Урок истории в 6 классе «Природа и население Древней Индии»
Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 6 класс
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Природа и население Древней Индии.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель урока: Познакомить учащихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии
верования индийцев.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
Методы
словесный,
наглядный,
практический.
Предполагаемый результат:
Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
Расширение кругозора.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
ХОД УРОКА.
I.Организационныймомент.
( до урока обучающиеся делятся на группы и расходятся по своим рабочим местам)
1.Приветствие.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже знакомы. Каждый из вас получил вопросник. Прошу выйти капитанов команд и сейчас проведем игру «Заморочки из бочки». Ребята вытаскивают бочонки с номерами вопросов, а вы – читаете и кто знает ответ – поднимает руку и отвечает. У каждого на парте лежит оценочный лист в котором он будет фиксировать свою работу и работу своей команды. На выполнение задания – 3 минут (максимум).
1. Междуречье располагалось между реками - Тигр и Евфрат
2. Самые крупные города Финикии - Тир, Сидон, Библ
3. Царь, который прославился в Израильском царстве своей мудростью и
богатством - Соломон
4. Столица Ассирийского государства - Ниневия.
5. Ассирийская армия была самой непобедимой, потому что- использовала
железное оружие.
6. Правитель Персии, который провел ряд реформ – Дарий 1.
7. Письменность, изобретенная жителями Двуречья - клинопись.
8. Укажите имя вавилонского царя, при котором появились первые законы -
Хаммурапи.
9. Какая особенность финикийского алфавита - только согласные
10. Какой город стал столицей Израильского царства- Иерусалим
11. Чем прославился царь Ассирии Ашшурбанапал - составлением
библиотеки
12. Столица Персии, известная своими роскошными дворцами – Персеполь
III.Мотивация - 4 мин.
1.Учитель. Молодцы. Теперь я вижу, что мы можем отправляться в путешествие, но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после просмотра слайда. Слайд № 1
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? Дети отвечают: "Индия" .На доске крепится начало темы урока «Индия».
2.Постановка цели и задач – 3 мин.
Учитель: Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии". На доске крепится продолжение темы урока «природа и население». Слайд №2.
Учитель: Тема нашего урока «Природа и население Древней Индии».
Учитель: Слайд №3. Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в ходе нашего путешествия. раздаются план-опоры на столы по 2 на путешеств План урока:
Местоположение и природа Древней Индии.
Древнейшие цивилизации Индии..
Занятия населения Древней Индии.
Арии в Индии.
Религиозные взгляды индийцев.
Слайд №4. Внимание мы отправляемся в « волшебную сказочную страну» - именно так называли её греки, а почему - мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Слайд №5.Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
1.Изучение нового материала:
Учитель: У каждого из вас есть контурная карта куда мы будем вписывать те географические объекты, с которыми будем знакомиться в ходе урока. Рассказ о географическом положении Индии. Работа с контурной картой.
А начнем мы знакомство с документа составленного Диодором Сицилийским "Историческая библиотека" - 5 минут.
Чтение первого отрывка: Слайд №6. "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями».
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка?
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи). Работа с контурной картой.
Учитель: Слайд №7. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". Слайд №8.
В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.
Чтение второго отрывка: Слайд №9. «Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.»
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? Дети отвечают: "в Индии есть равнины и реки"
Учитель: В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. Работа с контурной картой.
Учитель: На столе лежат карточки с разными географическими названиями. Выберите, те которые касаются Индии и прикрепите их на доску. Составить кластер №1.
Учитель: Слайд №10.Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.
Учитель: Слайд №11. Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Для знакомства с животным миром Индии мы будем использовать литературное произведение –поэму «Махабхарата». Слайды № 1213,14,15
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
Учитель: В джунглях человека подстерегала опасность. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте".
Слайд №16. Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами
Учитель: Для проверки, как вы запомнил животный мир Индии, мы сейчас составим 2 кластер. Карточки на столе – выберете, тех животных, которые водятся в Индии – 1 минута.
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
Учитель: Слайд №17. Древнейшие города Индии. Примерно в III тысячелетии до н.э., в то время, как на Востоке расцвели цивилизации Шумера и Египта, в долине реки Инд жил народ, который умел плавить бронзу, знал множество ремесел, имел свою письменность и строил замечательные города. Главными занятиями его были земледелие и скотоводство. Местные жители разводили овец, коз, буйволов и даже слонов. Занимались они и торговлей. На территории Древнего Шумера найдены предметы с берегов Инда, а в одном из крупнейших древнеиндийских городов Мохенджо-Даро нашли сосуд с надписью на шумерском языке. При раскопках этого города были сделаны и многие другие интересные находки, позволившие узнать о жизни его древних обитателей.
Учитель: Какие выводы можно сделать на основе археологических открытий.
Слайд №18. Мохенджо-Даро располагался в долине реки Инд. В центре его, на высоком холме, возвышалась могучая крепость, в которой помещались дворец и огромный амбар для зерна. Улицы города были прямыми и широкими. Вдоль них стояли двух и трехэтажные дома, выстроенные из красного кирпича. На перекрестках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Крыши домов были плоскими, и летом, в душные и жаркие ночи, здесь спали их обитатели. Почти в каждом доме был колодец, выложенный кирпичом, и комната для омовений. Грязная вода из нее по специальным каналам стекала в общегородской канал, отводивший ее за город. Был в Мохенджо-Даро и большой плавательный бассейн с лестницами для спуска и многочисленными помещениями для отдыха.
В развалинах города археологи до сих пор находят множество вещей, орудий труда, украшений. Здесь была найдена и великолепная керамическая посуда, покрытая кремовой глазурью с темно-пурпурными рисунками. Нигде больше в III тысячелетии до н.э. еще не умели изготавливать такую керамику.
Во II тысячелетии до н.э. по неизвестной причине все древнеиндийские города были покинуты их жителями, и эта древнейшая цивилизация безвозвратно погибла, оставив после себя лишь руины своих городов.
Учитель: Нанесите на контурную карту древние города.
Учитель: Чем занимались жители Древней Индии? Ответ мы найдем если опять обратимся к записям Диодора Сицилийского.
«Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
Слайд №19. В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Слайд №20. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. Слайд №21. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными. Они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».
Учитель. Слайд №22. В Индии так же выращивают хлопчатник, сахарный тростник, рожь.
Учитель: Показ гербариев. Составим 3-й кластер «Растительный мир Индии»
Учитель: Вы хорошо поработали – составили контурную карту, изучили документ и сейчас можете сделать вывод о том каковы основные занятия древних индийцев.
Учитель: Составим 4-й кластер «Основные занятия населения Индии»
Учитель: Слайд №23. Вторжение ариев и образование единого Индийского государства. В начале II тысячелетия до н.э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев. Расселяясь по широким просторам Индии, они постепенно переходили к оседлому образу жизни и земледелию. У местных жителей они отбирали земли и заставляли их работать на себя, превратив в своих слуг. Со временем арии смешались с местным населением и составили единый индийский народ.
Слайд №24. В начале I тысячелетия до н.э. индийцы научились добывать и обрабатывать железо. Во главе арийских племен, вторгшихся на территорию Индостана, стояли выборные раджи. Постепенно они начинают закреплять за собой власть и передавать ее по наследству, превращаясь в царей. Так в I тысячелетии до н.э. на территории Индии сложилось множество небольших царств, которые постоянно враждовали между собой. В результате долгих и кровопролитных войн в III веке до н.э. почти вся Индия была объединена под властью царя Ашоки из династии Маурьев. Но его государство просуществовало недолго и распалось вскоре после смерти царя.
Слайд №23. Вторжение арийцев.
Учитель: Нанесите на контурную карту территорию державы царя Ашоки.
Учитель: Какая часть Индии не вошла в состав державы?
Учитель: Мы познакомились с природными условиями Индии, узнали какие есть животные на полуострове, какие растут растения, чем занимаются индийцы. А во что верило население Индии, каковы были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.
Слайд №25. Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».
Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.
Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение? Ответ: Верой в переселение душ - реинкарнация.
Арии принесли в Индию свою религию. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. Вор станет крокодилом, а пьяница – червяком. Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам.
Слайд №26, 27. В 6-2 веке до нашей эры в Индии возникла религия – брахманизм. Главным богом был Брахма. Из своих уст он создал жрецов – брахманов, которые могли разговаривать с Богом. Из рук Брахма создал воинов – кшатриев во главе с царем. Из бедер Брахмы были созданы крестьяне – вайшьи, а из стоп – слуги – шудры. Так в Индии произошло разделение общества на сословия – варны, узаконенные в 5 веке до нашей эры. В индийском обществе официально закрепилось неравенство людей. Развитие брахманизма привело к появлению в Индии религии под названием индуизм.
Слайд №28. Верховные боги индуизма - Вишну – хранитель мира, Шива – бог – разрушитель, Брахма – творец мира.
Слайд №29.
Индуисты почитали священных животных: Слона, Корову, Змею. С большой любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.
Учитель: Составляем 5-й кластер «Религия Древней Индии»
Слайд №5. Карта Индии. Составление цветка – ассоциации Индии.
Повторение изученного материала по опорному конспекту на доске.
Проверка оценочных листов. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание - Написать письмо другу об Индии.
Рефлексия – работа с кубиком.
Аладышева Татьяна Петровна