Урок – путешествие по русскому языку во 2 классе «Слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? Сказки А. С. Пушкина»

8
1
Материал опубликован 23 March 2017 в группе

Предмет: русский язык и внеклассное чтение (интегрированный урок)

Класс: 2 (специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Тема: Слова, отвечающие на вопросы: КТО? ЧТО? Сказки А. С. Пушкина.

Цель: формирование умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задачи:

- формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы; уточнять представление о словах, обозначающих предметы; познакомить с новым словарным словом; закрепить у учащихся знание сказок А.С.Пушкина;

- коррегировать восприятие на основе зрительного и слухового анализаторов; развивать внимание, память; расширять словарный запас учащихся, обогащать их речь;

- воспитывать любовь к чтению, к книге, бережное отношение к природе; мотивацию к учению.

Форма проведения: урок - путешествие

Тип: урок закрепления знаний

Технические средства обучения и оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись отрывка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» («Три чуда»), «светофоры» кто? что?, оценочные листы, иллюстрации, карточки, опорная таблица, офтальмо тренажёр, сенсорный шар, массажная дорожка.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организа-

ционный

момент

Эмоциональный настрой на урок:

- Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.

Введение в урок

- Я буду читать строки из стихотворения. Когда назову слово с вашей карточки, вы должны сесть на своё место.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет.

(Коррекция внимания на основе слухового восприятия).

Проходят под спокойную музыку по массажной дорожке

У учащихся карточки со словами: «дуб», «цепь» и т.д., в процессе чтения, дети постепенно занимают свои места.

Введение в тему

- Какие слова были на карточках? Назовите их вместе с вопросом.

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечают?

(Коррекция памяти на основе зрительного, слухового восприятия).

- Что? дуб, что? цепь, кто? кот….

- Эти слова обозначают названия предметов.

- Они отвечают на вопросы кто? или что?

Проверка домашнего задания.

Упр.2. стр.108. (На сенсорном шаре карточки с вопросами: «кто?», «что?»)

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос красного сектора шара (кто?).

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос синего сектора шара (что?).

- О каких предметах мы спрашиваем кто?

О каких предметах спрашиваем что?

(После ответа детей появляется обобщающая опорная таблица, которую дети хором читают:

«О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О других предметах спрашиваем – ЧТО?»)

- Лягушка, лось.

- Коньки, куст.

- О людях и животных мы спрашиваем Кто?

О других предметах спрашиваем Что?

Сообще-ние темы, цели и задач урока

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Слайд с темой урока №2)

- Кто догадался, чем будем заниматься сегодня на уроке.

- На уроке будем выполнять упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы кто? или что? И учиться ставить вопросы к этим словам.

- В конце урока вы должны (Слайд №3)

ЗНАТЬ:

- какие слова отвечают на вопрос кто?;

- какие слова отвечают на вопрос что? (Слайд №4)

УМЕТЬ:

- распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?

- ставить вопросы к этим словам

Целеполагание

- Сегодня вы будете оценивать себя сами, а для этого вам нужно поставить свои цели. Выберите и назовите свою цель.

распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?;

правильно ставить вопросы к этим словам;

каждое новое задание писать с красной строки;

писать аккуратно и красиво и т.д.)

- Сейчас каждый из вас получит лист оценивания. На листе проставлены номера заданий, которые будете выполнять на уроке, а рядом кружок. После выполнения задания вы должны оценить свою работу: если, выполнили на отлично, закрасите кружок красным цветом, хорошо – зелёным, недостаточно хорошо – жёлтым.

Упражнение на запоминание.

- Запомните картинки и слова к ним.

петушок пёс поп

(Коррекция памяти на основе зрительного восприятия).

- Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

- Будем находить слова, которые отвечают на вопросы: Кто? или Что? Задавать к словам вопросы.

У каждого учащегося карточка. Нужную «цель» отмечают простым карандашом.

Работа по теме урока


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Словарная работа

Пальчиковая гимнастика:

- Давайте подготовим к работе наши руки.

-Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

Минутка чистописания

- Вспомните стихотворение, которое я зачитывала в начале урока. (Слайд №5)

- Кто знает, что означает слово «лукоморье»?

- Оно обозначает излучину морского берега, морской залив (“лука” - изгиб берега).

- Кто может назвать автора этих строк?

- Найдите его портрет.

(Портрет А.С.Пушкина на задней стене класса - поиск информации в окружающей действительности.)

- Назовите первый звук его фамилии.

- Дайте характеристику звуку.

- Какой буквой на письме обозначается звук?

- Какая буква «дежурит» на минутке чистописания? (Слайды № 6-9 )

- Пропишите по образцу в тетради буквы Пп; слог с верхним и нижним соединением пу, пл

- Запишите слова, которые были под картинками. (Учитель показывает картинки, но без слов под ними. Для проверки: слова выставляются под картинки). (Слайд № 10)

- Пушкин… Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

1 ученик: Родился он в Москве. Стихи начал сочинять еще в детстве. В то время в дворянских семьях говорили по-французски. В семь лет он уже свободно говорил и читал на французском и русском языках.

2 ученик: У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. Маленький Саша очень любил свою няню, любовно называл ее «мамушкой». У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

- Составьте предложение о Пушкине.

- Запишите: «Пушкин – великий русский поэт». (Слайд №10 .)

- Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? И подчеркните их.

- Какие слова подчеркнули? Назовите их вместе с вопросом.

- Что означает слово «поэт»? (Писатель – автор стихотворных, поэтических произ-ведений).

- Оцените свою работу.

Физминутка.

- А сейчас поиграем в игру «Кто? Что?»

Я буду называть слова-предметы, если они отвечают на вопрос кто? – прыгаете на месте, если это предмет, отвечающий на вопрос что? – приседаете. Будьте внимательны. (Слова: яблоко, царевна, старик, корыто, корабль, зеркальце, белка…).

- “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Здесь можно встретить и гордого Гвидона, и белую царевну лебедь, и бойкого Балду.

Знакомство с новым словом

- Слышите, кто это голос подаёт? (Слайд №11) Просмотр отрывка из сказки о Золотом петушке).

- А из какой сказки он к нам пожаловал? («Сказка о Золотом петушке»)

-Посмотрите, петушок принес нам задание - новое словарное слово. (Ребята).(Слайд №12 )

- Прочитайте его чётко по слогам. Какую букву надо запомнить?

- Запишите слово по образцу. (Слайд № 13)

- Подчеркните «трудную» букву. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?

б) Звукобуквенный анализ слова ребята

Ребята – 3сл.,6б.,6зв.,3согл.,3гласн.

в) Работа над использованием нового слова в речи

(работа с деформированным предложением)

Лепят, фрукты, ребята, из глины.

1 группа - подчеркнуть слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?

2 группа – начертить схему предложения;

- Оцените, как выполнили работу.

Упражнение в распознавании и нахождении слов, отвечающих на вопрос кто?что?

- Отправляемся дальше по сказочному Лукоморью.

- Посмотрите, кто же это нам встретился? (Слайд № 14) Иллюстрация к сказке «Золотая рыбка», на которой изображён старик с неводом).

- Что у него в руках? (Невод.) Из какой сказки старик? Посмотрим, что у него в неводе?

- Да здесь какие-то слова и просьба старика:

«Смилуйтесь, государыни и государи!

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт, старику, мне покою,

Надобно ей знать какие из данных слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?»

- Поможем старику? Возьмите в руки светофоры. (Карточки, где на одной стороне написано «что?», а на другой – «кто?»).

- Корыто, рыбка, изба, землянка (а что означает это слово?), чупрун (а это что значит?), дворянка (кого называли так раньше?), кичка (Слайд № 15), белена (?), баба, невод.

- Не печалься, старик, иди себе с Богом. Будет довольна твоя старуха. Ребята постарались.

- Оцените, как справились с заданием.

-Чтобы правильно писать,

Надо быть внимательным,

Физминутку, хоть минутку,

Делать обязательно!

Гимнастика для глаз

Офтальмо тренажёр (на потолке)

Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Один ученик читает строки:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Первый звук фамилии Пушкин – [ п ].

- Звук [ п ] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

- Звук [ п ] обозначается на письме буквой Пп.

- На минутке чистописания «дежурит» буква Пп.

Самопроверка с карточек: петушок пёс поп

- Кто? Пушкин; кто? поэт.

- Поэт – это тот, кто пишет стихи.

- Это петушок голос подаёт.

- Он к нам пожаловал из сказки о Золотом петушке.

- В слове РЕБЯТА запоминаем букву Е.

- Слово ребята обозначает название предмета и отвечает на вопрос КТО?

1группа - самостоятельно,

2 группа под руководством учителя ( один ученик комментирует у доски)

Закрепление

Закрепление умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Слайд № 16, просмотр отрывка из сказки)

- Ребята, вы слышите чудесную музыку?! Сейчас закройте глаза и представьте: в лучах восходящего солнца возникает перед вами сказочный город… Слышите светлый, праздничный перезвон колоколов, торжественные трубные фанфары? А вот и знакомая песенка «Во саду ли в огороде.»

- В какой сказке и кто поет эту песенку? (Белка.)

-А кто из вас видел белочку? Где? Что вы знаете о белке? Можно ли разорять беличьи запасы? Почему?

- Белочка хочет поделиться с вами орешками, но сначала надо выполнить её задание:

1 группа - спишите отрывок из сказки и подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что?

«Белка песенки поёт

И орешки все грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые».

2 группа - спишите 2 строчки, подчеркните слово, которое отвечает на вопрос кто? (под руководством учителя)

- Какие слова подчеркнули? Что они обозначают?

- Оцените выполненную работу.

- А вот ещё один сказочный герой, только из какой он сказки? (Слайд № 17)

- «За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён».

-Так из какой сказки этот герой?

- Какой же мудрёный вопрос приготовил для нас Елисей? Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос что?: сказочный, золотой, солить, солнечный, морской.

- Оцените выполненную работу.

- В «Сказке о царе Салтане» поёт песенку белочка

Отвечают на вопросы

- Песенки, орешки, скорлупки. Обозначают названия предметов

-«Сказка о мёртвой царевне…»

- сказка, золото, соль, солнце, море

Итог урока

Рефлексия

Оценивание

- К сожалению, наше путешествие подходит к концу. С героями пушкинских сказок вы встретитесь ещё не раз. А теперь скажите, ребята, с их помощью на сегодняшнем уроке чему мы учились?

(Учились находить слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, и ставить к ним вопросы).

- Давайте вспомним, что к концу этого урока вы должны хорошо знать.

(слайд №18)

- Кто знает, какие слова отвечают на вопрос кто?

- Какие слова отвечают на вопрос что?

- Что должны уметь? (слайд №19)

- Поднимите руки, кто научился распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что?

- Ставить вопросы к этим словам?

- Вспомните, какие цели вы поставили себе в начале урока. Кто добился поставленных целей? Чему ещё надо поучиться?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (по листу оценивания)

Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

Чтение учителем стихотворения «Что за прелесть эти сказки…»

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45…

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина

- Ребята, перед вами предметы из сказок Пушкина, которые мы сегодня вспоминали на уроке. Если на уроке вам было интересно и все понятно, то возьмите себе золотую рыбку.

Если вам на уроке было не очень интересно или не всё понятно, то возьмите яблочко.

Если вам на уроке было неинтересно и непонятно, то возьмите орешек.

Отвечают на вопросы

- чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…

Домашнее задание

- Чтобы очень хорошо уметь распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? и правильно ставить к ним вопросы, вам необходимо ещё потренироваться. Поэтому дома выполните упр.1. на стр. 108.

- Прочитайте внимательно задание.

- Что нужно будет выполнить в упражнении?

- Я благодарю вас за хорошую работу на уроке, вы сегодня МОЛОДЦЫ! (Слайд №20)

Разбирают дом. задание

1 группа – записать слова в два столбика
самостоятельно;

2 группа – записать слова, отвечающие на вопрос КТО?

 Методическая литература

Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. –Москва: ВЛАДОС, 2000. – 320с.

Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – М. 1995.

Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 2/авт.-сост. Е.М.Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 316с.

Упоров Д.В., Романова Г.М., Колпакова М.В., Черемных Т.С. Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в системе специального образования: практическое пособие. – Красноярск, 2008. – 108 с.

Читаем, учимся, играем.-2006.-8

Интернет-ресурсы

http://ped-kopilka.ru

pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

http://petamusic.ru/

http://skaz-pushkina.ru/cs_v_320.html

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/200px-kiprensky_pushkin.jpg

Самоанализ

Данный урок является уроком - закрепление изученного по теме «Названия предметов» раздела «Слово» .

Форма урока – путешествие активизирует мысль детей, процесс повторения, систематизации знаний, проходит занимательно, интересно и динамично.

Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по русскому языку для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

На уроке использовались следующие формы работы:

индивидуальная

работа в группах

самостоятельная работа

самооценка

рефлексия

обобщение

Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)

Урок носил коррекционную направленность. Задания давались по степени нарастающей трудности, со сменой доминантного анализатора. Коррегировалось внимание, восприятие, память, асд на основе зрительного и слухового анализаторов.

На уроке был реализован охранительный режим обучения: физминутки, смена видов деятельности. Через музыкальное сопровождение осуществлялся психологический и эмоциональный настрой. Использовались технологии здоровьесберегающей системы В.Ф. Базарного: конторки, массажная дорожка, сенсорный шар.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок!

2 May 2017

Ответ #24808 был удален 2 May 2017


Похожие публикации