Урок литературы в 5 классе на тему «Басни И.А. Крылова»
Урок «Басни И.А. Крылова» - 5 класс.
(урок личностно ориентированного обучения с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо, игровая технология)
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова, постижение общечеловеческого смысла басен.
Планируемые образовательные результаты обучения:
Предметные:
Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев);
уметь находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от рассказа.
Познавательные:
Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Регулятивные:
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (самостоятельно дома).
Коммуникативные:
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения учеников-актёров Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного отношения к прочитанному.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, компьютер, мультимедийный проектор, тетради, учебники.
План урока личностно ориентированного обучения с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо, учебного исследования. | Метапредметная деятельность на уроке с личностно ориентированным обучением | ||||||
1 Слово учителя о творчестве И.А. Крылова. | Умение слушать | ||||||
Стадия вызова 2 Прочитайте эпиграфы: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И.А. Крылов) «Он баснописец и поэт народный – вот в чём его великость» (В. Белинский) Какое высказывание принадлежит И.А. Крылову? (авторы не написаны). Запишите в конце урока любой из эпиграфов. | 2.Умение работать с информацией | ||||||
3. Напишите коротко, что вы помните о баснописце И.А. Крылове и его баснях? (вопросы- подсказки записаны на доске) -Что такое басня и в чём её особенность? - Назовите знаменитых предшественников– баснописцев. - -Какие недостатки человеческой жизни (пороки) высмеивал И. А. Крылов в своих баснях? Назовите крылатое выражение из какой-нибудь басни. (В течение 3-4 минут ученики работают самостоятельно, затем озвучивают свою информацию. Учитель подводит итог. Обучение в диалоге) | 3.Умение выразить свои мысли в письменной и устной форме. Умение слушать и оценивать себя и других | ||||||
4. Запишите, из каких басен эти строчки? – зачитывают свои ответы. 1) У сильного всегда бессильный виноват. 2) Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона. 3) А Васька слушает да ест… 4).Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться. – Выпишите в тетрадь 2-3 крылатых выражения. (зачитывают) | 4.Выборочная работа с информацией | ||||||
Стадия осмысления 5. Инсценирование басен. (На подготовительном этапе учитель индивидуально помогал детям как в выборе басен, обеспечении текстами, так и в подготовке выразительного чтения). - Группа, инсценировавшая басню, должна: 1. кратко изложить содержание басни, 2. озвучить исполнительскую задачу: например, в басне «Ворона и Лисица» покажем, что ворона глупая, а лисица льстивая и хитрая. В басне « Зеркало и обезьяна» - что обезьяна самовлюблённая, жеманная, кривляка и т.д. - Целесообразно после каждой басни спросить: чьё чтение понравилось. - Заполнение таблицы после чтения басен. Первое задание выполняется коллективно, второе - самостоятельно( учащиеся зачитывают свою информацию)
| 5.Умение свёртывать информацию, выражать свои мысли в устной форме, анализировать текст, осознанно читать текст, слушать, определять своё отношение. Сотрудничать с другими людьми. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её. Выражать свои мысли в письменной форме. | ||||||
6.Составление синквейна (групповое задание на выбор) Лисица, Волк, Свинья, Обезьяна. (1.Свинья. 2. Глупая, невежественная. 3. Наелась, подрывала, не жалела. 4. Неуч бранит науки и ученье, « не чувствуя, что вкушает их плоды». 5. Невежда 1. Волк. 2. Коварный, хитрый. 3.Прижался, злится, прикидывается миролюбивым. 4.Псари не верят ему, и ловчий спускают собак. 5.Забияка. 1.Обезьяна. 2. Самовлюблённая, жеманная. 3. Не замечает, кривляется, осуждает. 4. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 5. Кривляка. ( зачитывают ) 7. Басня – это аллегория. Напишите, какие черты характера людей высмеиваются в баснях, если её герои: Волк - / Осёл - / Лисица - / Свинья | . 6.Перерабатывать информацию, предъявлять в свёрнутом виде. | ||||||
8.Рефлексия ( размышление) Ответ на проблемный вопрос – учебное исследование. 9. Перед вами текст. Можно назвать его басней? Почему? Сформулируйте тезис вашего ответа.( 1.Это басня, потому что…. 2.Это не басня, а рассказ…). Почему? ( нет аллегории, у животного нет человеческих черт, человеческих поступков, нет морали,, автор не высмеивает своего героя. Это не басня, а рассказ о животном, которого очень любит автор.)
Кот. Когда я вижу из окна, как пробирается в саду Васька, я кричу ему самым нежным голосом: - Васенька! И он в ответ, я знаю, тоже мне кричит, но я немного на ухо туг и не слышу, а только вижу, как после моего крика на его белой мордочке открывается розовый рот. – Ва-сень-ка! – кричу ему. И догадываюсь, - он кричит мне: - Сейчас иду. И твёрдым прямым тигровым шагом направляется в дом. ( М. Пришвин) | 7.Исследовать текст, выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение; - строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, гипотезу, их обоснование, подбирать аргументацию). Умение слушать других.
| ||||||
8.Заключительное слово учителя о Крылове. ( Тема: Гоголь: «Всюду у него Русь и пахнет Русью» М.Погодин: Как всё по-русски – чудо! И медведь Крылова, - видно, что земляк, русский!» Выберите и запишите эпиграф к уроку. ( задание 2) Подготовьте самоанализ своей работы на уроке. Ответьте на вопросы: -Что я изучал на уроке? - Как я работал? - Чего я достиг? (Учитель берёт 4-5 тетрадей на проверку, выставляет оценки за устную и письменную работу на уроке. (За урок ученик записал в тетради: выбранный им эпиграф, информацию о Крылове, заполнил таблицу, записал крылатые выражения, аллегорические образы). | Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей (и чужой) деятельности (саморазвитие, самооценка) | ||||||
11. Домашнее задание. Выучить одну из басен, заполнить таблицу, используемую на уроке; или сочинить свою басню.( Можно в прозе). | |