12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебыкина Ирина Ивановна143
Россия, Вологодская обл., с. Усть - Алексеево
2

Урок «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»



Тема урока:

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:

Ход урока:

Организационный этап.


 

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, записываем число, подписываем рабочие листы.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Устная орфографическая разминка.

-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.

1. Ц…ркуль, ножниц… , ц…ган, предл…жение

2. Р…стение, …дание, расч…ска, сч…ты

- Ребята, к какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Итак, имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам, падежам. Бывают нарицательные и собственные; одушевленные; и неодушевленные.

- Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное».

Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?

Ученики: Имена существительные ЦИРКУЛЬ, ЦЫГАН, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ, ЗДАНИЕ, РАСЧЕСКА имеют форму единственного и множественного числа, а существительные НОЖНИЦЫ, СЧЕТЫ - только форму множественного числа.


 

Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


 

Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Тема записывается учителем на доске.

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную фразу, записанную на доске.

ЗНАКОМСТВО С…;

Сформулируйте задачи урока:

ЗАПОМНИТЬ…УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ… .

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи


 

Первичное закрепление с комментированием.

Прочитайте слова, что их объединяет? (Эти сущ. имеют форму только множ. числа)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка, приложение 1). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся работают совместно с учителем)

Бутсы (ботинки с шипами на подошвах для игры в футбол)

ножницы

дрожжи (вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение)

жмурки (игра, в которой один из играющих с завязанными глазами ловит других)

сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца) Альпы ( самые высокие горы Западной Европы)

переговоры (обмен мнениями с какой – н. деловой целью)

чернила

Карпаты ( огромная горная система в центральной части Европы)

каникулы

В итоге получается следующая таблица:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Бутсы

Ножницы

Жмурки

переговоры
 

Дрожжи
чернила
 

Сумерки
каникулы

Географич. Названия.

Альпы Карпаты

Продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Сделайте вывод: в русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы(ПЛОСКОГУБЦЫ, КЛЕЩИ, ТИСКИ), вещества (ДУХИ, БЕЛИЛА), отрезки времени, (СУТКИ, БУДНИ)процессы, игры (ПРЯТКИ, НАРДЫ,ИМЕНИНЫ)и геогр. Назв. (СОЧИ, НОВОСЕЛКИ).

Давайте изобразим этот материал в виде кластера.


 

Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих форму только множественного числа нельзя определить  род и склонение.

А сейчас давайте откроем секрет. Что вы скажете о слове ОЧКИ?

– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) и очки – баллы в игре, соревновании.

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.

– Как называются такие слова?

Составление предложений со словами­ омонимами очки.

1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.

2) Первенство на различных этапах конкурса приносило очки в копилку команды.

3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!

4) Мяч летел над самой землей, вот-вот он шлепнется, принеся очко противнику.

Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.


 

Физкультминутка

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. На слайдах я буду показывать картинки с именами существительными, которые имеют форму единственного и множественного числа. Если будет показано сущ. в этой форме, то вы сидите. Если сущ., которые имеют форму только множественного числа — встаете.

5.Работа в парах:

 Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, сутки, роща, потемки, шахматы, заморозки, крестины, имя, учитель, именины.

Только мн.ч.

Ед. и мн.ч.

сутки

территория

потемки

роща

шахматы

имя

   

заморозки

учитель

крестины

 

именины

 
   
   
   

Ребята, какие группы сущ. только мн. ч. по значению вы еще можете назвать? (Явления природы: заморозки, потемки; События, праздники: именины, крестины).

6.Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь.

Карточка 1

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из нее шили брюки для моряков, потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… ___________ (джинсы).


 

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... _______ (очки)

Карточка 3

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______(каникулы).

7.Проверка домашнего задания.

- КАНИКУЛЫ… Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы.

– Давайте проверим, как вы дома со словом «Каникулы» составили синквейн:

Каникулы
Веселые   Долгожданные
Наступают  Веселят  Помогают
Скоро начнутся долгожданные каникулы
Праздник

8. Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена  существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, хлопоты.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах;

Опилки – мельчайшие частицы материала, образующиеся при его обработке пилой, напильником.

Хлопоты – бесконечные занятия чем – нибудь с многочисленными заботами.

9.Работа с деформированным текстом.

Учитель: Посмотрите на предложения в рабочих листах. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо)

Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)

После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)

У девочки были красивые кудри.

Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)

Афины – столица Греции.

В магазине я купил консерву. (консервы)

 10.Домашнее заданиеТворческое задание. (дома)

Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать вы будете предметы, имеющие форму только множественного числа.

Мальчики идут в отдел «Инструменты» ( вилы, тиски, грабли, клещи, ножницы, плоскогубцы.)

а девочки, наверное, в отдел «Продукты»? (дрожжи, консервы, макароны, пельмени, рожки, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки).


 

11. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, какова была цель нашего урока?

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

- Как вы считаете, мы ее достигли?

- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/

- Какое значение могут иметь эти существительные?

- Что еще интересного узнали?

- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора./Приложение / Вы должны выбрать и оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее :

чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся. Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

 


Презентация к уроку
PPT / 3.3 Мб

Рабочий лист
DOCX / 212.77 Кб

Аудиозапись "Опилки"
MP3 / 280.49 Кб

Аудиозапись "Сени"
MP3 / 218.04 Кб

Аудиозапись "Хлопоты"
MP3 / 436.82 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.