Урок химии для 8 класса «Простые вещества - металлы»

7
0
Материал опубликован 22 January 2020 в группе

Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет, класс

Химия

Класс

8

Тема урока

Простые вещества – металлы.

Автор урока

Ещенко Юлия Владимировна, учитель химии.

Образовательное учреждение

МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

Район

Центральный округ

Город/поселение

Новосибирск

Тип урока

урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цель урока

Организация работы обучающихся по формированию представлений о металлах как о химических элементах и как о простых веществах.

Планируемые результаты

Предметные. Ученики научатся описывать положение элементов металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева; называть и характеризовать общие физические свойства металлов, как простых веществ, делать выводы о причинах зависимости физических свойств металлов от наличия в их кристаллах металлической связи.

Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева - строение атома – тип химической связи – физические свойства); выбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные. Ученики научатся понимать многообразие окружающего мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Дидактическая структура урока (Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?)

На этапе актуализация знаний и мотивации учебной деятельности обучающиеся формулируют самостоятельно тему урока;

На этапе актуализации знаний и пробного действия через проблемный вопрос находят пути его решения;

На этапе открытия новых знаний происходит формирование у обучающихся цифровых навыков, умение работать с разными источниками информации, отбирать и обрабатывать её, совместная работа с ментальной картой и интерактивными заданиями развивает коммуникативные компетенции.

Дополнительная информация


Размер мультимедиа компонента

4604 КБ

Вид мультимедиа компонента

Презентация. Для создания презентации к уроку были взяты видеофильм («История про металлы и неметаллы»), созданный в Pinnacle Studio 12; интерактивное задание «Простые вещества - металлы», созданное в приложении LearningApps.org (режим доступа: https://learningapps.org/display?v=pvnstpv2319), ресурс онлайн-доска, созданное в приложении Lino (режим доступа: http://linoit.com/users/juliaeschenko/canvases/Металлы) и объекты с Интернет-ресурсов.

Ресурсы, оборудование и материалы

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: презентация, раздаточный материал для работы (рабочие листы)

Список учебной и дополнительной литературы

учебник: Химия. 8 класс. /Габриелян О.С.. - М.: Дрофа.

Ссылки на используемые интернет-ресурсы

Изображения:

Таблица Менделеева. Режим доступа: http://icmim.sfu-kras.ru/edu/chemistry/SPM/res/mendel.jpg

Профессор. Режим доступа: https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/98/72/happy-cartoon-professor-scientist-vector-759872.jpg

Памятник В.И. Ленину

Режим доступа: http://iks2010.info/wp-content/uploads/img/0_495c0_a40efe32_XL.jpg

Приложения: интернет-сервис Lino it. Режим доступа https://en.linoit.com/; LearningApps.org. Режим доступа: https://learningapps.org/about.php

Используемы педагогические технологии, методы и приемы

Технология развития критического мышления (ТРКМ), технология активных методов обучения (АМО).


План урока

Этапы

Задача


Длительность


Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Организационный этап


Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений.

1 мин


Стадия (этап) вызова (по ТРКМ)

Актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация.

Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения.

Организовать процесс воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.

10 мин

Фронтальная

Стадия (этап) осмысления (по ТРКМ)

Получение новых знаний


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний о металлах как о химических элементах и как о простых веществах.

18 мин

Фронтальная, индивидуальная

Первичное осмысление и применение знаний

Выявить уровень осознанности полученных знаний, пробелы, с целью их дальнейшей корректировки.

8 мин

Фронтальная, индивидуальная

Стадия (этап) рефлексии (по ТРКМ)

Рефлексия и подведение итогов

Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу.

6 мин

Фронтальная, индивидуальная

Информация о домашнем задании


2 мин





Ход урока

Этап урока

Формируемые УУД

Что делают

Использование мультимедиа

Учитель

Ученики

Организационный этап


Коммуникативные и регулятивные УУД: осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их.

Определяет готовность учащихся к работе:

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие в мир веществ, в ходе которого каждого из вас ждут открытия, большие или маленькие.

- Скажите, какими качествами необходимо обладать, чтобы на уроке сделать открытие?

Эмоционально настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопрос учителя:

- Быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память, уметь поддержать товарища…


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Регулятивные УУД: самоопределение на уроке, побуждение к активной деятельности.

- Чтобы определить в каком направлении мы продолжим своё путешествие, давайте ещё раз вернёмся к его началу.

Учитель демонстрирует ученикам 2 слайд презентации, на котором изображена ментальная карта «Вещества» и задаёт вопросы:

- Что мы знаем на сегодняшний момент о веществах: их строении составе, свойствах?


Рассматривают ментальную карту, ориентируясь на основные направления в карте, отвечают на вопросы учителя. В ходе коллективного обсуждения приходят к выводу:

что вещества могут состоять из атомов или молекул,

могут быть простыми или сложными,

что между атомами при образовании молекул или кристаллов возникают особые взаимодействия – химические связи, от типа которых, в свою очередь, будут зависеть свойства веществ,

сейчас мы можем определять только некоторые физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде.

Презентация (2 слайд)

t1579713129aa.png


Учитель демонстрирует ученикам 3 слайд и предлагает учащимся определиться с направлением дальнейшего изучения веществ, прослушав небольшую историю.

- Скажите, кто были жители этой страны?

- А вот с каких жителей мы начнем наше знакомство с простыми веществами.

- Предлагаю вам сделать выбор и объяснить его.

Учитель даёт учащимся 1-2 минуты на размышление и проводит открытое голосование.

- Итак, тема нашего урока «Простые вещества - металлы».









Отвечают на вопрос учителя, что речь идет о металлах и неметаллах.

Озвучивают свой выбор, приводят аргументы в пользу своего выбора.

В ходе совместного обсуждения приходят к выводу, что наиболее логичным будет продолжить своё знакомство с металлами, так как их больше.

Определяют тему урока.

Презентация (3 слайд).

t1579713129ab.png

По щелчку мыши на объекте «Профессор» открывается гиперссылка на видеофайл «История про металлы и неметаллы»

t1579713129ac.png

При последовательных щелчках мыши в поле слайда появляются названия классов простых веществ, затем, после определения темы учащимися, остается название «Металлы».

t1579713129ad.png


Этап актуализации знаний и пробного действия. Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения.


Регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого.

Металл… Когда мы говорим это слово, мы должны понимать, что у него двойной смысл: металлы могут быть химическими элементами, а могут быть простыми веществами.

- Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

(Обобщая высказывания учащихся, акцентирует внимание на том что, химические элементы входят в состав веществ, но они не обладают физическими свойствами этих веществ). Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента (т.е. атомов одного типа). Простые вещества обладают физическими свойствами. 

- А это значит, что мы будем знакомиться с металлами, и как с химическими элементами, и как с простыми веществами, состоящими из атомов этих химических элементов.

- Мы должны различать эти понятия, для этого выполним следующее задание.

Учитель демонстрирует 4 слайд презентации.

- Я предлагаю вам оценить предложения, о чем в них говорится, о химическом элементе металле или о простом веществе (записывать кратко – только символ, предложение не переписывать).

Учитель демонстрирует 5 слайд – эталон ответов.

- Ну, что же, в ходе выполнения этого задания, мы ещё раз вспомнили и закрепили на конкретных примерах, чем различаются понятия «химический элемент» и «простое вещество».

Учащиеся высказывают предположения:

Вещество — это всё то, из чего состоят тела. Вещество реально существует в природе.

- Химический элемент — это всего лишь определённый вид атомов с одним и тем же зарядом ядра, существуют в ПСХЭ.




















Выполняют задания. Осуществляют самопроверку и самооценку по эталону.











Презентация (4 слайд).

t1579713129ae.png

t1579713129af.png

По щелчку мыши на каждом объекте раскрывается предложения, в котором говорится о металле, чей символ указан на соответствующем объекте. При щелчке мыши в поле слайда появляется эталон ответа – слайд 5.

t1579713129ag.png



- А настолько ли независимы друг от друга эти химические понятия?

- С чего начать своё знакомство: с элементами или простыми веществами?

- Действительно между положением химического элемента и свойствами простого вещества существует зависимость, значит, мы с вами должны обратиться к периодической системе (слайд 6).

Учащиеся высказывают предположения. В ходе коллективного обсуждения:

- вспоминают формулировку периодического закона в современной трактовке или трактовке Менделеева.

- приходят к выводу о том, что в первую очередь, необходимо рассматривать химические элементы, так как от их положения в ПСХЭ во многом будут определяться свойства простых веществ.

Презентация (слайд 6)

t1579713129ah.png

Получение открытия новых знаний


Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины; вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Итак, металлы, как химические элементы.

Далее учитель предлагает учащимся поработать с ПСХЭ Д.И. Менделеева и текстом учебника (§ 14), затем используя полученную информацию, вставить нужные слова в текст о металлах (рабочие листы).

Учитель демонстрирует 6 слайд с эталоном ответа.





Работают с текстом учебника, ПСХЭ Д.И. Менделеева. Выполняют задания в рабочих листах.

Презентация (слайд 6)

t1579713129ah.png

По щелчку мыши в поле слайда появляется эталон ответа.

t1579713129ai.png


Итак, что же удерживает атомы металлов в единое целое? Давайте вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Учитель демонстрирует 7 слайд.









Учитель суммирует высказывания учащихся в виде обобщенной цели для выполнения следующего задания - выявить, общие свойства металлов и установить какая особенность строения кристаллической решетки обуславливает это свойство.


Учитель предлагает проанализировать выполнение задания (демонстрация слайдов 8, 9).















Учащиеся высказывают предположения, называют (характеризуют) особенности металлической связи и кристаллической решетки металлов.

В ходе коллективного обсуждения приходят к выводу о том, что при изучении свойств (физических) простых веществ металлов мы будем отталкиваться от металлической связи, т.к. свойства всегда зависят от состава и строения.


Работают с текстом учебника, выполняют задания в рабочих листах (Металлы – простые вещества).






Участвуют в коллективном обсуждении, в ходе которого формулируют и записывают в рабочих листах вывод о том что:

Простые вещества металлы – это вещества, имеющие металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку, благодаря которым они проявляют все характерные физические свойства металлов.

Презентация (слайд 7)

t1579713129aj.png

По щелчку мыши на катионе первого ряда запускается анимация объекта (хаотичное движение свободных электронов).








Презентация (слайд 8)

t1579713129ak.png


Презентация (слайд 9)

t1579713129al.png

При последовательных щелчках мыши в поле слайда появляются объекты.

Первичное осмысление и применение знаний.

Познавательные УУД: - использовать и извлекать информацию для решения учебных заданий. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме.

Учитель акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и предлагает учащимся выполнить интерактивное задание «Скачки» (можно разделить учащихся на группы по рядам).


Фронтальная работа с ЭОР.


По щелчку мыши на знаке «?» открывается гиперссылка на интерактивное задание (скачки).

t1579713129am.png


Рефлексия и подведение итогов

Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия; анализировать и осмысливать свои достижения. Познавательные УУД: систематизировать и обобщать изученное.

Учитель обсуждает с учащимися, что узнали нового о металлах как химических элементах, о металлах как о простых веществах, подтвердили ли в ходе изучении новой темы наличие взаимосвязи между строением и свойствами веществ.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя, больше двух.

Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с учебником и найти правильные ответы.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют степень достижения результатов деятельности. Оценивают свою деятельность.


Информация о домашнем задании

Регулятивные УУД: выделять и осознавать, что уже усвоено, а что нужно усвоить дома.

Объявляет домашнее задание для всех обучающихся (повторить изученный материал - § 14, должны уметь рассказывать о металлах, перечислять и характеризовать их общие свойства).

Предлагает индивидуально или в парах подготовить сообщения (мини-презентации не более 5 слайдов – «5 фактов о…», «А вы знали, что …», «Самые-самые») о металлах и (или) поделиться этой информацией на онлайн-доске.

Записывают обязательное для всех домашнее задание.

Презентация (слайд 10).

t1579713129an.png


Презентация к уроку "Простые вещества - металлы".
PPSX / 4.5 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации