Урок физической культуры на тему: "Традиционные игры и физические упражнения народов Дальнего Востока как средство развития ловкости и координации" (5-6 класс)
Цель: ознакомление с традиционными играми и физическими упражнениями народов Дальнего Востока, способствующими развитию ловкости и координации, а также воспитание уважения к культуре и традициям коренных народов Хабаровского края.
Задачи:
• Образовательные:
Познакомить учащихся с историей и особенностями традиционных игр и физических упражнений народов Дальнего Востока
Обучить технике выполнения основных элементов этих игр/упражнений.
Совершенствовать навыки выполнения ранее изученных упражнений на ловкость и координацию.
• Развивающие:
Развивать ловкость, координацию, быстроту реакции, силу и выносливость.
Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Развивать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
• Воспитательные:
Воспитывать уважение к культуре и традициям народов Дальнего Востока.
Формировать чувство патриотизма и гордости за свой регион.
Формировать здоровый образ жизни.
Место проведения: Спортивный зал или спортивная площадка на улице.
Оборудование:
• Музыкальное сопровождение (традиционная музыка народов Дальнего Востока).
• Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, конусы, палки).
• Инвентарь для традиционных игр ("мауты" - палочки для игры в "Перетягивание палки").
Тип урока: Комбинированный (обучение новому материалу и закрепление ранее изученного).
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
I. Вводная часть (10 минут):
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие спортивной формы).
Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация знаний:
Беседа о народах, населяющих Дальний Восток (эвенки, нанайцы, удэгейцы, нивхи и др.).
Вопросы о традициях и культуре этих народов.
3. Разминка:
Строевые упражнения.
Комплекс общеразвивающих упражнений на месте (наклоны, повороты, махи руками и ногами).
Беговые упражнения (легкий бег, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени, бег боком приставным шагом).
II. Основная часть (25 минут):
1. Теоретическая часть (5 минут):
Рассказ учителя о традиционных играх и физических упражнениях народов Дальнего Востока, направленных на развитие ловкости и координации.
Демонстрация этих игр/упражнений.
Объяснение правил и техники выполнения.
2. Практическая часть (20 минут):
Обучение технике выполнения традиционных игр и упражнений:
Игра "Перетягивание палки" (нанайская): Развивает силу, ловкость, выносливость и командный дух.
Ученики делятся на две команды и садятся друг напротив друга, упираясь ногами.
Держась за палку, по сигналу начинают перетягивать ее на свою сторону.
Побеждает команда, перетянувшая палку на свою сторону.
Упражнение "Прыжки через нарты" (эвенкийская): Развивает ловкость, координацию, прыгучесть.
Ученики поочередно прыгают через лежащие на полу предметы, имитирующие нарты.
Высота "нарт" постепенно увеличивается.
Игра "Ловля нерпы" (нивхская): Развивает быстроту реакции, ловкость и координацию.
Один ученик - "нерпа", остальные - "охотники".
Эстафеты с мячами и конусами.
III. Заключительная часть (10 минут):
1. Подведение итогов урока:
Обсуждение с учащимися, что нового они узнали на уроке.
Выявление, какие игры и упражнения им понравились больше всего и почему.
Оценка работы учащихся на уроке.
2. Рефлексия:
Предложить учащимся оценить свое самочувствие и настроение после урока.
Задать вопросы: "Что нового я узнал?", "Что мне удалось?", "Что было трудно?".
3. Домашнее задание:
Найти информацию о других традиционных играх и физических упражнениях народов Дальнего Востока.
Придумать собственные упражнения на развитие ловкости и координации, основанные на традициях региона.
4. Организованный уход с урока.
Региональный компонент:
Использовать музыкальное сопровождение с традиционными мелодиями народов Дальнего Востока, проживающих в Хабаровском крае.
При проведении игр использовать названия на языках коренных народов (если это возможно).
Подчеркнуть связь традиционных игр и упражнений с образом жизни и хозяйственной деятельностью народов Дальнего Востока.
Методические приемы:
Словесный метод (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядный метод (демонстрация, показ слайдов и видеороликов).
Практический метод (выполнение упражнений, участие в играх).
Игровой метод (создание эмоционально положительной атмосферы на уроке).
Метод проблемного обучения (поиск решений проблемных ситуаций, связанных с выполнением упражнений и соблюдением правил игр).
Индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей учащихся при выборе заданий и упражнений).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают историю и особенности традиционных игр и физических упражнений народов Дальнего Востока.
Умеют выполнять основные элементы этих игр/упражнений.
Демонстрируют улучшение показателей ловкости и координации.
Проявляют уважение к культуре и традициям коренных народов Хабаровского края.
Заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом.
Критерии оценки:
Активность на уроке.
Правильность выполнения упражнений.
Соблюдение правил игр.
Умение работать в команде.
Проявление интереса к культуре и традициям народов Дальнего Востока.
Этот урок поможет учащимся не только развить свои физические качества, но и узнать больше о культуре и традициях народов, населяющих их родной край. Использование регионального компонента сделает урок более интересным, значимым и запоминающимся.
Список использованной литературы:
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого: возрастные закономерности адаптации к физическим нагрузкам. / В.К. Бальсевич. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник для общеобразовательных учреждений. 5-7 кл. / М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова [и др.]; под ред. М.Я. Виленского. - Москва : Просвещение, 2023. - 176 с. : ил. - (Сферы).
3. Головин, В.В. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Головин, В.А. Полянская, В.И. Лях. - 7-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2022. - 192 с. : ил.
4. Короткова, Е.А. Подвижные игры и эстафеты на уроках физической культуры. / Е.А. Короткова. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 88 с.
5. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. / В.И. Лях. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
6. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. / Г.И. Погадаев. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
7. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. / А.Г. Сухарев. - Москва: Медицина, 1991. – 272 с.