Урок географии «Южная Америка. История открытия и географическое положение»

5
0
Материал опубликован 13 June

Урок по географии учителя 1 кв. категории Быковой А.С.

Тема «Южная Америка. История открытия и географическое положение»

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы:  урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомиться с историей открытия материка ;

рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;

сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу.

Развивающие:

продолжить формирование умения определять географическое положение материка;

развивать навыки работы с контурными картами, атласом;

развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.

Воспитательные:

воспитание любознательности;

формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;

формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: физическая и административная карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, учебник, мультимедийная система, компьютерная презентация.

Реализация целей урока:  формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации,  с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей и функциональной грамотности.

Здоровьесберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно–гигиенических требований.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Слайд 1).

Сегодня мы продолжаем своё путешествие по материкам. Отправимся мы на воображаемом корабле. Выберем капитана, который задаст курс нашему плаванию.

(Кликнуть на корабль) А что это перед нами? На горизонте появился корабль. Что это за корабль? (Выскакивает пират, в руке бутылка с запиской).

Ученик-пират: (Слайд 2) Тысяча чертей! Вижу не один я собрался на поиски сокровищ. Смотрите, что волной прибило к берегу. Тут письмо:

«Я, старый пират.

Если Вы читаете это письмо, значит меня уже нет. Всю жизнь я плавал по морям и океанам в поисках клада. И…я его нашёл. Я спрятал его около берегов одного из материков. Какого? Я, конечно, уже не помню. Если вы смелые и отважные, отправляйтесь на его поиски. Желаю удачи!

Ах, да! У меня сохранились координаты одной точки, куда я пришвартовался: 12º с.ш. 71º з.д.»

Учитель: Ну что, ребята, отправимся на поиски сокровищ? На нашем пути встретится масса трудностей в виде заданий, решая которые, вы будете получать пиратские монеты. По ходу нашего пути мы будем заполнять маршрутный лист.

(Слайд 3) А куда же мы отправимся? У нас есть координаты из письма. Капитан поможет нам определиться с выбором маршрута. (Определяем координаты первой точки. Координаты из

письма 12º с.ш. 71º з.д.).

Ученик-капитан: (Слайд 4) Это северное побережье Южной Америки, мыс Гальинас.

Учитель: Верно. А в каком направлении мы с вами мы должны держать свой курс?

Ученик-капитан: Юго-запад.

Учитель: Всё правильно. Ребята, мы посетим сегодня Южную Америку. Вспомним об истории её открытия и изучения, найдём крайние точки материка, узнаем об особенностях её географического положения и множество интересных фактов.

Изучение нового материала.

(Слайд 5) И так, в маршрутные листы записываем тему сегодняшнего урока: «Южная Америка. История открытия и географическое положение».

(Слайд 6) Учитель: 532 года назад Христофор Колумб и другие участники испанской экспедиции отправились на трёх каравеллах Санта-Мария, Пинта и Нинья в путь. Они мечтали достичь берегов Индии, манившей своими богатствами моряков. Но отправились не на восток, а на запад, через Атлантический океан.

- Как вы думаете почему?

- В 1492 году Колумб отправился в путешествие, которое стало началом его великих открытий. Путь кораблей выдался очень сложным и долгим. Но вот, наконец, команда услышала долгожданно слово «Земля».

12 октября 1492 года экипаж кораблей спустился на землю. Этой землёй оказался остров в Саргассовом море, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). Следующим островом стал о. Куба. Но он был уверен, что открыл острова возле Индии. Их стали называть Вест Индия. Позже Христофор Колумб совершит ещё несколько экспедиций к новым землям. И в 1498 году откроет побережье Южной Америки. Но всю свою жизнь он так и будет думать, что приплыл к берегам Индии.

(Слайд 7) Вновь открытые земли решил исследовать итальянский мореплаватель Америго Веспуччи. Он совершил 3 плавания с 1499 по 1502 г.г. Исследовал северное побережье Южной Америки, изучил берега Бразилии. Именно он сказал, что открытые Колумбом земли это не Вест Индия, а Новая Часть света. Которую назвали в честь Америго Веспуччи.

(Слайд 8) Дальнейшее исследование материка европейцами были больше захватческими. Ради наживы, в поисках золота они воевали с коренными жителями – индейцами. В результате этими завоевателями были сделаны новые географические открытия.

Васко Нуньяс Бальбоа пересёк панамский перешеек и достиг Тихого океана. Франсиско Орельяно в поисках золота случайно открыл Амазонку.

(Слайд 9) Научные исследования начались уже в конце 17 века. Большой вклад в изучение природы внёс немецкий исследователь Александр Гумбольдт. Его вклад в науку огромен и назван Вторым открытием Америки.

Важнейшие биогеографические исследования проводили и наши соотечественники. В 1932-33 г.г. Николай Иванович Вавилов открыл древние очаги земледелия и центры происхождения культурных растений.

Учитель: (Слайд 10) Вернёмся к нашему маршруту. Мы выяснили, что координаты из письма нас привели к северному побережью Южной Америки - мысу Гальинас. Это самая крайняя северная точка материка. Запишем в маршрутный лист. (Слайд 11) А давайте посмотрим в какую страну мы попали? Какая столица у этой страны?

Ученики: Страна Колумбия. Столица Богота.

Учитель: Молодцы! Об этой стране нам расскажет наш эксперт. (Доклад учащегося о Колумбии).

Учитель: (Слайд 12) Спасибо! Для того, чтобы получить следующие координаты нашего маршрута, нужно выполнить задание. «Выясните какова площадь материка. Определите положение континента относительно условных линий на карте». (Выполняют, записывают в маршрутный лист).

Учитель: Отлично! Мы получаем новые координаты. Координаты следующей точки 7º ю.ш. 34º з.д. (Ученики определяют координаты).

Ученики: (Слайд 13) Мыс Кабу-Бранку. Это самая восточная точка материка. (Записывают координаты точки в маршрутный лист).

Учитель: (Слайд 14) А давайте посмотрим в какую страну мы попали? Какая столица у этой страны?

Ученики: Страна Бразилия. Столица Бразилиа.

Учитель: Молодцы! Об этой стране нам расскажет наш эксперт. (Доклад учащегося о Бразилии).

Учитель: (Слайд 15) Спасибо! Для того, чтобы получить следующие координаты нашего маршрута, нужно выполнить задание. «Определите положение материка относительно других материков и океанов. (Выполняют, записывают в маршрутный лист).

Учитель: Отлично! Мы получаем новые координаты. Координаты следующей точки 53º ю.ш. 71º з.д. (Ученики определяют координаты).

Ученики: (Слайд 16) Мыс Фроуард. Это самая южная точка материка. (Записывают координаты точки в маршрутный лист).

Учитель: (Слайд 17) А давайте посмотрим в какую страну мы попали? Какая столица у этой страны?

Ученики: Страна Чили. Столица Сантьяго.

Учитель: Молодцы! Об этой стране нам расскажет наш эксперт. (Доклад учащегося о Чили).

Уt1718267185aa.png
читель:
(Слайд 18) Спасибо! Для того, чтобы получить следующие координаты нашего маршрута, нужно выполнить задание. «Рассчитайте протяжённость материка Южная Америка по 20 параллели в километрах с помощью приведённой ниже таблицы». (Выполняют, записывают в маршрутный лист).

Учитель: Отлично! Мы получаем новые координаты. Координаты следующей точки 4º ю.ш. 81º з.д. (Ученики определяют координаты).

Ученики: (Слайд 20) Мыс Париньяс. Это самая западня точка материка. (Записывают координаты точки в маршрутный лист).

Учитель: (Слайд 21) А давайте посмотрим в какую страну мы попали? Какая столица у этой страны?

Ученики: Страна Перу. Столица Лима.

Учитель: Молодцы! Об этой стране нам расскажет наш эксперт. (Доклад учащегося о Перу).

Учитель: Большое спасибо!

Закрепление материала.

Мы сегодня узнали много нового. Давайте закрепим наши знания и выполним интерактивное задание с картой. Нужно правильно распределить объекты на карте.

Ещё одно задание «Исправь ошибки в тексте». (На доске появляется текст, ученики находят ошибки, подходят к доске и справляют их).

И последнее задание «Узнай страну по имоджи».


«Южная Америка. История открытия и географическое положение»PPTX / 9.58 Мб

Учитель: Урок подошёл к концу. Все молодцы! Подводим итог (подсчитываем монеты). Вы спросите где же сокровища, которые мы искали?

 «Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает».

Домашнее задание.

Выучить записи. Определить протяженность материка с севера на юг.

Рефлексия.

Ребята, давайте попробуем оценить свои достижения на уроке. Куда же в итоге каждому удалось приплыть? Перед Вами карточки с островами, выберите одну, которая характеризует усвоение урока вами.

t1718267185ab.png



Приложение

КОЛУМБИЯ

Страна на побережье Карибского моря, где до сих пор можно встретить пиратов. Колумбия знаменита своим кофе и по его продажам уступает лишь Бразилии. Одним из символов страны является самая большая птица западного полушария – Андский Кондор. Его изображение можно увидеть на гербе страны. Размах крыльев этой птицы достигает до трёх метров. В Колумбии находится одно из чудес природы река Каньо Кристалес. Её воды окрашены в 5 цветов. Такой шедевр природы получился благодаря водорослям, обитающим там.

БРАЗИЛИЯ

Страна Бразилия – самая большая по площади страна этого континента. В бывшей столице страны, Рио-де-Жанейро, находится одно из чудес света – статуя Христа Искупителя. Она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота 38 м.

Здесь находится самая полноводная река мира Амазонка и влажные экваториальные леса – сельва со своим разнообразием растительности и животного мира. В водах Амазонки обитает самый крупный в мире питон – анаконда, хищные и очень кровожадные рыбки пираньи. В сельве можно встретить кувшинку с самыми крупными листьями – Виктория Реггия. Здесь обитает самая маленькая птичка колибри и самая большая ночная бабочка Тизания Агриппина. На границе Бразилии и Аргентины находится каскад водопадов Игуасу, их насчитывается около 275. В Рио-де-Жанейро и ряде других городов ежегодно проводятся знаменитые бразильские карнавалы, на которых гуляет вся страна.

Так же страна гордится своей сборной по футболу, которая стала пятикратным победителем чемпионата мира.

ЧИЛИ

Страна Чили так же является рекордсменом. Это самая вытянутая страна в мире. И протянулась она на западе материка на 4630 км. Располагается в Андах - самой протяженной горной системе мира. Здесь находится самая высокая точка материка – г.Аконкагуа, высота её 6960 м. В Чили находятся уникальные мраморные пещеры, заполненные водой. Хотя эти природные объекты полностью состоят из известняка, их цвет напоминает мрамор. На территории этой страны простирается самая сухая пустыня в мире – Атакама. В некоторых её регионах не бывает осадков по 50 лет.

ПЕРУ

Перу – одна из окраинных стран, расположенных в горной системе Анд. На территории это страны самое высокогорное в мире озеро Титикака. В переводе с языка индейцев означает «Горная пума». Самое большое по запасам пресной воды.

Эту уникальную страну называют «землёй инков». Здесь процветала эта могущественная древняя цивилизация, которая оставила после себя уникальные строения – храмы. Перу является местом зарождения ещё одной цивилизации – Наска. От их культуры до наших дней сохранились удивительные рисунки животных огромных размеров. Эти рисунки называются геоглифы. Самых крупных насчитывается около 30. Их удалось обнаружить лишь в 1939 г. и учёные долго спорили об их происхождении. Так же в этой стране находится самый глубокий каньон – Колка.


t1718267185ad.gift1718267185ae.gift1718267185af.gif

t1718267185ad.gift1718267185ae.gift1718267185ag.gif

t1718267185ad.gift1718267185ae.gift1718267185af.gif

t1718267185ah.gift1718267185ae.gift1718267185af.gif











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей