Урок литературного чтения во 2 классе «Латышская сказка "Как петух лису обманул"»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель: Соловьёва О.А.
Тема урока: Латышская сказка «Как петух лису обманул»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели:
Продолжить ознакомление учащихся с древнейшим жанром устного народного творчества – народной сказкой о животных;
Продолжать формирование универсальных учебных действий:
развивать умение понимать прочитанное, анализировать произведение, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать ранее приобретенные знания, развивать речь и внимание;
воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.
Оборудование: выставка книг и рисунков о животных, карточки, политическая карта Европы, мультимедийное оборудование, толковый словарь, маски или куклы животных, ширма, аудиозапись, карточки с пословицами -6 штук, работа с рабочей тетрадью.
Предварительная работа: беседа на тему: «Сказки о животных», подготовка к инсценировкам сказок (репетиции), подготовка докладов.
Авторский медиапродукт: презентация
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
Психологический настрой: а) “Придумано кем-то просто и мудро СЛАЙД 2 (Все здороваются друг с другом) Здравствуй солнце золотое, Поприветствуйте наших гостей! ( дети поворачиваются , приветствуют гостей и друг друга) -На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат, голова хорошо работает. - Ребята, я предлагаю вам определить ваше настроение. Поднимите зелёный круг, если вы уверены в своих знаниях, если у вас хорошее настроение. Жёлтые кружки, если у вас есть сомнения. Красный кружок, если вам трудно. Учитель: Спасибо, мы определили ваше настроение. А сейчас чтобы подготовить себя к работе, выполним разминку. б) Речевая разминка. ( СЛАЙД 3) Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее). Лучше упражнения выполнять в парах: “Одуванчик” (сильный выдох) “Задуй свечу” (быстро) “Задуй свечки на торте” (длинный выдох). Чистоговорка: Ко-ко-ко – нам работать всем легко. Ку-ку-ку – узнавать я все могу. Ки-ки-ки - в школе мы ученики Проверка домашнего задания. Оформление выставки иллюстраций. Рассказы ребят о Зайце (1 ученик о зайце из сказки) II. Актуализация знаний.– Мы с вами прочитали много сказок о животных. Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели. Задание: определите название сказок. ( Выставка книг животных) (Инсценировка отрывков подготовленными учащимися кукольный театр) – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон! – Одеваюсь… – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон! – Шубу надеваю… (“Лиса и заяц”) – Битый небитого везёт, битый небитого везёт. – Что ты там, лисонька, говоришь? – А я говорю: битый битого везёт. – Так, милая, так! (“Лиса и волк”) – Петушок, петушок, Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла. Петушок испугался, закричал: – Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня! (“Кот, петух и лиса”) – Кто главные герои этих сказок? (животные) – К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных) – Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков) - Какими бывают сказки о животных (Народные (разных народов) и авторские – А какому народу принадлежит авторство сказок отрывки, которых мы сейчас увидели? (русскому) - А в карельских сказках можно встретить этих героев? - Может кто-нибудь вспомнит название сказок! - Как ведут себя герои сказок о животных? (Звери говорят и ведут себя как люди.) Люди в животных могут узнать себя. – Кто же главная героиня в сказках отрывках? (лиса) – Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость) – Кто главная героиня этих сказок? (лиса) – Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость) ДОКЛАД О ЛИСЕ СЛАЙД 4 Лиса и особенности её характера Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать. Её образ постоянный. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица – масляна губица, лиса – кумушка, Плутовка, Лисафья. Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13). Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы ( СЛАЙД 5)
Из данной таблицы видно, что лиса в сказках представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.), - Но во всех ли сказках лиса является отрицательной героиней? - Может кто-нибудь знает название этих сказок? (ответы детей) - Из этого можно сделать вывод, что у лисы есть и положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество). |
Коммуникативные УУД. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Личностные результаты Пожелание хорошего настроения, позитивного общения. Сообщение об организации работы. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
||||||||||||||||||
II. Развитие умений. |
III. Постановка темы и целей урока.
– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать? ЗЛОЧАБТМВНИЖЯ ( буквы на доске) – Найдите на карте эту страну. Рассказ учителя или подготовленный ученик. (СЛАЙДЫ 6, 7) Ла́твия, официальное название — Латви́йская Респу́блика – прибалтийское государство в Северной Европе, столица — город Рига . Государственные символы Флаг Латвии тёмно-красный с белой полосой посередине, Латвийский герб — щит с восходящим солнцем на голубом фоне в верхней части, красным львом на серебристом фоне слева внизу и серебристым грифоном на красном фоне справа внизу. Спасибо, продолжаем дальше – Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки. Петух, как, обманул, лису ( Карточки) (“Как петух лису обманул”) (СЛАЙД 8) – Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: Познакомимся… Будем учиться … (СЛАЙД 9) Работа со сказками до чтения. – Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос) – Как вы думаете, какой ответ дается эта сказка? (серьёзный или сказочный, с намёком) – А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос? – Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 78). 3. Рассматривание иллюстраций: (СЛАЙД 10) - Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей ) – Кто герои этой сказки? - Как вы думаете, почему мужик не упомянут в названии сказки? - Какой момент изображён? (Лиса и старик ругаются.) – Как вы думаете, из-за чего у них вышла ссора? (Из-за петуха. Петух притих, лиса про него забыла. Возможно, он убежит.) - Что можно предположить о петухе? - Давайте проверим свои предположения и прослушаем сказку. Первичное восприятие. Слушание. (дети следят по учебнику и подчеркивают главные слова) - А сейчас поднимите зелёный кружок, если, по вашему мнению, вам всё понятно в содержании сказки. Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над сказкой. Красный, если вам непонятно. - Спасибо, продолжаем дальше. Сейчас ответьте на мои вопросы. Вопросы после первичного прослушивания: – О чём рассказывается в сказке? (Ученики кратко передают содержание). – Понравилось ли вам произведение? – Чье предположение совпало с сюжетом сказки? – Кто главные герои сказки? – Кто вам симпатичен? – Что нового вы узнали о лисе? ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( СЛАЙДЫ 11-12) Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. Работа с тетрадью. 10 мин. - Откройте рабочую тетрадь на стр. 43. - Пришло время поработать в парах. Мы с вами будем читаем текст, вслух, по цепочке, с попутными комментариями, ваша задача после каждого абзаца посовещаться парами и записать в рабочей тетради на странице 43 задание № 2 черты характера и внешность одного из главных героев петуха Вам всё понятно? 1. Анализ первого абзаца – Как называется постоянный элемент (начало) сказок? (зачин) 2. Анализ второго абзаца. – Каков петух? (драчливый) отметить в тетради – Что значит, норовит? (настойчиво стремится что-нибудь сделать или добиться) (работа со словарем) – Как вы понимаете выражение «по всем петушиным правилам пойдет бой»? ( петухи дерутся без правил) ( СЛАЙД 13) 3. Анализ 3 абзаца. – Что нового вы узнали о герое? Запишите. (хитрый) – Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»? (очень осторожно) (Покажите, как это ходить «бочком-бочком»?) ребёнок 4. Анализ 4 абзаца. – Почему старуха прогнала петуха? – Какая сказочная примета? (троекратный повтор: три соседки приходили с жалобами на петуха) 5. Анализ 5 абзаца. – Каков был петух? (обидчивый) отметить в тетради – (5)Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок) 6. Анализ 6 абзаца. - Кто увидел лису с петухом в зубах? - Что значит, боронил (ссылка) + СЛАЙД 14 - Зачем мужик побежал за лисой с палкой? 7. Анализ 7 абзаца. – Как петух добился того, что лиса начала ругаться с мужиком? (поддразнивал) – А как вы понимаете слово «позарился»? (использование словаря) 8. Анализ 8 абзаца. – Что значит браниться? (работа со словарем) – Как себя проявила лиса? (злая, грубая, поддалась на уловку) 9. Анализ 9 абзаца. – На кого обиделась лиса? (на всех людей) - Почему она обиделась? – Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная) ФИЗМИНУТКА VII. Работа с текстом после чтения. б) Вопросы и задания после чтения: – Что узнали о главном герое? - Давайте посмотрим, что у вас получилось, работая в парах. 2 столбика: ВНЕШНОСТЬ и ХАРАКТЕР: кривоглазый забияка кривобокий задира (СЛАЙД15) – Прочитайте, по тетради, какой же был петух? Расскажите, каким вы представляете петуха. (Словесное рисование.) – Почему старуха прогнала петуха? – Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? Как он поддразнивает лису? Прочитайте. – Как вы понимаете предложение «Так разошлась лиса, что и остановиться не может»? ( так сильно ругалась, что забыла обо всё) ( СЛАЙД 16) – А на кого обижается лиса? – Какая лисья повадка нашла объяснение в этой сказке? (Как увидит лиса человека – отвернёт морду и прочь бежит.) - Ребята, пришло время ответить на наш главный вопрос. Какой ответ даёт эта сказка? ФИЗМИНУТКА ( СЛАЙДЫ 17-32) Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД 33) – Какой момент действия отражён на иллюстрациях? (Ученики пересказывают текст выборочно.) 3. Работа с пословицами. В группах по четыре. 2 мин. (СЛАЙДЫ 34-36) – Выбрать из предложенных пословиц только ту, которая бы могла стать названием сказки. 1 группа. Смекнёшь да схитришь – врагов победишь. 2 группа. Смекалка и ум к победе ведут. 3 группа. Сметлив и хитер – пятерым нос утер. 4 группа. Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу! 5 группа. Разговорам не дивись, на хитрость не ловись! 6 группа. Где смекалка и отвага – до победы два шага; |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 5. Ориентироваться на развороте учебника. 6. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Итог. |
IX. Рефлексия. 3 мин. (СЛАЙД 37) – Выберите и дополните одно из предложений: Мне на уроке было интересно… Мне на уроке было трудно… Урок заставил меня задуматься о том, что… - А сейчас поднимите зелёный кружок, если, вам всё понятно. Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над сказкой. Красный, если вам на уроке было трудно. |
Регулятивные УУД Оценивание работы учащихся на уроке. Анализ достижения целей и задач урока. Личностные результаты Оценивание работы учащихся на уроке. |
||||||||||||||||||
ΙV. Домашнее задание. |
Выберите себе домашнее задание(СЛАЙД 38 ) 1. Подготовить пересказ сказки от имени петуха или лисицы по выбору (задание 3 в тетради на с. 43) 2. Чтение по ролям. |
Латышская сказка «Как петух лису обманул»
MP3 / 7.9 Мб
зарядка
MP3 / 6.88 Мб
карточки
DOC / 29.5 Кб