12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Контрольная работа по методике обучения и воспитания (русский язык) студента группы ФО – 14 Лысовой Александра Александровны

1417 зачетной книжки, 2 вариант

Класс: 5

Тема урока: Однозначные и многозначные слова

Цели (задачи) урока: научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения, формировать понятия «однозначные», «многозначные» слова.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: логически грамотно строить свою устную и письменную речь с учетом языковой ситуации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умения определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём для определения лексического значения слова.

Тип урока: изучение нового

Основные методы: наблюдение над языком, эвристическая беседа, метод закрепления полученных знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс Ч.1, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., толковые словари (1 на парту), компьютер, проектор, карточка №1.

Этап урока, стадии, время, виды работы

Ход урока (деятельность учителя и учеников)

Организационный момент

5 минут

Беседа, проблемная беседа, работа со словарем.

- Добрый день, присаживайтесь!

- Покажите мне свои ручки.

- Почему кто-то показал мне шариковую ручку, а кто-то руку? Что вас ввело в заблуждение? (Слово «ручка», не сразу понятно, о чем именно попросили).

- А почему было непонятно? (У слова «ручка» несколько значений /лексических значений).

- В какой литературе мы можем встретить лексическое значение слова? ( В толковых словарях).

- По какому принципу располагаются слова в словаре? (По алфавиту).

- Ознакомимся со значением слова ручка (1 ученик зачитывает выдержку из словарной статьи):

РУЧКА, -и, ж. 1. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная р. Р. чайника, чемодана, пилы. 2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Р. кресла. Ручки дивана. 3.Письменная принадлежность - удлиненный держатель для пера, стержня. Автоматическая р. Шариковая р. (Словарь С.И. Ожегова)

- Какую еще информацию мы можем получить из словарной статьи? (На слайде продублирована выдержка из словаря). Что обозначает буква «-и» после слова «ручка»? (Что во мн.ч. окончание «-и» - ручки).

- Теперь покажите мне свои ручки.

- Почему вы показали только шариковые ручки? (Потому что у слова «ручка» одно из значений – письменная принадлежность/ принадлежность для письма).

- Сколько значений у слова «ручка»? (Три)

- Как можно назвать слово, у которого несколько лексических значений? (Многозначное).

- А слова, у которых одно лексическое значение? (Однозначные).

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Лексическое значение, многозначные и однозначные слова и т.п.)

- Тема урока сегодня «Многозначные и однозначные слова».

Рассмотрите карточку, обведите простым карандашом номера пунктов, информация которых уже известна, поставьте простым карандашом знак вопроса рядом с пунктами, информацию которых необходимо уточнить или она неизвестна.

Карточка №1:

Любое слово имеет лексическое значение.

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется «Толковый словарь»

Некоторые слова имеют несколько значений.

Слово является однозначным, так как оно имеет одно значение.

Если слово имеет несколько лексических значений, оно называется многозначным.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикологией.

- Какие задачи поставим перед собой на урок? (Узнать подробнее об однозначных и многозначных словах, будем продолжать учиться работать со словарями и т.п.)

Изучение нового

5 минут

Работа с учебником, беседа, проблемная беседа

- Откройте учебники на с.153, рассмотрите рисунки и прочитайте их названия для себя. К какому рисунку относится первое название/второе/третье? (К первому, второму и третьему).

- Каким одним словом названы изображенные предметы? (Кисть).

- Как вы думаете, сколько лексических значений имеет это слово? Как проверить ваши предположения? (Посмотреть в толковом словаре. Проверяют свои догадки).

- Сколько лексических значение в толковом словаре к слову «кисть»? (Три).

- Если вы считаете, что слово «кисть» однозначное, поднимите руку, опустите. (Оценивают информацию, реагируют). Если вы считаете, что слово «кисть» многозначное, поднимите руку, опустите. (Уточнить информацию, дать высказаться тем, кто согласился с первым утверждением, дать возможность привести аргументы тем, кто согласился со вторым утверждением).

- Какой источник информации на данный момент поможет нам точно узнать определение, что такое многозначные, а что такое однозначные слова? (Учебник)

- Откройте с. 154, прочтите определения.

-Как узнать, сколько значений у многозначного слова? (В словарной статье указаны все значения, они пронумерованы).

Закрепление изученного

8 минут

Беседа, решение ребусов, классификация слов по признаку.

Работа со словарем:

- При помощи словаря установим, какие слова являются однозначными, а какие многозначными, запишем их в 2 столбика (два ученика у доски, остальные в тетради):

однозначные многозначные

- А что это за слова, угадайте, решив ребусы (на партах ребусы, 1 лист с ребусами на пару).

1. узор

2.бабочка

3. рыцарь

4. трава

5. акула

6. белый

однозначные многозначные

узор бабочка

акула трава

рыцарь

белый

Изучение нового 7 минут

Беседа, проблемная беседа, работа с учебником.

- Как вы думаете, почему у слова бывает несколько значений? Как они образовались? (Высказывают предположения)

- Запишем предложения (1 ученик у доски):

1.Язык не лопатка: знает, что сладко.

2.Мы словно говорили на разных языках.

3.Разведчики привели языка.

4.Без языка и колокол нем.

- Подчеркните многозначное слово-существительное одной линией во всех словосочетаниях и предложениях.

- Что обозначает слово «язык» в первом/ втором/ третьем/ четвертом предложениях? (1.Орган речи; 2.Речь; 3.Пленный с ценными сведениями; 4. Часть колокола, металлический стержень).

- Чем похожи значения слова «язык»? (Связаны с речью, с умением говорить, издавать звуки).

- Какой можем сделать вывод о лексических значениях многозначных слов? (Они в чем-то схожи между собой).

- Прочтите информацию для себя на с.154 в рубрике «Теоретические сведения».

Закрепление нового

10 минут

Беседа, проблемная беседа, работа в парах, фронтальная проверка.

- Для того, чтобы уметь находить сходства и различия в лексических значениях многозначных слов, выполним упражнение №342 на с.155 в парах письменно. Как нужно работать в парах, чтобы достигнуть высокого результата? (Перечисляют правила работы в парах, выполняют задание).

-Фронтальная проверка, 1 словосочетание - 1 пара.

- Что общего в лексических значениях указанного слова? (Задняя, конечная часть чего или кого-либо).

- Рассмотрите картинки на слайде. Почему они вызывают у вас улыбку? (Значение слова художником понято неверно).

- Для чего мы с вами учимся определять лексическое значение слова при помощи словаря? (Чтобы употреблять слова правильно и понимать правильно других людей, уметь подбирать слова для конкретной ситуации и т.п.)

Итог урока

2 минуты

Беседа, самоанализ, рефлексия

Вернемся к карточке №1, внесите изменения ручкой: обведите ручкой номера пунктов, информация которых уже известна, поставьте ручкой знак вопроса рядом с пунктами, информацию которых необходимо уточнить или она неизвестна.

- Изменился облик карточки по сравнение с тем, каким он был вначале урока?

- Какой можно сделать вывод? (Мы решили поставленные задачи, мы узнали, в чем отличие многозначных слов от однозначных – спросить определение).

- Что еще хотелось бы вам узнать по теме «Однозначные и многозначные слова»?

Домашнее задание, оценивание

2 минуты

Для всех: Выучите теоретический материал по теме урока;

На выбор: 1) Составить толковый словарь-миниатюру на тему «Школа» из многозначных слов.

2) Подобрать и записать 4 пословицы и/или поговорки о языке.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.