Урок литературы в 5 классе на тему «Басни И.А. Крылова»

1
0
Материал опубликован 27 April 2022

Урок «Басни И.А. Крылова» - 5 класс.

(урок личностно ориентированного обучения с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо, игровая технология)


Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова, постижение общечеловеческого смысла басен.

Планируемые образовательные результаты обучения:

Предметные:

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев);

уметь находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от рассказа.

Познавательные:

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Регулятивные:

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (самостоятельно дома).

Коммуникативные:

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения учеников-актёров Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного отношения к прочитанному.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, компьютер, мультимедийный проектор, тетради, учебники.

План урока личностно ориентированного обучения с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо, учебного исследования.

Метапредметная деятельность

на уроке с личностно ориентированным обучением

1 Слово учителя о творчестве И.А. Крылова.


Умение слушать


Стадия вызова

2 Прочитайте эпиграфы:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И.А. Крылов)

«Он баснописец и поэт народный – вот в чём его великость»

(В. Белинский)

Какое высказывание принадлежит И.А. Крылову? (авторы не написаны). Запишите в конце урока любой из эпиграфов.

2.Умение работать с информацией




3. Напишите коротко, что вы помните о баснописце И.А. Крылове и его баснях? (вопросы- подсказки записаны на доске)

-Что такое басня и в чём её особенность?

- Назовите знаменитых предшественников– баснописцев.

- -Какие недостатки человеческой жизни (пороки) высмеивал И. А. Крылов в своих баснях? Назовите крылатое выражение из какой-нибудь басни.

(В течение 3-4 минут ученики работают самостоятельно, затем озвучивают свою информацию. Учитель подводит итог.

Обучение в диалоге)


3.Умение выразить свои мысли в письменной и устной форме.

Умение слушать и оценивать себя и других



4. Запишите, из каких басен эти строчки? – зачитывают свои ответы. 1) У сильного всегда бессильный виноват.

2) Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона.

3) А Васька слушает да ест…

4).Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться.

Выпишите в тетрадь 2-3 крылатых выражения. (зачитывают)

4.Выборочная работа с информацией



Стадия осмысления

5. Инсценирование басен. (На подготовительном этапе учитель индивидуально помогал детям как в выборе басен, обеспечении текстами, так и в подготовке выразительного чтения).

- Группа, инсценировавшая басню, должна: 1. кратко изложить содержание басни, 2. озвучить исполнительскую задачу: например, в басне «Ворона и Лисица» покажем, что ворона глупая, а лисица льстивая и хитрая. В басне « Зеркало и обезьяна» - что обезьяна самовлюблённая, жеманная, кривляка и т.д.

- Целесообразно после каждой басни спросить: чьё чтение понравилось.

- Заполнение таблицы после чтения басен. Первое задание выполняется коллективно, второе - самостоятельно( учащиеся зачитывают свою информацию)

Заглавие

О чём басня?

Мораль

1.«Свинья под дубом»






2.»Ворона и Лисица»

3.Зеркало и Обезьяна»



4 « Волк на псарне»

Свинья наелась желудей и стала подрывать корни дуба, не понимая, что это дереву вредит.











О волке, который хотел забраться в овчарню, но попал на псарню. Он…

( дописать поведение волка.)

Невежда бранит науки , не понимая, что пользуется её плодами.



самостоятельно

записать мораль

самостоятельно

записать мораль






-------



5.Умение свёртывать информацию, выражать свои мысли в устной форме, анализировать текст, осознанно читать текст, слушать, определять своё отношение. Сотрудничать с другими людьми.


Вживаться в роль и играть ее.




Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её.


Выражать свои мысли в письменной форме.





6.Составление синквейна (групповое задание на выбор) Лисица, Волк, Свинья, Обезьяна. (1.Свинья. 2. Глупая, невежественная. 3. Наелась, подрывала, не жалела. 4. Неуч бранит науки и ученье, « не чувствуя, что вкушает их плоды». 5. Невежда

1. Волк. 2. Коварный, хитрый. 3.Прижался, злится, прикидывается миролюбивым. 4.Псари не верят ему, и ловчий спускают собак. 5.Забияка.

1.Обезьяна. 2. Самовлюблённая, жеманная. 3. Не замечает, кривляется, осуждает. 4. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 5. Кривляка. ( зачитывают )

7. Басня – это аллегория.

Напишите, какие черты характера людей высмеиваются в баснях, если её герои:

Волк - / Осёл - / Лисица - / Свинья

.

6.Перерабатывать информацию, предъявлять в свёрнутом виде.


8.Рефлексия ( размышление)

Ответ на проблемный вопрос – учебное исследование.

9. Перед вами текст. Можно назвать его басней? Почему? Сформулируйте тезис вашего ответа.( 1.Это басня, потому что…. 2.Это не басня, а рассказ…).

Почему? ( нет аллегории, у животного нет человеческих черт, человеческих поступков, нет морали,, автор не высмеивает своего героя. Это не басня, а рассказ о животном, которого очень любит автор.)

Кот.

Когда я вижу из окна, как пробирается в саду Васька, я кричу ему самым нежным голосом:

- Васенька!

И он в ответ, я знаю, тоже мне кричит, но я немного на ухо туг и не слышу, а только вижу, как после моего крика на его белой мордочке открывается розовый рот.

Ва-сень-ка! – кричу ему.

И догадываюсь, - он кричит мне:

- Сейчас иду.

И твёрдым прямым тигровым шагом направляется в дом. ( М. Пришвин)

7.Исследовать текст, выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение;

- строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, гипотезу, их обоснование, подбирать аргументацию).

Умение слушать других.




8.Заключительное слово учителя о Крылове. ( Тема: Гоголь: «Всюду у него Русь и пахнет Русью» М.Погодин: Как всё по-русски – чудо! И медведь Крылова, - видно, что земляк, русский!» Выберите и запишите эпиграф к уроку. ( задание 2)

Подготовьте самоанализ своей работы на уроке.

Ответьте на вопросы:

-Что я изучал на уроке?

- Как я работал?

- Чего я достиг?

(Учитель берёт 4-5 тетрадей на проверку, выставляет оценки за устную и письменную работу на уроке. (За урок ученик записал в тетради: выбранный им эпиграф, информацию о Крылове, заполнил таблицу, записал крылатые выражения, аллегорические образы).

Контролировать и оценивать достигнутые результаты

своей (и чужой) деятельности (саморазвитие, самооценка)

11. Домашнее задание. Выучить одну из басен, заполнить таблицу, используемую на уроке; или сочинить свою басню.( Можно в прозе).








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.