Урок русского языка «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» (6 класс)
Тема: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» 6 класс
Цель: создание условий для усвоения темы «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» через различные виды деятельности.
Задачи:
-продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;
уметь находить существительные только единственного числа;
-выявить особенности употребления таких существительных в собственной речи;
-корригировать приемы умственной деятельности, восприятия, внимания, памяти;
развивать приемы устной и письменной речи, правильного употребления слов- имен существительных, имеющие форму только единственного числа:
-воспитывать бережное отношение к русскому языку;
учиться слушать и слышать друг друга, продолжить формирование умений работать в паре.
Планируемый результат:
знать: имена существительные, имеющие форму только единственного числа;
уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, правильно употреблять слова- имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность уч- ся |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. -Мы урок начинаем с разминки, Выпрямляем свои спинки, Руки кверху- потянулись, Влево- вправо повернулись И друг другу улыбнулись. -С помощью смайликов покажите, какое у вас сейчас настроение. | Приветствие детей. Выполнение движений. Показ смайликов. |
Этап актуализации знаний и способов деятельности. | а) Игра «Угадай предмет- продукт» - Раз я в магазин пошла И продукты принесла. Вы наощупь угадайте, Все продукты разгадайте. - Назовите все предметы, которые угадали. -Как называются эти слова? -Что вы знаете о имени существительном? б) Игра «Один- много» с мячом. -Я называю слово- один предмет, а вы возвращаете мне мяч и называете слово, обозначающее много предметов. Булка, яблоко, конфета, рыба, молоко, банан, сок, кефир, творог… -Почему не смогли изменить все слова? -У каких слов не смогли образовать форму множественного числа? | По цепочке угадывают и достают из пакета предметы: кефир, молоко, яйцо, маргарин, сахар… Называют предметы, обобщают их как имена существительные, называют признаки имен существительных. Называют множественное число предложенных слов. Устные ответы. |
Этап открытия новых знаний. | а)-Какая будет тема нашего урока? -Составьте тему из слов- карточек (карточки Имена существительные, имена прилагательные, имеющие форму, только единственного числа, только множественного числа) б)-Какие цели поставите перед собой на урок? -Сформулируйте, используя опору: Познакомлюсь с … Буду правильно говорить… Буду учиться находить… в)-Слова- имена существительные, имеющие форму только единственного числа, мы часто встречаем в жизни, особенно когда покупаем продукты в магазине. - Перед вами список таких продуктов. Работая в парах, выберите только те слова, которые невозможно поставить в форму множественного числа. Карточка: Печенье, огурец, кефир, молоко, яйцо, сок, мука, яблоко, соль, сахар, шоколад, банан, курица, творог, масло, колбаса, конфета, пирог, пряник, сметана. - Проверим работу пар. -Запишите слова - имена существительные, имеющие форму только единственного числа, в тетрадь. | Составление темы урока на доске. Формулирование темы и целей на урок с помощью опоры. Работа в парах. Проверка работы в парах. Запись слов в тетрадь. |
Физминутка | Мы приходим в магазин, Без лукошек и корзин, Чтобы хлеб купить, батон, Молоко, кефир, сметану, Кофе, чай и два банана. Нам продал их продавец, Всё купили наконец. | Выполнение движений (ходьба, загибание пальцев рук, движения кистей) |
Закрепление. | а)-Какие продукты услышали в словах физминутки? Какие слова в ней имеют форму только единственного числа? б) Восстановите рецепт печенья, для этого вставьте в текст слова тех предметов, с которыми играли ранее, при этом изменяя окончания по смыслу предложения. Карточка: Печенье. Взбейте два (яйца) со стаканом (сахара). Добавьте полстакана густой (сметаны). Добавьте соды и всыпьте (муку). Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тертым (шоколадом). Подавайте к чаю. Приятного аппетита! | Устные ответы. Самостоятельная работа. Запись рецепта в тетрадь. Для Маши А. в карточке даны слова для справок. |
Подведение итогов. Рефлексия. | - Какая была тема на уроке? -Какие цели ставили на урок? -Какие слова- имена существительные, имеющие форму только единственного числа, вы сегодня запомнили? -Покажите свое настроение с помощью смайликов, давайте в преддверии праздника Нового года украсим ёлочку настроения своими смайликами. _Спасибо за урок! | Устные ответы. Украшение ёлочки смайликами. |
Приложение
Карточка №1. Выписать слова- имена существительные, которые невозможно поставить в форму множественного числа:
Печенье, огурец, кефир, молоко, яйцо, сок, мука, яблоко, соль, сахар, шоколад, банан, курица, творог, масло, колбаса, конфета, пирог, пряник, сметана.
Карточка №2:
Для сильных и средних учащихся:
Спишите текст, вставьте в текст слова тех предметов, при этом изменяя окончания по смыслу предложений.
Печенье.
Взбейте два _____со стаканом ___________. Добавьте полстакана густой ___________. Добавьте соды и всыпьте __________. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тертым _________________. Подавайте к чаю. Приятного аппетита!
Для слабых учащихся:
Печенье.
Взбейте два _____со стаканом ___________. Добавьте полстакана густой ___________. Добавьте соды и всыпьте __________. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тертым _________________. Подавайте к чаю. Приятного аппетита!
Слова для справок: яйца, муку, сахара, сметаны, шоколадом.