Урок черчения «Получение и построение аксонометрических проекций»
Тема: «Получение и построение аксонометрических проекций ».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- познакомить с новым термином «аксонометрия»;
- сформировать понятие о косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекциях, их особенностях и различиях, расположении осей, принципах построения аксонометрических проекций;
- учить проецированию куба на фронтальную димметрическую и изометрическую проекцию, способам построения аксонометрических проекций плоских фигур;
- развивать пространственные представления и пространственное мышление;
- развитие навыков работы чертёжными инструментами;
- воспитывать аккуратность в графических построениях;
- воспитание целеустремлённость;
Оборудование: чертежные инструменты, тетрадь, учебник, таблица с изображением аксонометрии, объёмные детали.
Ход урока:
I. Организация учащихся на уроке.
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности к уроку, заполнение журнала.
II. Сообщение темы, целей урока.
III. Работа по теме урока:
1)Повторение и закрепление материала по проецированию на 3 плоскости проекций. Индивидуальные карточки – задания.
Построение третьего вида по двум данным.
Карточки вклеиваются в тетрадь и выполняются построения в карточке.
Дополнение чертёжа недостающими линиями.
2) Аксонометрические проекции. (Изучение новых понятий с записью их в тетрадь).
Чертеж механизма или детали не дает полное представление о его форме. Поэтому чертежи сложных изделий сопровождают наглядными изображениями (аксонометрическими проекциями).
Аксонометрия - слово греческое, в переводе означает измерение по осям.
Проекции называются аксонометрическими потому, что предмет проецируется на плоскость вместе с осями координат.
При построении аксонометрических проекций размеры откладывают вдоль осей X,Y,Z - аксонометрические оси.
Аксонометрические проекции отличаются наглядностью. На аксонометрических проекциях форма предмета всегда передаётся одним изображением, позволяющим увидеть 3 его стороны.
Стандарт устанавливает несколько типов аксонометрических проекций. Мы познакомимся с 2 из них: косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекциями.
Фронтальная диметрическая проекция (диметрия).
При выполнении диметрической проекции перед плоскостью проекций предмет располагается так, чтобы его передняя грань была параллельна плоскости проекций. На аксонометрической плоскости проекций получают изображение координатных осей и косоугольную фронтальную димметрическую проекцию предмета. Оси X и Z отобразились на плоскость перпендикулярно друг другу, а ось Y под углом 45 к положению оси X.
Работа в тетрадях.
На листе в клетку отступите 8 клеток сверху и слева. Ось Z – вертикально, ось X – горизонтально, ось Y – под углом 45, по углам клеточек. Особенность данного вида проецирования в том, что мы видим без искажения переднюю сторону детали, то есть вид спереди. Однако стороны, расположенные вдоль оси Y, будут уменьшены в 2 раза по сравнению с оригиналом. Отсюда название «диметрия» - двойное измерение.
Прямоугольная изометрическая проекция.
Изометрия – это одна из аксонометрических проекций.
Изометрия (греч.) - равное измерение.
При вычерчивании изометрической проекции (изометрии) размеры по всем трем осям откладывают натуральные. Углы между аксонометрическими осями в этой проекции равны 120.
Работа в тетрадях.
На листе в клетку отступите 8 клеток сверху и слева. Ось Z – вертикально, ось X , ось Y – под углом 30 , отсчитайте 5 клеток в сторону и 3 клетки вниз.
Общие правила в выполнении аксонометрических проекций как в диметрии, так и в изометрии:
1. Ось Z всегда вертикальна.
2. Все измерения производятся только по аксонометрическим осям или по прямым, параллельным им.
3. Горизонтальные размеры отмеряются по осям X и Y.
III. Практическое закрепление пройденного материала.
1. Выполнение в тетради построения некоторых плоских геометрических фигур в аксонометрии. Начнём с квадрата со стороной 3 см (построение в диметрии и изометрии).
|
|||
|
|||
|
Теперь выполним построение простой плоскогранной фигуры (см. учебник стр. 50) .
Построение можно начинать выполнять с основания фигуры, либо с передней грани( главного вида). Обратите внимание на то, как нужно наносить размеры в аксонометрии: выносные линии являются продолжением сторон, расстояние между которыми они указывают, а размерную линию проводят параллельно той стороне детали, размер которой она указывает.
IV. Теоретическое закрепление изученного материала.
С каким видом проецирования мы сегодня познакомились?
Какие виды аксонометрических проекций узнали?
Чем они различаются?
Под каким углом оси располагаются в диметрии?
А в изометрии?
Какая ось всегда вертикальна?
Как по клеткам отложить угол 30 ?
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
§ 6,7, вопросы с. 42.