Урок на тему «Понятие дроби. Обыкновенная дробь»
Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
Учитель математики МБОУ "СОШ № 2 с.Чермен" Келехсаева Алла Суликоевна
Предмет: Математика
Класс: 5
Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Математика: 5 класс. – М.: Просвещение, 2017.
Тема урока: «Понятие дроби»
Цель урока: сформировать понятие дроби.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой работы, тестовые задания, текст вкусного домашнего задания.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | Создать условия для возникновения внутренней потребности Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять.(Слайд 1.) | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - Считать Разные варианты ответов Самостоятельно выполнить практическое задание и зафиксировать, что практически можно 1:4. | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Устный счёт по цепочке: 33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 4 = ? (Слайд 2.) Проблема: какой результат в действии 1:4. Задача.1. Разделить поровну одно яблоко на четверых детей. Как называется каждая часть яблока, полученная ребёнком? 2.Разделить поровну один апельсин на двоих человек. Как называется часть апельсина, которая досталась каждому? 3.Практическое задание: разделите один лист бумаги на 4 равные части. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения).Отгадывают ребус | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает - Натуральные числа вы умеете записывать? А кто-нибудь сможет записать результат действия натуральным числам? Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата таких действий, отгадаем ребус: (Слайд 3.) | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач | |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. | В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. . - Познакомиться с дробями, научиться записывать и читать дроби , решать задачи. | Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? (Слайд 4) - Какие задачи стоят сегодня перед нами? Подвести промежуточный итог. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
Найти значение слова «дробь» в словаре и энциклопедии. Работа в группах по изучению новой темы, используя инструкцию. зафиксировать новые знания в заполнении конспекта. Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать).
| Где можно найти значение слова «дробь»? Давайте познакомимся со значением слова «дробь» в толковом словаре Ожегова С.И. («Дробь – число, состоящее из частей единицы».) и в Большой Российской энциклопедии («Дробь арифметическая – число, состоящее из одной или несколько равных частей единицы»). (Слайд 5.) Изучение новой темы по тексту из различных учебников в группах. Инструкция к изучению новой темы: Прочитать текст. Заполнить краткий конспект: Для записи дроби используют … . Число под чертой называют … и оно показывает … . Число над чертой называют … и оно показывает … .(Слайд 6.) Подвести промежуточный итог после выступлений из каждой группы: Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. | Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать и работать с текстом и дополнительными источниками информации. | |
Решили (устно) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух. Работа в парах. | Организовывает решение типовых заданий (фронтально). -Назвать числитель и знаменатель дроби. (слайд7.) (закрепить знание числителя и знаменателя) -Учимся читать дроби (слайд 8, 9 ). -Задание на интерактивной доске (устно). Какая часть закрашенная на рисунке? (соотнеси рисунок с дробью). -Работа в тетрадях с печатной основой №270, (работа в парах – цель отработать навык определения части по рисунку и умение записать это в виде дроби. (Слайд 10.) Даёт ключ к взаимопроверке и шкалу к самооценке. | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач. Личностные. Развитие навыков взаимопроверки и самооценки. | |
7.Этап релаксации | Выполняют физические упражнения и упражнения для глаз. | Учитель принимает участие. | Личностные: забота о своём здоровье. |
8. Этап диагностики качества освоения темы | Работа индивидуальная при выполнении диктанта в тетрадях. Взаимопроверка +самооценка Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать). Работа в парах. Выполняют задания из учебника с применением новых знаний. Выполнение теста, взаимопроверка+самооценка. | Математический диктант. (слайд 12) Запишите в виде обыкновенной дроби. 1. Две седьмых 2. Четыре девятых. 3.Одна сотая. 4.Шесть восьмых. 5. Три двадцать пятых. 6.Половина. Даёт ключ для проверки. Решение задач из учебника , Цель – применить новые знания (Слайд 13.) № 744(а,б,в) № 741 (б,в) Проверка- фронтально Тестовая работа, содержит задания разного уровня (цель – первичный контроль знаний, умений и навыков по теме). Организует проверку по ключу и оценивание (1б. – за каждое верно решенное задание) (слайд17) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе х, умение применять изученный материал Личностные. Развитие навыков взаимопроверки и самооценки. |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Определяют ключевые слова урока и их значение. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, подсчитывая баллы в листе учёта знаний, заработанные при выполнении самостоятельных видов работ , соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания | С помощью интерактивного задания (анаграммы)определяют ключевые слова урока и их значение. Организует обсуждение по выполнению поставленных задач. Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке по рейтинговой шкале(слайд 15). Организует рефлексию с учащимися (слайд 16.) Намечаются цели дальнейшей деятельности. Комментирует домашнее задание: п.4.1., № 737, 744(г, д, е) и вкусное домашнее задание по выбору. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Приложение к уроку:
ЛИСТ УЧЁТА ЗНАНИЙ
Ф.И. учащегося ________________________________
Печатная тетрадь | Диктант | Тест | Дополнительные баллы | Общее количество баллов | Оценка за урок |
| | | | | |
Инструкция к изучению новой темы:
1.Прочитать текст.
2.Заполнить краткий конспект:
Для записи дроби используют_______________
Число под чертой называют _______________ и оно показывает ___________________________________________________________
Число над чертой называют _______________ и оно показывает _______________________________________________________________