Урок-исследование «Какого цвета осень?» (Биология, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ
«Какого цвета осень?»
(биология, 5 класс)
Маслак Екатерина Николаевна, учитель биологии высшей категории |
2016
Тема урока:
«Какого цвета осень?» (урок – исследование)
Цель урока:
создать условия для изучения блока новой учебной информации в форме исследования, сочетая практическую деятельность и навыки научного мышления
Задачи урока:
образовательные:
наблюдать сезонные изменения в природе – осенние явления в жизни
растений;
по возможности объяснить причины осеннего окрашивания
листьев деревьев;
создать галерею осенних листьев;
развивающие:
развивать интеллектуальную (внимание, память, речь, мышление) и
мотивационную (формировать положительное отношение к учебе) сферы учеников;
воспитательные:
продолжить экологическое воспитание обучающихся, обогатить опыт учащихся в общении, стимулировать проявление их творческой самостоятельности
Планируемые результаты:
предметные (знания, умения, представления):
- проводить фенологические наблюдения;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- познавательные:
- осуществлять поиск информации по заданной теме;
- определять возможные источники необходимых сведений;
- производить поиск информации
- регулятивные:
- определять цель урока;
- организовывать выполнение заданий по предложенному алгоритму;
- осуществлять рефлексию своей работы;
- коммуникативные:
- слушать учителя и одноклассников;
- воспринимать информацию на слух;
- работать в паре, взаимодействовать со сверстниками;
личностные (личностные УУД):формирование
- эстетического восприятия живых объектов;
- экологического мышления;
- познавательного интереса к изучению биологии.
Перечень оборудования кабинета к уроку:
кабинет информатики:
- компьютеры с выходом в Интернет,
- мультимедиа проектор, экран,
- авторская презентация «Какого цвета осень?»
Структура урока:
Оргмомент,
Мотивация и целеполагание.
Осенняя экскурсия в микрорайоне школы.
Исследование (работа в кабинете информатики).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
сделать гербарий из осенних листьев (дается ученикам, желающим подарить кабинету биологии раздаточный материал к лабораторной работе «Простые и сложные листья» в 6 классе).
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:
Идея исследования:
https://globallab.org/ru/project/inquiry/kakogo_tsveta_osen.ru.html#.VfokC0Di_54
Биология, 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 142с.
Исследования на уроках естественных наук: https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/5/
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /методическое пособие. Магадан - МКОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской», 2008.
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе,2003, № 6. – с. 14- 23.
Конспект урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент |
Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку. |
Настраиваются на работу на уроке. |
Мотивация и целеполагание |
Сегодня у нас особый урок – «Урок листопада». Начнем мы его с прогулки по школьному парку – понаблюдаем за осенними явлениями в жизни растений, а продолжим в кабинете информатики – проведем небольшое исследование «Какого цвета осень?» Давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего урока. |
С помощью учителя формулируют цель урока. |
Осенняя экскурсия |
Организует беседу во время прогулки в микрорайоне школы: По каким приметам мы можем понять, что сейчас особое очень красивое время года – осень? Какие растения мы видим на территории нашей школы? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? «Осень… Тяжелые тучи повисли. Дождик – на сутки, А солнце – на час. Падают листья, Красивые листья, Как письма от птиц, улетевших от нас» (А Белова) Давайте соберем самые красивые осенние листья. |
Описывают погодные изменения в природе, называют приметы осени. Рассматривают деревья, кустарники и травы, анализируют изменения, происходящие с ними осенью. Собирают красивые опавшие листья. |
Исследование |
Организует работу, используя презентацию: Презентация к уроку (Маслак Е.Н. Какого цвета осень) Давайте попробуем найти ответ на вопрос «Какого цвета осень?» - постараемся найти в Интернете стихи, в которых говорится об осеннем изменении окраски листьев. Мы послушали отрывки из стихов, а еще давайте создадим галерею из собранных нами листьев и рассмотрим их окраску. Так какого же цвета осень? А как вы думаете, почему листья меняют свой цвет? Давайте попробуем раскрыть тайну осеннего листа – поищем в Интернете ответ на вопрос о причинах осенней окраски листьев.
Поднимите, пожалуйста, руки те, чьи гипотезы подтвердились. Ответить на вопрос: почему листья осенью меняют свой цвет, мы сможем, изучив следующую тему «Строение клетки», там мы с вами и узнаем: от чего зависит окраска у растений. Давайте посмотрим учебник на стр.30, стр. 34 и стр. 35. Когда мы узнаем о пластидах, тогда мы и раскроем тайну осеннего листа. Опережающую информацию посмотрим на слайдах моей презентации.
|
Находят на разных сайтах стихи об осени, читают из них фразы, в которых говорится об окраске осенних листьев (см. стр. 7) Делают вывод о разнообразии окрасок осени. Выдвигают гипотезы: листья изменяют цвет, потому что - становится холодно, а листья боятся холода, - много влаги, - они заболели, - и др. Находят информацию и знакомят с ней одноклассников. Делают вывод, что пока у них недостаточно знаний, чтоб раскрыть тайну осеннего листа. |
Подведение итогов урока |
Помогает ученикам провести рефлексию (оценить себя в процессе деятельности) – по Т.И. Шамовой: «Я»: - с каким настроением работал? - доволен ли собой? «Мы»: - комфортно ли работалось в парах? - я помогал однокласснику – он помогал мне (чего было больше? почему?) - какие были затруднения в работе в паре? «Дело»: - достигли ли мы цели урока? - так какого же цвета осень? - почему мы попытались, но пока не смогли объяснить: почему осенью листья изменяют свою окраску? - кто хотел бы разгадать тайну осеннего листа – поднимите руки
Домашнее задание (желающим ученикам!): сделать гербарий из осенних листьев, чтоб подарить кабинету биологии раздаточный материал к лабораторной работе «Простые и сложные листья» для шестиклассников. |
Отвечают на вопросы учителя Пытаются соотнести цель урока с его результатом Осень – это целая палитра красок. У нас пока недостаточно знаний. Поднимают руки. Желающие записывают домашнее задание. |
Стихи об осени как палитре красок
ОСЕНЬ Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето.
Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья Сбросил.
Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый – Кленовый. (В. Авдиенко) |
НАРЯД ИЗ ЛИСТЬЕВ В сентябре наряд из листьев Поменяет бор: Он наденет золотистый, Праздничный убор.
Листьев жёлтых, листьев красных Много в эти дни. Посмотрите, как прекрасно Выглядит они! (Андрей Парошин)
В саду осеннем, у дорожки, Осина хлопает в ладошки. Вот почему на той неделе Её ладошки покраснели. (Р. Сеф) |
ЛЕТЯТ ДОЖДИНКИ Летят, летят дождинки, Не выйдешь из ворот. По вымокшей тропинке Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен И огненных рябин Идет и сеет осень Душистые грибы! (Иван Демьянов)
|
ОСЕНЬ - ШВЕЯ Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала, Ей осень лоскутное шьет одеяло. Листок аккуратно к листку пришивает, Сосновой иголкой стежок подгоняет. Листочки на выбор - любой пригодится. Вот рядом с багровым лиловый ложится, Хоть очень по вкусу швее золотистый, Сгодится и бурый, и даже пятнистый. Скрепляет их бережно нить паутины. Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины (Татьяна Гусарова) |
ОСЕНЬ Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: - Не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета! (З. Фёдоровская) |
ЛИСТОПАД Вьётся в воздухе листва, В жёлтых листьях вся Москва. У окошка мы сидим И глядим наружу. Шепчут листья: - Улетим! - И ныряют в лужу. (Юрий Коринец) |
|
Панагушина Елена Аркадьевна
Кольцов Алексей Вячеславович