Урок химии на тему «Алюминий и его свойства» (9 класс)
9 класс
Урок №11.
Дата __________________________
Тема урока: Алюминий. Амфотерный характер его оксида и гидроксида.
(элемент III группы главной подгруппы)
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания
Предмет: Химия
(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)
Класс: 9 класс
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.
Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока.
Обучающие:
Рассмотреть свойства алюминия, как простого вещества, амфотерный характер его оксида и гидроксида.
Развивающие:
Повторить свойства амфотерных оксидов и гидроксидов.
Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;
Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;
Формирование правильной самооценки учащихся;
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.
Методы – см в Приложении
Основной: проблемно-поисковый
Средства обучения:
1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г.
2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеосюжеты («Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов»), таблица химических элементов.
3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока.
Формирование УУД- см в Приложении:
Предметные:
П 1: Знать характерные свойства алюминия, его оксида и гидроксида;
П 2: Иметь представление о свойствах амфотерных оксидов и их гидроксидов;
П 3: анализ и синтез информации;
Деятельность учащихся – см в Приложении
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока
Содержание |
ДУ |
Методы |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
|||
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку. Приветствие учителя. (Ответ учащихся) |
ДУ 1 |
Д 1 |
Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся |
|||
Проверка знаний по теме «Щелочные и щелочно-земельные ме»: 1. Строение атомов щелочноземельных металлов. I вариант 2. Химические свойства щелочноземельных металлов. II вариант
|
ДУ19
|
Д 6
Д 4 |
К6
Л4
|
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. |
|||
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. И наша тема урока? – Алюминий. Амфотерный характер его оксида и гидроксида. Запишем число и тему в тетрадь. |
ДУ 3
ДУ 9 |
Д 5 |
К1 М1
|
IV. Объяснение нового материала |
|||
Алюминий - элемент III группы главной подгруппы
Физические свойства: Al – легкий, серебристо-белый металл, tпл =6600С, пластичен, вытягивается в проволоку, прокатывается в фольгу, проводит электрический ток, теплопроводен. Химические свойства: с кислородом 4Al0 + 3O20 = 2Al2+3O3-2 12ē
с галогенами 2Al0 + 3Br20 = 2Al+3Br3-1 6ē
с серой 2Al0 + 3S0 = Al2+3S3-2 6ē
с углеродом 4Al0 + 3С0 = Al4+3С3-4 12ē
с водой:
2Al0 + 6H+12O = 2Al+3(OH)3 + 3H20↑ 6ē с кислотами 2Al0 + 6H+1Сl = 2Al+3Сl3-1 + 3H20↑ 6ē
с основаниями (щелочами) в присутствии воды и при сплавлении:
2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H20↑ восстанавливает металлы из их оксидов: +2/+3 8Al0 + 3Fe3O4 = 4Al2+3O3-2 + 9Fe0 24ē
Соединения алюминия: оксид и гидроксид – амфотерные
Оксид и гидроксид алюминия с щелочами:
Al(OH)3 + NaOH (тв.) = NaAlO2 + 2H2О Al(OH)3 + NaOH (р-р) = Na[Al(OН)4]
|
ДУ 6
ДУ10
ДУ10
ДУ10
ДУ10
|
Д 6
О
Д 1
Д 1
Д 2
|
Л1
Л4
Л5
Р1
Р2
Р4
П3
М4 |
V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала |
|||
Просмотр видеосюжетов по химическим свойствам алюминия и сопоставление с записями в тетрадях. |
ДУ 15
|
Д 4 Д 6
|
Р4 Р5 П3 |
VI. Рефлексия |
|||
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке С егодня на уроке …. Было легко… Я узнал Мне понравилось Я научился Не понравилось Было сложно Меня удивило |
ДУ20
ДУ22
|
Д 5
|
Р6
М6 |
VII. Д/з |
|||
§16, упр 6,7 стр 115, Радец. стр 82 задачи 11,12 Спасибо за урок!!! |
ДУ23 |
|
Л5 Р7 |
Список использованной литературы
1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.
2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
«Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов» - Видеосюжеты