Технологическая карта урока по теме «Экологические факторы среды» (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме «Экологические факторы среды»
Составитель: учитель экологии
МАОУ СОШ №5
Олейник Ольга Игоревна
Предмет: экология
Класс: 5
Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД
Тема |
Экологические факторы среды |
Цель |
Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней. |
Задачи |
Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм. Развивающие: Развитие познавательных способностей, уметь анализировать информацию, работать с текстом, сворачивать информацию в виде схемы, обобщать, сравнивать, навыков работы с цифровыми ресурсами, воображения учащихся; умение работать с конспектом урока как основы формирования УУД. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное. |
УУД |
Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль. Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого». Уметь - определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы, приводить примеры. Личностные: учащиеся должны уметь: • высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; • анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос; Метапредметные: учащиеся должны уметь: • систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • работать в соответствии с поставленной задачей и планом; • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; • умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь • оценивать работу одноклассников. |
Основные понятия |
Экологические факторы, факторы неживой природы- абиотические, факторы живой природы - биотические, деятельность человека - антропогенные, среды обитания, экология |
Межпредметные связи |
Связь с биологией |
Ресурсы: основные дополнительные |
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР. |
Формы урока |
Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Структура урока |
1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия. |
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Используемые ЭОР |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||||
Орг. момент |
||||||
Мотивация (самоопределение) Время: 1-2 |
1.Зачитывает стихотворение - Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь? - Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому о среде обитания |
1. Стихотворение Среда обитания |
1. Стихотворение Приложение 1 |
|
ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; |
|
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Распределяются по группам, определяют и называют среды обитания, характеризуют предложенную им. |
1. Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная) |
- Что называют «средой обитания»? 2. Задание: Обобщите и скажите о какой среде обитания идет речь, выберите свою - ту в которой обитают представленные вами животные: Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это …. Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это… Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это … Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это… 3. Задание: Среди рисунков в конверте найдите лишний, и поместите остальных в нужную среду обитания. Перечислите условия необходимые для обитателей каждой среды. |
1. Задание на слайде презентации 2. На столах конверты с иллюстрациями живых организмов какой-то одной среды обитания, но одно среди них лишнее. 3. На слайде презентации сводная таблица по средам обитания |
|
ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных)
ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПО3- структурирование знаний; |
Выявление места и причины затруднения |
Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. |
предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды) и выполнить задания к ней |
4 Задание: Прочитайте сказку и выполните задания. Приложение № 2 Подумайте и скажите одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об условиях жизни организмов) |
Приложение № 2 «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды) Ресурс № 1 «Экологические факторы» |
ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; |
|
Построение проекта выхода из затруднения- Формулирование темы урока Постановка учебной задачи Время:2-3 |
Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь Получают вопрос-задание |
обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды - это «экологические факторы среды». Что вы уже знаете о них? Чего не знаете? Следовательно, тема урока – Экологические факторы. Распределяет вопросы между учащимися |
Задание: Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе урока. |
ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; |
||
Реализация построенного проекта- Открытия нового знания |
Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы. Представляют свои вопросы, слушают остальных, делают соответствующие записи. Работают по заданиям |
Контролирует работу учащихся, оказывает помощь в случае затруднения Организует работу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды Организует работу в группах 1гр. – «факторы неживой природы» 2 гр. – «факторы живой природы» 3 гр. – «антропогенные факторы» Даёт сигнал об окончании работы |
Задание 1: Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану. (Самостоятельная работа по заданиям.) Задание 2: Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить? Какие группы экологических факторов в нем упоминаются? Задание 3: Составьте схему «Группы экологических факторов» в тетрадь. Дополните схему составив перечень факторов, относящихся к группе факторов живой природы/ неживой природы/деятельности человека, используя материал сказки и полученную информацию. Пользуясь флеш моделью проверьте правильность схемы |
Ресурс №2 - «Группы экологических факторов» Ресурс №3 - Анимация - Схема «Экологические факторы среды» флеш анимация. |
|
ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО7 – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, умение передавать содержание текста ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; |
Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Ответы дают устно |
Проводит физкультминутку? |
Задание 1: Что из перечисленного относится к факторам живой природы: перемещение песков в пустыне, высадка растений, поедание тли божьими коровками, выпадение дождя, наступление ночи, рыхление почвы дождевыми червями, очистка сточных вод. Задание 2: Сравните факторы живой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются. |
Задание на слайде и ответы на следующем |
ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
|
Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде. |
Организует работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения, изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях |
Тестовое задание на бумажном носителе |
Ресурс № 3 Тест на тему «Экологические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных |
ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
|
Включения в систему знаний и повторения |
Задание 1: Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц? Задание 2: Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека? Задание 3: Что случится, если исчезнет вода на Земле? Задание 4: Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц равен 30 дней. |
ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПЛ5 – установление причинно- следственных связей; ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПЛ7 – доказательство; ПЛ8 – выдвижение гипотез и их обоснование |
||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Время: 2-3 |
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе |
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Что узнали нового на уроке? - Что показалось трудным? - Что вызвало интерес? |
Рефлексивный экран 4. Теперь я могу… 6. У меня получилось … 9. Мне было трудно… |
ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
||
Домашнее задание |
Записываю домашнее задание в дневник |
Задаёт домашнее задание
|
Задание 1.Выучить материал параграфа 18 учебника и записи в тетради. 2. Ответить на вопросы учебника после параграфа 3. Напишите сочинение на тему: «Как вести себя в природе», «Как человек влияет на природу» |
ПО3- структурирование знаний; ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО8 – знаково-символическое моделирование; |