Урок-исследование «Имена существительные общего рода» (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Существительные общего рода»
ФИО учителя: Кустарева Светлана Андреевна
Место работы: МБОУ СОШ с. Чернуха
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
образовательная: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о существительных общего рода
развивающая: способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать
воспитательная: стимулировать работу учащихся по формированию умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Формы работы учащихся: групповая
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение: проектор, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность учащихся |
||||
I. Обобщение изученного материала Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания;
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
III. Мотивирование к учебной деятельности Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
IV. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Цель:с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.
V (1). Исследование нового материала Цель: исследовать новое знание
VI. Здоровьесберегающий момент (физминутка) Цель:для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся
V (2). Исследование нового материала Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний
VII. Закрепление и применение изученного. Цель: посмотреть, как учащиеся усвоили новый материал
VIII. Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
IX. Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала |
- Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и хорошо поработаем, продолжив дальнейшее знакомство с именем существительным, о котором вы знаете еже немало. (Запись числа и вида работы в тетрадях) - Прослушайте стихотворение: Всему название дано И зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нет.
- О какой части речи говорится в этом стихотворение? - Что же мы уже знаем об этой части речи? Предлагаю вам в группе составить рассказ о имени существительном на основе опорного конспекта. Проговаривание результатов
- Что значит термин «постоянный признак»?
- Род - это постоянный или непостоянный признак имени существительного? Почему?
- Тогда в группе определите род данных вам имён существительных. Вещь, яблоко, хлеб, кольцо, книга, пенал, ружьё, мяч, умница, тихоня, непоседа.
Проверка
-Куда же вы отнесли слова тихоня и непоседа? (выход на проблему рода этих слов)
На доске появляются предложения: «Лена - тихоня» «Вася - непоседа»
- Скажите, а сейчас мы можем определить род имени существительного «тихоня» и «непоседа».
Появляется следующая надпись: «Лена - непоседа» «Вася - тихоня» - Определите, какого рода данные существительные
- Что интересного вы заметили? - Но род – это постоянный морфологический признак имён существительных. - Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? - Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке?
- В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
- Как бы вы назвали род таких имён существительных? - Такие имена существительные называются существительными общего рода. - Как на ваш взгляд, будет звучать тема урока? (Запись темы урока) - Какие цели мы будем преследовать сегодня на уроке?
- Сегодня мы с вами работаем в группах. Поэтому каждая группа будет выполнять свое задание, а сделанными выводами делиться со всеми остальными. Выдаётся задание группам, определяется время на его выполнение. Группа №1. Даны существительные общего рода. Установите признак и в зависимости от него разделите слова на две группы, запишите. Невежда, забияка, сирота, хвастунишка, левша, злюка, соня, калека, торопыга, коллега, грязнуля, замарашка.
Группа №2. На карточках речевой материал и вопросы, проанализируйте материал и заполните карточку-подсказку.
Карточка-подсказка: Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола. Глагол – сказуемое в __________времени при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине. Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде. Группа №3. Объясните значение слов невежа и невежда. Составьте и запишите с ними по два предложения, употребив их в мужском и женском роде.
Обсуждение полученных выводов. Корректировка знаний.
«Кто вы?» (Если Ваш ответ:«Да», то встаем, если – «Нет», то приседаем) - Вы сладкоежка? - Вы чистюля? - Вы непоседа? - Вы умница? - Вы тихоня? - Вы забияка? - Вы левша? - Вы молодчина? - Вы недотрога?
- Перед вами теоретический материал об именах существительных общего рода, проанализируйте его по технологии инсерт, критерии которой вы видите на экране. «v» - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы»
Проговаривание результатов.
- Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных. Молодчина, неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, плакса, злюка, задира, сорвиголова, неряха.
- Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Какие результаты получили? - А теперь давайте обменяемся впечатлениями об уроке. Выскажите свое мнение.
1. Составить кластер по изученной теме 2. Упр.730 (задание такое же, как последнее) |
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие
Работа в группе, рассказы о имени существительном
Ученики определяют род в группах
Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся формулируют свои мнения
Познакомиться с именами существительными общего рода,научиться определять их род, употреблять имена существительные общего рода в речи
Работа в группах
Проговаривание полученных выводов
Снятие напряжения, утомления
Работа в группе
Корректировка знаний
Индивидуальная работа
Обсуждают успехи, затруднения при выполнении заданий. |