Технологическая карта урока
Предмет, класс | Химия |
Класс | 8 |
Тема урока | Простые вещества – металлы. |
Автор урока | Ещенко Юлия Владимировна, учитель химии. |
Образовательное учреждение | МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска |
Район | Центральный округ |
Город/поселение | Новосибирск |
Тип урока | урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний |
Время реализации урока | 45 минут |
Цель урока | Организация работы обучающихся по формированию представлений о металлах как о химических элементах и как о простых веществах. |
Планируемые результаты | Предметные. Ученики научатся описывать положение элементов металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева; называть и характеризовать общие физические свойства металлов, как простых веществ, делать выводы о причинах зависимости физических свойств металлов от наличия в их кристаллах металлической связи. Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева - строение атома – тип химической связи – физические свойства); выбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные. Ученики научатся понимать многообразие окружающего мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия. |
Дидактическая структура урока (Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?) | На этапе актуализация знаний и мотивации учебной деятельности обучающиеся формулируют самостоятельно тему урока; На этапе актуализации знаний и пробного действия через проблемный вопрос находят пути его решения; На этапе открытия новых знаний происходит формирование у обучающихся цифровых навыков, умение работать с разными источниками информации, отбирать и обрабатывать её, совместная работа с ментальной картой и интерактивными заданиями развивает коммуникативные компетенции. |
Дополнительная информация | |
Размер мультимедиа компонента | 4604 КБ |
Вид мультимедиа компонента | Презентация. Для создания презентации к уроку были взяты видеофильм («История про металлы и неметаллы»), созданный в Pinnacle Studio 12; интерактивное задание «Простые вещества - металлы», созданное в приложении LearningApps.org (режим доступа: https://learningapps.org/display?v=pvnstpv2319), ресурс онлайн-доска, созданное в приложении Lino (режим доступа: http://linoit.com/users/juliaeschenko/canvases/Металлы) и объекты с Интернет-ресурсов. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: презентация, раздаточный материал для работы (рабочие листы) |
Список учебной и дополнительной литературы | учебник: Химия. 8 класс. /Габриелян О.С.. - М.: Дрофа. |
Ссылки на используемые интернет-ресурсы | Изображения: Таблица Менделеева. Режим доступа: http://icmim.sfu-kras.ru/edu/chemistry/SPM/res/mendel.jpg Профессор. Режим доступа: https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/98/72/happy-cartoon-professor-scientist-vector-759872.jpg Памятник В.И. Ленину Режим доступа: http://iks2010.info/wp-content/uploads/img/0_495c0_a40efe32_XL.jpg Приложения: интернет-сервис Lino it. Режим доступа https://en.linoit.com/; LearningApps.org. Режим доступа: https://learningapps.org/about.php |
Используемы педагогические технологии, методы и приемы | Технология развития критического мышления (ТРКМ), технология активных методов обучения (АМО). |
План урока
Этапы | Задача | Длительность | Форма организации познавательной деятельности обучающихся |
Организационный этап | Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. | 1 мин | |
Стадия (этап) вызова (по ТРКМ) | |||
Актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация. Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения. | Организовать процесс воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить. | 10 мин | Фронтальная |
Стадия (этап) осмысления (по ТРКМ) | |||
Получение новых знаний | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний о металлах как о химических элементах и как о простых веществах. | 18 мин | Фронтальная, индивидуальная |
Первичное осмысление и применение знаний | Выявить уровень осознанности полученных знаний, пробелы, с целью их дальнейшей корректировки. | 8 мин | Фронтальная, индивидуальная |
Стадия (этап) рефлексии (по ТРКМ) | |||
Рефлексия и подведение итогов | Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу. | 6 мин | Фронтальная, индивидуальная |
Информация о домашнем задании | | 2 мин | |
Ход урока
Этап урока Формируемые УУД | Что делают | Использование мультимедиа | |
Учитель | Ученики | ||
Организационный этап Коммуникативные и регулятивные УУД: осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их. | Определяет готовность учащихся к работе: – Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие в мир веществ, в ходе которого каждого из вас ждут открытия, большие или маленькие. - Скажите, какими качествами необходимо обладать, чтобы на уроке сделать открытие? | Эмоционально настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопрос учителя: - Быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память, уметь поддержать товарища… | |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Регулятивные УУД: самоопределение на уроке, побуждение к активной деятельности. | - Чтобы определить в каком направлении мы продолжим своё путешествие, давайте ещё раз вернёмся к его началу. Учитель демонстрирует ученикам 2 слайд презентации, на котором изображена ментальная карта «Вещества» и задаёт вопросы: - Что мы знаем на сегодняшний момент о веществах: их строении составе, свойствах? | Рассматривают ментальную карту, ориентируясь на основные направления в карте, отвечают на вопросы учителя. В ходе коллективного обсуждения приходят к выводу: что вещества могут состоять из атомов или молекул, могут быть простыми или сложными, что между атомами при образовании молекул или кристаллов возникают особые взаимодействия – химические связи, от типа которых, в свою очередь, будут зависеть свойства веществ, сейчас мы можем определять только некоторые физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде. | Презентация (2 слайд) |
Учитель демонстрирует ученикам 3 слайд и предлагает учащимся определиться с направлением дальнейшего изучения веществ, прослушав небольшую историю. - Скажите, кто были жители этой страны? - А вот с каких жителей мы начнем наше знакомство с простыми веществами. - Предлагаю вам сделать выбор и объяснить его. Учитель даёт учащимся 1-2 минуты на размышление и проводит открытое голосование. - Итак, тема нашего урока «Простые вещества - металлы». | Отвечают на вопрос учителя, что речь идет о металлах и неметаллах. Озвучивают свой выбор, приводят аргументы в пользу своего выбора. В ходе совместного обсуждения приходят к выводу, что наиболее логичным будет продолжить своё знакомство с металлами, так как их больше. Определяют тему урока. | Презентация (3 слайд).
По щелчку мыши на объекте «Профессор» открывается гиперссылка на видеофайл «История про металлы и неметаллы»
При последовательных щелчках мыши в поле слайда появляются названия классов простых веществ, затем, после определения темы учащимися, остается название «Металлы».
| |
Этап актуализации знаний и пробного действия. Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения. Регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого. | − Металл… Когда мы говорим это слово, мы должны понимать, что у него двойной смысл: металлы могут быть химическими элементами, а могут быть простыми веществами. - Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»? (Обобщая высказывания учащихся, акцентирует внимание на том что, химические элементы входят в состав веществ, но они не обладают физическими свойствами этих веществ). Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента (т.е. атомов одного типа). Простые вещества обладают физическими свойствами. - А это значит, что мы будем знакомиться с металлами, и как с химическими элементами, и как с простыми веществами, состоящими из атомов этих химических элементов. - Мы должны различать эти понятия, для этого выполним следующее задание. Учитель демонстрирует 4 слайд презентации. - Я предлагаю вам оценить предложения, о чем в них говорится, о химическом элементе металле или о простом веществе (записывать кратко – только символ, предложение не переписывать). Учитель демонстрирует 5 слайд – эталон ответов. - Ну, что же, в ходе выполнения этого задания, мы ещё раз вспомнили и закрепили на конкретных примерах, чем различаются понятия «химический элемент» и «простое вещество». | Учащиеся высказывают предположения: − Вещество — это всё то, из чего состоят тела. Вещество реально существует в природе. - Химический элемент — это всего лишь определённый вид атомов с одним и тем же зарядом ядра, существуют в ПСХЭ. Выполняют задания. Осуществляют самопроверку и самооценку по эталону. | Презентация (4 слайд).
По щелчку мыши на каждом объекте раскрывается предложения, в котором говорится о металле, чей символ указан на соответствующем объекте. При щелчке мыши в поле слайда появляется эталон ответа – слайд 5.
|
| - А настолько ли независимы друг от друга эти химические понятия? - С чего начать своё знакомство: с элементами или простыми веществами? - Действительно между положением химического элемента и свойствами простого вещества существует зависимость, значит, мы с вами должны обратиться к периодической системе (слайд 6). | Учащиеся высказывают предположения. В ходе коллективного обсуждения: - вспоминают формулировку периодического закона в современной трактовке или трактовке Менделеева. - приходят к выводу о том, что в первую очередь, необходимо рассматривать химические элементы, так как от их положения в ПСХЭ во многом будут определяться свойства простых веществ. | Презентация (слайд 6) |
Получение открытия новых знаний Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины; вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | − Итак, металлы, как химические элементы. Далее учитель предлагает учащимся поработать с ПСХЭ Д.И. Менделеева и текстом учебника (§ 14), затем используя полученную информацию, вставить нужные слова в текст о металлах (рабочие листы). Учитель демонстрирует 6 слайд с эталоном ответа. | Работают с текстом учебника, ПСХЭ Д.И. Менделеева. Выполняют задания в рабочих листах. | Презентация (слайд 6)
По щелчку мыши в поле слайда появляется эталон ответа. |
| − Итак, что же удерживает атомы металлов в единое целое? Давайте вспомним строение кристаллической решетки металлов. Учитель демонстрирует 7 слайд. Учитель суммирует высказывания учащихся в виде обобщенной цели для выполнения следующего задания - выявить, общие свойства металлов и установить какая особенность строения кристаллической решетки обуславливает это свойство. Учитель предлагает проанализировать выполнение задания (демонстрация слайдов 8, 9). | Учащиеся высказывают предположения, называют (характеризуют) особенности металлической связи и кристаллической решетки металлов. В ходе коллективного обсуждения приходят к выводу о том, что при изучении свойств (физических) простых веществ металлов мы будем отталкиваться от металлической связи, т.к. свойства всегда зависят от состава и строения. Работают с текстом учебника, выполняют задания в рабочих листах (Металлы – простые вещества). Участвуют в коллективном обсуждении, в ходе которого формулируют и записывают в рабочих листах вывод о том что: Простые вещества металлы – это вещества, имеющие металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку, благодаря которым они проявляют все характерные физические свойства металлов. | Презентация (слайд 7)
По щелчку мыши на катионе первого ряда запускается анимация объекта (хаотичное движение свободных электронов). Презентация (слайд 8)
Презентация (слайд 9)
При последовательных щелчках мыши в поле слайда появляются объекты. |
Первичное осмысление и применение знаний. Познавательные УУД: - использовать и извлекать информацию для решения учебных заданий. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. | Учитель акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и предлагает учащимся выполнить интерактивное задание «Скачки» (можно разделить учащихся на группы по рядам). | Фронтальная работа с ЭОР. | По щелчку мыши на знаке «?» открывается гиперссылка на интерактивное задание (скачки).
|
Рефлексия и подведение итогов Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия; анализировать и осмысливать свои достижения. Познавательные УУД: систематизировать и обобщать изученное. | Учитель обсуждает с учащимися, что узнали нового о металлах как химических элементах, о металлах как о простых веществах, подтвердили ли в ходе изучении новой темы наличие взаимосвязи между строением и свойствами веществ. - Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя, больше двух. Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с учебником и найти правильные ответы. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют степень достижения результатов деятельности. Оценивают свою деятельность. | |
Информация о домашнем задании Регулятивные УУД: выделять и осознавать, что уже усвоено, а что нужно усвоить дома. | Объявляет домашнее задание для всех обучающихся (повторить изученный материал - § 14, должны уметь рассказывать о металлах, перечислять и характеризовать их общие свойства). Предлагает индивидуально или в парах подготовить сообщения (мини-презентации не более 5 слайдов – «5 фактов о…», «А вы знали, что …», «Самые-самые») о металлах и (или) поделиться этой информацией на онлайн-доске. | Записывают обязательное для всех домашнее задание. | Презентация (слайд 10). |
Презентация к уроку "Простые вещества - металлы".
PPSX / 4.5 Мб