Урок географии в 5 классе «Земная кора и литосфера - каменные оболочки земли»
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
Цель урока: продолжить формирование знаний об оболочке «литосфера» и представлений о причинах разнообразия строения Земной коры.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и удивительным миром ее недр
Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?
Актуализация знаний.
Космонавты говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что вода покрывает 71% её площади.
Фронтальный опрос:
О чём или о ком идет речь?
Что вы знаете о Земле? (форма и размер)
Какие оболочки Земли вы знаете?
Оболочки взаимодействуют между собой?
На прошлых уроках мы изучали внутреннее строение земли и разнообразие горных пород. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест в маршрутном листе.
Из каких слоев состоит Земля?
Что такое мантия, ядро, земная кора?
Какие вам известны горные породы?
Как образуются магматические, осадочные, метаморфические горные породы?
Выполните тест в маршрутном листе
Загадки о полезных ископаемых
1. Он очень прочен и упруг
строителям – надёжный друг
дома, ступени, постаменты
красивы станут и заметны. (гранит)
2. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (каменный уголь)
3. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
6. Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен … (мелом)
7. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (соль)
8. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)
9. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (торф)
Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.
Вспомнили, а теперь…давайте представим…
Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но ядра не от пушки.
Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность – Ура!
Сегодня мы будем изучать самую верхнюю оболочку Земли.
Поэтому тема урока?
«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли».
Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.
Что нам предстоит сегодня узнать?
План.
Дать характеристику каменной оболочки Земли.
Рассмотреть строение земной коры.
Выяснить свойства земной коры.
Обучающиеся сами формулируют цели урока.
- сформировать представление о внутреннем строении Земли,
- узнать о типах земной коры,
- научиться устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение строить свою речь.
- понимать и воспринимать другую позицию,
- работать в парах
Итог этапа:Все молодцы.
Изучение нового материала
Вспомните, с чем мы сравнивали земную кору? А скажите, что такое земная кора? Из чего она состоит?
Я предлагаю вам записать в маршрутный лист понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.
Как вы думаете, земная кора везде одинакова? Выскажите ваши предположения.
Маршрутный лист- задание № 3
Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.
Земная кора |
||
Континентальная |
Океаническая |
|
Толщина |
от 35 – 40км под равнинами, до 75 км в горах |
От 0,5 - 12 км под океанами |
Состав |
3 слоя: Осадочный слой гранита слой базальта |
2 слоя: Осадочный слой базальта |
Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте задания друг у друга.
Работа с презентацией слайд 9 .
Беседа о различиях в составе океанической и континентальной земной корой.
Вывод! Земная кора разная под материками и океанами.
Итак, мы выяснили особенности земной коры. Но сегодня мы еще должны узнать что-то новое. О чем пойдет речь , вы узнаете разгадав ребус в маршрутном листе.
Что такое литосфера?
Обратимся к основному источнику информации – учебнику.
Организация работы с учебником.
Запишите понятие в марщрутный лист из учебника с. 86
12- слайд состав литосферы
Как вы думаете, литосфера составляет единое целое или нет?
Сейчас с помощью видеофрагмента мы сможем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
Видео о литосферных плитах
Для вас есть интересное задание в контурной карте. Используя рисунок 69 учебника на с . 87 подписать литосферные плиты в контурной карте.
Цель: изучить расположение литосферных плит на поверхности земли
Слайд 13 - спрогнозируйте, пользуясь данной картой, какие плиты будут расходиться в разные стороны, а какие сталкиваться?
Первичное закрепление.
Выполнить задания 5 и 6 в маршрутном листе
Домашнее задание. § 22, с 87 вопросы 3,4
Рефлексия.
1. Что нового на уроке вы узнали?
2. Какой этап урока вызвал у вас затруднения?
3. Что вызвало у вас наибольший интерес?
Приложение 1
Маршрутный лист
Фамилия, имя _______________________________
Тема урока. «______________________________________________________________________».
№1
Записать понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.
Земная кора – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№2
Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.
Земная кора |
||
Материковая |
Океаническая |
|
Толщина |
||
Состав |
_____ слоя: |
____ слоя: |
№3
Ответ:____________
№4
Запишите понятие из учебника с. 86
Литосфера – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литосферные плиты, у которых есть только океаническая земная кора |
Литосферные плиты, у которых есть и океаническая земная кора, и континентальная |
№5
Используя рисунок 69 на странице 87 запишите названия плит в таблицу.
№6
Заполните схему недостающими словами
Тест
Приложение 2
Технологическая карта
урока географии в 5 классе на тему:
«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Земная кора и литосфера –каменные оболочки Земли»
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2015 г. География. Землеведение.
Цель: сформировать представление о различиях строения земной коры на материках и под океанами, деление литосферы на литосферные плиты.
Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с типами земной коры, с движением литосферных плит (движение и расхождения) и выявления процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.
Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.
Развивающие: развивать умения работать в паре с учебником, дополнительной литературой . Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание строения земной коры, изучение расположения литосферных плит
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о типах земной коры, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из разных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
1мин |
Актуализация знаний |
Организация фронтального опроса Дает задание – тест Предлагает разгадать загадки по теме |
Участвуют в диалоге Выполняют тест в маршрутном листе, проверяют правильность Участвуют в разгадывании ответов к загадкам |
5 мин |
|
2 |
Целеполагание и мотивация |
Предлагает прочесть стихотворение и определить тему урока Определяет цели и задачи урока. |
Высказывают предположения, затем формулируют название темы урока |
5 мин |
3 |
Изучение нового материала |
Предлагает выполнить задания №1, №2 в маршрутном листе, используя текст и рисунки учебника на стр. 84-86 -Подводит к выводу: Земная кора разная под материками и океанами
Предлагает ребус – расшифровать слово
Предлагает выполнить задание №3 в маршрутном листе, используя текст на стр. 86 Демонстрирует видеофрагмент о строении литосферы, задает вопросы Предлагает работу с контурной картой с целью изучения расположения литосферных плит
|
Работают с текстом учебника, заполняют таблицу, анализируют сходства и различия в типах земной коры Делают вывод о типах земной коры
Разгадывают ребус, определяя новое понятие «Литосфера»
Записывают понятие литосфера в маршрутный лист Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, делают вывод Выполняют задание в контурной карте. Анализируют размеры литосферных плит |
9 мин
1 мин
2 мин
5 мин 6 мин |
5 |
Первичное закрепление |
Предлагает найти в таблице слова и термины, относящиеся к сегодняшнему уроку Предлагает продолжить фразу Предлагает спрогнозировать, какие плиты будут расходиться, а какие сталкиваться, используя карту на слайде |
Отвечают, находят слова
Анализируют и делают прогноз |
7 мин |
6 |
Итог урока (рефлексия) |
Подводит итоги урока. Объясняет д/з п.22, Вопросы с.87 №1-6. |
Оценивают работу на уроке всего класса Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике
|
4 мин |