12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Кибардина Л.А.19

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Цель урока: продолжить формирование знаний об оболочке «литосфера» и представлений о причинах разнообразия строения Земной коры.

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и удивительным миром ее недр

Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?

Актуализация знаний.

Космонавты говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что вода покрывает 71% её площади.

Фронтальный опрос:

О чём или о ком идет речь?

Что вы знаете о Земле? (форма и размер)

Какие оболочки Земли вы знаете?

Оболочки взаимодействуют между собой?

На прошлых уроках мы изучали внутреннее строение земли и разнообразие горных пород. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест в маршрутном листе.

Из каких слоев состоит Земля?

Что такое мантия, ядро, земная кора?

Какие вам известны горные породы?

Как образуются магматические, осадочные, метаморфические горные породы?

Выполните тест в маршрутном листе

Загадки о полезных ископаемых

1. Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны. (гранит)

2. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

6. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (мелом)

7. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (соль)

8. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)

9. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но ядра не от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность – Ура!

Сегодня мы будем изучать самую верхнюю оболочку Земли.

Поэтому тема урока?

«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли».

Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.

Что нам предстоит сегодня узнать?

План.

Дать характеристику каменной оболочки Земли.

Рассмотреть строение земной коры.

Выяснить свойства земной коры.

Обучающиеся сами формулируют цели урока.

- сформировать представление о внутреннем строении Земли,

- узнать о типах земной коры,

- научиться устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение строить свою речь.

- понимать и воспринимать другую позицию,

- работать в парах

Итог этапа:Все молодцы.

Изучение нового материала

Вспомните, с чем мы сравнивали земную кору? А скажите, что такое земная кора? Из чего она состоит?

Я предлагаю вам записать в маршрутный лист понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

Как вы думаете, земная кора везде одинакова? Выскажите ваши предположения.

Маршрутный лист- задание № 3

Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

Земная кора

 

Континентальная

Океаническая

Толщина

от 35 – 40км под равнинами,

до 75 км в горах

От 0,5 - 12 км под океанами

Состав

3 слоя:

Осадочный

слой гранита

слой базальта

2 слоя:

Осадочный

слой базальта

Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте задания друг у друга.

Работа с презентацией слайд 9 .

Беседа о различиях в составе океанической и континентальной земной корой.

Вывод! Земная кора разная под материками и океанами.

Итак, мы выяснили особенности земной коры. Но сегодня мы еще должны узнать что-то новое. О чем пойдет речь , вы узнаете разгадав ребус в маршрутном листе.

Что такое литосфера?

Обратимся к основному источнику информации – учебнику.

Организация работы с учебником.

Запишите понятие в марщрутный лист из учебника с. 86

12- слайд состав литосферы

Как вы думаете, литосфера составляет единое целое или нет?

Сейчас с помощью видеофрагмента мы сможем подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Видео о литосферных плитах

Для вас есть интересное задание в контурной карте. Используя рисунок 69 учебника на с . 87 подписать литосферные плиты в контурной карте.

Цель: изучить расположение литосферных плит на поверхности земли

Слайд 13 - спрогнозируйте, пользуясь данной картой, какие плиты будут расходиться в разные стороны, а какие сталкиваться?

Первичное закрепление.

Выполнить задания 5 и 6 в маршрутном листе

Домашнее задание. § 22, с 87 вопросы 3,4

Рефлексия.

1. Что нового на уроке вы узнали?

2. Какой этап урока вызвал у вас затруднения?

3. Что вызвало у вас наибольший интерес?

Приложение 1

Маршрутный лист

Фамилия, имя _______________________________

Тема урока. «______________________________________________________________________».

1

Записать понятие «Земная кора» используя текст учебника на с. 84.

Земная кора – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

Прочитайте текст учебника на стр. 85 и рассмотрите рисунок 67. Заполните таблицу.

Земная кора

 

Материковая

Океаническая

Толщина

   

Состав

_____ слоя:

____ слоя:

3

Ответ:____________

4

Запишите понятие из учебника с. 86

Литосфера – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литосферные плиты, у которых есть только океаническая земная кора

Литосферные плиты, у которых есть и океаническая земная кора, и континентальная

   

5

Используя рисунок 69 на странице 87 запишите названия плит в таблицу.

6

Заполните схему недостающими словами

Тест

 

Приложение 2

Технологическая карта

урока географии в 5 классе на тему:

«Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли»

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Земная кора и литосфера –каменные оболочки Земли»

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2015 г. География.  Землеведение.

Цель: сформировать представление о различиях строения земной коры на материках и под океанами, деление литосферы на литосферные плиты.

Задачи урока: Образовательные: познакомить учеников с типами земной коры, с движением литосферных плит (движение и расхождения) и выявления процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.  

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в паре с учебником, дополнительной литературой . Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

 Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание строения земной коры, изучение расположения литосферных плит 

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о типах земной коры,   делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из разных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

 

Актуализация знаний

Организация фронтального опроса

Дает задание – тест

Предлагает разгадать загадки по теме

Участвуют в диалоге

Выполняют тест в маршрутном листе, проверяют правильность

Участвуют в разгадывании ответов к загадкам

5 мин

2

Целеполагание и мотивация

Предлагает прочесть стихотворение и определить тему урока

Определяет цели и задачи урока.

Высказывают предположения, затем формулируют название темы урока

5 мин

3

Изучение нового материала

Предлагает выполнить задания №1, №2 в маршрутном листе, используя текст и рисунки учебника на стр. 84-86

-Подводит к выводу:

Земная кора разная под материками и океанами

 

 Предлагает ребус – расшифровать слово

 

Предлагает выполнить задание №3 в маршрутном листе, используя текст на стр. 86

 Демонстрирует видеофрагмент о строении литосферы, задает вопросы

Предлагает работу с контурной картой с целью изучения расположения литосферных плит

 

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу, анализируют сходства и различия в типах земной коры

 Делают вывод о типах земной коры

 

 

 Разгадывают ребус, определяя новое понятие «Литосфера»

 

 Записывают понятие литосфера в маршрутный лист

Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, делают вывод

Выполняют задание в контурной карте. Анализируют размеры литосферных плит

9 мин

 

 

 

 

 1 мин

 

 

 2 мин

 

5 мин

 6 мин

5

Первичное закрепление

 Предлагает найти в таблице слова и термины, относящиеся к сегодняшнему уроку

Предлагает продолжить фразу

Предлагает спрогнозировать, какие плиты будут расходиться, а какие сталкиваться, используя карту на слайде

Отвечают, находят слова


 


 

Анализируют и делают прогноз

7 мин

6

Итог урока     (рефлексия)

Подводит итоги урока.

Объясняет д/з п.22, Вопросы с.87  №1-6.

Оценивают работу на уроке всего класса Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

 

4 мин

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.