Урок химии в 9 классе на тему «Электролиз»
9 класс
Урок №9.
Дата __________________________
Т ема урока: Электролиз. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания
Предмет: Химия
(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)
Класс: 9 класс
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.
Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока.
Обучающие:
Познакомить учащихся с процессом электролиза;
Дать понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее;
Рассмотреть окислительно-восстановительные реакции.
Развивающие:
Закрепить умение находить степени окисления;
Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;
Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;
Формирование правильной самооценки учащихся;
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.
Методы – см в Приложении
Основной: проблемно-поисковый
Средства обучения:
1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г.
2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеосюжеты («Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов»), таблица химических элементов.
3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока.
Формирование УУД- см в Приложении:
Предметные:
П 1: Знать характерные свойства амфотерных элементов, их соединений;
П 2: Иметь представление о решении задач нового типа;
П 3: анализ и синтез информации;
Деятельность учащихся – см в Приложении
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока
Содержание | ДУ | Методы | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | |||
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку. Приветствие учителя. (Ответ учащихся) | ДУ 1 | Д 1 | Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся | |||
Проверка д/з: Радецкий стр. 94 Вариант 2
Беседа с учащимися о способах получения металлов | ДУ18 ДУ 5 | Д 6 Д 4 | К1 К6 Л4 Л3 |
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. | |||
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. И наша тема урока? – Электролиз. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов. Запишем число и тему в тетрадь. | ДУ 3 ДУ 9 | Д 5 | К1 М1 |
IV. Объяснение нового материала | |||
Электрометаллургия – восстановление ме в процессе электролиза растворов или расплавов их соединений. р-в FeCl3 ↔ Fe+3 + 3Cl- Fe+3 → K(-) A(+) ← 3Cl- Fe+3 +3ē → Fe0 3Cl- - 3ē → 3Cl0 2Cl0 → Cl20 т.е. 2FeCl3 электролиз 2Fe0 + 3Cl20 Коррозия металлов- самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды.
Химизм процесса коррозии. Чаще всего коррозии подвергаются изделия из железа. Процесс коррозии железа можно выразить уравнением химической реакции: 0 0 +3 4Fe + 3O2 + 6H2O = 4Fe(OH)3 12 ē П ричиной возникновения коррозии является наличие примесей в металле, его неоднородность. Способы защиты от коррозии: - презентация нанесение защитных покрытий (краски, эмали, лаки); использование специальных нержавеющих сталей; использование ингибиторов – веществ, замедляющих химические процессы; создание контакта с более активным металлом (Zn) – протектором; электрохимический способ (пропускание электрического тока). | ДУ 6 ДУ10 ДУ10 ДУ10 ДУ 9 ДУ10 | Д 6 О Д 1 Д 1 Д 2 | Л1 Л4 Л5
Р1 Р2 Р4 П3 М4 |
V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала | |||
Окислительно-восстановительные реакции. Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + NO↑ + H2O (конц) Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + N2O↑ + H2O (разб) Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + NH4NO3 + H2O (сильноразб) Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2S↑ + H2O (конц) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + S↓ + H2O (конц) Cr + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + SO2↑ + H2O | ДУ 11 | Д 4 Д 6 | Л2 Р3 Р4 Р5 К3П3 |
VI. Рефлексия | |||
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке С егодня на уроке …. Было легко… Я узнал Мне понравилось Я научился Не понравилось Было сложно Меня удивило | ДУ20 ДУ22 | Д 5 | Р6 М6 |
VII. Д/з | |||
§12,13, электролиз в тетрадях, Радец. стр 82 задачи 8,9 Спасибо за урок!!! | ДУ23 | | Л5 Р7 |
Список использованной литературы
1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.
2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.
Коррозия ме