12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2689
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
5

Урок истории для обучающихся 6 класса по теме: "Рыцарство на войне и у себя дома"



Урок истории по теме: «Рыцарство на войне и дома».


Учитель

Гусева А.В

Класс

6

Педагогические цели


Создать условия для формирования представлений о жизни в рыцарском замке, образе жизни феодалов; создать условия для знакомства с понятиями, замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз, геральдика.


Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: раскрывают смысл понятий: феодальная лестница , замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз. знают, на какие сословия делилось средне­вековое общество; проводят поиск необходимой информации на основе исторического источника, умеют интерпретировать историческую информацию: характеризуют условия и образ жизни феодалов , представляют близкие к действитель­ности картины исторических явлений; дают оценку историческим событиям; грамотно излагают исторический материал для описания и характеристики феодального замка.

Метапредметные:

Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют исполь­зовать иллюстративный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной за­дачей, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, проявляют способность к волевому усилию, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: владеют монологической формой речи, аргументированно отстаивают свою позицию.

Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности.

Тип урока

Урок открытия знаний

Образовательные ресурсы

Презентация «В рыцарском замке»

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Феодальное общество, феодалы, замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз


Этапы урока


Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания


I. Актуализация знаний.


- На экране записана тема урока:

«… : на войне и у себя дома».

- Для того, чтобы узнать ключевое слово нашей сегодняшней темы урока, вам нужно выполнить задания:

Перед вами иллюстрация, что на ней изображено?

Почему она так называется?

Почему одни стоят выше, другие ниже? Как называли короля в иерархии? Как называли тех, кто подчинялся своему господину?

Что определяло богатство человека?

Как назывались земельные участки знати?

Какая категория феодалов отсутствует на иллюстрации?



Ученики должны сказать,



1.Феодальная лестница

2.Каждый занимает в Средневековом обществе, строго определенное место (ступень).Представители общества являлись феодалами.

3. Расположение представителей иерархично. Король-сюзерен. Слуги – вассал.

4. Земельный участок, дающийся за несение воинской службы, передающийся по наследству – 5.феод.

6. Рыцари.




Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).


Коммуникативные УУД

1. Умение работать самостоятельно..

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.




Личностные УУД

1. Оценивать правильность своих и чужих позиций в ответе.


II. Формулирование проблемы урока.


Составьте план темы.

Почему не можете составить план темы?


К этому вопросу вернемся в конце урока.


Что означает понятие рыцарь?



Войны сеньоры составляли конное войско, а крестьяне чаще всего – пешее. Как вы думаете, почему?


Вот о них мы с вами и поговорим сегодня на уроке подробнее. На экране вставляется в теме урока слово «Рыцарь».




Дети затрудняются.


Тема нами не изучена.






Конный рыцарь с мечем.



Ответ: у крестьян не было денег приобрести коня и доспехи, которые стоили очень дорого.



Записывают тему урока в тетрадь.

III. Подведение к теме урока.

Рыцарь – это слово появилось в русском языке от немецкого «риттер», что в переводе означает всадник, конный воин.

А рыцарю стареть бы не давали

Отважный риск и вкус к делам большим,

Пиры в его гостеприимном зале

И щедрость, чей порыв неудержим:

Пусть на турнир иль боевой отряд

Свое добро он тратит все подряд…

/немецкий поэт-рыцарь Бертран де Борн/

Какая черта поведения здесь ставится в образец феодалам? На что рыцарь считает полезным и достойным тратить свое богатство? Каким образом рыцари его добывали?










- Отвага рыцаря. Его щедрость.- Участвуя в турнирах, находясь на службе (будучи вассалом) у сюзерена.


IV.Изучение нового материала.


Жилище рыцаря.

Посмотрите на иллюстрацию. Что мы видим на ней?


Почему о жилище феодала говорят

«Мой дом – моя крепость»?


-Рассмотрите иллюстрации разных видов замка и запишите в тетрадь Какими способами средневековые строители делали замки неприступными? Поясните свои ответы.







2. Снаряжение рыцаря.

-Из чего состояло снаряжение рыцаря?

- Для чего необходимо было снаряжение рыцаря?



Как узнать рыцаря в латах?




3.Воспитание рыцаря.

-Как происходила подготовка феодала к военной службе?

- Опишите ритуал посвящения в рыцари.



4. Развлечение рыцарей


5. Правила рыцарской чести.

Заполните пропуски в «Кодексе рыцарской чести».

Восемь основных добродетелей:

Презирать расчетливость.

_____________________

Смелость, сила и храбрость,

благородное поведение в бою,

постоянная забота о славе,

_________________

красота, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте

_____________________

Замок.




Замок должен защищать своего озяина.



Ученики должны ответить письменно в виде тезисов с краткими пояснениями:

1.Замок строили на возвышенности. Трудно подобраться для захвата.

2. Окружали рвом с водой.

3. Подъёмный мост.

4. Высокие стены укрепленные бойницам.



Дети рассказывают о снаряжении рыцаря: Латы, оружие: мечь, палица, кольчуга, шлем, щит.

- Для надёжной защиты рыцаря.

- Использовали отличительные знаки – гербы.



Чтение текста в параграфе..




Дети описывают эпизод от имени одного из персонажей..







Сообщение «Рыцарские турниры».


Восемь основных добродетелей:

Презирать расчетливость.

верность сеньору,

Смелость, сила и храбрость,

благородное поведение в бою,

постоянная забота о славе,

щедрость,

красота, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте

защищать честь дам, вдов и сирот


VI. Первичное закрепление нового материала.

Вспомните. О чем мы сегодня говорили на уроке и составьте план урока.

Составляют и записывают в тетрадь План:

Понятие рыцарь.

Жилище рыцаря.

Снаряжение рыцаря.

Воспитание рыцаря.

Рыцарский турнир.



VII. Применение нового знания.


-Соотнеси понятие и определение.



-Восстановите пропущенные слова в текст.


- Дети выполняют задания.

Ответы:

1- Б; 2- В; 3- А.


Камня, холм, ров с водой или высокие стены, шлем, латы, оружие, рыцарские турниры, охота, пир.







VIII. Рефлексия.

Я приобрел...

Я научился...

Я смог...

Меня заинтересовало...

Мне захотелось...

У меня получилось...

Мне было труднее всего


Дополняют предложение.

Устные ответы


IX Самооценка работы на уроке

Оцените свою работу за урок, используя цветную ручку или карандаш:

t1591950603aa.gif

Работа на уроке отлично

t1591950603ab.gif

Работа на уроке хорошо


t1591950603ac.gif

Работа на уроке удовлетворительно


Ставят значок в тетрадь, после конспекта урока.


Домашнее задание

Дифференцированный подход:

Домашнее задание:

Для всех (базовый уровень сложности)

Прочитать П.12 учебника, пересказ

Нарисовать замок феодала в тетради

Дополнительно (на выбор):

Повышенный уровень сложности:

3* Сочинение на тему: «Один день в замке феодала».

Сочинение на тему: «Один день в жизни рыцаря».

или

Высокий уровень сложности

4* Используя дополнительные источники, составьте презентацию или расскажите (не менее 15 предложений) об одном из средневековых замков Европы (план изложения свободный).

В помощь: Список замков:

Замок Сеговия (Испания)

Замок Хоэнзальцбург (Австрия)

Гейдельбергский замок (Германия)

Замок Кардифф (Уэльс)

Эдинбургский замок (Шотландия) и др.






Приложение

Тексты в помощь учителю.

Рыцарский герб.


Визитной карточкой любого рыцаря был нанесенный на щит отличительный знак его рода – герб. Первые гербы появились именно в средние века. Они украшали знамя рыцаря, его оружие, красовались над входом в дом. Основу большинства гербов составлял щит.

Гербы создавались специальными людьми – герольды. Они придавали цвету символические значения/.

Основу большинства гербов составлял щит. Пространство щита обладало определенной иерархией: так правая сторона считалась важнее левой, а верхняя важнее - нижней. Поэтому щит делился на части.

- Что могло быть изображено на гербе? фигуры, животные, птицы, крепости и т.д.

Действительно, на гербе помечались различные изображения или фигуры. Они могли быть геральдическими - треугольники, квадраты, полукруги , и негеральдическими - изображения человека, животных, птиц, растений, гор, рек. Чаще всего это были устрашающие животные – львы, медведи, орлы. Могли быть и фантастические – драконы, единороги, кентавры. Форма щита была так же разнообразной.

Составление гербов было настоящим искусством, требовавшим глубоких и разнообразных знаний, а так же вкуса и такта.

Полный герб включал в себя щит, шлем, и шлемовую эмблему, намет, щитодержатели и девиз, а если владелец герба принадлежал к титулованной знати, то и корону.


Рыцарский замок.


Замок – так оно называлось, это жилище феодала. ( Рассказ по изображению).

Вся Европа покрылась тогда густой сетью каменных твердынь. Только во Франции их насчитывалось не менее 40 тысяч. Сначала замки строили из дерева, позднее стали сооружать из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, его окружали широким рвом с водой. Через ров был перекинут подъемный мост. На ночь или при нападении врага его поднимали на цепях. Из многочисленных башен постоянно обозревала окрестности стража. Чтобы проникнуть в замок надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, приблизиться к стенам по открытому пространству, взобраться на них по приставным лестницам или разбить тараном дубовые ворота. Защитники замка на их головы сбрасывали со стен камни, бревна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья и осыпали стрелами. Но даже прорвавшись через все эти преграды, часто им приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду. Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. В подвальном помещении часто делали колодец и могли хранить запасы продуктов. На случай захвата башни в толще стены была винтовая лестница. По ней хозяин замка вместе с семьей и остальными мог спуститься в подземный ход, который выходил к реке или в густой лес.

Предоставляя столь ценимую в то время безопасность, замок, однако, не был уютным. Нередко в его комнатах было темно и холодно, ведь оконных стекол в Европе тогда не было, а немногочисленные камины не прогревали огромный замок.

Жизнь жителей замка была однообразной. Вечерами обитатели собирались у очага, играли в кости и шахматы. Но бывало, что спокойствие нарушалось приездом гостей, и тогда устраивались пиры и праздники.

Буйные, заносчивые феодалы считали себя людьми благородными, то есть из хорошего рода. Они презирали расчетливость и бережливость, а скупость считали одним из самых позорных пороков.


Посвящение в рыцари.

Рыцарями не рождались. Это тяжелое занятие требовало большой физической силы и многолетней постоянной тренировки. С 7 лет мальчики из знатных семей покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться. Они усваивали изысканные манеры, учились петь и танцевать, хотя читать и писать учили не всегда, считая это не обязательным. Затем юноша становился оруженосцем рыцаря. И лишь после нескольких лет такой службы его посвящали в рыцари. Для этого проводилась специальная церемония. В немецкой эпической поэме XIII века «Кудруна» описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, «рыцарь без страха и упрека»:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки, и песни на родине пели.


Ры́царский турни́р — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть.

Претенденты на победу съезжались с разных стран. В турнире мог принять участие и сам король. Разумеется, наиболее почетные места для зрителей занимали знатные дамы. Рыцари бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не острыми, концами или затупленными мечами, поэтому удары, которые причинялись соперниками друг другу, не были смертельными. К тому же, тяжелые железные латы, шлемы с забралами и щиты защищали рыцарей от серьезных ранений. Сам турнир начинался так: звучал звук труб и на арену выезжали несколько пар конных рыцарей в полном вооружении. Они встречались на средине арены и причиняли удар за ударом противнику. Если ломалось копье, рыцарь возвращался за новым оружием и снова вступал в бой. Заменить оружие разрешалось двенадцать раз. Большинство рыцарей, которые на протяжении нескольких часов демонстрировали свою силу и ловкость, устав, вынуждены были прекратить бой. На арене оставалось два бойца. Между ними продолжалась борьба. Победителем ставал тот, кто смог выбить противника из седла. В конце турнира происходила награда победителей, её получал самый отличившийся рыцарь турнира. Судьи под трубный хор громко выкрикивали имя победившего рыцаря, после чего он под звуки труб подходил к знатным дамам, для получения награды. Наградой служила какая-либо ценная золотая вещь (кольцо, шлем или меч). Если дама была благосклонна к победителю, то она вручала ему платок или бант, рыцарь цеплял его на свой шлем, чтобы прославлять свою даму. После этого он уходил, снимал доспехи, надевал праздничную одежду и шёл на пир, где ему уже было уготовано самое лучшие место.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.