Урок русского языка по теме «Имя существительное, имеющее только форму единственного числа»
Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие.
Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа.
Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.
Задачи: научить детей
1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;
3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
УУД:
П (познавательные),
Л (личностные),
К (коммуникативные),
Р (регулятивные).
Тип урока: урок “открытия” новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-памятки.
Этапы урока:
1) этап мотивации,
2) этап актуализации,
3) этап объяснения нового материала,
4) этап первичного закрепления с проговариванием вслух,
5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
6) этап включения в систему знаний и повторение,
7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,
8) этап объяснения домашнего задания.
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Мотивация 3 мин. |
Приветствую класс. Проверяю готовность учащихся к уроку. Проговариваю тему, цели и задачи урока(слайд №1,2). Провожу игру “Третий лишний” (слайд № 3) 1) кони, лошади, пони 2)песни, ножницы, бури 3)сумерки, темнота, вечер Задаю вопрос: - Какое мы можем сделать открытие? |
Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы. Играют в игру “Третий лишний”, проверяют (слайд № 4) 1) пони 2) ножницы 3) сумерки Отвечают на вопрос: - Есть сущ., которые имеют форму только множественного числа. - Не все сущ. могут иметь два числа (ед. и мн.) |
Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Подведение под понятие (П) |
2. Актуализация знаний (разминка) 5 мин. |
Прошу открыть тетради, записать дату (тема урока пока не записывается, оставляется место), указать вид работы. Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слайд № 5). Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли. Проверим, какие слова вы выписали. |
Дети выполняют работу в тетрадях.
Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа.
По очереди называют выписанные слова. Проверяют (слайд № 5). |
Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
3. Формирование новых знаний. 7 мин. |
А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию). (Слайд № 6) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” Задание: Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?
Задаю вопрос классу: Как же мы можем сформулировать тему урока? (по аналогии с предыдущей темой) Предлагаю записать тему на доске тому ученику, кто её правильно сформулировал первым. Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 206 (материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию |
Учащиеся выполняют работу в тетрадях.
Вопросы для мышления: Как найти существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные? Как определить род у имени существительного? В каком числе употреблены выписанные существительные? Учащиеся выполняют, затем проверяют, делают вывод.
- Имена сущ., которые имеют только форму единственного числа
Записывают тему в тетрадь там, где оставлено для неё место. Проверяют (слайд № 8) Пересказывают текст напарнику, задают вопросы Предполагаемые вопросы: Почему нельзя сказать: “Стоят хорошие погоды?” Чем отличается сущ. погода от других слов? |
Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре(К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками(К)
Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
4. Первичное закрепление и проговаривание вслух
10 мин. |
А) упр.№512 – устно. Выполняется в форме игры “Передай другому ”. Ребята по рядам передают друг другу мяч, при этом называя слова (небольшая подвижная пауза). Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание. Спрашиваю фронтально, как поняли задание, и предлагаю выполнить упражнение, заполнив таблицу и комментируя вслух.
Обращаю внимание на слова в рамочках (стр.206), прошу проговорить в парах эти слова, составить и записать с ними словосочетания [сущ. + прил.]. Все ли слова были понятны? |
Учащиеся передают мяч и придумывают слова, продолжая начатый в книге ряд. ( Могут пользоваться словами для справок) Учащиеся читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу. Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяем (слайд № 9) 1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок. 2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, доставка, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель. 3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь. Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель... |
Игровой момент (К) Контроль (Р) Классификация (П) Работа в парах (К) |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин. |
А) Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам (слайд №10) . В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Правда, бедность, горе, старость, белизна. Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство Справка: Антонимы -слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). |
Ученики выбирают вариант и самостоятельно выполняют задание по эталону. 1 .Правда - ложь, Бедность - богатство, горе - радость, Старость - молодость, белизна- чернота. 2. Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, Детство - старость (взрослость) Затем проверяют, делают вывод (слайд №11) |
Самоопределение (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция (Р) |
6. Включение в систему знаний и повторение 7 мин |
А) Делаю на доске запись: Не все существительные имеют два числа: Обращаюсь к ученикам: “Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение? Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие ( == а именно). Продолжите предложение. Б) Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки. (Слайд № 12) Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты. Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. |
Есть сущ., имеющие только форму ед. ч. или только мн.ч.
Учащиеся могут свободно передвигаться по классу и общаться в группах.
Проверяют (слайд № 13) Примерные ответы. Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - ... Молоко, творог, сметана и редис - ... |
Постановка и формулирование проблемы П) Робота в группах (К) Составление предложений по схеме (П)
Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) |
7. Рефлексия 5 мин. |
Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке? Какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Чему каждый из вас научился? Проведите рефлексию в паре, используя клише.
Обобщаю сказанное. Прошу ребят оценить свою работу на уроке. |
Составляет внутреннюю речь. (Слайд №14) Клише при рефлексии: Что мне удается? Что мне не удается? Что ты мне посоветуешь? Высказываются вслух по желанию или по просьбе учителя. |
Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
8. Д.З. 3 мин. |
Прошу записать домашнее задание в дневник: параграф 96 и объясняю задания разного уровня сложности: 1) упр. № 514 (выполнить по образцу), 2) упр.515 (провести выборочную работу), 3) упр.516 (составить предложения) (одно по выбору уч-ся); словарные слова в рамочках записать в словарь и выучить. (Слайд № 15) |
Каждый ребёнок записал д. / з. в дневник.
Читают слова благодарности учителя за урок (слайд № 16) |
Дифференцированное задание (Л) |