Урок русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи. Систематизация ранее изученного»

1
0
Материал опубликован 12 May 2020

Технологическая карта

Учитель: Мавлютова Розалия Сабитовна

Класс: 5 В

Тема урока: Глагол как часть речи. Систематизация ранее изученного.

Тип: урок систематизации ЗУН

Цель деятельности учителя: систематизировать знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра (при работе в парах)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

 

Ход урока/этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (на каждом этапе урока)

I Организационный момент

 

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная. Посмотрите на них и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

(2 мин.)

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

II Речевая разминка

 

(Слайд 2) Прочитайте выразительно стихотворение.

-Пожалуйста, сформулируйте тему урока. Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

-Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.

Читают эпиграф, осознают его.

(1 мин.)

Л: мотивация, смыслообразование

III Актуализация знаний

 


 

Вызов


 

 

Ребята, давайте проведём интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»

Повар - …, врач - …, учитель - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - , ветер - …, гром - …, молния - …, трава - …, дождь - …, огонь - …, солнце - …, вода - …

- Слова, какой части речи вы называли?

- Поставьте цели на сегодняшний урок

 

Историческая справка.

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить»-говорить.

-Известный русский лингвист А.М.Пешковский утверждал, что «глаголы- это слова оживляющие всё, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью глагола мы узнаём, как всё в мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная ёмкая самостоятельная часть речи.

По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после сущ.) по частоте употребления в речи.

Формулируют тему: «Глагол. Систематизация ранее изученного» цель: «Вспомнить, что знаем о глаголе. Объединить всю информацию в блок-схему»

Записывают тему урока в тетрадь.

(4 мин.)

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV Самоопределение к деятельности

 

Верные/неверные утверждения:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В начальной форме глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы изменяются по временам.

4.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам

5.Глаголы изменяются по падежам

6.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми

 

Ставят знаки «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны.

(2 мин.)

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р: осознают недостаточность своих знаний

V Работа по теме урока

 


 

Осмысление

 

Работа с карточками с последующей взаимопроверкой.

Перед вами на столе лежат карточки, переверните их. Давайте внимательно прочитаем задания.

«Прочитайте, подчеркните двумя чертами только глаголы»

 

1 вариант

Образец: Смешной, смешить, смех, смешно

 

Зелёный, зелень, зелено, зеленеть;

Крик, кричать, крикливый;

Салют, салютовать;

Чтение, читать, читатель, читательский;

Белый, белизна, белеть;

Слава, славить, славный, славится;

Улыбка, улыбаться, улыбчивый;

 

2 вариант

Жёлтый, желтеть, желтизна;

Солёный, соль, солить;

Пена, пенный, пениться;

Мороз, морозный, морозить, морозно;

Здоровый, здоровье, здороветь;

Молодость, молодой, молодеть;

Движение, двигательный, двигатель, двигается;

 

Закончили работу.

Как вы думаете зачем мы подчёркивали глаголы именно двумя чертами? Поменяйтесь с соседом работами и проверьте его работу.

Читают.

(5 мин.)

Выполняют задания на карточках. Взаимопроверка.

(2 мин.)

П: извлекают нужную информацию, самостоятельно находят ее в материал учебника; учатся преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; формулируют собственные мысли.

Л: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

VI Физкультминутка

 

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

 

(1 мин.)

 

VII Продолжение работы по

теме урока

 

(Слайд 3) Создаём морфологический портрет глагола. Работа в группах.

Распределитесь по пять человек. У нас получится шесть групп. Разрезанные морфологические характеристики глагола соберите в один пазл по пунктам.

1 группа. Соберите разрезанный 1-й пункт морфологической характеристики глагола.

2 группа. Собери 2-й пункт морфологической характеристики глагола (Слайд 4).

3 группа. Назовите постоянные признаки и приведите примеры (Слайд 5).

4 группа. Назовите непостоянные признаки и приведите примеры (Слайд 5).

5 группа. Какую синтаксическую роль выполняет глагол в предложении? (Слайд 6).

6 группа. Соберите кластер-схему, и по нему рассказать о морфологическом разборе глагола (Слайд 7).

 

Продолжаем работать.

Пишем предложение. Снежное покрывало всё поле покрывало.

Производим полный синтаксический разбор предложения.

Морфологический разбор глагола -«покрывало».

Определите, какими частями речи являются слова-близнецы (как они называются).

Выполняют задания самостоятельно. (3 мин.)

Выполняют индивидуальную работу (4 мин.)

После выполнения групповой работы на доске появляется кластер.

 

 

 

Первый ученик производит синтаксический разбор.

Второй ученик пишет характеристику предложения.

Третий ученик выполняет морфологический разбор глагола.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий

П: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К: формулируют собственные мысли ,высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VIII Рефлексия

 


 

Рефлексия

 

Устная работа. «Закончи предложение»

 

1.Сегодня мы узнали о …

2.Теперь я могу…

3.Я научился…

4.Мне было трудно…

5.Своей работой я…

 

 

Отвечают устно.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

IX Подведение итогов

 

Оценивание

Как вы работали на уроке? Кому модно поставить 5? И за что?

 

Вопросы:

1. Вспомните цель, которую мы ставили вначале урока. Как вам кажется, достигли вы этой цели?

2. Назовите признаки глагола, как части речи.

3. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Выберите полоску соответствующего цвета.

Д.З. 1.) Составить проект о глаголе.

2.) Написать сказку о глаголе.

3.) Выучить порядок морфологического разбора слова.

4.) Синтаксический разбор предложений. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. Иди домой, но сначала коридор домой.

 

Отвечают на вопросы (5 мин.)

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение

Р: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

Приложение 1.

Задание для первой группы.

 

t1589298588aa.png

Задание для второй группы.

t1589298588ab.png

Задание для третьей группы.

t1589298588ac.png


 


 


 


 


 

Задание для четвертой группы.

t1589298588ad.png

Задание для пятой группы.

t1589298588ae.jpg

Задание для шестой группы.

t1589298588af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.