Урок – путешествие по русскому языку во 2 классе «Слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? Сказки А. С. Пушкина»
Предмет: русский язык и внеклассное чтение (интегрированный урок)
Класс: 2 (специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Тема: Слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? Сказки А. С. Пушкина.
Цель: формирование умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Задачи:
- формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы; уточнять представление о словах, обозначающих предметы; познакомить с новым словарным словом; закрепить у учащихся знание сказок А.С.Пушкина;
- коррегировать восприятие на основе зрительного и слухового анализаторов; развивать внимание, память; расширять словарный запас учащихся, обогащать их речь;
- воспитывать любовь к чтению, к книге, бережное отношение к природе; мотивацию к учению.
Форма проведения: урок - путешествие
Тип: урок закрепления знаний
Технические средства обучения и оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись отрывка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» («Три чуда»), «светофоры» кто? что?, оценочные листы, иллюстрации, карточки, опорная таблица, офтальмо тренажёр, сенсорный шар, массажная дорожка.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организа- ционный момент |
Эмоциональный настрой на урок: - Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда. Введение в урок - Я буду читать строки из стихотворения. Когда назову слово с вашей карточки, вы должны сесть на своё место. У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет. (Коррекция внимания на основе слухового восприятия). |
Проходят под спокойную музыку по массажной дорожке У учащихся карточки со словами: «дуб», «цепь» и т.д., в процессе чтения, дети постепенно занимают свои места. |
Введение в тему |
- Какие слова были на карточках? Назовите их вместе с вопросом. - Что обозначают эти слова? - На какие вопросы отвечают? (Коррекция памяти на основе зрительного, слухового восприятия). |
- Что? дуб, что? цепь, кто? кот…. - Эти слова обозначают названия предметов. - Они отвечают на вопросы кто? или что? |
Проверка домашнего задания. |
Упр.2. стр.108. (На сенсорном шаре карточки с вопросами: «кто?», «что?») - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос красного сектора шара (кто?). - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос синего сектора шара (что?). - О каких предметах мы спрашиваем кто? О каких предметах спрашиваем что? (После ответа детей появляется обобщающая опорная таблица, которую дети хором читают: «О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О других предметах спрашиваем – ЧТО?») |
- Лягушка, лось. - Коньки, куст. - О людях и животных мы спрашиваем Кто? О других предметах спрашиваем Что? |
Сообще-ние темы, цели и задач урока |
-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд с темой урока №2) - Кто догадался, чем будем заниматься сегодня на уроке. - На уроке будем выполнять упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы кто? или что? И учиться ставить вопросы к этим словам. - В конце урока вы должны (Слайд №3) ЗНАТЬ: - какие слова отвечают на вопрос кто?; - какие слова отвечают на вопрос что? (Слайд №4) УМЕТЬ: - распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? - ставить вопросы к этим словам Целеполагание - Сегодня вы будете оценивать себя сами, а для этого вам нужно поставить свои цели. Выберите и назовите свою цель. распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?; правильно ставить вопросы к этим словам; каждое новое задание писать с красной строки; писать аккуратно и красиво и т.д.) - Сейчас каждый из вас получит лист оценивания. На листе проставлены номера заданий, которые будете выполнять на уроке, а рядом кружок. После выполнения задания вы должны оценить свою работу: если, выполнили на отлично, закрасите кружок красным цветом, хорошо – зелёным, недостаточно хорошо – жёлтым. Упражнение на запоминание. - Запомните картинки и слова к ним. петушок пёс поп (Коррекция памяти на основе зрительного восприятия). |
- Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? - Будем находить слова, которые отвечают на вопросы: Кто? или Что? Задавать к словам вопросы. У каждого учащегося карточка. Нужную «цель» отмечают простым карандашом. |
Работа по теме урока
Словарная работа |
Пальчиковая гимнастика: - Давайте подготовим к работе наши руки. -Откройте тетради, запишите число и «Классная работа». Минутка чистописания - Вспомните стихотворение, которое я зачитывала в начале урока. (Слайд №5) - Кто знает, что означает слово «лукоморье»? - Оно обозначает излучину морского берега, морской залив (“лука” - изгиб берега). - Кто может назвать автора этих строк? - Найдите его портрет. (Портрет А.С.Пушкина на задней стене класса - поиск информации в окружающей действительности.) - Назовите первый звук его фамилии. - Дайте характеристику звуку. - Какой буквой на письме обозначается звук? - Какая буква «дежурит» на минутке чистописания? (Слайды № 6-9 ) - Пропишите по образцу в тетради буквы Пп; слог с верхним и нижним соединением пу, пл - Запишите слова, которые были под картинками. (Учитель показывает картинки, но без слов под ними. Для проверки: слова выставляются под картинки). (Слайд № 10) - Пушкин… Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин. 1 ученик: Родился он в Москве. Стихи начал сочинять еще в детстве. В то время в дворянских семьях говорили по-французски. В семь лет он уже свободно говорил и читал на французском и русском языках. 2 ученик: У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. Маленький Саша очень любил свою няню, любовно называл ее «мамушкой». У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. - Составьте предложение о Пушкине. - Запишите: «Пушкин – великий русский поэт». (Слайд №10 .) - Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? И подчеркните их. - Какие слова подчеркнули? Назовите их вместе с вопросом. - Что означает слово «поэт»? (Писатель – автор стихотворных, поэтических произ-ведений). - Оцените свою работу. Физминутка. - А сейчас поиграем в игру «Кто? Что?» Я буду называть слова-предметы, если они отвечают на вопрос кто? – прыгаете на месте, если это предмет, отвечающий на вопрос что? – приседаете. Будьте внимательны. (Слова: яблоко, царевна, старик, корыто, корабль, зеркальце, белка…). - “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Здесь можно встретить и гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду. Знакомство с новым словом - Слышите, кто это голос подаёт? (Слайд №11) Просмотр отрывка из сказки о Золотом петушке). - А из какой сказки он к нам пожаловал? («Сказка о Золотом петушке») -Посмотрите, петушок принес нам задание - новое словарное слово. (Ребята).(Слайд №12 ) - Прочитайте его чётко по слогам. Какую букву надо запомнить? - Запишите слово по образцу. (Слайд № 13) - Подчеркните «трудную» букву. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает? б) Звукобуквенный анализ слова ребята Ребята – 3сл.,6б.,6зв.,3согл.,3гласн. в) Работа над использованием нового слова в речи (работа с деформированным предложением) Лепят, фрукты, ребята, из глины. 1 группа - подчеркнуть слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? 2 группа – начертить схему предложения; - Оцените, как выполнили работу. Упражнение в распознавании и нахождении слов, отвечающих на вопрос кто?что? - Отправляемся дальше по сказочному Лукоморью. - Посмотрите, кто же это нам встретился? (Слайд № 14) Иллюстрация к сказке «Золотая рыбка», на которой изображён старик с неводом). - Что у него в руках? (Невод.) Из какой сказки старик? Посмотрим, что у него в неводе? - Да здесь какие-то слова и просьба старика: «Смилуйтесь, государыни и государи! Разбранила меня моя старуха, Не даёт, старику, мне покою, Надобно ей знать какие из данных слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?» - Поможем старику? Возьмите в руки светофоры. (Карточки, где на одной стороне написано «что?», а на другой – «кто?»). - Корыто, рыбка, изба, землянка (а что означает это слово?), чупрун (а это что значит?), дворянка (кого называли так раньше?), кичка (Слайд № 15), белена (?), баба, невод. - Не печалься, старик, иди себе с Богом. Будет довольна твоя старуха. Ребята постарались. - Оцените, как справились с заданием. -Чтобы правильно писать, Надо быть внимательным, Физминутку, хоть минутку, Делать обязательно! Гимнастика для глаз Офтальмо тренажёр (на потолке) |
Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая: Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. Один ученик читает строки: У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. - Первый звук фамилии Пушкин – [ п ]. - Звук [ п ] – согласный, глухой парный, твёрдый парный. - Звук [ п ] обозначается на письме буквой Пп. - На минутке чистописания «дежурит» буква Пп. Самопроверка с карточек: петушок пёс поп - Кто? Пушкин; кто? поэт. - Поэт – это тот, кто пишет стихи. - Это петушок голос подаёт. - Он к нам пожаловал из сказки о Золотом петушке. - В слове РЕБЯТА запоминаем букву Е. - Слово ребята обозначает название предмета и отвечает на вопрос КТО? 1группа - самостоятельно, 2 группа под руководством учителя ( один ученик комментирует у доски) |
Закрепление |
Закрепление умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что? (Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Слайд № 16, просмотр отрывка из сказки) - Ребята, вы слышите чудесную музыку?! Сейчас закройте глаза и представьте: в лучах восходящего солнца возникает перед вами сказочный город… Слышите светлый, праздничный перезвон колоколов, торжественные трубные фанфары? А вот и знакомая песенка «Во саду ли в огороде.» - В какой сказке и кто поет эту песенку? (Белка.) -А кто из вас видел белочку? Где? Что вы знаете о белке? Можно ли разорять беличьи запасы? Почему? - Белочка хочет поделиться с вами орешками, но сначала надо выполнить её задание: 1 группа - спишите отрывок из сказки и подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? «Белка песенки поёт И орешки все грызёт, А орешки не простые, Все скорлупки золотые». 2 группа - спишите 2 строчки, подчеркните слово, которое отвечает на вопрос кто? (под руководством учителя) - Какие слова подчеркнули? Что они обозначают? - Оцените выполненную работу. - А вот ещё один сказочный герой, только из какой он сказки? (Слайд № 17) - «За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён». -Так из какой сказки этот герой? - Какой же мудрёный вопрос приготовил для нас Елисей? Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос что?: сказочный, золотой, солить, солнечный, морской. - Оцените выполненную работу. |
- В «Сказке о царе Салтане» поёт песенку белочка Отвечают на вопросы - Песенки, орешки, скорлупки. Обозначают названия предметов -«Сказка о мёртвой царевне…» - сказка, золото, соль, солнце, море |
Итог урока Рефлексия Оценивание |
- К сожалению, наше путешествие подходит к концу. С героями пушкинских сказок вы встретитесь ещё не раз. А теперь скажите, ребята, с их помощью на сегодняшнем уроке чему мы учились? (Учились находить слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, и ставить к ним вопросы). - Давайте вспомним, что к концу этого урока вы должны хорошо знать. (слайд №18) - Кто знает, какие слова отвечают на вопрос кто? - Какие слова отвечают на вопрос что? - Что должны уметь? (слайд №19) - Поднимите руки, кто научился распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? - Ставить вопросы к этим словам? - Вспомните, какие цели вы поставили себе в начале урока. Кто добился поставленных целей? Чему ещё надо поучиться? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? (по листу оценивания) Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта? Чтение учителем стихотворения «Что за прелесть эти сказки…» К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45… Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом. Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина - Ребята, перед вами предметы из сказок Пушкина, которые мы сегодня вспоминали на уроке. Если на уроке вам было интересно и все понятно, то возьмите себе золотую рыбку. Если вам на уроке было не очень интересно или не всё понятно, то возьмите яблочко. Если вам на уроке было неинтересно и непонятно, то возьмите орешек. |
Отвечают на вопросы - чудесные, светлые, красивые, умные, добрые… |
Домашнее задание |
- Чтобы очень хорошо уметь распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? и правильно ставить к ним вопросы, вам необходимо ещё потренироваться. Поэтому дома выполните упр.1. на стр. 108. - Прочитайте внимательно задание. - Что нужно будет выполнить в упражнении? - Я благодарю вас за хорошую работу на уроке, вы сегодня МОЛОДЦЫ! (Слайд №20) |
Разбирают дом. задание 1 группа – записать слова в два столбика 2 группа – записать слова, отвечающие на вопрос КТО? |
Методическая литература
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. –Москва: ВЛАДОС, 2000. – 320с.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – М. 1995.
Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.
Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 2/авт.-сост. Е.М.Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 316с.
Упоров Д.В., Романова Г.М., Колпакова М.В., Черемных Т.С. Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в системе специального образования: практическое пособие. – Красноярск, 2008. – 108 с.
Читаем, учимся, играем.-2006.-8
Интернет-ресурсы
pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
http://skaz-pushkina.ru/cs_v_320.html
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/200px-kiprensky_pushkin.jpg
Самоанализ
Данный урок является уроком - закрепление изученного по теме «Названия предметов» раздела «Слово» .
Форма урока – путешествие активизирует мысль детей, процесс повторения, систематизации знаний, проходит занимательно, интересно и динамично.
Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по русскому языку для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.
На уроке использовались следующие формы работы:
индивидуальная
работа в группах
самостоятельная работа
самооценка
рефлексия
обобщение
Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)
Урок носил коррекционную направленность. Задания давались по степени нарастающей трудности, со сменой доминантного анализатора. Коррегировалось внимание, восприятие, память, асд на основе зрительного и слухового анализаторов.
На уроке был реализован охранительный режим обучения: физминутки, смена видов деятельности. Через музыкальное сопровождение осуществлялся психологический и эмоциональный настрой. Использовались технологии здоровьесберегающей системы В.Ф. Базарного: конторки, массажная дорожка, сенсорный шар.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Осипова Ольга Васильевна