Урок физической культуры «Закрепление и дальнейшее совершенствование физических упражнений силовой аэробики», 11 класс (девушки)
Урок физической культуры
11 класс
Тема «Закрепление и дальнейшее совершенствование
физических упражнений силовой аэробики»
Учитель: Горбункова Ольга Ивановна
Пояснительная записка
Современный урок – это, прежде всего урок, вовлекающий учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность, развивающий их познавательную инициативу, обучающий самостоятельному использованию различных средств физического воспитания. Урок может быть успешным, если он интересен для учащихся, понятен по постановке целей и выбору средств, если ребятам представлена возможность заниматься самостоятельно.
В целях воспитания творческой активности и самостоятельности у девушек 11 классов был разработан урок по аэробике.
Почему-то у нас мало принято говорить о красоте тела. До сих пор мы не можем понять до конца простую истину: физическая, телесная красота столь же самоценна, как и красота души, помыслов. Каждая девушка хочет быть стройной, иметь правильную осанку, изящно двигаться. Проще сказать, быть красивой. Поэтому занятия в школе аэробикой позволяют обрести эти качества.
Урок разработан в рамках рабочей программы по предмету «Физическая культура для девушек 10-11 классов». Программа реализуется с 10 класса по 3 часа в неделю. Тема «Закрепление и дальнейшее совершенствование физических упражнений силовой аэробики» изучается в разделе «Аэробика» (40 часов в год).
На момент изучения данной темы девушки уже имеют представление о понятии «калистеника (портер)», знакомы с комплексами физических упражнений, направленных на развитие определенных групп мышц.
Структура урока:
1. Вводная (подготовительная) часть – 10 мин.
2. Основная часть – 27 мин.
3. Заключительная часть – 8 мин.
Цель данного урока: улучшение физического, психологического и эмоционального состояния девушек.
Задачи:
1. Совершенствовать упражнения силовой аэробики для укрепления мышечного корсета.
2. Развивать силу мышц плечевого пояса, живота и ног при работе с преодолением в качестве отягощения веса собственного тела.
3. Воспитывать трудолюбие и терпение во время воздействия силовой нагрузки.
Тип урока: закрепление и совершенствование изученного материала.
Оборудование: DVD, CD диск с записью музыки, секундомер, коврики, разноцветные ленточки, лист ватмана, фломастер, гимнастический обруч.
Оборудование для учащихся: карточки с заданиями для групп.
Для организации работы на уроке используются фронтальная и групповая формы работы, на разных этапах – метод с использованием слова, наглядности, практический.
Я считаю, что результатом проведённого урока можно считать то, что девушки могут использовать упражнения силовой аэробики для укрепления мышечного корсета; осознанно и правильно выбирать комплекс упражнений, направленных на корректировку фигуры; а также могут почувствовать эмоциональный подъем от комплекса выполненных упражнений.
По моему мнению, такое или подобное содержание урока можно использовать при решении различных задач обучения двигательным действиям, культуре их выполнения с дальнейшим совершенствованием на основе формирования у девушек подсознательного интереса, который со временем становится сознательным и может стать решающим побудительным мотивом в реализации потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
КОНСПЕКТ УРОКА
Вводная часть (10 мин.)
Мотивация: при входе в спортивный зал девушкам предлагается проверить себя на гибкость, пластичность: например, пройти через гимнастический обруч, не задев его.
Построение в 2-3 шеренги (в шахматном порядке). Сообщение задач урока. Определение пульса за 10 сек.
Танцевальные упражнения под музыку.
А. Детский зоопарк — игра «Зарядка для хвоста».
Учитель: «На каждом занятии мы выполняем разминку, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. А сегодня поиграем с вами в игру «Зарядка для хвоста».
Девушкам демонстрируется комплекс танцевальных упражнений, который показывает учитель. Далее, при повторении учителем этих упражнений, девушкам предлагается изобразить повадки животных, птиц, рыб (зайца, медведя, лисы, воробья и др.). Это пригодится девушкам в будущем, во время работы с младшими школьниками в летнем оздоровительном лагере.
Учитель дает команду к началу игры, и все вместе играют под музыкальное сопровождение, выбранное учителем.
Б. Комплекс упражнений на восстановление дыхания и расслабление мышц.
Методические указания. Уделить внимание сохранению правильной осанки, согласованности рук и ног.
Основная часть (27 мин.)
В школьном возрасте необходимо сформировать мощный мышечный корсет для поддержания туловища, внутренних органов, создать базу для преодоления дальнейших силовых нагрузок.
1. Перестроение в три отделения. В каждом из них выбирается командир (помощница учителя).
По окончании разминки девушки разбирают ленточки, чтобы обозначить у себя на теле ту группу мышц, которая требует усиленной проработки. Например, мышцы рук обозначает красная ленточка, мышцы живота — желтая, а мышцы ног — зеленая.
Учитель: «Что требуется для более эффективного использования упражнений?» (Возможные варианты ответов девушек: музыкальное сопровождение, набивные мячи, гантели и т.д.)
Учитель: «Всегда ли мы имеем возможность использовать гантели и другие предметы подобного назначения?» (Ответ: нет, не всегда.)
Учитель: «Что же тогда делать? Но выход всегда найдется. Я покажу вам упражнения силовой аэробики для укрепления мышечного корсета. Здесь в качестве отягощения используется вес собственного тела».
2. Закрепление и дальнейшее совершенствование выполнения упражнений с преодолением веса собственного тела.
Задание 1 (8 мин.). Повторяя за педагогом комплекс упражнений, направленный на развитие силы нескольких групп мышц, надо выбрать для своего отделения упражнения для той группы мышц, которую необходимо проработать.
Комплекс упражнений силовой аэробики включает в себя по 3-4 упражнения для каждой группы мышц (живота, ног, плечевого пояса). Большинство из них приведено на карточках. Учитель показывает те упражнения, которых нет на карточках.
Задание 2 (10 мин.). Работа в отделениях с карточками. Надо выбрать из предложенных упражнений два наиболее эффективных для той или иной группы мышц (1-я группа — мышцы живота; 2-я группа — мышцы плечевого пояса; 3-я группа — мышцы ног).
Номер карточки соответствует номеру, присвоенному каждой группе мышц.
Карточка 1. Сюда входят упражнения для развития прямых и косых мышц живота (область живота и талии — одно из самых «уязвимых» мест женской фигуры).
А. Прямая мышца живота.
И.п. — лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты врозь; 1 — плавное поднимание туловища до 45°, руки вперед; 2— и.п. Повторить 10-12 раз;
Б. Косые мышцы живота.
И.п. — лежа на спине, согнув ноги, руки за голову; 1 — поднимание туловища на 30-45°; 2 — поворот туловища вправо; 3 — поворот туловища влево; 4— и.п. Повторить 10-15 раз.
И.п. — лежа на спине, поднимание ног вверх за голову. Повторить 10-12 раз.
И.п. — упор лежа сзади на предплечьях — «велосипед». Медленный подсчет до 10 раз либо движения ног в течение 20-30 сек.
И.п. — лежа на спине, ноги скрестно, руки за голову; 1 — поднимание туловища до 45°; 2 — и.п. Повторить 10-12 раз.
Выполнив в соответствии с заданием последний раз поднимание туловища до 45°, вытянуть руки вперед, зафиксировать это положение до 10 счетов.
Карточка 2. Здесь приведены упражнения для развития силы мышц плечевого пояса. Умело подобранные и выполненные, они делают руки красивыми. К тому же крепкие мышцы надежно защищают суставы и связки при значительной нагрузке, вызванной физическим трудом.
Упражнения выглядят так:
И.п. — упор лежа. Поочередное сгибание и разгибание ног. Повторить 6-8 раз.
И.п. — упор стоя на правом колене, левая нога назад; 1 — мах левой ногой, одновременно сгибая руки; 2 — и.п. То же другой ногой. Повторить 8-10 раз.
И.п. — упор лежа на предплечьях. Поочередное разгибание и сгибание рук с возвращением в и.п. Повторить 6-8 раз.
И.п. — упор лежа. Сгибание и разгибание правой руки, левая рука вперед, правая нога назад. Выполнить 2-3 раза. То же левой рукой. Если кому-либо будет сложно выполнить данное упражнение, то сгибание-разгибание надо заменить удержанием. И.п. принимать на 5 счетов, сначала с опорой на правую, затем на левую руку.
И.п. — упор лежа сзади. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади, согнув ноги. Повторить 6-8 раз.
Карточка 3. Данная карточка содержит упражнения для развития мышц бедра (ног). На ногах находятся крупные мощные мышечные группы. Они нуждаются в постоянных упражнениях, например таких:
И.п. —- лежа на правом боку, правую руку под голову, согнув ноги под углом 90°:
а) 1 — поднять левую ногу; 2 — опустить ногу в и.п. Бедро, голень, стопа здесь — одно целое.
Повторить 10-12 раз;
б) 1-2 — поднять левую ногу; 3 — опустить ногу в и.п.; 4 — пауза. Повторить 10-12 раз;
в) подтягивание левой ноги к груди и разгибание, но не до конца (нога параллельна полу).
Повторить 12 раз.
То же лежа на левом боку. Упражнение выполнять правой ногой.
2. И.п. — упор на правое предплечье, лежа на правом боку:
а) мах левой ногой через сторону вверх. Повторить 10 раз;
б) мах согнутой левой ногой к туловищу. Повторить 10 раз.
То же, выполняя мах правой ногой. Упор на левое предплечье.
Методические указания. Показ упражнений в каждом отделении выполняет выбранная учителем достаточно подготовленная школьница. Следует добиваться не сугубо механического выполнения упражнений, а понимания и осознания занимающимися своих целенаправленных двигательных действий. Ведь активность обучаемых обусловлена их заинтересованностью.
1. Показ в составе отделений выбранных занимающимися двух самых эффектных (и эффективных) упражнений (3-4 мин.).
Старшеклассницы, входящие в одно из отделений, осуществляют показ, а другие смотрят. Затем с показом двух других упражнений выступает второе отделение и т.д.
Учитель: «Если вы принимаете все эти упражнения, то я нарисую их на листке бумаги и составлю тем самым совместный комплекс упражнений».
2. Выполнение всеми девушками составленного комплекса упражнений для развития мышц ног, рук и живота (3-4 мин.).
Занимающихся надо подвести к мысли, что не какое-то отдельное упражнение, а лишь комплекс упражнений, направленный на корректировку фигуры, помогает достичь желаемого результата. Методические рекомендации по выбору музыкального сопровождения те же, что и для упражнений вводной части урока.
Заключительная часть (8 мин.).
Учитель: «А теперь после активной работы перейдем к более спокойному выполнению упражнений».
1. Стретчинг. Комплекс упражнений для растягивания мышц (развитие гибкости), восстановления дыхания, формирования красивых
линий движений.
Методические указания. Выполнять упражнения необходимо при полностью расслабленных мышцах, что вызывает приятные ощущения. Следует использовать относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения под медленную музыку.
2. Подведение итогов занятия. Определение пульса. Констатация выполнения задач занятия.
6
Ярослав Владимирович
Горбункова Ольга Ивановна