Технологическая карта урока по биологии на тему: «Экологические факторы» (5 класс)
План - конспект урока биологии на тему:
«Экологические факторы».
ФИО учителя (полностью) Соболева Анна Александровна
Место работы МКОУ Оленинская СОШ
Должность Учитель биологии
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Экологические факторы
Тип урока Урок открытия нового знания
Базовый учебник: Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.).
Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД:
к. – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);
р. – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
п. – анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
л. – формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: учебник.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1. |
Организационный момент мотивация к учебной деятельности |
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку |
Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствие учащихся |
1 мин. |
2. |
Актуализация опорных знаний |
Учитель делит класс на 4 группы. Каждой группе раздаются конверты с одинаковым содержимом. Необходимо выбрать живые организмы и условия, которые характерны для той среды жизни, которая им досталась. Представить свою среду обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная). |
Слушает, анализирует, определяет, о чём идёт речь, выполняет задание, взаимопроверку |
7 мин. |
3. |
Мотивация к учебной деятельности |
Перед вами на моем столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды) Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? (Ответы учащихся.)
|
Анализирует, выбирает условия, обсуждает, перечисляет, дает ответ |
4 мин. |
4. |
Формирование темы урока, постановка цели |
Подумайте, влияет ли окружающая среда на живые организмы? Как? Что может влиять на живые организмы? Так о чем же будет сегодняшний урок? Правильно, и эти условия называют экологическими факторами. Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Запишите в тетрадь тему урока. |
Определяет тему урока, принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь |
3 мин. |
5. |
Изучение нового |
1. Слово учителя, составление схемы Экологические факторы – это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное виляние на живые организмы. Все условия среды, т.е. факторы, удобно разделить на три группы: факторы неживой природы (абиотические), живой природы (биотические) и влияние человека (антропогенные). 2.Работа по учебнику, составление схемы (Учитель составляет схему на доске, а ученики - в тетрадях.) ФАКТОРЫ СРЕДЫ: Абиотические Биотические Антропогенные (Далее ученики самостоятельно читают параграф 18. Первый ряд выбирает примеры абиотических факторов и записывает в первый столбик, второй ряд – биотических, третий – антропогенных. Представители от каждого ряда зачитывают свои факторы, остальные проверяют и дополняют свои схемы.) |
Слушает, читает текст, записывает понятия в тетради, отвечает на вопросы учителя, участвует в беседе Работает по чёткому алгоритму заданий |
15 мин. |
6. |
Первичное закрепление. |
(Учитель читает утверждения. Если они правильные, девочки поднимают руку вверх, если нет – мальчики.) Абиотические факторы сильно влияют на жизнь организмов. (Да) Разведение животных и растений человеком – это антропогенный фактор. (Да) К абиотическим факторам почвы относят свет и воду. (Нет) Снег – это важный биотический фактор для растений. (Нет) Съедобные растения – это биотический фактор для растительноядных животных. (Да) Добыча для хищников – это антропогенный фактор. (Нет) Антропогенные факторы не влияют на природу. (Нет) |
Оценивает правильность суждений |
3 мин. |
7. |
Контролирующие задание |
Учитель раздает вопросник, листы с заданиями по пройденной теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ I Допишите предложение или вставьте пропущенное слово: Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют Факторы неживой природы называют Факторы живой природы называют Воздействие человека на природу называю______________фактором II Т Е С Т : ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ А) свет Б) гриб В) температура Г) вода К АБИОТИЧЕСКОМУ ФАКТОРУ ОТНОСИТСЯ А) пожар Б) освещённость В) травоядность Г)симбиоз III Оцените правильность суждений (да + нет- ) Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно. Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов. Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду. К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер. IV Установите соответствие (только цифры): 1) влажность, 2) распашка степей, 3) мороз, 4) хищник, 5) дождь, 6)заповедники, 7) град, 8) травоядность, 9) солнечный свет, 10) помёт животных, 11) вырубка леса, 12) температура, 13) построение плотины, 14) грибокорень Экологические факторы неживой природы______________________________ Экологические факторы живой природы______________________________ Антропогенный факторы _____________ V ЗАДАНИЕ В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА Опишите ситуацию, когда вода (очень важная для жизни) выступает как неблагоприятный, губительный экологический фактор для живых существ___________________________________________________ _______________________________ |
Подписывает и заполняет, через 5 мин меняется листом с соседом по парте, проводит проверку и по критериям, которые обозначены учителем, выставляет оценку |
6 мин. |
8. |
Рефлексия учебной деятельности |
Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Что узнали нового на уроке? - Что показалось трудным? - Что вызвало интерес? |
Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе |
3 мин. |
9. |
Домашнее задание |
Параграф 18 читать, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа. Провести наблюдение «Экологические факторы, которые я увидел за окном своей квартиры» и записать его в тетрадь.
|
Записывает домашнее задание и выставляет оценку в дневник.
|
3 мин. |
Надежда Алексеевна Паршукова