12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ашихмина Наталья Павловна107
Россия, Саратовская обл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новотулка»

Кабинет географии

Урок-путешествие с обучающимися 5 класса в родную степь

 

 

 

Автор

Ашихмина

Наталья Павловна

 

Цель:

- на основе формирования представления о взаимосвязях между природными компонентами природного комплекса степи подвести обучающихся к пониманию единства природы и человека, из чего следует необходимость изучения природы и соблюдение ее законов с целью рационального использования ее и охраны;

- способствовать формированию умений мыслить и выявлять эти взаимосвязи, слушать и делать выводы, говорить кратко;

- создать у обучающихся ощущение большой значимости обсуждаемой проблемы и ответственности за жизнь планеты;

- вызвать желание наблюдать за всеми природными явлениями родного края, воспитывать чувство любви к родной земле.

Образовательные ресурсы: презентация, конверты с заданиями.

Содержание урока

I.Приглашение к путешествию. Слайд 1.

Учитель ч и т а е т стихотворение Э.Асадова

«Остров романтики»

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли,

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

А он существует, заметь-ка,

Там есть и луна, и горы,

Но нет ни единого скептика

И ни одного резонера.

Ни шепота, ни обывателей,

Ни скуки и ни тоски.

Живут там одни мечтатели,

Влюбленные и чудаки.

Там есть голубые утесы

И всех ветров голоса,

Белые альбатросы

И алые паруса.

Там есть залив Дон-Кихота,

И мыс Робинзона есть.

Гитара в большом почете.

А первое слово - «честь»!

Там сплошь туристские тропы,

И перед каждым костром

Едят черепах с укропом

Под крепкий ямайский ром.

Там песня часто увенчана

Кубком в цветном серебре,

А оскорбивший женщину

Сжигается на костре.

Гитары звенят ночами,

К созвездьям ракеты мчат,

Там только всегда стихами

Влюбленные говорят.

А каждая мысль и фраза

Сверкает там, как кристалл,

Ведь здесь никому ни разу

Никто еще не солгал.

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли,

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

Но, право, грустить не надо

О картах. Все дело в том,

Что остров тот рядом –

Он в сердце живет твоем.

Учитель. Ребята! Сегодняшний урок географии начну с загадок. Вот первая – как вы считаете, зачем я прочитала вам эти стихи? (отправимся в путешествие).

Действительно, сегодня я приглашаю вас в увлекательное географическое путешествие. Путешествие это продлится целых 7 лет, пока вы будете изучать географию. За это время, я надеюсь, вы станете настоящими романтиками и после окончания школы продолжите странствия по разным уголкам нашей необъятной Родины и всего мира. И, поверьте, везде вас будут ждать встречи с новым, неизведанным, а это всегда радует.

- Вспомните, где вы оказались, изучая темы вводных уроков? (в Доме Природы)

- Кто нас встретил на пороге? (природные тела, вещества, явления)

- Назовите жильцов Дома Природы (горные породы и минералы, воздух, вода, почвы, растения, животные и человек)

- Мы выяснили, что у каждого есть свое место в Доме Природы, но они постоянно собираются в одной комнате – гостиной. Когда это возможно? (когда все живут в доме дружно и не могут обойтись друг без друга)

- Это как в хорошей семье: родители и дети вместе – всем хорошо. Так и в Доме Природы. Когда, например, растению хорошо? (когда есть благодатная почва, тепло, влага и солнечный свет)

- Чем оно отблагодарит Матушку Природу за это? (вкусными плодами, обильным урожаем)

- А если будет много тепла, а влаги недостаточно? Что произойдет с растением? Или наоборот?

- Как вы думаете, почему сегодняшний урок я назвала «Природное созвучье»? (в природе все взаимосвязано).

Учитель делает в ы в о д: одно явление порождает за собой другое, это другое влечет за собой третье – и так целая цепочка взаимосвязанных явлений: разорвется лишь одно звено, рассыплется вся цепь. Чтобы убедиться в этом, приглашаю отправиться в путешествие в хорошо известную вам природную зону. А вот в какую – вторая загадка.

Слайд 2. На экране – лиса, заяц, дрофа, заросли ковыля.

Обучающиеся понимают, что эта природная зона – степь.

Учитель. Наконец, третья загадка. Почему именно в степь? (мы живем в степи и достаточно знакомы с ее природными компонентами, а, следовательно, и легче установить связи между ними)

II. Игра-путешествие (обучающиеся заранее разбиты на три команды)

Учитель. Степями называют сообщества травянистых растений, среди которых преобладают злаки, в особенности ковыли.

Слайд 3. В русской лексикографии слово «степь» отмечено доволь­но поздно – в начале XVII века. Но впервые слово «step» встречается в пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1600 год). Происхождение термина «степь» до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. Общеевропейское step — «быть плоским, ровным». Осетинское tapan — «плос­кий, ровный». Азербайджанское tap - «открытое ровное место», на языке хинди tap - «площадь, пустырь».

Слайд 4. Степи простираются сплошной полосой от западных гра­ниц России до реки Томи. Далее, к востоку, степи распо­ложены островками среди тайги.

Слайд-шоу 5. Есть степи оренбургские, алтайские, тувинские… Есть степи и на других континентах, например, степи-прерии Северной Америки. У каждой из них свой лик, свой природный нрав, своя история. Мы живем в саратовских заволжских степях.

На все стороны путь

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор.

Задание 1. Слайд 6. Какая у нас осень?

На экране – возможные варианты ответов.

Осень влажная (сухая) с большим (малым) количеством солнечных дней.

В конце октября (сентября) начинается время обложных дождей.

Задание 2. Слайд 7. Какая у нас зима?

Зима мягкая (суровая) с сильными (слабыми) ветрами.

Метели при сильном (слабом) ветре с высокими (низкими) температурами, которые называются буранами (пургой).

Снег лежит 4-5 (5-6) месяцев.

Средняя температура января -14°С (- 25°С).

Задание 3. Слайд 8. Какая у нас весна?

Весна продолжительная (короткая).

Весна влажная (сухая).

Задание 4. Слайд 9. Какое у нас лето?

Лето теплое (прохладное, жаркое).

Лето сухое (влажное).

Лето солнечное (пасмурное).

Средняя температура июля +18°С (+22°С).

Дожди затяжные (короткие сильные ливни).

Учитель делает в ы в о д: климат в Заволжье резко-континетальный, четко выражены времена года, зима холодная малоснежная, весна короткая засушливая с частыми заморозками, лето жаркое и сухое, нередки суховеи, засухи, дожди часто имеют ливневый характер. Слайд 10.

Задание 5. Слайд 11. Каковы особенности климата наших степей?

На экране – варианты ответов.

Сезонность.

Суровость.

Переменчивость.

Вопросы учителя.

Если четко выражены времена года (зима и лето)…

Если зима морозная, лето жаркое…

Если климатические элементы часто колеблятся…

Задание 6. Загадочные конверты. Умеете ли вы находить причины и следствия?

Каждая из рассмотренных выше особенностей климата степей служит следствием других особенностей. Сейчас вам предстоит их обнаружить.

У меня в руках конверты, где указаны другие особенности степей. Ваша задача – выбрать номер конверта, прочитать очередную особенность и отыскать причину ее на экране из рассмотренных выше.

Особенности степей в конвертах.

№1. Почвы в степях глубоко (до 1,5 м) промерзают.

№2. Деревья и кустарники сбрасывают листву на зиму, у травянистых растений отмирает надземная часть.

№3. Зимой часты оттепели.

№4. Наблюдаются весенние засухи.

№5. Весной случаются поздние заморозки.

№6. Преобладает травянистая растительность (безлесье).

Задание 7. Слайд 12. Что вам известно о нашей реке?

Где начинается и куда впадает река Малый Узень?

Задание 8. Слайд 13. Какие у нас почвы?

Черноземы – типичные почвы северных степей. Мы живем в южной степи, где образуются каштановые почвы. От черноземов они отличаются наличием меньшего количества перегноя. Объясните, почему?

Учитель. Слайд-шоу 14. Мы живем в южной сухой типчаково-ковыльной степи. Типичные растения степи – ковыль и типчак. Как же приспособились растения и животные к ее суровым условиям?

Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о некоторых особенностях степных растений, на экране – соответствующие картины.

1-й ученик. Слайд 15. Мелкие листья. Листья степных злаков узкие, не шире 1,5—2 мм. В сухую погоду они складываются вдоль, и их испаряющая поверхность становится еще мень­ше (приспособление к уменьшению испарения). У одних степных растений листовые пластинки очень мелкие (подмаренники, качимы, тимьян, солянки), у других они расчленены на тончайшие доль­ки и сегменты (жабрицы, адонисы и др.).

2-й ученик. Слайд 16. Опушение. Целая группа степных растений создает для себя особый «микроклимат» за счет обильного опушения. Многие виды астрагалов, шалфеи и дру­гие с помощью опушения защищаются от солнечных лучей и таким образом борются с засухой.

3-й ученик. Слайд 17. Восковой налет. Многие используют слой воска или другого водонепроницаемого вещества, выделяемого кожицей. Это еще одно приспособление степных рас­тений к засухе. Им обладают растения с гладкой, блестящей поверхностью листьев: молочаи, василек русский и др.

4-й ученик. Слайд 18. Особое положение листьев. Избегая перегрева, неко­торые степные травы (наголоватки, серпухи, хон­дриллы) располагают свои листья ребром к солнцу. А такой степной сорняк, как дикий латук, вообще ориентирует листья в вертикальной плоскости север-юг, представлял собой своего рода живой компас.

5-й ученик. Слайд 19. Окраска. Среди летних степных трав мало ярко-зе­леных растений, листья и стебли у большинства из них окрашены в тусклые, блеклые тона. Это еще одно приспособление степных растений, помогающее им защищаться от излишнего освещения и перегрева (по­лынь).

Задание 9. Слайд 20. Как вы умеете слушать?

Перечислите названные выше обучающимися приспособления степных растений к уменьшению испарения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

А теперь, ребята, встали,

Руки медленно подняли,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И беремся вновь за дело.

Задание 10. Слайды 21-22. Как вы умеете мыслить?

Многие степные растения имеют мощную корневую систему. Она в 10—20 раз превосходит по массе надземные органы. В степи много так называемых дерновинных злаков. Это ковыль, типчак, тонконог, житняк. Они образуют плотные дерновины, имеющие в поперечнике 10 см и более. Дерновина содержит много остатков старых стеблей и листьев, из-за чего обладает каким-то замечательным свойством, которое также позволяет приспособиться с сухому климату степей. Что это за свойство? (интенсивно впитывают талую и дождевую воду и долго ее удерживают)

Учитель делает в ы в о д о том, что подавляющее большинство степных растений выработало универсальные приспособления к жизни в сухих местах обитания и успешно переносят перегрев и обезвоживание. Такие растения по-особому называются. Это название вам предстоит угадать.

Задание 11. Слайд 23. Угадай слово.

Угадать по буквам это название растений: к с е р о ф и т ы

(от греческого «ксерокс» - «сухой» и «фитон» - растение)

Учитель р а с с к а з ы в а е т о растениях эфемерах и эфемероидах, которые развиваются весной, когда почва достаточно увлажнена. Они успевают отцвести и дать плоды до наступления засушливого периода (тюльпаны, ирисы, шафраны, гусиные луки и др.) Слайд-шоу 24.

Задание 12. Слайд-шоу 25. Шаровая сеялка.

Так случилось - человек этот впервые попал в степь. Он шел плоской дорогой. Недвижен был горячий воздух, душен запах сухих трав… Внезапно в лицо толкнул ветер. Взметнулась из-под ноги пыль и завилась в убегающих спиралях вместе с шуршащими обломками стеблей, обрывками листьев. И тут человек замер, остановился: у самых его ног через дорогу покатило что-то круглое, шар не шар... за ним другой, подальше и в стороне мчался третий, а там четвертый, пятый... Странные предметы подпрыгивали, крутились, настигали друг друга. Иногда, сцепляясь по нескольку, они продолжали, кувыркаясь, стремительное движение одним большим шаром.

- Ну и ну!

Но путник уже перевел дух, он уже улыбался, вспоминая свой минутный испуг. Он все понял: наконец-то ему довелось увидеть это, ведь без него степь - не степь! Человек ухватил одного бегуна, поднял его с земли, чтобы рассмотреть поближе. Вот - стебель. От него отходит несколько боковых ветвей. Они кругло изогнулись книзу. Каждая из них в свою очередь ветвится. И тонкие веточки тоже изогнулись. Получился правильный, словно плетеный, шар, жесткий и упругий.

«Зачем, - думал путник, - растение принимает такую необычную форму, точно мяч? Зачем ему делаться игрушкой шальных ветров?!»

Как в народе называют такие растения? (перекати-поле)

Ученик р а с с к а з ы в а е т, как образуются такие шары: жаркой июньской порой степь пестрит желтыми, голубыми, беловатыми цветами. Но через месяц растения высыхают на корню. Стебель у их основания становится хрупким. Под ударом ветра он с треском обламывается. И растение-шар, будто ждавшее свободы, нетерпеливо срывается с места… Степь как-бы оживает: мчится по ней, беспрестанно подпрыгивая на несколько метров, множество диковинных зверей, напоминающих то зайца, то волка. Жуткое впечатление производит такая степь в лунные ночи. Недаром перекати-поле в народе называют степными или ветровыми ведьмами. Главное назначение перекати-поле – медленное и постепенное рассеивание семян. Один такой шар дает до 200 тыс. семян. Потому их и называют еще шаровыми сеялками. Перекати-поле образуют катран, жабрица, синеголовник, качим, рогач, зопник, василек, кермек и др.

Перекати-поле по степи несется

В густой рассветной синеве.

И мокрой вдруг земли коснется,

Расправит корни и проснется

В зеленой молодой траве.


Иссушит солнце эти травы,

Задуют ветры в сизой мгле.

И вырвут с корнем для забавы,

И мчится на закат кровавый

Несчастный странник по земле…

Задание 13. Что вам известно о приспособленности животных к особенностям степей?

- Почему в степи основную массу ее обитателей представляют наземные животные?

Задание 14. Загадочные конверты.

У меня в руках вновь 3 конверта, где указаны другие особенности животных степей. Ваша задача – выбрать номер конверта, прочитать особенность и указать ее причину.

Особенности степных животных в конвертах:

№1. Колониальность (открытость степного ландшафта заставляет животных совместно наблюдать за опасностью. Связь в колонии осуществляется с помощью звуковых сигналов). Слайд-шоу 26.

№2. Стадность (облегчает защиту слабых членов стада копытных от крупных хищников). Слайды-шоу 27-28

№3. Маскирующая окраска (под цвет почвы, выгоревшей травы делает животных менее заметными). Слайд-шоу 29.

Задание 15. Слайд-шоу 30. Что это за птица.

- Назвать изображенных на экране птиц степей (жаворонок, стриж, степной орел).

Учитель. Подходит к концу наше путешествие. Тот, кто хоть раз увидел необозримую степь, никогда ее не забудет. Степь воспевали в своих произведениях поэты, писатели, художники.

Тем временем за белесой дымкой горизонта шевельнулось солнце. Оно долго не всходило, медлило, точно боялось окинуть взглядом всю ширь и даль анархайской земли. А потом приподнялось и выглянуло одним краешком. Что может быть красивее степи на утренней заре! Будто разлилось огромное лазоревое море да так и застыло голубыми волнами, кое-где отливающими темной прозеленью и желтизной. О Анархай, о великая степь! Что же ты молчишь, о чем думаешь? Что таишь ты в себе от века и что ждет тебя впереди?             (Ч. Айтматов "Верблюжий глаз")

Слайд-шоу 31. Звучит песня «Ой ты, степь широкая»

III. Заключение.

Учитель. Рассмотрим пищевые связи в степи.

Степные экосистемы отличает отсутствие древесного яруса. Господствующее положение занимают злаки и осоки (7,10,15). Совместно с другими видами растений (9,13,16) они образуют густой бескрайний зеленый ковёр, изредка перемежающийся небольшими группами кустарников.

Обилие травы позволяет размножаться бесчисленным растительноядным животным, среди которых доминируют насекомые: жуки, кузнечики, саранча, бабочки и их личинки (8). В больших количествах встречаются грызуны: полевки (12), мыши, суслики (14), слепыши, сурки. Стадные копытные представлены сайгаками (4,20), домашними овцами, коровами, лошадьми.

Обилие травоядных привлекает большое количество хищных животных – волков (5), лис (18), хорьков (17), в воздухе парят степные орлы (1), канюки, летают соколы (например, пустельга – 2). Многие животные питаются бесчисленными насекомыми, это ящерицы (11), птицы (жаворонки – 3, дрофы – 6), землеройки.

На экране – схема. Слайд 32.

- Назовите самого крупного хищника степи. Чем он питается?

- Почему степной орел, степная пустельга – являются регуляторами численности грызунов, ящериц, змей, крупных насекомых?

- Почему эти птицы относятся к хищным?

- А если мы разорвем хотя бы одно звено этой цепи, например, уничтожим большое количество насекомых. Кстати, это под силу человеку? (в какой-то степени, да, при обработке полей ядохимикатами) Что произойдет? (обучающихся надо подвести к выводу о том, что сократится численность всех, кто питается насекомыми, в том числе и хищных птиц, которые к тому же являются еще и санитарами степи)

Задание 16. Человек и степь.

Известный русский почвовед В.В.Докучаев считал причиной иссушения полей результат хозяйственной деятельности человека. Угадайте, какой? (Распашка земель. В девственной степи не было больших потоков воды, снег покрывал равнины равномерным слоем, а талые воды поглощались мощным степным войлоком. На пахотных же землях водные потоки бегут по всем направлениям и размывают почву)

Учитель. Подведем итоги. Где мы побывали? Можно ли степь назвать природным комплексом? Почему? Если мы рассмотрим другие природные зоны, отдельные материки и Землю в целом, мы обнаружим подобные взаимосвязи? Имеет ли право человек, как существо разумное, их разрывать? Что произойдет, если мы не будем жить по законам природы?

Звучит осенняя классическая мелодия.

Учитель. Красивая мелодия? Почему? (все инструменты созвучны). Вот так и о природе когда-то сказал Ф.И.Тютчев:

…Невозмутимый строй во всем.

                                          Созвучье полное в природе.

Слайд 33. Задача всех людей, живущих на Земле, – сохранить красоту ее природы для своих потомков.

IV. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Рефлексия.

V. Учитель предлагает обучающимся организовать наблюдения за природой с помощью «Тропы натуралиста».

Источники

Вдовиченко В.М. Хрестоматия юного натуралиста. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.

Демин А.М. и др. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005.

Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе. – Саратов: Лицей, 2003.

http://images.yandex.ru

http://muzbaron.com/

http://cczx.ru/video/priroda/muzikoterapija-istseljaushij-zvuk zhivoj-prirodi-wmv.html


Музыка
MP3 / 3.13 Мб

Музыка
MP3 / 4.54 Мб

Тропа натуралиста
DOCX / 4.41 Мб


Природное созвучье
PPTX / 22.39 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 22.10.17 в 00:15 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Павловна, интересно!
Ашихмина Наталья Павловна, 01.11.17 в 21:20 1Ответить Пожаловаться
Посмотрела Ваши уроки. Замечательные!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.