Урок-исследование «Какого цвета осень?» (Биология, 5 класс)

8
2
Материал опубликован 22 September 2017

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области


 


 


 


 


 

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

«Какого цвета осень?»

(биология, 5 класс)

 

Маслак Екатерина Николаевна,

учитель биологии высшей категории

 2016

Тема урока:

«Какого цвета осень?» (урок – исследование)

Цель урока:

создать условия для изучения блока новой учебной информации в форме исследования, сочетая практическую деятельность и навыки научного мышления

Задачи урока:

образовательные:

наблюдать сезонные изменения в природе – осенние явления в жизни

растений;

по возможности объяснить причины осеннего окрашивания

листьев деревьев;

создать галерею осенних листьев;

развивающие:

развивать интеллектуальную (внимание, память, речь, мышление) и

мотивационную (формировать положительное отношение к учебе) сферы учеников;

воспитательные:

продолжить экологическое воспитание обучающихся, обогатить опыт учащихся в общении, стимулировать проявление их творческой самостоятельности

Планируемые результаты:

предметные (знания, умения, представления):

- проводить фенологические наблюдения;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

- познавательные:

- осуществлять поиск информации по заданной теме;

- определять возможные источники необходимых сведений;

- производить поиск информации

- регулятивные:

- определять цель урока;

- организовывать выполнение заданий по предложенному алгоритму;

- осуществлять рефлексию своей работы;

- коммуникативные:

- слушать учителя и одноклассников;

- воспринимать информацию на слух;

- работать в паре, взаимодействовать со сверстниками;

личностные (личностные УУД):формирование

- эстетического восприятия живых объектов;

- экологического мышления;

- познавательного интереса к изучению биологии.

Перечень оборудования кабинета к уроку:

кабинет информатики:

- компьютеры с выходом в Интернет,

- мультимедиа проектор, экран,

- авторская презентация «Какого цвета осень?»

Структура урока:

Оргмомент,

Мотивация и целеполагание.

Осенняя экскурсия в микрорайоне школы.

Исследование (работа в кабинете информатики).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

сделать гербарий из осенних листьев (дается ученикам, желающим подарить кабинету биологии раздаточный материал к лабораторной работе «Простые и сложные листья» в 6 классе).

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:

Идея исследования:

https://globallab.org/ru/project/inquiry/kakogo_tsveta_osen.ru.html#.VfokC0Di_54

Биология, 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).

Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 142с.

Исследования на уроках естественных наук: https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/5/

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /методическое пособие. Магадан - МКОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской», 2008.

Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе,2003, № 6. – с. 14- 23.

Конспект урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу на уроке.

Мотивация и целеполагание

Сегодня у нас особый урок – «Урок листопада».

Начнем мы его с прогулки по школьному парку – понаблюдаем за осенними явлениями в жизни растений, а продолжим в кабинете информатики – проведем небольшое исследование «Какого цвета осень?»

Давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока.

С помощью учителя формулируют цель урока.

Осенняя экскурсия

Организует беседу во время прогулки в микрорайоне школы:

По каким приметам мы можем понять, что сейчас особое очень красивое время года – осень?

Какие растения мы видим на территории нашей школы? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?

«Осень…

Тяжелые тучи повисли.

Дождик – на сутки,

А солнце – на час.

Падают листья,

Красивые листья,

Как письма от птиц,

улетевших от нас»

(А Белова)

Давайте соберем самые красивые осенние листья.

Описывают погодные изменения в природе, называют приметы осени.

Рассматривают деревья, кустарники и травы, анализируют изменения, происходящие с ними осенью.

Собирают красивые опавшие листья.

Исследование

Организует работу, используя презентацию:

Презентация к уроку  (Маслак Е.Н. Какого цвета осень)

Давайте попробуем найти ответ на вопрос «Какого цвета осень?» - постараемся найти в Интернете стихи, в которых говорится об осеннем изменении окраски листьев.

Мы послушали отрывки из стихов, а еще давайте создадим галерею из собранных нами листьев и рассмотрим их окраску. Так какого же цвета осень?

А как вы думаете, почему листья меняют свой цвет?

Давайте попробуем раскрыть тайну осеннего листа – поищем в Интернете ответ на вопрос о причинах осенней окраски листьев.

 

Поднимите, пожалуйста, руки те, чьи гипотезы подтвердились.

Ответить на вопрос: почему листья осенью меняют свой цвет, мы сможем, изучив следующую тему «Строение клетки», там мы с вами и узнаем: от чего зависит окраска у растений. Давайте посмотрим учебник на стр.30, стр. 34 и стр. 35. Когда мы узнаем о пластидах, тогда мы и раскроем тайну осеннего листа. Опережающую информацию посмотрим на слайдах моей презентации.

 

Находят на разных сайтах стихи об осени, читают из них фразы, в которых говорится об окраске осенних листьев (см. стр. 7)

Делают вывод о разнообразии окрасок осени.

Выдвигают гипотезы:

листья изменяют цвет, потому что

- становится холодно, а листья боятся холода,

- много влаги,

- они заболели,

- и др.

Находят информацию и знакомят с ней одноклассников.

Делают вывод, что пока у них недостаточно знаний, чтоб раскрыть тайну осеннего листа.

Подведение итогов урока

Помогает ученикам провести рефлексию (оценить себя в процессе деятельности) – по Т.И. Шамовой:

«Я»: - с каким настроением работал?

- доволен ли собой?

«Мы»: - комфортно ли работалось в парах?

- я помогал однокласснику – он помогал мне

(чего было больше? почему?)

- какие были затруднения в работе в паре?

«Дело»: - достигли ли мы цели урока?

- так какого же цвета осень?

- почему мы попытались, но пока не

смогли объяснить: почему осенью листья

изменяют свою окраску?

- кто хотел бы разгадать тайну осеннего

листа – поднимите руки

 

Домашнее задание (желающим ученикам!):

сделать гербарий из осенних листьев, чтоб подарить кабинету биологии раздаточный материал к лабораторной работе «Простые и сложные листья» для шестиклассников.

Отвечают на вопросы учителя

Пытаются соотнести цель урока с его результатом

Осень – это целая палитра красок.

У нас пока недостаточно знаний.

Поднимают руки.

Желающие записывают домашнее задание.


 

Стихи об осени как палитре красок

ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

 

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

 

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый

Кленовый.

(В. Авдиенко)

НАРЯД ИЗ ЛИСТЬЕВ

В сентябре наряд из листьев

Поменяет бор:

Он наденет золотистый,

Праздничный убор.

 

Листьев жёлтых, листьев красных

Много в эти дни.

Посмотрите, как прекрасно

Выглядит они!

(Андрей Парошин)

 

В саду осеннем, у дорожки,

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Её ладошки покраснели.

(Р. Сеф)

ЛЕТЯТ ДОЖДИНКИ

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

 

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

(Иван Демьянов)


 

ОСЕНЬ - ШВЕЯ

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины

(Татьяна Гусарова)

ОСЕНЬ

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

(З. Фёдоровская)

ЛИСТОПАД

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: - Улетим! -

И ныряют в лужу.

(Юрий Коринец)

 

 

Предварительный просмотр презентации

Исследование «Какого цвета осень?» БИОЛОГИЯ – 5 класс

Цели: *Ответить на вопрос: какого цвета осень? (используя галерею оснних листьев и стихи об осени). * По возможности, объяснить причины осеннего окрашивания листвы.

По каким приметам мы можем понять, что сейчас особое и очень красивое время года – осень?

Какого цвета осень? Давайте попробуем ответить на этот вопрос стихами разных поэтов:

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса» (А.С. Пушкин)

«Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной» (И.Бунин)

«Осенняя пора. «Осенняя пора. То солнечно и ясно, То сыплется с небес Холодный мелкий дождь... И кажется, что нет Такой на свете краски, Которую в листве Сегодня не найдешь...» (Евгений Кожевников, г. Омутнинск – наш земляк)

Какого цвета осень? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, глядя на собранные вами осенние листья:

Почему же листья меняют окраску, как вы думаете?

Может быть, они заболели? Может быть, осенью очень сыро? Мжет быть, становится холодно, а листья боятся холода?

Тайну осеннего листа мы сможем раскрыть после изучения темы «Строение клетки», а пока у нас недостаточно знаний. Но, забегая вперед…

Зеленый цвет листьев Зеленый цвет листьев у растений - следствие того, что их клетки содержат пигмент (красящее вещество) хлорофилл. Осенью ситуация меняется – листья с наступлением холодов теряют свой зеленый цвет и становятся желтыми, как у тополя, или красными, как у клена.

Пигменты (красящие вещества) Пигменты (красящие вещества) в осенних листьях

Дело в том, что осенью Дело в том, что осенью с хлорофиллом происходят чудесные превращения: химические реакции, которые в осеннее время года протекают в листьях, приводят к распаду хлорофилла. Это является признаком того, что растение готовится к зиме.

Желтый пигмент, который приходит на смену хлорофиллу в листья некоторых деревьев, например, березы, - каротин – тот самый пигмент, который отвечает за оранжевый цвет моркови. .

Другая популярная окраска Другая популярная окраска осенних листьев – красная. За это несет ответственность пигмент антоцианин. Он никогда не содержится в зеленых листьях и появляется там только как результат химических реакций, наступающих в результате холодов, да и то, это происходит не у всех деревьев.

С наступлением холодов С наступлением холодов связь между листьями и ветвями деревьев разрывается и они начинают облетать под воздействием ветра и дождя. Пигменты, заменившие собой хлорофилл, могут сохранять красный и желтый цвет листьев несколько недель и даже дольше, но, в конце концов, и они распадаются.

После этого в листьях остается только танин – соединение растительного происхождения, которое придает листве и, например, чаю его знаменитый темный цвет.

Давайте сделаем подарок для шестиклассников! Оставим собранные вами листья им для выполнения лабораторной работы?

Достигли ли мы цели урока? *Рассмотрели осенние листья и ответили на вопрос: какого цвета осень? *Попытались объяснить причины осеннего окрашивания листвы?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за материал урока.

22 September 2017

Благодарю за урок. Порекомендую преподавателям литературы нашего учебного заведения. Жду новых публикаций.

22 October 2018