Урок ИЗО 2 класс «Есть ли настроение у моря?»
Гусева Елена Александровна учитель изобразительного искусства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгуринская средняя общеобразовательная школа»
Д.Болгуры, Воткинского района, Удмуртской Республики
Всероссийский конкурс для учителей музыки, рисования и МХК на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»
Конспект-сценарий
сценарий урока по изобразительному искусству «Есть ли настроение у моря?»
для учащихся 2 класса.
Автор:
Гусева Елена Александровна,
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ Болгуринской СОШ
д. Болгуры
2017г.
Аннотация
5 урок из цикла «О чем говорит искусство». Цикл «О чем говорит искусство» для 2 класса состоит из 7 уроков. Урок изобразительного искусства с использованием презентаций выполненных в программе Power Poin, которые способствуют деятельности обучающихся, яркие слайды дают возможность обеспечить положительную динамику урока.
В начале урока презентация проецируется на экран, а на следующих этапах каждый ученик работает индивидуально за компьютером, что позволяет работать каждому ребенку в своем темпе. В урок включены материалы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Построен урок по технологии критического мышления.
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «Марина», «Маринист», с художником – маринистом – И.Айвазовским, и как художник выражает настроение моря с помощью цвета и характера мазков.
На этапе рефлексии учащиеся на уроке работают в трех группах, каждая группа создает кластер. Итогом урока являются рисунки, выполненные учащимися.
Содержание
Введение
Актуальность и новизна 4-5
Ожидаемые результаты 6
Подготовительная работа 7
Цели и задачи 8
Оборудование урока 9
Ход урока 10-13
Заключение 14
Используемая литература 15
Введение
Актуальность и новизна
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления.
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point, помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Все это позволяет экономить время на уроке, прививает интерес к предмету, повышает и формирует положительную мотивацию, а значит эффективность самообучения, помогает выстраивать учителю индивидуальную образовательную траекторию учащегося.
Реализация данной работы рассчитана на 1 урок (45 минут).
В ходе урока учитель может оценить работу малых групп, наблюдая за их работой. Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть: композиционная организация изображения в листе; умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел; оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме. Итогом урока является выставка рисунков.
Подготовительная работа:
изучение литературы, сбор материалов для урока,
подбор ЭОР из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
создание конспекта урока;
подготовка музыкального сопровождения;
создание презентаций.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементарной перспективы;
сфомированность изобразительных навыков передачи состояния природы цветом, характером мазков;
умение использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
ознакомление учащихся с терминологией пейзажной живописи.
Знакомство с художником-маринистом И.Айвазовским и его произведениями.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
Формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение пользоваться языком изобразительного искусства;
умение слушать и вступать в диалог;
умение согласованно работать в группе;
Регулятивные УУД:
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
умение работать по предложенному учителем плану;
умение отличать верно выполненное задание от неверно.
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации;
контроль и оценка промежуточных результатов;
развитие способность смыслового восприятия художественного текста;
самостоятельное формулирование и выделение познавательной цели;
перерабатывать полученную информацию и делать вывод.
Тема года: Ты и искусство
Тема 3 четверти: О чем говорит искусство
Тема урока: Изображение природы в разных состояниях
Цель урока: Формирование художественной культуры младшего школьника как части духовной культуры.
Задачи:
- формировать чувство неразрывной связи человека с природой;
- развивать творческое воображение, восприятие мира;
- формировать умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементарной перспективы;
- совершенствовать изобразительные навыки для передачи состояния природы цветом, характером мазков;
- совершенствовать образное представление, зрительную память.
Практическое задание: изобразить море в контрастном состоянии на выбор: спокойное или бурное.
Оборудование урока:
(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)
Компьютеры на каждого ученика, проектор, экран, Интернет, сервис cacoo для учителя.
презентации:
«Море»
Море
PPT / 12.42 Мб
;
«Как художники изображают настроение моря»
Как художники изображают море
PPT / 3.51 Мб
«Проверь свои знания»
Проверь свои знания
PPT / 301 Кб
ЭОР:
Форма мазка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000696-1000-4ddd-fe6a-1d004755472b/i02_29_30_04.swf
Раскрась пейзаж.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009b2-1000-4ddd-c9cf-150047ce61a3/index.htm
https://cacoo.com/diagrams/JY0fTfpMOyRk6eGy
Материалы для создания кластеров (приложение 1)
Литературный ряд: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин
Музыкальный ряд: И.Брамс Венгерский танец.
Оборудование для учащихся:
Альбом, гуашь, банка с водой, кисти, тряпочки, клей
Ход урока
Этапы урока, время |
Планируемый результат в области |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Организационный момент (2мин.) |
деление учащихся на группы. |
Личностные УУД -отработка навыков групповой работы Регулятивные УУД - учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД - учиться согласованно работать в группе |
Учитель приветствует учеников. Распределение учеников по группам с помощью цветных корабликов. Учитель предлагает ученикам настроиться на урок. |
Ученики приветствуют учителя. Делятся на группы по цвету. |
Игровой прием |
|
Постановка цели (2мин.) |
Определить тему урока настрой, |
Регулятивные УУД - учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД - учиться согласованно работать в группе |
Учитель предлагает узнать тему урока, разгадав ребус. (Презентация1) |
Ученики разгадывают ребус |
Технические средства |
|
Актуализация знаний (мотивация) (5 мин) |
учащихся на положительные эмоции на уроке. |
Личностные УУД -духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе; - повышение уровня мотивации и творческой деятельности. Регулятивные УУД -волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил энергии |
Учитель предлагает посмотреть презентацию (Презентация1) «Море» на экране, после просмотра которой, ученики должны настроиться на работу. Морская стихия… Море… Оно всегда волновало, влекло к себе своей таинственной силой и красотой, безбрежностью пространства. Мы «отправляемся» к лучезарным берегам моря. |
Ученики смотрят презентацию |
Технические средства |
|
Объяснение нового материала (10мин.) |
Овладение основами художественной грамоты Понятие передачи настроения моря с помощью цвета, тона, композиции, пространства, формы мазка. Знакомство с художником –маринистом и его работами |
Регулятивные УУД - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы; -умение работать по предложенному учителем плану; -умение отличать верно выполненное задание от неверно. Коммуникативные УУД - учиться согласованно работать в группе Личностные УУД -отработка навыков групповой работы. Познавательные УУД -поиск и выделение необходимой информации для кластера. Предметные результаты: - Анализ информации по теме «изображение моря»(форма мазка, передача настроения с помощью цвета); - ознакомление с терминами «моренист», «пейзажная живопись», «форма мазка»; - знакомство с художником-маринистом И.Айвазовским и его произведениями. |
Учитель предлагает учащимся посмотреть презентацию (Презентация2) «Как художники изображают настроение моря» и ответить на вопросы: Какого цвета море? Есть ли настроение у моря? Как передать настроение моря в рисунке? По завершению данной работы, ученики должны составить кластер в каждой группе. |
Ученики смотрят презентацию и ищут ответы на вопросы: Какого цвета море? Есть ли настроение у моря? Как передать настроение моря в рисунке? |
Технические средства |
|
Рефлексия (5 мин) |
Научить учащихся работать в группе Отработка навыков самостоятельной и групповой работы Составление плана и последовательности действия |
Познавательные УУД - умение анализировать и делать вывод; - контроль и оценка промежуточных результатов; - перерабатывать полученную информацию и делать вывод. Коммуникативные УУД - учиться согласованно работать в группе Регулятивные УУД - учиться работать по предложенному учителем плану; - умение отличать верно выполненное задание от неверно. Личностные УУД - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; - развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач Предметные результаты -Анализ информации по теме «изображение моря»(форма мазка, передача настроения с помощью цвета). |
Учитель предлагает заполнить кластер и сделать вывод (художник выражает настроение моря с помощью цвета и характера мазков).В кластере ученики должны к настроению моря подобрать и приклеить репродукцию, палитру цветов, характер мазка и фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» 1 группа – море нежное, ласковое; 2 группа – море бурное, грозное; 3 группа – море радостное, веселое. Учитель предлагает группам представить кластеры. |
Ученики заполняют кластер. (Приложение 1) 1 группа – море нежное, ласковое; 2 группа – море бурное, грозное; 3 группа – море радостное, веселое. Ученики представляют кластеры |
Учебное сотрудническтво Работа в группах |
|
Физкультминутка (3мин) |
релаксация |
Учитель предлагает поиграть в игру «Море волнуется |
Ученики играют в игру «Море волнуется». Повторяют игру 2-3 раза |
Игровой момент |
||
Практическое задание (10мин) |
Отработка навыков самостоятельной работы Овладение основами художественной грамоты Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, формы мазка. |
Регулятивные УУД - развивать умение применять и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; - развитие умения определять последовательность действий для достижения результата; -развитие умения работать самостоятельно; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - умение организовать место занятий. Познавательные УУД: -контроль и оценка промежуточных результатов. Личностные УУД: -Формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; -развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей. Предметные результаты: -Умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементарной перспективы; -сфомированность изобразительных навыков передачи состояния природы цветом, характером мазков; -умение использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла. |
Учитель предлагает изобразить море спокойное и бурное (по выбору) на основе сделанных выводов. На альбомных листах , большой кистью, используя палитру. Учитель показывает на доске чистой кистью и водой приемы рисования разными мазками (характер мазка) мазок – черточка, волнистые линии, Учитель напоминает о требованиях, предъявляемых к выполнению творческой работы (размер изображения, композиция, расположение изображения). Учитель во время творческой работы по просьбе учащихся советует, консультирует по возникшим вопросам. |
На основе сделанных выводов и полученных впечатлений ученики приступают к выполнению практического задания: изображения моря спокойного и бурного (по выбору). |
Индивидуальная работа |
|
Выставка рисунков (3 мин) |
Умение анализировать и оценивать работы одноклассников |
Коммуникативные УУД: - умение пользоваться языком изобразительного искусства. Регулятивные УУД: - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Личностные УУД: -Формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. |
Учитель предлагает сделать выставку рисунков. У каждого ученика есть кораблик, учитель предлагает прикрепить кораблики под тем рисунком, который понравился ученику. |
Ученики вывешивают свои рисунки на доску. Ученики прикрепляют свои кораблики под рисунком, который им понравился. |
Учебное сотрудничество |
|
Рефлексия (3мин) |
Отработка навыков самостоятельной работы |
Регулятивные УУД -умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - Поиск и выделение необходимой информации; - контроль и оценка промежуточных результатов; - развитие способность смыслового восприятия художественного текста. Личностные УУД: - развитие самостоятельности в поиске решения теста. Предметные результаты: -Анализ информации по теме «изображение моря; - закрепление терминологии по теме. |
Учитель предлагает ответить на вопросы в презентации |
Ученики отвечают на вопросы |
тест |
|
Итог урока (2 мин) |
Коммуникативные УУД: -умение пользоваться языком изобразительного искусства; - умение слушать и вступать в диалог. |
Учитель оценивает работы учащихся |
оценка |
Заключение
На уроках изобразительного искусства особую значимость имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную активность учащихся, но и самостоятельным объектом изучения, переживания, осмысления, художественного познания. Итогом наглядности становится создание художественного образа в практической деятельности детей.
Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point, помогает объединить огромное количество демонстрационного материала и музыку. Что необходимо для достижения положительной мотивации на уроках изобразительного искусства и развития личностного творческого опыта учащихся.
Используемая литература
Дроздова С.Б. изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику Е.И. Коротеевой, под ред. Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель 2007.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты 2 класс. Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 1997.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи.- Обнинск: Титул,1999.
Пушкин А.С. «сказка о рыбаке и рыбке»
Программа изобразительное искусство под ред. Б. М. Неменского – М.:Просвещение,2014.
Форма мазка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000696-1000-4ddd-fe6a-1d004755472b/i02_29_30_04.swf
Раскрась пейзаж.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009b2-1000-4ddd-c9cf-150047ce61a3/index.htm
http://shteltn.ucoz.ru/publ/ikt_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva/1-1-0-1
CD «Классическая музыка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Болгуринская средняя общеобразовательная школа