слайде: Ответ появляется при нажатии на пропуски левой кнопкой мыши.

Задание: Разгадайте ребус.

Ответ: Эврика.

Анимация на слайде: Ответ появляется при нажатии на ребус левой кнопкой мыши.

Задание: Решите кроссворд.

Ответ: 1. Грузоподъемность. 2. Водоизмещение. 3. Ватерлиния. 4. Осадка.

Анимация на слайде: Ответы появляются при нажатии на сетку кроссворда левой кнопкой мыши.

Задание: В результате столкновения с айсбергом легендарная яхта «Беда» получила пробоину. Старший помощник Лом решил бросать за борт вещи. Какие из них утонут, а какие будут плавать на поверхности воды? Вещи: парафиновая свеча; пробковый портфель; фарфоровая статуэтка; золотая люстра; алюминиевая ложка; дубовый стул.

Ответ: Плавают: парафиновая свеча; пробковый портфель; дубовый стул. Тонут: фарфоровая статуэтка; золотая люстра; алюминиевая ложка.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на картинку из мультфильма левой кнопкой мыши.

Задание: Звездные собаки Белка и Стрелка отправились на планету Каникула-1 системы Сириуса. В косморюкзаках лежали образцы из золота, мрамора и парафина. За время полета надписи на них стерлись. Как можно определить состав образца, если на планете имеются реки из воды и ртути?

Ответ: Следует поместить все образцы в ртутную реку. Тот, который будет тонуть – из золота. После чего, оставшиеся образцы положить в воду. Тот, который утонет – из мрамора. Тот, что плавает на поверхности – из парафина.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение собак левой кнопкой мыши.

Задание: Обедая в кафе с профессором Селезневым, археолог Громозека заказал себе Слоеный коктейль. Как расположились слои коктейля в стакане? Ингредиенты: машинное масло; ртуть; мед; нефть; эфир; серная кислота.

Ответ: Ртуть, серная кислота; мед; машинное масло; нефть; эфир.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение стакана левой кнопкой мыши.

Задание: Винтик и Шпунтик сделали замечательный умывальник. Они налили полную бочку воды и плотно закрыли крышку. Утром коротышки так и не смогли воспользоваться изобретением. Объясните почему?

Ответ: Атмосфера оказывает давление на воду в кране и препятствует ее вытеканию.

Задание: Весы с золотой и серебряной рыбками находятся в равновесии. Что произойдет, если обе рыбки одновременно погрузить в воду?

Ответ: Равновесие весов нарушится. Перетянет золотая рыбка, т.к. ее объем меньше и на нее действует меньшая выталкивающая сила (при равных силах тяжести).

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение рыбок левой кнопкой мыши.

Задание: Лабораторный хомяк Веня проводил измерения веса алюминиевого бруска объемом 5 см^3 в воде и в воздухе. Какие результаты он получил?

Ответ: Вес в воздухе = mg = ρалюм V g =2700 кг/м^3×0,000005 м^3×10 м/с^2 = 0,135 Н

Вес в воде = Pв воздухе – FАрхимеда = Pв воздухе – ρводы V g = 0,135 Н – (1000 кг/м^3×0,000005 м^3×10 м/с^2) = 0,085 Н

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение хомяка левой кнопкой мыши.

Задание: Стойкий оловянный солдатик в воздухе весит 30 мН, а в воде – 25 мН. Имеет ли солдатик полость? (если полость имеется, определите ее объем)

Ответ: Солдатик имеет полость.

FA = Pв воздухе – Pв воде = (30 – 25) ×10^(-3) Н = 5 ×10^(-3) Н

Объем солдатика: Vсолд = = 5×10^(-7) м^3

Объем оловянного тела весом 30мН без полости: Vтела = = 4,1×10^(-7) м^3

Vсолд > Vтела, значит есть полость.

Объем полости: Vполости = Vтела - Vсолд = 0,9 ×10^(-7) м^3.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение солдатиков левой кнопкой мыши.

Задание: Сможет ли Дюймовочка массой 4 г переплыть лужу в скорлупе грецкого ореха? Объем (емкость) скорлупки – 6 см^3; ее масса – 1 г.

Ответ: Да.

FА = ρводы Vп.ч.т. g = 1000 кг/м^3 0,000006 м^3 10 м/с^2 = 0,06 Н

Fтяж = FДюймовочки + Fскорлупки = (mДюймовочки + mскорлупки) g = 0,05 Н < FА, значит скорлупка с Дюймовочкой будет плавать.

Анимация на слайде: Для проверки ответа нажать на изображение Дюймовочки левой кнопкой мыши.

3. Подведение итогов

Учитель анализирует работу учащихся в целом; производится подсчет жетонов, объявляются победители.

Далее на игровом поле производится переход по ссылке Рефлексия . Учащимся предлагается выбрать наиболее удачное описание своей работы на уроке и поднять вверх карточку соответствующего цвета (красную, желтую, зеленую).

4. Домашнее задание

Учитель поясняет домашнее задание.

1) Найти физические ошибки в фрагменте мультфильма про Винни Пуха (воздушный шарик).

2) Самостоятельно придумать и решить задачу по теме «Плавание тел». Оформить ее в виде слайда в совместной презентации. (Дается ссылка на совместную презентацию в google Документах)

Список использованных интернет – ресурсов и литературы

Комментарии о возможностях использования данной разработки:

Наиболее эффективным представляется использование разработки в классах с малым количеством учащихся или в дни, когда наполняемость класса низка (в предпраздничные дни, морозы и т.п.).

Кроме того, возможно создание подобных полей с заданиями самими учащимися с помощью учителя, и проведение парных боев (по партам), если в классе действует модель «1 ученик – 1 компьютер».

Примечание:

Если в презентации не запускаются видеофрагменты на слайдах 4 и 16, то можно произвести вставку этих ресурсов из архива. На слайд 4 необходимо вставить видео Сообщающиеся сосуды.avi и Шлюзы.avi. На слайд 16 – файл Физкультминутка.avi


Урок-игра "Плавание тел"
PPTX / 9.18 Мб

фрагменты
RAR / 3.25 Мб

Предварительный просмотр презентации

Автор: учитель физики МАОУ «Лицей № 82» г. Нижний Новгород Пешкова Елена Александровна «плавание тел» Урок-игра по теме: В формате «Морской бой» 7 класс

Главное – гавань свою не забыть, Главное – гавань свою не забыть, Не потеряться в пути километрах. Ведь кто не знает куда ему плыть, Для того не бывает попутного ветра! Мы отправляемся в путь вместе с вами, Новые знания чтобы добыть. Сколько открытий вы сделали сами, Сколько ещё предстоит совершить!

Поле боя 1 2 3 4 А Б В Г 1 2 3 4 А Б В Г Х Х Х Х Х Х Корабли: Правила игры Физкультминутка Рефлексия

На поле боя Что общего?

Вставьте пропущенные слова Если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости. Если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости. Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело будет опускаться на дно. На поле боя

Разгадайте ребус На поле боя 16 У=И

Решите кроссворд 4. Глубина, на которую судно погружается в воду. 1. Разница между водоизмещением и весом судна. 2. Вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии. 3. Красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку. На поле боя 4. 3. 2. 1.

Решите задачу В результате столкновения с айсбергом легендарная яхта «Беда» получила пробоину. Старший помощник Лом решил бросать за борт вещи. На поле боя Какие из них утонут, а какие будут плавать на поверхности воды? Фарфор Парафин Дуб Алюминий Золото Пробка

Решите задачу Звездные собаки Белка и Стрелка отправились на планету Каникула-1 системы Сириуса. В косморюкзаках лежали образцы из золота, мрамора и парафина. За время полета надписи на них стерлись. Как можно определить состав образца, если на планете имеются реки из воды и ртути? На поле боя Вода Ртуть Золото Мрамор Парафин

На поле боя Решите задачу Обедая в кафе с профессором Селезневым, археолог Громозека заказал себе Слоеный коктейль. Как расположились слои коктейля в стакане? Ингредиенты: Ртуть Серная кислота Мёд Машинное масло Нефть Эфир

Решите задачу Винтик и Шпунтик сделали замечательный умывальник. Они налили полную бочку воды и плотно закрыли крышку. На поле боя Утром коротышки так и не смогли воспользоваться изобретением. Объясните почему?

Решите задачу Весы с золотой и серебряной рыбками находятся в равновесии. Что произойдет, если обе рыбки одновременно погрузить в воду? На поле боя

Решите задачу Лабораторный хомяк Веня проводил измерения веса алюминиевого бруска объемом 5 см3 в воде и в воздухе. Какие результаты он получил? На поле боя Вес в воздухе Вес в воде Дата: ___________ Объем: 5 см3 Лаборант: Веня 0,135 Н 0,085 Н

Решите задачу Стойкий оловянный солдатик в воздухе весит 30 мН, а в воде – 25 мН. Имеет ли солдатик полость? (если полость имеется, определите ее объем) На поле боя

Решите задачу Сможет ли Дюймовочка массой 4 г переплыть лужу в скорлупе грецкого ореха? Объем (емкость) скорлупки – 6 см3; ее масса – 1 г. На поле боя

Физкультминутка На поле боя

Правила игры: Игра проходит на двух полях размером 4 на 4 клетки. На каждом поле размещаются 3 корабля (3-х палубный, 2-х палубный и 1-палубный). Выстрелы делаются командами по очереди. Если при выстреле происходит попадание на свободную клетку, то ход переходит к команде-сопернику. Если при выстреле произошло попадание в корабль, осуществляется переход на страницу с вопросом. В случае правильного ответа на вопрос, команде предоставляется право дополнительного выстрела. Если ответ неверный – право ответа передается команде-сопернику. Если соперник не справляется с заданием, право выстрела возвращается первой команде. Каждый участник команды имеет право дать ответ на один вопрос, однако он может принимать дальнейшее участие в обсуждениях. Во время обдумывания ответа действует ограничение по времени. Победителем считается тот, кто первым потопит все корабли противника. Проигравший имеет право попросить изучить после окончания игры у соперника игровое поле (ответить на оставшиеся неоткрытыми вопросы). На поле боя

Рефлексия: ? Я отлично поработал на уроке: правильно отвечал практически на все поставленные вопросы и был активен. Я хорошо поработал на уроке: правильно отвечал на многие вопросы. Но мне следует восполнить некоторые пробелы. Я плохо поработал на уроке: практически не знал ответов на вопросы и был пассивен. Мне следует разобраться в теме.

Домашнее задание: 1) Найти физические ошибки в фрагменте мультфильма про Винни Пуха (воздушный шарик). 2) Самостоятельно придумать и решить задачу по теме «Плавание тел». Оформить ее в виде слайда в совместной презентации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.