Материал для уроков русского языка «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

0
0
Материал опубликован 27 May 2022

Технологическая карта урока русского языка в 5  классе

Составитель: учитель русского языка и литературы  Тедеева Светлана Исламовна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ№5 г. Беслан РСО-Алания.

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.        

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цели урока: создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»;

развитие мотивации к познавательной деятельности;

развитие навыков лингвистического анализа (формирование лингвистической компетенции)

формирование навыков работы в паре и  группе (формирование коммуникативной компетенции)

Планируемые результаты:

учащиеся научатся находить  существительные, которые имеют форму только единственного числа;

использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;

включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

предупреждать речевые ошибки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Оргмомент. Мотивация

(2 минуты)

Чтение притчи «О друзьях» У мудреца спросили: - Сколько видов дружбы существует? - Четыре ответил он. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой.
-–Здесь есть слово, кот имеет форму только ед. числа (воздух) -Ребята, как вы поняли эту притчу?

Слушают, рассуждают, делают выводы.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

2.Актуализация изученного.

Фронтальная письменная работа

(4 минуты)

Слово учителя: Проведём разминку.

Задание. Расставить в словах ударение. Подчеркнуть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Щавель, ворота, шорты, торты, столяр,  метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, ножницы, портфель, жмурки,  горелки, свекла.

Задание. Записать фонетическую транскрипцию к 2-3-м словам.

Учащиеся:

выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа;

по очереди называют выписанные слова;

проверяют по слайду № 5

Познавательные:

извлечение нужной информации;

осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

изложение своего мнения;

аргументация своего мнения;

учет разных мнений.

3.Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания.

Фронтальная устная работа.

Учитель организует игру «Четвёртое  лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.

Давайте поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (слайд 1)

Помощь, парта, растение, медведь

Повесть, обезьяна, сожаление, тетрадь

Озеро, полдник, прибор, молодёжь

Семья, листва, ракета, грамота

- Найдите «четвёртое лишнее» в каждой стоке.

- Почему же эти слова (помощь, сожаление, молодёжь, листва) являются «третьими лишними»?

-Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие.

Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.

- Какова же будет тема нашего урока?

Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». (слайд 2)

1.Учащиеся находят «третье лишнее»( по их мнению)

2. Осознают противоречие и делают открытие.

3. Отвечают на вопросы учителя.

4. Выявляют проблему, которую надо решить.

5. Записывают  тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Познавательные:

анализ объектов с целью выявления признаков;

осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивное:

обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные:

изложение своего мнения;

аргументация своего мнения;

учет разных мнений;

участие в диалоге.

4. Постановка учебной задачи.

Фронтальное обсуждение.

Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.

Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

 находить  существительные, которые имеют форму только единственного числа;

использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа. (слайд 3)

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока.

Регулятивные:

определять цель;

планировать деятельность с помощью учителя.

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Учитель включает музыку.

«Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (смотрят вверх, потом вниз) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

- Закроем глаза и возвращаемся обратно. 

Учащиеся выполняют разминку.

Личностное:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Учитель организует поисковую работу.

Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации..

Работа в парах.

1 задание

Задание:ИзпредложенияУ плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»

Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.

Можно ли от них образовать форму множественного числа?

Проверим:

У плетня –  м.р., ед. ч.

Крапива – ж.р., ед.ч.

Перламутром – м.р., ед.ч.

Утром – сущ.,  ср. р, ед. ч.

Вывод:

  от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.

2задание

Учитель организует  работу учащихся с упражнением № 554, контролирует выполнение работы.

Упражнение № 554

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий. Добавьте по 2 примера дополнительно.

Юношество, родня, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.(детвора, народ)

Нефть, фарфор, сахар, железо, кефир, серебро, (белизна, керосин, бензин, сметана, мёд)

Синева, бегство, злоба, серьёзность, верность (выполнение, удивление, ходьба, плавание)


Учащиеся  выполняют задание: находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся.

Познавательные:

анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;

осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценить степень успешности выполнения задания;

корректировка.

Коммуникативные:

изложение своего мнения;

аргументация своего мнения;

учет разных мнений;

участие в диалоге.

Учащиеся выполняют  упражнение № 554: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам.

Познавательные:

извлечение нужной информации;

осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

изложение своего мнения;

аргументация своего мнения;

учет разных мнений.

7.Самостоятельная работа с проверкой.

Игра

Задание для мальчиков: Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение  по схеме: О, О и О – это необходимые рабочие инструменты.

ОТВЕТ: 

Тиски,  плоскогубцы и клещи – это необходимые рабочие инструменты4.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это наш любимый завтрак.

ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана – это наш любимый завтрак4.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

соблюдение правил речевого поведения;

вступление в учебный диалог с одноклассниками.

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

коррекция результатов своей деятельности.

8.Включение новых знаний в систему.

Работа в группах.

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Попробуйте написать небольшое сочинение на тему из притчи «Есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой» с последующим чтением (слайд 4)

- Вспомните, какую  цель  мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы эту цель?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:

представлять информацию в сжатом виде ( кластер)

осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;

осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивная:

оценивание степени успешности достижения цели.

Коммуникативные:

изложение своего мнения;

участие в диалоге.

Личностные:

самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

9.Рефлексия.

Устно:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Урок помог мне…

Урок был интересным, потому что…

После урока мне захотелось…

Я хочу похвалить себя за…(слайд 5)


Регулятивные:

оценка процессов и результатов деятельности.

10. Домашнее задание.

Домашнее задание (слайд 6) 1)П.93,94 (для всех) 2) упр. 555 (для слабых учащихся) 3) Написать сочинение-миниатюру на тему Мой друг» с использованием слов, имеющих форму только ед.числа (для мотивированных).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации