Урок-исследование «Имена существительные общего рода» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 18 November 2015

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Существительные общего рода»

ФИО учителя: Кустарева Светлана Андреевна

Место работы: МБОУ СОШ с. Чернуха

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

образовательная:  дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о существительных общего рода
развивающая:  способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать

воспитательная: стимулировать работу учащихся по формированию умения общаться через работу в группе, умения слушать и      корректно оценивать ответы одноклассников. 

Формы работы учащихся: групповая

Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение: проектор, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал

 

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Обобщение изученного материала

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания;

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

 

III. Мотивирование к учебной деятельности

Цель:

включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

Цель:с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.

 

 

V (1). Исследование нового материала

Цель:  исследовать новое знание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Здоровьесберегающий момент (физминутка)

Цель:для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

V (2).  Исследование нового материала

Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний

 

 

 

 

 

VII. Закрепление и применение изученного.

Цель: посмотреть, как учащиеся усвоили новый материал

 

 

VIII. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

 

 

IX. Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала

- Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и хорошо поработаем, продолжив дальнейшее знакомство с именем существительным, о котором вы знаете еже немало.

(Запись числа и вида работы в тетрадях)

- Прослушайте стихотворение:

 Всему название дано

 И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

 

- О какой части речи говорится в этом стихотворение?

- Что же мы уже знаем об этой части речи?

Предлагаю вам в группе составить рассказ о имени существительном на основе опорного конспекта.

Проговаривание результатов

 

- Что значит термин «постоянный признак»?

 

- Род - это постоянный или непостоянный признак имени существительного? Почему?

 

- Тогда в группе определите род данных вам имён существительных.

Вещь, яблоко, хлеб, кольцо, книга, пенал, ружьё, мяч, умница, тихоня, непоседа.

 

Проверка

 

-Куда же вы отнесли слова тихоня и непоседа? (выход на проблему рода этих слов)

           

На доске появляются предложения:

«Лена - тихоня»        «Вася - непоседа»

 

- Скажите, а сейчас мы можем определить род имени

существительного «тихоня» и «непоседа».

 

Появляется следующая надпись:

«Лена - непоседа»        «Вася - тихоня»

- Определите, какого рода данные существительные                 

 

- Что интересного вы заметили?                                            

- Но род – это постоянный морфологический признак имён существительных.                                                                              

- Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров?

- Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке?                                                 

 

- В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

 

- Как бы вы назвали род таких имён существительных?

- Такие имена существительные называются существительными общего рода.

- Как на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

(Запись темы урока)

- Какие цели мы будем преследовать сегодня на уроке?

 

- Сегодня мы с вами работаем в группах. Поэтому каждая группа будет выполнять свое задание, а сделанными выводами делиться со всеми остальными.

Выдаётся задание группам, определяется время на его выполнение.

Группа №1.

Даны существительные общего рода. Установите признак и в зависимости от него разделите слова на две группы, запишите.

            Невежда, забияка, сирота, хвастунишка, левша, злюка, соня, калека, торопыга, коллега, грязнуля, замарашка.

 

Группа №2.

На карточках речевой материал и вопросы, проанализируйте материал и заполните карточку-подсказку.

Предложения для анализа

Вопросы

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.

Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.

Кого называют выделенные существительные?

Какого они рода?

Лиц какого пола они обозначают?

В каком роде употреблено с ним прилагательное?

В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?

Выделенные существительные - это существительные общего рода?

Карточка-подсказка:

Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола.

Глагол – сказуемое в __________времени  при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде.

Группа №3.

Объясните значение слов невежа и невежда. Составьте и запишите с ними по два предложения, употребив их в мужском и женском роде.

 

Обсуждение полученных выводов. Корректировка знаний.

 

«Кто вы?» (Если Ваш ответ:«Да», то встаем, если – «Нет», то приседаем)

- Вы сладкоежка?

- Вы чистюля?

- Вы непоседа?

- Вы умница?

- Вы тихоня?

- Вы забияка?

- Вы левша?

- Вы молодчина?

- Вы недотрога?

 

- Перед вами теоретический материал об именах существительных общего рода, проанализируйте его по технологии инсерт, критерии которой вы видите на экране.

«v» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы»

 

Проговаривание результатов.

 

- Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.

Молодчина, неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, плакса, злюка, задира, сорвиголова, неряха.

 

 

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Какие результаты получили?

- А теперь давайте обменяемся впечатлениями об уроке. Выскажите свое мнение.

 

 

1.      Составить кластер по изученной теме

2.      Упр.730 (задание такое же, как последнее)

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе, рассказы о имени существительном

 

 

 

 

 

 

 

Ученики определяют род в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют свои мнения

 

 

 

 

 

 

Познакомиться с именами существительными общего рода,научиться определять их род, употреблять имена существительные общего рода в речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривание полученных выводов

 

 

 

 

Снятие напряжения, утомления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

 

 

Корректировка знаний

 

 

 Индивидуальная работа

 

 

 

 

Обсуждают успехи, затруднения при выполнении заданий.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации