Урок «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» (Русский язык, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока:
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;
учиться находить их среди других существительных;
правильно употреблять их в речи
Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование:
-
Компьютер с колонками.
Мультимедийное оборудование.
Учебник.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
аудиозапись песен:
а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок);
б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок);
в) «До чего дошел прогресс» (отрывок).Приложения.
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, записываем число, подписываем рабочие листы.
2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Устная орфографическая разминка.
-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.
1. Ц…ркуль, ножниц… , ц…ган, предл…жение
2. Р…стение, …дание, расч…ска, сч…ты
- Ребята, к какой части речи относятся эти слова?
- Что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
Итак, имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам, падежам. Бывают нарицательные и собственные; одушевленные; и неодушевленные.
- Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное».
Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?
Ученики: Имена существительные ЦИРКУЛЬ, ЦЫГАН, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ, ЗДАНИЕ, РАСЧЕСКА имеют форму единственного и множественного числа, а существительные НОЖНИЦЫ, СЧЕТЫ - только форму множественного числа.
Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Тема записывается учителем на доске.
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную фразу, записанную на доске.
ЗНАКОМСТВО С…;
Сформулируйте задачи урока:
ЗАПОМНИТЬ…УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ… .
Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;
учиться находить их среди других существительных;
правильно употреблять их в речи
Первичное закрепление с комментированием.
Прочитайте слова, что их объединяет? (Эти сущ. имеют форму только множ. числа)
– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа (у вас на столах таблица-подсказка, приложение 1). Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать. (Учащиеся работают совместно с учителем)
Бутсы (ботинки с шипами на подошвах для игры в футбол)
ножницы
дрожжи (вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение)
жмурки (игра, в которой один из играющих с завязанными глазами ловит других)
сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца) Альпы ( самые высокие горы Западной Европы)
переговоры (обмен мнениями с какой – н. деловой целью)
чернила
Карпаты ( огромная горная система в центральной части Европы)
каникулы
В итоге получается следующая таблица:
Парные и составные предметы |
Игры, действия, процессы |
Массы, вещества |
Отрезки времени |
Бутсы Ножницы |
Жмурки переговоры |
Дрожжи |
Сумерки |
Географич. Названия.
Альпы Карпаты
Продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510
Сделайте вывод: в русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы(ПЛОСКОГУБЦЫ, КЛЕЩИ, ТИСКИ), вещества (ДУХИ, БЕЛИЛА), отрезки времени, (СУТКИ, БУДНИ)процессы, игры (ПРЯТКИ, НАРДЫ,ИМЕНИНЫ)и геогр. Назв. (СОЧИ, НОВОСЕЛКИ).
Давайте изобразим этот материал в виде кластера.
Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих форму только множественного числа нельзя определить род и склонение.
А сейчас давайте откроем секрет. Что вы скажете о слове ОЧКИ?
– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1м примере? а во 2м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) и очки – баллы в игре, соревновании.
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.
– Как называются такие слова?
Составление предложений со словами омонимами очки.
1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.
2) Первенство на различных этапах конкурса приносило очки в копилку команды.
3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!
4) Мяч летел над самой землей, вот-вот он шлепнется, принеся очко противнику.
Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.
Физкультминутка
Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. На слайдах я буду показывать картинки с именами существительными, которые имеют форму единственного и множественного числа. Если будет показано сущ. в этой форме, то вы сидите. Если сущ., которые имеют форму только множественного числа — встаете.
5.Работа в парах:
Выпишите имена существительные в следующей последовательности:
употребляющиеся только во множественном числе;
употребляющиеся в единственном и множественном числе.
Территория, сутки, роща, потемки, шахматы, заморозки, крестины, имя, учитель, именины.
Только мн.ч. |
Ед. и мн.ч. |
сутки |
территория |
потемки |
роща |
шахматы |
имя |
заморозки |
учитель |
крестины |
|
именины |
|
Ребята, какие группы сущ. только мн. ч. по значению вы еще можете назвать? (Явления природы: заморозки, потемки; События, праздники: именины, крестины).
6.Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь.
Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из нее шили брюки для моряков, потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... _______ (очки)
Карточка 3
На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______(каникулы).
7.Проверка домашнего задания.
- КАНИКУЛЫ… Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы.
– Давайте проверим, как вы дома со словом «Каникулы» составили синквейн:
Каникулы
Веселые Долгожданные
Наступают Веселят Помогают
Скоро начнутся долгожданные каникулы
Праздник
8. Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, хлопоты.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах;
Опилки – мельчайшие частицы материала, образующиеся при его обработке пилой, напильником.
Хлопоты – бесконечные занятия чем – нибудь с многочисленными заботами.
9.Работа с деформированным текстом.
Учитель: Посмотрите на предложения в рабочих листах. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.
Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо)
Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)
После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)
У девочки были красивые кудри.
Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)
Афины – столица Греции.
В магазине я купил консерву. (консервы)
10.Домашнее задание: Творческое задание. (дома)
Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать вы будете предметы, имеющие форму только множественного числа.
Мальчики идут в отдел «Инструменты» ( вилы, тиски, грабли, клещи, ножницы, плоскогубцы.)
а девочки, наверное, в отдел «Продукты»? (дрожжи, консервы, макароны, пельмени, рожки, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки).
11. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, какова была цель нашего урока?
Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
- Как вы считаете, мы ее достигли?
- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
- Какое значение могут иметь эти существительные?
- Что еще интересного узнали?
- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора./Приложение / Вы должны выбрать и оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее :
чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся. Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
Презентация к уроку
PPT / 3.3 Мб
Рабочий лист
DOCX / 212.77 Кб
Аудиозапись "Опилки"
MP3 / 280.49 Кб
Аудиозапись "Сени"
MP3 / 218.04 Кб
Аудиозапись "Хлопоты"
MP3 / 436.82 Кб