12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Губин Андрей Григорьевич127
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Конспект урока №5 III четверти во 2 классе

по программе Д.Б. Кабалевского

Тема четверти: «Развитие музыки».

Тема урока: «Тембровое развитие».

Тип урока: Углубление в тему.

Цель: Подвести детей к мысли о том, что сопоставление и столкновение различных тембров способствует развитию музыки.

Задачи:

Обучающие: расширить общий музыкальный кругозор детей, дать понятие о тембрах некоторых инструментов (на примере симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»), закрепить понятия композиторское и исполнительское развитие (на сравнении произведений «Петя и волк» и «Песня о пограничнике»), динамическое развитие, тембровое развитие.

Развивающие: развивать внимание, музыкальное мышление, развивать тембровый слух (на произведение «Петя и волк») и вокально-хоровые навыки («Песня о пограничнике» - четкий ритм, фразировка).

Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать патриотические чувства, вызвать эмоциональный отклик на предложенный музыкальный материал.

Методы:

М.М.О. (П.П.С. на слушании симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»).

Метод «забегания» вперед в тему музыка и литература и метод «возвращения» в тему композиторское и исполнительское развитие, динамическое развитие.

М.Э.Д. (кульминация на произведении «Купание в котлах» из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрина).

Музыкальный материал:

Симфоническая сказка для детей С.Прокофьева «Петя и волк» («Тема Дедушки», «Тема Волка») – слушание.

Попевка «Игра в слова» музыка Д.Б.Кабалевского, слова А.Барто – исполнение.

«Песня о пограничнике» музыка С.Богусловского, слова О.Высотской – исполнение.

«Купание в котлах» сцена из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрина – слушание.

Оборудование: Т.С.О., портрет С.Прокофьева, портрет Р.Щедрина, иллюстрации.

Оформление доски: Дата, тема четверти, портреты, иллюстрации.


 

Ход урока:

У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся на языке музыки.

Здравствуйте!

Д: Здравствуйте!


 

У: Кто напомнит: какая у нас тема четверти?

Д: (Развитие музыки)

У: Кто напомнит, что мы слушали на прошлом уроке?

Д: («Тема Птички», «Тема Утки», «Тема Кошки»)

У: Мы с вами слушали какими птичка, утка и кошка были в начале произведения, и какими они стали в конце. Проследив развитие тем птички, утки и кошки мы заметили, что композитор на протяжении всего произведения меняет темп, ритм, динамику. Кто скажет, какой мы сделали вывод?

Д: (Композитор делает развитие музыки)

У: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с дедушкой и волком из этой сказки, и послушаем, какими инструментами композитор изображает этих персонажей. Ребята, сейчас мы послушаем фрагмент, а вы подумайте, кого может изображать эта музыка: дедушку или волка?

- слушание «Тема Дедушки»

У: Как вы думайте, кого может изображать эта музыка?

Д: (Дедушку)

У: Правильно! А как вы думайте, какой инструмент изображает дедушку?

Д: (Фагот)

У: Молодцы, ребята! Дедушку изображает фагот. Это деревянно-духовой инструмент, он имеет сладкий и нежный звук, но композитор использует пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, что имитирует ворчание. Сейчас мы с вами послушаем «Тему Волка», а вы подумайте, какой инструмент изображает волка?

Д: (Валторна)

У: Правильно! Волк изображен валторной. Валторна это медно-духовой инструмент. Тембр этого инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте – в среднем и верхнем регистре. Волк изображен страшным и зубастым.

Ребята, сегодня мы послушали с вами «Тему Дедушки» и «Тему Волка» из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», на прошлых уроках мы слушали темы Пети, утки, птички и кошки. Ребята, как вы думайте, для чего композитор для каждого персонажа использует тембры различных инструментов?

Д: (Чтобы передать характер каждого персонажа, изобразить его)

У: Правильно, ребята! А какой мы можем сделать вывод?

Д: (Композитор делает тембровое развитие музыки)

У: Правильно! Ребята, давайте встанем и немного разомнемся!

- физкультминутка (под музыку «Тема Пети»)

У: Молодцы! Ребята, кто напомнит, какую песню мы с вами разучивали на прошлых уроках?

Д: (Песню о пограничнике)

У: Ребята, давайте сейчас ее исполним, но для начала мы распоемся на попевке «Игра в слова».

- распевание попевка «Игра в слова»

Вокально-хоровая работа:

Выстраивание тона.

Правильное интонирование.

Дикция.

У: Молодцы, ребята! кто скажет, какое в ней развитие музыки?

Д: (Динамическое)

У: Правильно! Сейчас я вам напомню «Песню о пограничнике», и мы с вами вместе ее споем.

- исполнение учителем «Песня о пограничнике»

Вокально-хоровая работа:

Выстраивание тона.

Правильное интонирование.

Четкий ритм.

Дикция.

У: А теперь концертное исполнение. Ребята, встаньте, спины прямо.

Выступает хор 2 класса:

«Песня о пограничнике»

Музыка С.Богусловского,

Слова О.Высотской.

- исполнение «Песня о пограничнике»

У: Молодцы, ребята! Кто скажет, какое здесь развитие музыки?

Д: (Исполнительское)

У: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся со сценой из балета «Конек-Горбунок» «Купание в котлах» русского композитора Родиона Константиновича Щедрина. Кто скажет, что такое балет?

Д: (Балет – это музыкальное произведение, в котором все герои танцуют)

У: Правильно! Ребята, все вы, наверно, помните сказку про конька-Горбунка. Иван на коньке-горбунке отправляется в путешествие, чтобы привести для царя Гороха прекрасную Царь-девицу, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. У них получается найти ее. У царя Гороха коварные планы: он хочет женить на себе эту прекрасную молодую девушку.

Ребята, давайте послушаем сцену «Купание в котлах» из балета «Конек-горбунок», а вы в своих тетрадях попробуйте нарисовать то, что вам представляется под эту музыку.

- слушание «Купание в котлах»

У: Молодцы, ребята! В этой сцене, чтобы избавиться от Гороха, его уговаривают искупаться в нескольких котлах, будто от этого он станет молодым и красивым. И вот нагреваются котлы, вода начинает кипеть, царь залезает в котел и… испаряется, исчезает… все в недоумении… Этой музыкой композитор словно потешается над царем.

Ребята, мы послушали сцену «Купание в котлах» из балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок» и, слушая эту музыку, мы смогли увидеть, что происходит с нашими героями. Какой мы можем сделать вывод?

Д: (Композитор делает развитие музыки)

У: Молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.