Урок «Химические элементы в клетках живых организмов» (Химия, 9 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ
Бирюкова Светлана Евгеньевна, учитель химии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 12», г. Железногорск, Курская область
Предмет | Химия | |
Класс | 9 | |
Автор УМК | О.С. Габриелян | |
Учебник | Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2018 | |
Тема урока | Химические элементы в клетках живых организмов | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Форма организации урока | Урок-исследование | |
Цель урока | Изучение роли химических элементов в жизнедеятельности живых организмов. | |
Задачи урока | Предметные: Выявить классификацию химических элементов в клетках живых организмов; Рассмотреть нахождение химических элементов в живой природе; Расширить знания о биологической роли микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека. Метапредметные: Личностные -устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать усвоение содержания учебного материала (исходя из личных ценностей). Познавательные - уметь находить нужную информацию в учебнике, перерабатывать полученную информацию, анализировать, делать выводы; - уметь работать с заданиями разного вида; -уметь ставить и решать проблему; -презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах. Регулятивные - планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; -корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок; - оценивать результаты работы. Коммуникативные - учить выстраивать учебное сотрудничество; - учить формулировать собственную позицию; - учить выражать собственное мнение с точностью и достаточной полнотой, аргументировать его. | |
Образовательные результаты | Личностные: Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Метапредметные Познавательные УУД: Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Проводить наблюдение и эксперимент. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, таблицах. Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии с алгоритмами. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью. Предметные: Давать определение изученным понятиям: Макроэлементы, микроэлементы, атом, молекула, витамины, ферменты, гормоны. Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения; Наблюдать и описывать самостоятельно проведенный эксперимент, используя для этого русский язык и язык химии; Делать выводы и умозаключения из наблюдений; Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательской работы и представления результатов; Уметь анализировать и оценивать последствия для живых организмов загрязнения окружающей среды; разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть единого целого; Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. | |
Основные понятия | Макроэлементы, микроэлементы, атом, молекула, витамины, ферменты, гормоны. | |
Тема и номер урока в теме | Тема 1. Общая характеристика химических элементов, химических реакций, 4 урок. | |
Технология | Технология критического мышления, ИКТ-технологии. | |
Форма организации работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | |
Метод обучения | Проблемно-поисковый, проектно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный. | |
Межпредметные связи | Биология («Человек», «Растения», «Животные») Физика («Атомно-молекулярное учение»). | |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы | Презентация; мультимедийный проектор, ноутбук https://www.youtube.com | |
Материалы и оборудование | Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, плоскодонные колбы, пипетка, Реактивы: натуральный яблочный сок, крахмальный клейстер, роданид калия (KSCN), 5% раствор йода, раствор куриного белка, раствора ацетата свинца (Pb(CH3COO)2), раствор хлорида меди (II) (CuCl2), раствор хлорида натрия (NaCl). Раздаточный материал: инструктивные карточки. | |
Список используемой литературы | 1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2018; 2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2017; 3. Габриелян Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа. 4. Габриелян О. С., Яшунова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2018; 5.Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа. 6. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.-М.: Дрофа, 2002. 7. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир, 2004. |
План урока
Стадия вызова: включает задание по поиску идеи, объединяющей изображения («Отсроченная отгадка»), составление мини-рассказа, объединяющего данные изображения или некоторые из них; блеф-игры «Верите ли вы…», таблица ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал), формирование групп, инструктаж, получение дидактического материала
Стадия осмысления: индивидуальная и групповая работа с информационным текстом, составление тонких и толстых вопросов, отчет групп о результатах работы.
Стадия рефлексии: таблица ЗХУ, составление кластера, синквейна.
Ход урока
1 стадия – вызов.
1 задание: «Что объединяет эти изображения?»
правильный ответ – химические элементы находятся в организмах растений, животных, человека, т.е. во всех живых организмах.
2 задание: «Составить мини-рассказ по картинкам» .
3 задание: сформулировать тему урока – учащиеся делают это самостоятельно
4 задание: блеф-игра «Верите ли вы, что…»
- Развитие такого заболевания как эндемический зоб связано с недостатком йода в организме.
- Еще в начале прошлого века водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца, который является сильным ядом.
- При недостатке калия в почве у растений снижается интенсивность процесса фотосинтеза.
- Один немецкий студент химик подарил своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа, выделенного из собственной крови.
- Полное отсутствие микроэлементов в питании так же, как и их избыток, вызывает заболевания и гибель живых организмов.
- Различия между живой и неживой природой наблюдаются только на молекулярном уровне.
задание 5: заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать».
Что вы знаете о влиянии химических элементов на живые организмы и что хотели бы узнать? (отметить 1-2 позиции).
2 стадия – осмысление.
1 задание: формулировка цели урока учащимися с помощью учителя
Цель: изучить роль химических элементов в жизнедеятельности живых
организмов.
2 задание: формулировка задач урока учащимися с помощью учителя
Задачи:
Выявить классификацию химических элементов в клетках
Рассмотреть нахождение химических элементов в природе;
Расширить знания о биологической роли элементов в живых организмах;
3 задание: работа с учебником (§ 16 стр.94-96), сначала в парах, потом в группах, подготовка «тонких» (простых, констатирующих) и «толстых» (сложных, требующих размышления) вопросов, работа с таблицей ЗХУ.
3 стадия – рефлексия
Задание (домашнее):
Учащимся предлагалось заранее подготовить и выступить с информацией, в которой необходимо отразить биологическую роль одного (по выбору учащегося) элемента (макро или микроэлемента), указать последствия недостатка и избытка его на живые организмы, или составить таблицу, в которой отразить информацию о том, в каких продуктах какие химические элементы содержаться.
Каждая группа должна раскрыть биологическую роль химических элементов в клетках живых организмов, а сама презентация может быть самой разнообразной, материал может быть представлен в виде схемы, таблицы, кластера, и т.д. Главное, чтобы переработанная информация была понятна, доступна и содержательна.
Выступления по результатам работы групп, «тонкие» и «толстые» вопросы для групп-участников.
Возвращение к таблице ЗХУ, заполнение 3-й колонки таблицы «Узнал», соотнесение того что хотел узнать на уроке с тем, что узнал.
Проверка блеф-игры «Верите ли вы…
Обобщение и выводы
Вопросы
Как химические элементы классифицируют по биологической значимости в клетках живых организмов.
Какие элементы называют биогенными и почему?
Какое влияние на организм оказывает избыток или недостаток биоэлементов в организме?
Есть ли различия между химическими элементами в виде атомов в живой и неживой природе?
Есть ли различия между живой и неживой природой на молекулярном уровне?
Выводы
1. Химические элементы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в сравнительно больших количествах, называются макроэлементами, а элементы, требующиеся организмам в крайне малых количествах, – микроэлементами.
2. Элементы, необходимые для построения и жизнедеятельности различных клеток и организмов, называют биогенными элементами
3. Как избыток, так и недостаток макро и микроэлементов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые элементы могут оказывать даже токсичное влияние.
4. На атомном уровне различий между живой и неживой природой нет.
5. Различия между живой и неживой природой наблюдаются только на молекулярном уровне.
Задание: Составьте синквейна и кластера по данной теме урока (для каждой группы)
правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное (тема);
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – крылатая фраза или собственное высказывание;
5 строка – одно существительное, выражающее суть.
Элементы
важные необходимые
содержатся, регулируют, участвуют,
требуются всем живым организмам
Биоэлементы
V. Домашнее задание
§ 16 упр. 2, 3
Учитель. Сегодня мы рассмотрели влияние некоторых химических элементов на жизнедеятельность человеческого организма, но недостаточно уделили внимания проблеме проникновения в него ионов металлов и неметаллов. Вы рассмотрите эту проблему, выполняя домашнее задание.
Ознакомиться с содержанием этикеток и инструкций на препаратах бытовой химии, свои предположения представить в виде таблицы.
Препарат бытовой химии | Элементы, входящие в состав | Пути проникновения в организм |
Задача. В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?
ОТВЕТ: т.к. суточная потребность подростка в железе составляет 18 мг, а в куске хлеба его содержится 0,8 мг, то для удовлетворения потребности в железе надо съесть 22,5 куска хлеба ( 18 мг: 0,8 мг = 22,5 кус.)
Подведение итогов
Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке.
Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% - от образа жизни, который вы будете вести. Не забывайте об обеспеченности клеток своего организма для полноценной жизни различными химическими элементами.
Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола»
И я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биохимических знаний каждого из вас прирос новой веточкой знаний о химическом составе клетки, о роли химических элементов, воды, различных элементов металлов и неметаллов в жизнедеятельности клетки.
И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТЕСТ
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы
На уроке я поработал(а) добросовестно.