12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Николаевна1433
Я-учитель биологии, работаю в школе уже 34-ый год. Очень люблю свою работу.
Россия, Кировская обл., пгт Восточный
8

Урок-исследование «Какого цвета осень?»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области


 


 


 


 


 

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

«Какого цвета осень?»

(биология, 5 класс)

 

Маслак Екатерина Николаевна,

учитель биологии высшей категории

 2016

Тема урока:

«Какого цвета осень?» (урок – исследование)

Цель урока:

создать условия для изучения блока новой учебной информации в форме исследования, сочетая практическую деятельность и навыки научного мышления

Задачи урока:

образовательные:

наблюдать сезонные изменения в природе – осенние явления в жизни

растений;

по возможности объяснить причины осеннего окрашивания

листьев деревьев;

создать галерею осенних листьев;

развивающие:

развивать интеллектуальную (внимание, память, речь, мышление) и

мотивационную (формировать положительное отношение к учебе) сферы учеников;

воспитательные:

продолжить экологическое воспитание обучающихся, обогатить опыт учащихся в общении, стимулировать проявление их творческой самостоятельности

Планируемые результаты:

предметные (знания, умения, представления):

- проводить фенологические наблюдения;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

- познавательные:

- осуществлять поиск информации по заданной теме;

- определять возможные источники необходимых сведений;

- производить поиск информации

- регулятивные:

- определять цель урока;

- организовывать выполнение заданий по предложенному алгоритму;

- осуществлять рефлексию своей работы;

- коммуникативные:

- слушать учителя и одноклассников;

- воспринимать информацию на слух;

- работать в паре, взаимодействовать со сверстниками;

личностные (личностные УУД):формирование

- эстетического восприятия живых объектов;

- экологического мышления;

- познавательного интереса к изучению биологии.

Перечень оборудования кабинета к уроку:

кабинет информатики:

- компьютеры с выходом в Интернет,

- мультимедиа проектор, экран,

- авторская презентация «Какого цвета осень?»

Структура урока:

Оргмомент,

Мотивация и целеполагание.

Осенняя экскурсия в микрорайоне школы.

Исследование (работа в кабинете информатики).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

сделать гербарий из осенних листьев (дается ученикам, желающим подарить кабинету биологии раздаточный материал к лабораторной работе «Простые и сложные листья» в 6 классе).

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:

Идея исследования:

https://globallab.org/ru/project/inquiry/kakogo_tsveta_osen.ru.html #.VfokC0Di_54

Биология, 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).

Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 142с.

Исследования на уроках естественных наук: https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/5 /

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /методическое пособие. Магадан - МКОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской», 2008.

Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе,2003, № 6. – с. 14- 23.

Конспект урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу на уроке.

Мотивация и целеполагание

Сегодня у нас особый урок – «Урок листопада».

Начнем мы его с прогулки по школьному парку – понаблюдаем за осенними явлениями в жизни растений, а продолжим в кабинете информатики – проведем небольшое исследование «Какого цвета осень?»

Давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока.

С помощью учителя формулируют цель урока.

Осенняя экскурсия

Организует беседу во время прогулки в микрорайоне школы:

По каким приметам мы можем понять, что сейчас особое очень красивое время года – осень?

Какие растения мы видим на территории нашей школы? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?

«Осень…

Тяжелые тучи повисли.

Дождик – на сутки,

А солнце – на час.

Падают листья,

Красивые листья,

Как письма от птиц,

улетевших от нас»

(А Белова)

Давайте соберем самые красивые осенние листья.

Описывают погодные изменения в природе, называют приметы осени.

Рассматривают деревья, кустарники и травы, анализируют изменения, происходящие с ними осенью.

Собирают красивые опавшие листья.

Исследование

Организует работу, используя презентацию:

Презентация к уроку  (Маслак Е.Н. Какого цвета осень)

Давайте попробуем найти ответ на вопрос «Какого цвета осень?» - постараемся найти в Интернете стихи, в которых говорится об осеннем изменении окраски листьев.

Мы послушали отрывки из стихов, а еще давайте создадим галерею из собранных нами листьев и рассмотрим их окраску. Так какого же цвета осень?

А как вы думаете, почему листья меняют свой цвет?

Давайте попробуем раскрыть тайну осеннего листа – поищем в Интернете ответ на вопрос о причинах осенней окраски листьев.

 

Поднимите, пожалуйста, руки те, чьи гипотезы подтвердились.

Ответить на вопрос: почему листья осенью меняют свой цвет, мы сможем, изучив следующую тему «Строение клетки», там мы с вами и узнаем: от чего зависит окраска у растений. Давайте посмотрим учебник на стр.30, стр. 34 и стр. 35. Когда мы узнаем о пластидах, тогда мы и раскроем тайну осеннего листа. Опережающую информацию посмотрим на слайдах моей презентации.

 

Находят на разных сайтах стихи об осени, читают из них фразы, в которых говорится об окраске осенних листьев (см. стр. 7)

Делают вывод о разнообразии окрасок осени.

Выдвигают гипотезы:

листья изменяют цвет, потому что

- становится холодно, а листья боятся холода,

- много влаги,

- они заболели,

- и др.

Находят информацию и знакомят с ней одноклассников.

Делают вывод, что пока у них недостаточно знаний, чтоб раскрыть тайну осеннего листа.

Подведение итогов урока

Помогает ученикам провести рефлексию (оценить себя в процессе деятельности) – по Т.И. Шамовой:

«Я»: - с каким настроением работал?

- доволен ли собой?

«Мы»: - комфортно ли работалось в парах?

- я помогал однокласснику – он помогал мне

(чего было больше? почему?)

- какие были затруднения в работе в паре?

«Дело»: - достигли ли мы цели урока?

- так какого же цвета осень?

- почему мы попытались, но пока не

смогли объяснить: почему осенью листья

изменяют свою окраску?

- кто хотел бы разгадать тайну осеннего

листа – поднимите руки

 

Домашнее задание (желающим ученикам!):

сделать гербарий из осенних листьев, чтоб подарить кабинету биологии раздаточный материал к лабораторной работе «Простые и сложные листья» для шестиклассников.

Отвечают на вопросы учителя

Пытаются соотнести цель урока с его результатом

Осень – это целая палитра красок.

У нас пока недостаточно знаний.

Поднимают руки.

Желающие записывают домашнее задание.


 

Стихи об осени как палитре красок

ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

 

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

 

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый

Кленовый.

(В. Авдиенко)

НАРЯД ИЗ ЛИСТЬЕВ

В сентябре наряд из листьев

Поменяет бор:

Он наденет золотистый,

Праздничный убор.

 

Листьев жёлтых, листьев красных

Много в эти дни.

Посмотрите, как прекрасно

Выглядит они!

(Андрей Парошин)

 

В саду осеннем, у дорожки,

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Её ладошки покраснели.

(Р. Сеф)

ЛЕТЯТ ДОЖДИНКИ

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

 

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

(Иван Демьянов)


 

ОСЕНЬ - ШВЕЯ

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины

(Татьяна Гусарова)

ОСЕНЬ

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

(З. Фёдоровская)

ЛИСТОПАД

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: - Улетим! -

И ныряют в лужу.

(Юрий Коринец)

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Панагушина Елена Аркадьевна, 22.09.17 в 10:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал урока.
Кольцов Алексей Вячеславович, 22.10.18 в 09:06 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за урок. Порекомендую преподавателям литературы нашего учебного заведения. Жду новых публикаций.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.