Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Закрепление изученного о глаголе»
«Время глагола»
Урок подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Ромайкина Л.П.
Тема: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Оборудование:
1. Карточки с цифрами;
2. Тексты на карточках;
3. Листок индивидуального учёта знаний;
4. Контрольный лист учителя.
5. Текст «Разговор деревьев»,
6. Таблица временных форм.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
В школе начался урок.
Тихо стало в коридоре,
Ведь со звонком никто не спорит.
Мы начнём сейчас урок
И закончим его в срок.
Но вначале улыбнёмся,
Тихо за руки возьмёмся,
Поприветствуем гостей –
Из других школ учителей.
Тихо сядем все за парту
И запишем быстро дату.
У каждого из вас есть солнышко. Для чего я вам их раздала? (Ответы детей). Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что до конца урока оно не покинет вас.
- « Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен».
А. И. Куприн.
Сегодня мы ещё раз в этом убедимся, продолжая работать над темой…
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
или забивает гол,
варит, жарит, моет, чистит –
все расскажет нам…
(Глагол)
II. Сообщение темы урока.
- Мы продолжим изучать глагол и познакомимся с..
Отгадайте – ка: Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время).
- Итак, сегодня познакомимся с временем глагола. Запишите тему.
- Консультанты, сообщите о выполнении домашнего задания.
- Свою работу на сегодняшнем уроке вы оцените сами с помощью таблицы учёта знаний. Как ей пользоваться, вы знаете.
III. Мини – опрос.
Мы друг к дружке повернулись,
Мы друг дружке улыбнулись.
И с хорошим настроеньем
Начинаем повторенье.
- У каждого на столе лежит карточка с цифрами. Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол в предложении согласуется с подлежащим.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.
4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
5. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
- Проверяем.
1 2 3 4 5
+ - - + +
- Сделаем вывод.
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
IV. Орфографическая минутка. (Карточки у каждого ученика)
Запишите, вставив пропущенные буквы, графически объясните свой выбор:
Соб..рёмся все вместе, прот..рать глаза, зам..реть от восхищения, соб..раться в школу, проб..раться сквозь зар..сли, выт..реть досуха, нат..реть пол, уб..рать квартиру, выб..ру кассету, зад..рать нос.
(Проверка по цепочке)
V. Синтаксическая пятиминутка. (разбор предложения с использованием цифрового кода)
- Задание дифференцированного характера по вариантам.
Код: подлежащее - № 1;
сказуемое - № 2;
дополнение - № 3;
определение - № 4;
обстоятельство - № 5.
1 вариант. Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины. № 251255433.
2 вариант. Первые листья запестрели на дорогах, на тихих водах речных заливов. № 41254543.
3 вариант. Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга.
№ 524341
VI. Работа над новым материалом.
На доске четверостишие:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)ся листвою.
- Прочитайте выразительно. Запишите в тетрадь. Объясните знаки препинания в первом предложении. Как написали глагол оденется? Почему?
(Вспомним правило)
-Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы).
- Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы? (В одном четверостишии использованы все времена глагола). Подчеркнем грамматические основы и установим время глаголов. Устно определим род, число, лицо.
- В этом стихотворении говорится о природе. Вспомним, кто из писателей интересно, живо, образно описывает природу в своих произведениях? (М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки). Сегодня материал нашего урока составлен на основе текстов этих писателей.
VII. Работа с текстом К. Паустовского. Осложнённое списывание.
- Спишите текст, употребив глаголы в прошедшем времени. Укажите вид этих глаголов.
Одинокая капля дождя (упасть) в воду, и от неё (пойти) тонкие круги. Потом сразу вокруг нас (зашевелиться, зашептаться) трава. Вся вода (покрыться) маленькими кругами, и слабый, невнятный звон (поплыть) над омутом. Далеко в разрыве мягких туч (светить) широкими лучами солнце, и степь (дымиться и блестеть).
- От глаголов какого вида образуется прошедшее время? (совершенного и несовершенного вида).
VIII. Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
IX. Работа с текстом В. Бианки «Лесной оркестр». Выборочное списывание.
- Выпишите глаголы. Укажите их вид и время.
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(Поют, играют, умеют, скрипят, свистят, лает, кашляет, воет, ухает, урчат, квакают – наст. вр., несов вид; можем ли поставить данные глаголы в форму прошедшего времени не изменяя вида?
Услышишь, зажужжат – будущ. вр., сов. вид).
- Глаголы какого времени выписали?
- От глаголов какого вида они образованы?
- Обобщим материал в таблицу:
Виды глаголов
Временные формы
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Совершенный
(Что сделать?) + +
Несовершенный
(Что делать?) + + +
- Итак, от глаголов совершенного вида образуются только прошедшее и
будущее время, от глаголов несовершенного вида все три формы времени.
X. Закрепление. Исследование текста.
-Ребята, заполните таблицу, распределив верно глаголы. Взаимопроверка.
Время настоящее прошедшее будущее
Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев.
«Берёзы» М. Пришвин.
Прошло лето, и осень прошла; лёг снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Поднялись тетерева на берёзы и стали кормиться древесными почками.
«Лесной доктор» М. Пришвин.
Приладил охотник лыжи и побежал по следу.
Борозды свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
«Лесные были» В. Бианки.
XI. Работа с текстом М. Пришвина.
(Читает учитель)
Разговор деревьев.
Почки раскрываются шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит прозрачная большая капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
- Назовите, встретившиеся в тексте средства выразительности. (Эпитеты)
- Дайте определение эпитета. (Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде скрытого сравнения).
- Обратимся к продолжению текста:
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно в такой тишине что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья…
- Как вы думаете, о чём они могут шептаться?
- Используя глаголы давайте продолжим текст. (По вариантам времена распределить). Это и будет вашим домашним заданием.
XII. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- С текстами каких авторов работали?
- В этих текстах природа прекрасна. Что нужно делать, чтобы эта красота продолжала нас радовать?
- Правильно, охранять и беречь.
- Мне хотелось бы вспомнить слова М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать… Человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
-Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня? Если да, то ответьте солнышком. Похвалите себя! И я довольна вашей работой. Молодцы!
XIII. Оценки.
Суммируется количество плюсов и минусов. Объявление оценок.
1 2 3 4 5
+ - - + +
Код: подлежащее - №1;
сказуемое - № 2;
дополнение - № 3;
определение - № 4;
обстоятельство - №5.
1 вариант № 1255433
2 вариант № 1254543
3 вариант № 524341
Виды глаголов
Временные формы
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Совершенный
(Что сделать?)
Несовершенный
(Что делать?)
Виды глаголов
Временные формы
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Совершенный
(Что сделать?)
Несовершенный
(Что делать?)
Виды глаголов
Временные формы
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Совершенный
(Что сделать?)
+ +
Несовершенный
(Что делать?)
+ + +
Время настоящее прошедшее будущее
Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев.
«Берёзы» М. Пришвин.
Прошло лето, и осень прошла; лёг снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Поднялись тетерева на берёзы и стали кормиться древесными почками.
«Лесной доктор» М. Пришвин.
Приладил охотник лыжи и побежал по следу.
Борозды свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
Разговор деревьев.
Почки раскрываются шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит прозрачная большая капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно в такой тишине что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья…
Разговор деревьев.
Почки раскрываются шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит прозрачная большая капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно в такой тишине что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья…
Разговор деревьев.
Почки раскрываются шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит прозрачная большая капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно в такой тишине что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья…
Сафонова Елена Валерьевна
Устинова Валентина Ивановна