Урок ИЗО во 2 классе «Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства»

1
0
Материал опубликован 6 February 2018 в группе

 Раздел 2. Развитие фантазии и воображения

Тема. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», «Как краски и звуки жили», «Портрет ноты ля», «Музыкальная клякса», «Музыкальная радуга».

Цели
деятельности
педагога

1. Раскрытие эмоционально- образной связи между произведениями разных видов искусства, возможности передавать эту взаимосвязь с помощью цвета, звука, движения

2. Формирование способности воспринимать настроение, которое отличает то или иное произведение музыки, состояние природы, осмысливать полученные впечатления и выражать их через переведение сенсорной информации в беспредметные (абстрактные) зрительные образы.

Задачи

Развитие фантазии и воображения, пространственного, конструктивного и композиционного мышления, формирование5 опыта эмоционального восприятия непосредственного окружения, умения использовать копилку художественных образов, полученных в результате общения с природой, искусством.

Планируемые результаты

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально – цветовых игр.

Различать тёплые (солнце): красный, жёлтый, оранжевый и холодные (зима) цвета: белый, голубой, фиолетовый.

Ощутить эмоциональные возможности цвета, объединяя тепло и холод, получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый – красный, синий – жёлтый, красный – синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Формирование ИКТ – компетентности: работа с компьютером; ищем дополнительную информацию. Используя Интернет, находить репродукции (фотографии) картин, которые рассказывают о разных видах искусства.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы . Декоративно- прикладная деятельность

Основные понятия

Художественно-выразительные средства, цвет, цветовая гамма

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме, музыкальные произведения П. И. Чайковского, репродукции картин

Оборудование

Бумага, гуашь, запись музыкальных произведений (пьеса «Январь» и «Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского)

Планируемые
образовательные
результаты

1. Предметные.

1.1.Уметь понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

1.2. Уметь выполнять упражнения на цветовое восприятие звука.

1.3. Уметь различать тёплые (солнце): красный, жёлтый, оранжевый и холодные (зима) цвета: белый, голубой, фиолетовый.

1.4. Уметь передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

1.5. Уметь находить репродукции (фотографии), используя Интернет.

2. Личностные:

2.1.Осознание своих творческих возможностей.

2.2.Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

2.3. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Метапредметные:

3. Регулятивные:

3.1. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.2. Понимать смысл задания.

4. Познавательные:

4.1.Оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

4.2.Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации (общеучебные).

5. Коммуникативные:

5.1. Уметь задавать вопросы.

5.2. Уметь вести диалог.

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы
организации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело приличное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

Посмотрите на экран. Что вы заметили? Отчего это зависит? А вы знаете, что настроение и цвет связаны? У вас на партах лежат фигуры. Раскрасьте одну из них и я узнаю, какое у вас настроение. (На доске таблица цвет-настроение). Я вижу, что вы выбрали….значит у вас настроение…Совпало ли ваше настроение со значением цвета в таблице?. Посмотрим, каким станет ваше настроение к концу урока.

Итак, как цвет связан с настроением?

Ребята, а вы любите рисовать? А что больше всего любите рисовать? Сегодня на уроке мы будем рисовать то, что раньше вы вряд- ли рисовали. (слушаем музыкальный отрывок). Догадались, что мы будем рисовать?

А что такое музыка?

Как вы думаете, настроение и музыка связаны друг с другом? Вспомните урок музыки, какое настроение есть у музыки?

Давайте подумаем: цвет связан с настроением, а настроение с музыкой. Можно ли предположить, что музыка и цвет тоже связаны? Как?

Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делятся впечатле-
ниями

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Познавательные: умеют наблюдать, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: стремятся к координации действий и сотрудничеству, умеют вести неболь-шой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

II.Изучение нового материала

Анализ про-изведений
живописи. Просмотр мультимедийной презентации

Познавательно-информационная беседа «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета». Просмотр мультимедийной презентации или работа с методической таблицей «Теплые и холодные цвета»

Предлагает послушать музыкальные произведения с изображением природы
в разное время года, просит ответить на вопросы:

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского, прислушайтесь к музыке и подумайте, какие мысли и ощущения у вас возникают.

Что вы услышали в музыке, что представили? (Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании этой композиции?) Какое у неё настроение? Какие краски вы представили?

Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делятся впечатле-
ниями

Фронтальная

Познавательные: умеют наблюдать, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: стремятся к координации действий и сотрудничеству, умеют вести неболь-шой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

Посмотрите на экран. Догадались, как называется прослушанное музыкальное произведение? Какие краски использовали художники при изображении этого времени года? Какое настроение вызывают у вас эти цвета? Почему?

Слушают
учителя, рас-сматривают иллюстрации
на экране, отвечают
на вопросы

Фронтальная

Познавательные: осознанно читают текст в учебнике, рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания.

Регулятивные: ориентируются в учебном пособии, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: проявляют устойчивый интерес
к изобразительному творчеству

Устные ответы

Итак, с помощью чего художники изображают настроение? А композиторы?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? Значит, музыку можно представить и нарисовать!

       

Музыкальная физкульт-
минутка

«Весна»

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Дейст-вия согласно инструкции учителя

III.Творческая практическая
деятельность

Беседа «Что мы будем
рисовать».

Демонстрация приемов
работы.

Скажите, а какое время года самое художественное, которое природа рисует на чёрно- белом полотне яркими красками? Конечно же это весна.

Откройте учебник на стр. 122, прочитаем первый абзац. (Весной природа просыпается после долгого зимнего сна. В апреле, когда солнечные лучи становятся почти по- летнему тёплыми, многие растения начинают цвести)

Сейчас вы сами попробуете нарисовать музыку весны. Для того, чтобы ваши рисунки получились более интересными, я предлагаю вам рисовать и слушать музыку, которая вам в этом поможет. Многие композиторы писали музыкальные произведения на тему «Времена года». Один из них русский композитор, произведения которого мы уже слышали сегодня на уроке это П. И. Чайковский. Именно его музыка будет помогать вам в вашем творчестве. Послушайте музыкальную пьесу «Апрель». Музыка поможет вам создать нужное настроение и подобрать нужные краски. Итак, рисуем музыку весны.

Слушают учителя, анализируют информацию; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы. Анализируют готовый рисунок, смотрят презентацию

Фронтальная

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации.

Коммуникативные: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока, формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

Выполнение творческого задания (учебник, с. 65)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выполняют творческие задания.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия

Рисование красками

IV. Итоги урока.
Рефлексия

Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам:

Выставка работ (2 человека рассказывают почему так изобразили, настроение и цвета)

Как вы думаете какая работа более точно и ярко передаёт музыку весны?

Ребята, давайте вспомним какую задачу мы поставили в начале урока? Что должны были нарисовать? Удалось нам это сделать? Что нам для этого понадобилось?

Давайте раскрасим вторую фигуру и увидим изменилось ли ваше настроение к концу урока?

Сегодня на уроке каждый из вас проявил свои творческие способности, ставлю всем оценку 5!

Мы выяснили, что раскрасить музыку разными красками помогает настроение. А музыка раскрашивает разными красками нашу жизнь. Изобразительное искусство в своём наивысшем совершенстве должно стать музыкой.

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища о готовом рисунке.

Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев

Оцени-

вание обучаю-щихся
за работу
на уроке.

Устные ответы

V.Домашнее задание

Работа по тетради (с. 22-23).

Задает домашнее задание

Вам необходимо для каждой ноты подобрать цвет так, чтобы он передавал характер её звучания.

Слушают учителя

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.