Урок биологии в 5 классе «Семенные растения»
Урок биологии 5 класс
Тема урока: Семенные растения
Цели:Образовательная: продолжить формирование представления о семенных растениях, особенностей их строения, принципам деления на группы, значении Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к мнению ровесников, бережного отношения к природе. Развивающая: развитию интереса к биологической науки, прививать навыки поискового характера, умение находить причинно-следственных связей, планировать действия Тип урока: систематизация, углубление знаний Форма работы: индивидуальная, групповая
Основные понятия:. цветковые и голосемянные растения, органы растений
Вид используемых на уроке средств ИКТ: проектор, экран.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Функции и виды деятельности преподавателя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап 1-2 мин |
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу, напоминает о правилах работы , сохраняющих зрение , осанку. |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
|
2.Мотивация учебной деятельности Постановка целей и задая урока 5-7 мин |
1.Организация работы 2.Задает вопросы учащимся: -Что изучает биология? -Какие царства живых организмов вы знаете? - Представителей какого царства насчитывается более 350 тысяч видов? - Как называется наука, предметом изучения которой являются растения? - Почему каждому современному человеку нужно иметь знания о растениях? (работа в группах) -По сложности строения растения делят на группы? -По способу размножения делят на группы? -Какое размножение более выгодно? - Как вы думаете о ком мы продолжим разговор на уроке? - Какие отделы семенных растений вы знаете? |
1 Игра «Повтори хлопок» (элемент здоровьезбережения, поддержание внимания, смена деятельности) 2. Устный опрос 3.Работа в группе над вопросом ( каждый в группе предлагает значения растений для человека и природы, группа дает один самый полный ответ, время 1 мин.) Подводит к теме урока |
Учащиеся выполняют устно и письменно предложенные задания. Выполнив письменно задания каждая группа рассказывает о значении растений. Применяют знанию о низших, высших, споровых и семенных растениях, отделах. Отвечают на вопросы устно, предполагают тему задачи урока |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, работать в группе,создавать устные и письменные тексты |
3. Актуализация знаний 2-4 мин |
Вы уже достаточно много знаете о растениях, но это не все чем располагает наука ботаника. Какова цель нашего урока |
«Семенные растения» Цель урока: привести в систему, углубить знания о семенных растениях. |
Записывают тему себе в тетрадь |
Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение, озознавать свои интересы. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий .выдвигать версии, формулипровать цель. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию, работать в группе, создавать устные и письменные тексты |
4.Обобщение и систематизация знаний. 8 мин |
-Подготовка к обобщению знаний ( активизация внимания) -Обобщение знаний об органах голосеменных, покрытосеменных растений, строении и значении семян, жизненных формах.
-Систематизация знаний о представителях отделов и формах жизни -голосеменные, покрытосеменные: деревья, кустарники, травы .(Приложение №2) -Почему вы именно так объединились? - Какое значение в жизни семенных растений играют разные формы жизни?
1 группа. Какая форма жизни преобладает в отделе голосеменных? Если семена сосны попадут под полог елового леса , сосны погибнут почему? 2 группа. Почему в городах для озеленения используют большое количество деревьев? 3 группа. По каким признакам вы отличите кустарник от травянистого растения? Какие из названных кустарников могут использоваться как лекарственные? 4 группа Какие формы растений преобладают среди комнатных растений. Почему человек озеленяет не только улицы, но ив помещения? (если есть время) Значение растений в сохранении здоровья.
|
Игра «Повтори хлопок» -Чтобы дать вам новую, важную доя жизни информацию о семенных растениях я должна узнать ,что вы знаете о строении, жизнедеятельности этих растений. -Работа в группах по карточкам (приложение №1) (3 мин) Обсуждение заданий устно. Предлагает взять листочки с одной записью. Выйти из- за парт и создать новые группы по общности значений записей на листах. (элемент здоровьезбережения, поддержание внимания, смена деятельности) Проверяет, предлагает занять места в составе новых групп. Каждой группе задает вопрос об условиях жизни растений (формирование представление о ЗОЖ) Велико значение семенных растений в жизни природы и человека. Они обеспечивают пищей, очищают воздух, дают жилье, поддерживают влажность воздуха . Это важно для всех живых организмов. Нов жизни людей семенные растения играют важную роль в сохранении не только физического, но и духовного здоровья. Давайте на несколько минут окунемся в мир природы (видео)( здоровьесбережение) Как изменилось ваше настроение?. Какие эмоции вы ощущаете? Вы хотите еще больше узнать о растениях? |
Работа в группах с карточками и рабочими тетрадями Выступление каждой группы. В движении создают новые группы, обмениваются информацией, эмоциями. Отвечают о приспособлении к разным условиям жизни. 1Деревья. Светолюбивые 2.Очищение от пыли и т.д. 3.Одревеснение стеблей 4.эстетика, очищение воздуха |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение к мнению других Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий, выдвигать версии, исправлять ошибки делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию,иглагать информацию, понимать мнение другого, создавать письменные тексты. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, сравнивать , анализировать |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации 10 мин |
Работа в текстовой информацией в группах. Углубление знаний о семенных растения. (Приложение №3) |
Игра «Повтори хлопок» Предлагает в группах причитать текст, используя полученную информацию решить биологическую задачу практической направленности. Корректировка работы |
Работают с текстом , обсуждают , ищут решение. Обсуждение полученной информации |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение к мнению других Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий, выдвигать версии, исправлять ошибки делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию,излагать информацию, понимать мнение другого, создавать устные и письменные тексты. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, сравнивать анализировать |
6. Контроль, обсуждение допущенных ошибок 5 мин |
Выполнение тестовых заданий по основному учебному материалу, определенному стандартом: (приложение №4) Проверка теста, работа над ошибками. |
Обращается к цели урока, обсуждает с учащимися степень ее достижения, выводы определяет необходимость контроля полученных знаний и умений. |
Оценивают уровень достижения цели урока, Вывод: семенные растения лучше приспособились к разнообразным условиям жизни. Они важны для живой природы и жизни человека. Знания пригодятся в практической деятельности. Работают с тестами с выбором одного правильного ответа |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение к мнению других Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий, выдвигать версии, исправлять ошибки делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию,излагать информацию, понимать мнение другого, создавать устные и письменные тексты. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, сравнивать анализировать |
7. Рефлексия деятельности Подведение итогов 4 мин |
В группе: работают с раскраской: раскрасить , дорисовать , обозначить настроение(солнце) Индивидуально: По слайду оценивают уровень своей работы Я работал….. Я узнал, что…. Мне понравилось работать… |
Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями , с учетом устных и письменных работ, Предлагает беседу по вопросам |
Прикрепляют рисунки к доске Высказывают свое мнение по работе на уроке |
Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8. Домашнее задание 1 мин |
Информацию по вопросу: что такое эволюция? |
Записывают в дневник |
Содержание учебного материала |
СЛАЙД1.Организация работы 2.Задает вопросы учащимся: -Что изучает биология? СЛАЙД -Какие царства живых организмов вы знаете? - Представителей какого царства насчитывается более 350 тысяч видов? - Как называется наука, предметом изучения которой являются растения? САЙД- Почему каждому современному человеку нужно иметь знания о растениях? (работа в группах ( каждый в группе предлагает значения растений для человека и природы, группа дает один самый полный ответ ) -По сложности строения растения делят на группы? -По способу размножения делят на группы? -Какое размножение более выгодно? - Как вы думаете о ком мы продолжим разговор на уроке? СЛАЙД- Какие отделы семенных растений вы знаете? |
СЛАЙД Семенные растения» Цель урока: привести в систему, углубить знания о семенных растениях. |
Игра «Повтори хлопок» -Чтобы дать вам новую, важную доя жизни информацию о семенных растениях я должна узнать ,что вы знаете о строении, жизнедеятельности этих растений. -Работа в группах по карточкам ( карточка ) (3 мин) Обсуждение заданий устно. Предлагает взять листочки с одной записью. Тетрадь и ручку Выйти из- за парт и создать новые группы по общности значений записей на листах. Проверяет, предлагает занять места в составе новых групп. Каждой группе задает вопрос об условиях жизни растений
-Почему вы именно так объединились? - Какое значение в жизни семенных растений играют разные формы жизни?
1 группа. Какая форма жизни преобладает в отделе голосеменных? 2 группа. Почему в городах для озеленения используют большое количество деревьев? 3 группа. По каким признакам вы отличите кустарник от травянистого растения? 4 группа Какие формы растений преобладают среди комнатных растений. Почему человек озеленяет не только улицы, но и помещения? Работа с рисунком. Дорисуйте не достающую форму жизни. Закрасьте картинку. Игра Почемучка 1 Почему Если семена сосны попадут под полог елового леса , сосны скорее всего погибнут ? 2 Почему человек озеленяет не только улицы, но и помещения? 3. Почему большинство растений можно считать лекарственными? 4.Почему пища человека должна быть богата продуктами растительного происхождения? 5 Почему С. Маршак написал такие строчки о природе? О том, как хороша природа, Не часто говорит народ… Но, глядя с берега крутого На розовеющую гладь, Порой одно он скажет слово, И это слово - "Благодать!". Потому что природа дает отдых душе, Я предлагаю вам на несколько минут окунуться в эту благодать (Видео) Мы отдохнули, накопили энергии и может дальше двигаться к поставленной цели. Готовы? Хлопки Молодцы. У вас на столах есть приложение №3 .Это информация и вопрос к ней. В группе знакомитесь с информацией, обсуждаете , ищете ответ на вопрос. Обсуждаем Игра Почемучка для всех. 1.Почему по время повышенного риска заболеть вирусными инфекциями рекомендуют держать в доме разрезанную луковицу или чеснок, больше есть свежего лука, лимона? 2.Почему перед сном, или принятием серьезного решения рекомендуют погулять по парку или лесному массиву? 3.Почему говорят «Картофель второй хлеб». Вы большие молодцы и ваши знания из количества переходят в качество. Пришло время вернуться к СЛАЙД поставленной цели Что вы скажите о результату работы? Не кто не заметил изменений? Проверка Внимания- игра в хлопки Настроения – на рисунке дорисовать солнце, Знания – проверочная работа Умение – провести самооценку по вопросам |
Выполнение тестовых заданий Проверочная работа. СЛАЙД.Проверка теста, работа над ошибками. Индивидуально: в тетрадь. По слайду оценивают уровень своей работы Урок был… На уроке я работал… Сегодны я узнал…. Меня удивило…. Расширять свои знания о растениях мы продолжим на следующем уроке ОЦЕНКИ Д.з Информацию по вопросу Что такое эволюция Спасибо за работу |