Пояснительная записка к презентации
Урок № ______
Дата _____________
Цель: познакомить учащихся с особенностями и многообразием семенных растений.
Задача урока:
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии семенных растений; у них формируются понятия, семя, шишка, «цветок», «жизненные формы».
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Понятия урока: семенные, голосеменные, покрытосеменные растения, шишка, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации.
Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, эл прил, учебник, тетради
Ход урока
Организационный момент
Целевая установка (демонстрирую спору и семя, учащиеся формируют выводы и цель урока)
Проверка Д/З:
Какие группы растений вы знаете? (низшие и высшие)
Почему их так назвали? (низшие не имеют органов, тело представлено талломом; высшие – имеют органы:корень, стебель, лист.)
Какие из них возникли раньше? (низшие, водоросли, сначала одноклеточные)
Что понадобилось изменить растениям, чтобы они вышли на сушу? (покровные, проводящие ткани, хорошее заякоривание в почве, т.к. плотность низкая)
Как назывались первые наземные растения? (ринниофиты)
Демонстрирую слайд 2 на презентации, делаем вывод о том, что в первую очередь выйдя на сушу – растения развили покровные ткани.
Какой группе растений они дали начало? (высшие споровые)
Почему их так назвали? (имеют органы, размножаются при помощи спор)
Что такое спора? (клетка бесполого размножения)
На какие группы делятся ВСР? (с преобладанием спорофита, с преобладанием гаметофита – мхи)
Проверка заполнения таблицы (проверка выполнения письменного д/з) слайд 3-4
Особенности строения |
Мхи |
Папоротники |
Плауны |
Хвощи |
Места обитания |
Увлажнённые почвы |
Увлажнённые, но и сухие места |
||
Половое размножение |
Гаметофит преобладает |
|||
Бесполое размножение |
Спорофит преобладает |
|||
Корень |
ризоиды |
+ |
+ |
+ |
Стебель |
+ |
- |
+ |
+ |
Листья |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка заданий по рядам:
Письменно пользуясь интернетом описать размножение:
1ряд – щитовника мужского (папоротника)
2 ряд хвоща полевого (хвоща)
3 ряд кукушкиного льна (мха)
Кукушкин лён Споры, которые образует растение, находятся в спорангии (коробочке) на ножке. После созревания они высыпаются При благоприятных условиях споры образуют многоклеточную нить, а из нее, в свою очередь, появляется несколько гаметофитов (происходит это путем почкования). Гаметофитом считается зеленый многолетний побег, имеющий листочки и ризоиды Последние берут из почвы соли и йод. Листовые клетки обеспечивают синтез всех остальных необходимых веществ. Исходя из этого, можно утверждать, что гаметофит является независимым организмом. Через некоторое время гаметофит прекращает свой рост. Затем начинает кукушкин лен размножение. В центре розетки листьев (расположение – на верхушке стебля) развиваются мужские и женские половые органы. Первые представлены антеридиями (от греческого слова «антерос», что означает «цветущий»), в которых проходят цикл развития подвижные гаметы – сперматозоиды, а также архегонии – женские половые органы, которые отвечают за образование неподвижной женской гаметы – яйцеклетки.
При наступлении дождливого периода или половодья сперматозоиды (мужские клетки) получают возможность подплыть к яйцеклетке. В результате происходит их слияние. По завершении процесса оплодотворения появляется зигота (от греческого «зиготос», что переводится как «соединенный»). Это первый этап развития зародыша. На следующий год из оплодотворенной зиготы происходит развитие коробочки (спорогона), располагающейся на довольно длинной ножке без листьев.
Щитовник мужской На листовых пластинках образуются сорусы, (множество спорангиев). В них созревают споры, растрескиваются спорангии спора прорастает и даёт начало гаметофиту (очень мелкий, рассматриваемый только под микроскопом, форма сердечка). Образуются гаметы – растение со спорами – спорофит
Хвощ полевой Весной из почек корневища на поверхность почвы вырастает спороносный, бесхлорофилльный побег(стебель) с мутовчатым расположением редуцированных (маленьких) листьев, заканчивающийся спороносным колоском (стробилом). Он имеет ось, на которой размещены зонтиковидные спороносные листья–спорофиллы. С нижней стороны спорофиллов, обращенной к оси стробила, находится от 5 до 10спорангиев. После созревания спор спороносные листья стробила размыкаются, спорангии лопаются и споры разносятся ветром. Вследствие содержания в спорах хлоропластов они быстро (в течение 3-х недель) теряют всхожесть. Попадая на увлажненный илистый грунт, группы спор прорастают в хлорофиллоносные гаметофиты, достигают половой зрелости через 3-5 недель после прорастания. На мужских гаметофитах, меньшего размера, образуются антеридии– мужские гаметангии, на женских – архегонии. Для достижения сперматозоидами яйцеклеток, находящихся в архегониях, необходима вода. Зародыши крепятся стопой к животику архегония и получают из гаметофита необходимые питательные вещества для развития, формируя зачаточный корешок, стебель и почку. После формирования, зародышевый корешок начинает расти, закрепляется в почве и молодой спорофит отсоединяется от гаметофита, который через некоторое время отмирает. После спороношения весенние(спороносные) побеги отмирают и из почек корневища вырастают зеленыеассимиляционные побеги.
Слайд 9 Ученики формируют цель урока
Слайд 10 Число, тема в тетради
Слайд 11
Семенные растения – это растения, размножающиеся при помощи семян.
Семя – многоклеточная структура размножения растений.
Взависимости от наличия или отсутствия «покровов» семени они делятся на голосеменные и покрытосеменные
Слайд 12 Сравни споровый и семенной папоротник. Разбираем вопрос происхождения семенных растений
Слайд 13 Классы отделов Голосеменные:
Семенные папоротники
Гинкговые
Саговниковые
Бенетиттовые
Хвойные
Слайд 14 Роды класса Хвойных
Род Сосна
Род Ель
Род Пихта
Род Лиственница
Род Можжевельник
Слайд 15 Отличительные особенности голосеменных:
Размножаются при помощи семян, заключённых в шишки
Не имеют цветков и плодов (т.е. семя голое)
Широко распространены, в том числе в местах с сухим климатом
Игольчатые листья
Слайд 16 Отличительные особенности покрытосеменных:
Самая разнообразная и многочисленная группа, включающая разные жизненные формы – деревья, кустарники, травы
Имеют цветок – орган семенного размножения
После цветения образуют плоды, в которых находятся семена
Рассматриваем стр. 67 «Разнообразие покрытосеменных» Что объединяет эти растения? (наличие цветка) Отсюда второе название «Цветковые»
Д/З параграф 17 изучить, на стр. 66 заполнить таблицу по цветковым растениям на стр. 67
Индивидуально (выборочно) подготовить доклады:
Род Сосна
Род Ель
Род Пихта
Род Лиственница
Род Можжевельник