12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аникеева Г.И.84

Технологическая карта урока по географии УМК В.П. Дронова .

5 класс.

Выполнила: Аникеева Галина Ивановна учитель географии МБОУ СОШ №9 им. Полевого П.Г.

Кущёвского района Краснодарского края.


 

Тема: Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Цель: сформировать представление о земной коре и литосфере.

Задачи:

образовательные:

-ввести новые понятия: контине6нтальная и океаническая земная кора, литосфера, литосферные плиты;

- познакомиться с различиями строения земной коры на материках и под океанами;

- дать первоначальные сведения о делении литосферы на литосферные плиты.

развивающие:

- развивать пространственное мышление;

- развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для решения географических задач;

- развивать умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР, отработать навыки работы с картой;

воспитательные:

- формировать целеустремленность в выполнении учебных заданий;

- формировать коммуникативные умения: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные:

- выявлять различия в строении в океанической и континентальной земной коре, называть крупные литосферные плиты;

- анализировать и интерпретировать географическую информацию;

- показывать на карте крупные литосферные плиты.

Метапредметные:

личностные:

- осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;

познавательные:

- обобщать и структурировать полученную информацию;

- использовать условные обозначения для извлечения необходимой информации;

- развивать пространственное мышление;

регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выдвигать версии, обосновывать их;

коммуникативные:

- формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения;

Основные понятия, изучаемые на уроке: океаническая и континентальная земная кора, литосфера, литосферные плиты.

Оборудование: учебник «География. Землеведение. 5—6 классы. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева; атлас стр .18 «Литосфера и рельеф земли»; диск «Карта строения земной коры»; компьютер и мультимедийная установка; электронное приложение «География. Землеведение. 5-6 классы» и электронное приложение «География. Землеведение.5 класс»; листы контурной карты «Движение литосферных плит»; видеофрагмент «Земная кора».

Структура и ход урока:


 

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Актуализация

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Прослушайте стихотворение и постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

«Что это такое – земная кора?

Ну как объяснить вам доходчиво, точно?

Её представляю я пенкой молочной:

На кухне кастрюлька для каши стоит,

А в ней молоко вместе с манкой кипит.

От центра кастрюльки от тонкого днища

Идёт теплота, теплотища, жарища.

А в центре планеты ядро наблюдаем,

Оно фантастическим жаром пылает.

Вот булькает вязкая манная каша,

По ней пузырьки беспокойные пляшут.

А ведь на поверхности нашей Земли

Такие события быть бы могли.

Когда мы кастрюльку свою выключаем,

Процесс остывания в ней наблюдаем,

Вот каша остыла, и , значит, - ура-

Получится пенка – (земная кора)

Но если включить потихоньку опять,

То можно такое подчас наблюдать:

Кора, то есть пенка, разорвана снова,

И тут создаётся потолще основа.

А рядом с разорванным пенкиным краем

Вулканчики каши мы вновь наблюдаем».

Сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

Приветствует учащихся. Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы. Слушают одноклассников, дополняют и корректируют ответы одноклассников.

Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

2

Целеполагание

Давайте просмотрим видеофрагмент №51 электронного приложения «География. Землеведение. 5 класс» «Внутреннее строение Земли».

-Что вам уже было известно?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

-Что должны узнать?

Давайте сформулируем цели урока.

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.

Мотивирует к планированию

учебной деятельности.

Смотрят видеофрагмент.

Предлагают и называют виды знаний, которые будут приобретены на уроке.

Формулируют цели урока.

3

Открытие нового знания

Что узнали нового? Верно, что такое литосфера, и познакомились с двумя типами земной коры. Давайте подробнее об этом поговорим.

Пользуясь учебником стр.84-85 и рисунком 67 «Строение континентальной и океанической земной коры» составьте схему «Земная кора». Проверим ваши схемы со схемой, изображенной на таблице, висящей перед вами. (Самопроверка.)

Задает вопросы.

Предлагает учащимся

самостоятельно прочитать

учебник и составить схему.

Проверить правильность

выполненной работы.

Объясняет задание, помогает при составлении схемы. Корректирует результаты работы, побуждает учащихся оценить свою работу и комментировать её.

Читают учебник,

рассматривают рисунок,

составляют

схему, преобразовывают

информацию из одного

вида в другой,

оценивают свои схемы

с эталоном.

-Что такое литосфера?

Составление определения новому понятию: что мы назовём литосферой?

Составление формулы-определения на доске и в тетрадях:

Литосфера = верхняя твёрдая часть мантии + земная кора.

Давайте запишем определение в тетради.

Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии.

Учит структурировать знания, умению осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Озвучивают свои определения, слушают друг друга, корректируют, исправляют и дополняют.

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты.

-Дать определение литосферным плитам нам поможет словарь учебника на странице 275. Найдите определение «литосферные плиты». Прочитайте его.

-Пользуясь атласом картой «Движение литосферных плит», рисунком 69 учебника «Основные литосферные плиты», назовите и покажите на карте крупные литосферные плиты (диск «Карта строения земной коры»).

-Какие еще условные знаки есть на карте? Совершенно верно, стрелки и цифры.

-Что они обозначают?

Верно: направление движения литосферных плит и скорость их движения.

-Как вы думаете, что будет происходить при движении двух соседних плит в разные стороны и навстречу друг другу?

-Назовите плиты, которые расходятся и которые сталкиваются.

-Определите, на какой литосферной плите вы живёте?

Дает задание, учит извлекать знания из карты и учебника, используя все его разделы, получать самостоятельно знания. Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.

Задает дополнительные вопросы.

Читают определение,

Работают с картами атласа и у доски.

Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте.

Выдвигают гипотезы, обсуждают их, учатся формулировать свои мысли.

4

Динамическая пауза

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Меняет вид деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Выполняют упражнения, демонстрируя свои творческие таланты. Сменили вид деятельности, отдохнули.

5

Применение нового знания

На контурной карте «Строение земной коры», пользуясь атласом, подпишите крупные литосферные плиты, покажите стрелками направление их движения. Красным карандашом обведите границы литосферных плит, которые сталкиваются.

(Взаимопроверка).

Объясняет задание.

Обучает работе с контурной картой, руководит взаимопроверкой результатов.

Подписывают литосферные плиты, учатся проверять правильность выполненного задания, оценивать работу и товарищей.

Посмотрите и озвучьте видеофрагмент «Земная Кора»

Предлагает просмотреть и озвучить видеофрагмент.

Озвучивают и исправляют ошибки,

демонстрируя свои творческие таланты, и умение применять полученные знания.

Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере и земной коре как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).

Я знаю, что литосфера состоит из литосферных плит.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.

Я знаю, что материковая земная кора имеет три слоя.

Я знаю, что материковая земная кора состоит из осадочного, базальтового и гранитного слоя.

Я знаю, что океаническая земная кора не имеет гранитного слоя.

Я знаю, что толщина континентальной земной коры достигает до 75 км.

Я знаю, что толщина океанической земной коры меньше континентальной.

Я знаю, что океаническая земная кора имеет два слоя.

Я знаю, что океаническая земная кора состоит из осадочного и базальтового слоев.

Побуждает ребят применить полученные знания.

Корректирует высказывания учащихся. Следит за паузами между ответами ребят.

Составляют предложения по заданной теме; слушают, исправляют, комментируют ответы одноклассников.

6

Рефлексия

Рефлексия по шаблону:

Сегодня я узнал(а) ….

Я понял(а), что …

Было трудно …

Меня удивило …

Что нужно доработать дома?

Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки, и какой?

Обоснуйте свое мнение.

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы. Определяют зону знания и незнания. Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать.

7

Домашнее задание

Параграф 22 учебника, интерактивное наглядное пособие «География 5-6 классы» номер 65 и 66.(практическое и контрольное задания)

Задает домашнее задание, записывает его на доске, комментирует его, проверяет записи в дневнике.

Слушают комментарий. Записывают задание в дневник.


 

Литература:

1. Учебник География .Землеведение. 5-6 класс В.П. Дронов,Л.Е. Савельева с электронным приложением. Издательство «Дрофа» 2014 год.

2. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой География.Землеведение.5-6 класс. Издательство «Дрофа». 2014 год.

3. Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,

2014 год.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.