Материал для уроков русского языка «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Тедеева Светлана Исламовна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ№5 г. Беслан РСО-Алания.
Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока: создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»;
развитие мотивации к познавательной деятельности;
развитие навыков лингвистического анализа (формирование лингвистической компетенции)
формирование навыков работы в паре и группе (формирование коммуникативной компетенции)
Планируемые результаты:
учащиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;
включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
предупреждать речевые ошибки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент. Мотивация (2 минуты) | Чтение притчи «О друзьях» У мудреца спросили: - Сколько видов дружбы существует? - Четыре ответил он. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой. | Слушают, рассуждают, делают выводы. | Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
2.Актуализация изученного. Фронтальная письменная работа (4 минуты) | Слово учителя: Проведём разминку. Задание. Расставить в словах ударение. Подчеркнуть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Щавель, ворота, шорты, торты, столяр, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, ножницы, портфель, жмурки, горелки, свекла. Задание. Записать фонетическую транскрипцию к 2-3-м словам. | Учащиеся: выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа; по очереди называют выписанные слова; проверяют по слайду № 5 | Познавательные: извлечение нужной информации; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений. |
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. Фронтальная устная работа. | Учитель организует игру «Четвёртое лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока. Давайте поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (слайд 1) Помощь, парта, растение, медведь Повесть, обезьяна, сожаление, тетрадь Озеро, полдник, прибор, молодёжь Семья, листва, ракета, грамота - Найдите «четвёртое лишнее» в каждой стоке. - Почему же эти слова (помощь, сожаление, молодёжь, листва) являются «третьими лишними»? -Какое же мы можем сделать открытие? Открытие. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное. Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа. - Какова же будет тема нашего урока? Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». (слайд 2) | 1.Учащиеся находят «третье лишнее»( по их мнению) 2. Осознают противоречие и делают открытие. 3. Отвечают на вопросы учителя. 4. Выявляют проблему, которую надо решить. 5. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков; • осознанное построение речевого высказывания. Регулятивное: обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений; участие в диалоге. |
4. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. | Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. находить существительные, которые имеют форму только единственного числа; использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа. (слайд 3) | Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. | Регулятивные: определять цель; планировать деятельность с помощью учителя. |
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки). | Учитель включает музыку. «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны) Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.) Слева елка на нас глядит Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом) И на землю красиво ложатся. (смотрят вверх, потом вниз) . Как красивы они! В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны) А нам пора уже домой (шаги на месте) . - Ну что ж, нам пора прощаться с лесом. Лес волшебный, до свидания! Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! - Закроем глаза и возвращаемся обратно. | Учащиеся выполняют разминку. | Личностное: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6. Первичное закрепление. Работа в парах. | Учитель организует поисковую работу. Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации.. Работа в парах. 1 задание Задание:ИзпредложенияУ плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!» Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число. Можно ли от них образовать форму множественного числа? Проверим: У плетня – м.р., ед. ч. Крапива – ж.р., ед.ч. Перламутром – м.р., ед.ч. Утром – сущ., ср. р, ед. ч. Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа. 2задание Учитель организует работу учащихся с упражнением № 554, контролирует выполнение работы. Упражнение № 554 Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий. Добавьте по 2 примера дополнительно. Юношество, родня, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.(детвора, народ) Нефть, фарфор, сахар, железо, кефир, серебро, (белизна, керосин, бензин, сметана, мёд) Синева, бегство, злоба, серьёзность, верность (выполнение, удивление, ходьба, плавание) | Учащиеся выполняют задание: находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. | Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценить степень успешности выполнения задания; корректировка. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений; участие в диалоге. |
Учащиеся выполняют упражнение № 554: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам. | Познавательные: извлечение нужной информации; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: изложение своего мнения; аргументация своего мнения; учет разных мнений. | ||
7.Самостоятельная работа с проверкой. Игра | Задание для мальчиков: Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это необходимые рабочие инструменты. ОТВЕТ: Тиски, плоскогубцы и клещи – это необходимые рабочие инструменты4. Выполнить синтаксический разбор предложения. Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это наш любимый завтрак. ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана – это наш любимый завтрак4. Выполнить синтаксический разбор предложения. | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. | Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения; вступление в учебный диалог с одноклассниками. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: коррекция результатов своей деятельности. |
8.Включение новых знаний в систему. Работа в группах. | Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Попробуйте написать небольшое сочинение на тему из притчи «Есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой» с последующим чтением (слайд 4) - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы эту цель? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные: представлять информацию в сжатом виде ( кластер) осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивная: оценивание степени успешности достижения цели. Коммуникативные: изложение своего мнения; участие в диалоге. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
9.Рефлексия. | Устно: Сегодня на уроке я узнал, что… Урок помог мне… Урок был интересным, потому что… После урока мне захотелось… Я хочу похвалить себя за…(слайд 5) | | Регулятивные: оценка процессов и результатов деятельности. |
10. Домашнее задание. | Домашнее задание (слайд 6) 1)П.93,94 (для всех) 2) упр. 555 (для слабых учащихся) 3) Написать сочинение-миниатюру на тему Мой друг» с использованием слов, имеющих форму только ед.числа (для мотивированных). | | |