12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна82057
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
42

Урок чтения и письма в 1 классе. Чтение: Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. Письмо: Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Обводка рисунков по контуру.

Цель урока: формирование начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитие внимания, фонематического слуха; создание условий для выявления уровня развития лексики.

Предметные результаты: учащийся будет различать устную и письменную речь, познакомится с предложением, со схемами предложений, рабочей строкой в прописях; научится моделировать предложения по данным схемам, обводить и штриховать рисунки, проводить прямые линии по образцу в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии и рассказов по рисункам в «Азбуке».

Метапредметные результаты: учащийся научится принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока, сформулированную учителем, начнут осваивать базовые предметные понятия (устная и письменная речь, предложение), использовать знаково-символические средства представления  информации (схемы предложений), активно использовать речевые средства (в ходе дискуссии по теме урока), будет овладевать способностью начальными формами познавательной рефлексии: отвечать на итоговые вопросы и оценивать личные достижения на уроке с помощью помет в прописях.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения при знакомстве с процессом учения.



Презентация
PPTX / 1.48 Мб

Ход урока

Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок,

Он позвал вас на урок.

Актуализация полученных знаний и умений.

-С чем мы познакомились на прошлых уроках? 

-Почему азбука так называется?

-Для чего предназначена азбука?

-А прописи?  -

Как надо правильно сидеть?

-Как правильно держать ручку?»

Целеполагание.

-Начнём урок с просмотра отрывка из мультфильма «Осторожно, обезьянки». Давайте посмотрим и подумаем, что необычного вы увидели в этом мультфильме (просмотр отрывка мультфильма- 3.56 – 4.36).

https://www.youtube.com/watch?time_continue=188&v=1v0z6Rbg9Vk&feature=emb_logo

-Что необычное вы заметили в этом мультфильме? Что отсутствует в общении мамы-обезьянки и ее детей? (Они не разговаривают).

-А вы слышали когда-нибудь, чтобы животные разговаривали?

-Как вы думаете, почему они не разговаривают?

- Что же отличает людей от животных? (речь)

-Попробуйте с помощью жестов, не произнося звуки, рассказать что-то своему соседу (Организация двигательной активности учащихся).

-Кто понял рассказ своего одноклассника? Почему ни чего не поняли?

- Попробуйте теперь это задание выполнить с помощью речи.

- Сделайте вывод: Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга.  Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всём).

-Как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать на уроке? Какова будет наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?

-Итак, тема нашего урока: «Речь». На уроках русского языка мы будем с вами учиться выражать свои мысли, обогащать свою речь новыми словами.

Чтение: Изучение материала урока.

-Вы сказали, что человека от животных отличает умение говорить.

-Ребята, посмотрите на экран.

СЛАЙД 1.


u1630727880.JPG

-Вы видите первобытных людей. Они не могли разговаривать. Общались древние люди с помощью жестов и звуков. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык общения. Да - да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас.

- В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.

СЛАЙД 2.


f1630727896.JPG

-Рассмотрите на слайде картинки. Определите, где устная, а где письменная речь

СЛАЙД 3.


v1630727912.JPG

-Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение,  даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы. Давайте рассмотрим эти схемы на странице 5.

-Как называется сказка, иллюстрация к которой изображена в верхней части страницы?

-Внизу с правой стороны вы видите схемы предложений. Сколько их? Попробуем составить предложения.

-Что делает девочка? Что делают гуси?

-Рассмотрите вторую иллюстрацию.

-О чём просит щука? Составим схему этого предложения. Как покажем конец предложения?

-Какое желание Емели должна выполнить щука? Составьте схему предложения. Зачем поставили точку?

- Сколько предложений вы составили?

Письмо: Изучение материала урока.

-Речь бывает устная и письменная. Где мы будем использовать письменную речь?

-На уроке письма мы будем учиться писать буквы. Подготовим руку к письму. Для этого выполним пальчиковую гимнастику.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для улитки,

Эта долька – для чижа,

Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы

-Вспомним правила посадки при письме.

СЛАЙД 4.

​​​​​​​

o1630727932.JPG

Откройте прописи на странице 7. Посмотрите и скажите, какие элементы букв будем писать на уроке.

-Сначала наш друг Карандашик предлагает выполнить обведение предметов по контурным линиям, штриховку разными типами (Учащиеся обводят изображения по контуры, выполняют штриховку карандашами разных цветов).

Физминутка

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Можем в кулачок их сжать,

А потом пощекотать.

(Повторяется на каждую руку).

- Вспомните, что необходимо для того, чтобы работа была выполнена успешно

То помнит, что такое рабочая строка?

(на доске показывается рабочая строка, верхняя и нижняя линии рабочей строки).

- Покажите верхнюю и нижнюю линии рабочей строки у себя в учебной тетради обратной стороной карандаша.

- Почему строка называется рабочей, как вы думаете?

-Пропишем по образцу данные элементы: овалы, полуовалы, короткую наклонную линию и линию с закруглением влево.

Физминутка

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем

(Продолжение работы по данным образцам, соблюдая чередование линий и движений пишущей руки)

Итоги урока.

-Что нового мы узнали на уроке? Что называется устной речью? Почему произносимая и слышимая речь называется устной? Что такое письменная речь?

- Из чего состоит устная и письменная речь?  Какова схема предложения?

- Какую тему мы обсуждали?

-Какие сложности встретились вам на сегодняшнем уроке? Как вы с ними справлялись?

Источники:

      https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/08/08/obuchenie-gramote-1-klass-rech-ustnaya-i-pismennaya

https://fs00.infourok.ru/images/doc/230/62832/2/img1.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rech_ustnaya_i_pismennaya_predlozhenie_114345.html

https://1.bp.blogspot.com/-0soalKXmt1E/Xo9nnNJgdQI/AAAAAAAAGlk/lqXVJ7jSZOAaEupNsMd9ip5ZmtmD05FjgCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25A0%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA1.png

https://i.pinimg.com/originals/07/a0/4e/07a04efd69eb49f55618251f7cd9befb.jpg

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-rech-ustnaya-i-pismennaya-klass-2454871.html

https://powerpointrus.ru/wp-content/uploads/site-images/presentations/5-1/gqmzgdaq.jpg

https://infourok.ru/konspekti-urokov-po-russkomu-yaziku-klass-po-umk-propisi-vggoreckiy-nafedosova-shkola-rossii-uchgod-3232536.html

https://fs.znanio.ru/d5af0e/a3/5c/49b0a7b3ef535e66ddd7d9c079ce76bacb.jpg

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Куликова Ирина Геннадьевна, 04.09.21 в 08:01 2Ответить Пожаловаться
Грамотно и мило. Даже мультик с удовольствием пересмотрела))
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.09.21 в 08:49 0Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, благодарю за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.