12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бирюкова Светлана Евгеньевна34

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ

Бирюкова Светлана Евгеньевна, учитель химии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 12», г. Железногорск, Курская область



Предмет

Химия


Класс

9


Автор УМК

О.С. Габриелян


Учебник

Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2018


Тема урока

Химические элементы в клетках живых организмов


Тип урока

Урок открытия новых знаний


Форма организации урока

Урок-исследование


Цель урока

Изучение роли химических элементов в жизнедеятельности живых организмов.


Задачи урока

Предметные:

Выявить классификацию химических элементов в клетках живых организмов;

Рассмотреть нахождение химических элементов в живой природе;

Расширить знания о биологической роли микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека.

Метапредметные:

Личностные

-устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать усвоение содержания учебного материала (исходя из личных ценностей).

Познавательные

- уметь находить нужную информацию в учебнике, перерабатывать полученную информацию, анализировать, делать выводы;

- уметь работать с заданиями разного вида;

-уметь ставить и решать проблему;

-презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах.

Регулятивные

- планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

-корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок;

- оценивать результаты работы.

Коммуникативные

- учить выстраивать учебное сотрудничество;

- учить формулировать собственную позицию;

- учить выражать собственное мнение с точностью и достаточной полнотой, аргументировать его.



Образовательные результаты


Личностные:

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить

логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять

классификацию явлений.

Проводить наблюдение и эксперимент.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, таблицах.

Регулятивные УУД:

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при

выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании

и контроле способа решения поставленной задачи.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата

в соответствии с алгоритмами.

Коммуникативные УУД:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и

осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.

Предметные:

Давать определение изученным понятиям: Макроэлементы, микроэлементы, атом, молекула, витамины, ферменты, гормоны.

Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;

Наблюдать и описывать самостоятельно проведенный эксперимент, используя для этого русский язык и язык химии;

Делать выводы и умозаключения из наблюдений;

Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательской работы и представления результатов;

Уметь анализировать и оценивать последствия для живых организмов загрязнения окружающей среды; разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть единого целого;

Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.



Основные понятия

Макроэлементы, микроэлементы, атом, молекула, витамины, ферменты, гормоны.


Тема и номер урока в теме

Тема 1. Общая характеристика химических элементов, химических реакций, 4 урок.


Технология

Технология критического мышления, ИКТ-технологии.


Форма организации работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.


Метод обучения

Проблемно-поисковый, проектно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный.


Межпредметные связи

Биология («Человек», «Растения», «Животные»)

Физика («Атомно-молекулярное учение»).


Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

Презентация; мультимедийный проектор, ноутбук

https://www.youtube.com



Материалы и оборудование

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, плоскодонные колбы, пипетка,

Реактивы: натуральный яблочный сок, крахмальный клейстер, роданид калия (KSCN), 5% раствор йода, раствор куриного белка, раствора ацетата свинца (Pb(CH3COO)2), раствор хлорида меди (II) (CuCl2), раствор хлорида натрия (NaCl).

Раздаточный материал: инструктивные карточки.


Список используемой литературы

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2018;

2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2017;

3. Габриелян Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.

4. Габриелян О. С., Яшунова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2018;

5.Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа.

6. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.-М.: Дрофа, 2002.

7. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир, 2004.


План урока

Стадия вызова: включает задание по поиску идеи, объединяющей изображения («Отсроченная отгадка»), составление мини-рассказа, объединяющего данные изображения или некоторые из них; блеф-игры «Верите ли вы…», таблица ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал), формирование групп, инструктаж, получение дидактического материала

Стадия осмысления: индивидуальная и групповая работа с информационным текстом, составление тонких и толстых вопросов, отчет групп о результатах работы.

Стадия рефлексии: таблица ЗХУ, составление кластера, синквейна.

Ход урока

1 стадия – вызов.

1 задание: «Что объединяет эти изображения?»
правильный ответ – химические элементы находятся в организмах растений, животных, человека, т.е. во всех живых организмах.

2 задание: «Составить мини-рассказ по картинкам» .

3 задание: сформулировать тему урока – учащиеся делают это самостоятельно

4 задание: блеф-игра «Верите ли вы, что…»

- Развитие такого заболевания как эндемический зоб связано с недостатком йода в организме.
- Еще в начале прошлого века водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца, который является сильным ядом.

- При недостатке калия в почве у растений снижается интенсивность процесса фотосинтеза.

- Один немецкий студент химик подарил своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа, выделенного из собственной крови.

- Полное отсутствие микроэлементов в питании так же, как и их избыток, вызывает заболевания и гибель живых организмов.

- Различия между живой и неживой природой наблюдаются только на молекулярном уровне.

задание 5: заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать».
Что вы знаете о влиянии химических элементов на живые организмы и что хотели бы узнать? (отметить 1-2 позиции).

2 стадия – осмысление.

1 задание: формулировка цели урока учащимися с помощью учителя

Цель: изучить роль химических элементов в жизнедеятельности живых
организмов.

2 задание: формулировка задач урока учащимися с помощью учителя

Задачи:

Выявить классификацию химических элементов в клетках

Рассмотреть нахождение химических элементов в природе;

Расширить знания о биологической роли элементов в живых организмах;

3 задание: работа с учебником (§ 16 стр.94-96), сначала в парах, потом в группах, подготовка «тонких» (простых, констатирующих) и «толстых» (сложных, требующих размышления) вопросов, работа с таблицей ЗХУ.

3 стадия – рефлексия

Задание (домашнее):

Учащимся предлагалось заранее подготовить и выступить с информацией, в которой необходимо отразить биологическую роль одного (по выбору учащегося) элемента (макро или микроэлемента), указать последствия недостатка и избытка его на живые организмы, или составить таблицу, в которой отразить информацию о том, в каких продуктах какие химические элементы содержаться.

Каждая группа должна раскрыть биологическую роль химических элементов в клетках живых организмов, а сама презентация может быть самой разнообразной, материал может быть представлен в виде схемы, таблицы, кластера, и т.д. Главное, чтобы переработанная информация была понятна, доступна и содержательна.

Выступления по результатам работы групп, «тонкие» и «толстые» вопросы для групп-участников.

Возвращение к таблице ЗХУ, заполнение 3-й колонки таблицы «Узнал», соотнесение того что хотел узнать на уроке с тем, что узнал.

Проверка блеф-игры «Верите ли вы…

Обобщение и выводы

Вопросы

Как химические элементы классифицируют по биологической значимости в клетках живых организмов.

Какие элементы называют биогенными и почему?

Какое влияние на организм оказывает избыток или недостаток биоэлементов в организме?

Есть ли различия между химическими элементами в виде атомов в живой и неживой природе?

Есть ли различия между живой и неживой природой на молекулярном уровне?

Выводы

1. Химические элементы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в сравнительно больших количествах, называются макроэлементами, а элементы, требующиеся организмам в крайне малых количествах, – микроэлементами.

2. Элементы, необходимые для построения и жизнедеятельности различных клеток и организмов, называют биогенными элементами

3. Как избыток, так и недостаток макро и микроэлементов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые элементы могут оказывать даже токсичное влияние.

4. На атомном уровне различий между живой и неживой природой нет.

5. Различия между живой и неживой природой наблюдаются только на молекулярном уровне.

Задание: Составьте синквейна и кластера по данной теме урока (для каждой группы)
правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное (тема);
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – крылатая фраза или собственное высказывание;
5 строка – одно существительное, выражающее суть.

Элементы

важные необходимые

содержатся, регулируют, участвуют,

требуются всем живым организмам

Биоэлементы

V. Домашнее задание

§ 16 упр. 2, 3

Учитель. Сегодня мы рассмотрели влияние некоторых химических элементов на жизнедеятельность человеческого организма, но недостаточно уделили внимания проблеме проникновения в него ионов металлов и неметаллов. Вы рассмотрите эту проблему, выполняя домашнее задание.

Ознакомиться с содержанием этикеток и инструкций на препаратах бытовой химии, свои предположения представить в виде таблицы.

Препарат бытовой химии

Элементы, входящие в состав

Пути проникновения в организм











Задача. В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?

ОТВЕТ: т.к. суточная потребность подростка в железе составляет 18 мг, а в куске хлеба его содержится 0,8 мг, то для удовлетворения потребности в железе надо съесть 22,5 куска хлеба ( 18 мг: 0,8 мг = 22,5 кус.)

Подведение итогов

Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке.

Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% - от образа жизни, который вы будете вести. Не забывайте об обеспеченности клеток своего организма для полноценной жизни различными химическими элементами.

Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола» 

И я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биохимических знаний каждого из вас прирос новой веточкой знаний о химическом составе клетки, о роли химических элементов, воды, различных элементов металлов и неметаллов в жизнедеятельности клетки.

И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТЕСТ

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы

На уроке я поработал(а) добросовестно.


























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.