12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходько Наталья Владимировна2530
Россия, Ростовская обл., Волгодонск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Урок - деловая игра в 7 классе

«Сохранение языка - сохранение нации»

Тема урока:  «Сохранение языка-сохранение нации» (может быть сформулирована иначе учащимися «Сохранения русского языка в наше время»)

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма проведения: деловая игра.

Цели урока:

личностные: воспитывать общую культуру старших подростков через культуру родного языка, познакомить с проблемой утраты национальной идентичности вместе с угасанием родного языка,

метапредметные: создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

регулятивные:уметь планировать деятельность,  адекватно реагировать на трудности;

коммуникативные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оформление: Флаг РФ, символика РФ, портрет президента РФ Путина В.В., видеопроигрыватель, раздаточный материал (для каждой команды), толковые словари

Опережающее домашнее задание: распределиться по группам, подготовить сообщение о министерстве (сотрудники, функции)

Подготовка к проведению деловой игры:

Ведущий деловой игры раздает печатные материалы, содержащие:

1. Условия проведения игры

2. Программу выступления

3. «Документы министерства» : краткая справка о министерстве, распределение ролей – министр (представляющий команду) ,1-3 заместителя (обсуждение проблемы), секретарь (запись основных положений), переводчик (работа с толковыми словарями объяснение непонятных слов), ключевые вопросы (задание2), фраза для обсуждения (задание 3), критерии оценивания работы на уроке, бейдж министра).

Ролевое распределение:

- «Министерства» - группы по 3-5 человек,

- президент и председатель правительства оценивают работу участников на оценочном листе и представляют некоторые задания,

- педагог – ведущий (организует работу)


Ход занятия

этап

деятельность

учитель

ученики

Организационный момент


Слайд 1

3 мин







Слайд 2,

Правила проведения деловой игры

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы сегодня будем решать очень важную проблему. Это очень серьезный вопрос, который перед нами ставит современная жизнь. И решать мы его будем сообща, на самом высшем уровне. Мы сегодня не в классе, а в кабинете президента РФ.

слушают

Давайте озвучим условия проведения нашего заседания. Условия проведения:

Представь себя высокопоставленным министром, веди себя достойно должности;

Внимательно, не перебивая, прослушай рекомендации;

Сделай всё возможное, чтобы помочь твоей команде решить поставленную пред ней задачу;

Уважительно отзывайся о точке зрения другого, даже если она сильно отличается от твоей;

Не отстраняйся от обсуждения проблемы, даже если твоя команда предлагает другое решение;

Будь вежлив при выступлении и терпелив, когда выступают другие;

Точно соблюдайте время, отведенное на обсуждение и ответ.

Зачитывают с наглядности

Словарная работа слова выведены на экран




Слайд 3





2 мин


Слова выведены на экран:

регулирование, инновационную деятельности, массовые коммуникации, связь поколений, традиции, историческая преемственность, национальное самосознание, многоязычие, уникальность, этнокультурное развитие.

При решении задач мы столкнемся с незнакомыми словами. Объясним их:


регулирование, инновационную деятельности, массовые коммуникации, связь поколений, традиции, историческая преемственность, национальное самосознание, многоязычие, уникальность, этнокультурное развитие.

Объясняют слова

Актуализация

знаний




Слайд 4



Обс. - 2 мин,

ответ -4 мин:

На экране демонстрируется

начало заседания Госдумы (презентация-видео),


Каждый участник, представляющий министерство – «МИНИСТР» представляет свое ведомство,(наглядность, документация перед участниками)

Наши участники поделены на группы, которые и составляют одно ведомство. Перед каждым министерством лежат его документы. Познакомьтесь с ними, изберите министра и представьте ваше ведомство.




Группа получает названием

Знакомство с документацией.

Представление участника, представляющего одно из «минисерств»

ФИО, рассказ о функциях министерства (на экране, остальные участники слкдят)

Проблемная ситуация:




Слайд 5








Слайд 6




2 мин


Слова президента (зачитывает подготовленный ученик)

Выступающий в роли президента начинает:

Ученик, представляющий президента:

«Вопросы русского языка и литературы мы обсуждаем не впервые. Они заслуживают большего внимания. Потому что речь идет о том, чтобы оставаться народом со своим характером, со своими традициями не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими»










Президент (на бейдже Путин Владимир Владимирович) и общественный наблюдатель от прессы. усаживается отдельно.

Тема нашего заседания:

«Сохранение русского языка»

Слушают

Постановка задач

Слайд 7

Обс. - 3 мин,

ответ -7 мин (каждая группа-1,5 мин)

1.Задание: участники групп обсуждают, как сформулировать задачи своей организации в решении проблемы,

выдвигает свою версию.

Уважаемые министры, проблема по - настоящему глобальная, ее решение требует усилий от вас.

Давайте назовем задачи, которые по силам решить именно вашему ведомству.

Команды по очереди называют задачи

5.Обоснование актуальности проблемы



Слайд 8





Обс. - 3 мин,

ответ -2мин:

На экране: -Чем является родной язык для каждого живущего в стране? Докажите.

-Какие проблемы в обществе, связанные с ослаблением внимания к языку, уже на Ваш взгляд существуют?

-Какие проблемы могут последовать, если говорящие на русском языке не смогут верно и точно выражать свои мысли?


Теперь вам предстоит

обсудить в группе и ответить на вопросы.


Обдумывают по очереди отвечают

Пауза

Слайд 9

30 сек

На экране слайд с гимном

Уважаемы коллеги, звучит гимн России, все должны встать

Повторяют слова

Точки зрения на язык и его состояние представителей русской нации разных эпох

Слайд 10





Обс. - 2 мин,

ответ -3 мин:

На экране «Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков. Сквернословы подобны неразумным стрелкам, которые в населенном городе будут выпускать стрелы, не заботясь, куда они попадут», – сказал философ Аристотель, родившийся в 384 году до н.э. Другие группы могут вступить в дискуссию с точкой зрения отвечающих и между собой.

На экране фраза известного человека о языке, которую надо объяснить и привести доказательства правильности суждения или опровергнуть её.

По выбору, фронтально

Дискуссия


Обс. - 3 мин


Вопрос для обсуждения


«Пресса» на доску выставляет отметки


А как мы простые люди можем ежедневно разрешать данную проблему.

А зависит ли что-либо от нас с вами? Докажите.

Высказываются предположения

Подведение итогов урока

Слайд 12,13

Обс. - 2 мин

Выставление оценок внутри группы самостоятельно по критреиям

​​​​​​​/data/files/k1597313639.pptx (Презентация "Сохранение языка")

Педагог выставляет в журнал среднюю между оценкой группы и оценивающих


Рефлексия


Обс. - 3 мин

Параллельно оценивающая группа подсчитывает баллы каждой группы по критериям:

1.Активность в обсуждении,

2.Оригинальность подхода,

3.Вовлеченность всех участников команд,

4.Культура ведения споров и диалогов,

5.Артистизм.

Дополнительные баллы за выдвижение инновационных идей.



Что больше всего запомнилось?

Проще найти способы решения проблем самому или сообща в группе, в коллективе?

Что показалось трудным?

Что хочется сделать, выйдя из этого кабинета?

Кто из героев более всего вжился в роль?

Легко ли тебе было?

Хочешь быть министром? В том ли министерстве ты оказался?


Приложение 1

Раздаточные материалы к деловой игре.

1. План выступлений

1. Выступление президента РФ

2. Выступление министра культуры Российской Федерации

3. Выступление министра образования Российской Федерации

4. Выступление министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

5. Выступление руководителя Федеральное агентство по делам национальностей

6. Выступление министра иностранных дел РФ

2. Документы министерства:

1. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляет государственную политику и  регулирование в сфере культурыискусствакинематографии.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) отвечает за  образование, воспитание, научную и инновационную деятельности.

3. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)ответственно в сфере  средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного вещания, печатииздательской и полиграфической деятельности)

4. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) создан для поддержания межнационального согласия многонационального народа Российской Федерации (российской нации), этнокультурного развития народов Российской Федерации.

5 Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД) осуществляет управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями (ЮНЕСКО - организация по вопросам образования, науки и культуры, ООН – организация объединенных нация, ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, МВФ – международный валютный фонд).

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 13.08.20 в 14:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс! Заходите в гости!
Паненкова Ирина Михайловна, 10.09.20 в 20:52 1Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, очень важную тему подняли! С победой Вас в конкурсе!
Приходько Наталья Владимировна, 10.09.20 в 21:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна, за внимание к моему опыту и добрые слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.