Пример анализа урока по ИЗО «Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)»
Пример анализа урока по ИЗО (5 класс VIII вид).
Тема урока: «Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)».
Цель урока: Формирование навыков рисования с натуры.
Задачи урока:
- обучение приёмам и последовательности рисования с натуры предметов, имеющих форму конуса;
- развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;
- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету;
Оборудование: презентация, коллекция детских раскладных пирамид, натура, конус, раздаточный материал (шаблоны, линейки-мерки, коррекционно-развивающие задания, спичечные коробки, картонные прямоугольники), художественные инструменты, материалы и принадлежности;
Материал урока.
В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими (рисование с натуры дорожного знака треугольной формы, Богородская игрушка) и последующими (Рисование с натуры объёмных предметов разной формы и конструкции). Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:
-количества объёма;
-конкретности образов;
-изобразительных и психофизических возможностей учащихся.
Эстетически подобран натурный фонд (коллекция детских пирамид), иллюстративный и раздаточный материал, ИКТ (презентация). Обучающиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.
Оборудование урока
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.
Структура урока
Считаю, также, целесообразным использование на данном уроке «дробной» структуры (орг. момент, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и натуры; физминутки, Коррекционно-развивающая минутка, указания к началу работы и предупреждение ошибок; практическая работа обучающихся; подведение итогов урока). Чётко прослеживалась градация этапов урока. Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленной цели и задачам урока. На каждом этапе урока подведён итог проделанной работы. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока.
Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту, усиливало мотивацию обучающихся, соответствовало их уровню развития познавательных возможностей.
Коррекционно-развивающая работа на уроке
В процессе рисования с натуры проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах и телах. Проведен эксперимент по выявлению отличительных особенностей плоской фигуры от объемной. Сделан вывод.
обучающиеся упражнялись в умении соотносить формы предметов с геометрическими фигурами, соотносить детали своего рисунка с образцом.
Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению натуры на основе разбора предмета на части, где обучающиеся могли рассмотреть отдельные детали предмета. В процессе систематической работы над рисованием с натуры дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между натурой и изображаемым объектом. Процесс рисования с натуры очень сложный и делится на ряд этапов. На уроке дети учились планированию построения рисунка. Для формирования первоначальных композиционных навыков размещения рисунка на альбомном листе и определения общего размера изображения использовалась специальная «мерка». Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходили к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа натуры параллельно выполняя упражнения, направленные на развитие и коррекцию пространственного ориентирования. Таким образом, в процессе обучения рисования с натуры у обучающихся развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки. Развитие глазомера происходило в процессе определения величины деталей пирамидки относительно друг друга. Обучающиеся данного класса находятся ещё на начальном этапе рисования с натуры объёмных предметов, тем не менее, хорошо владеют графическими навыками и навыками изображения объёмных предметов простейших геометрических форм. Только один обучающийся (Илья) параллельно с остальными ребятами занимается по индивидуальному маршруту, составленному с учетом его индивидуальных психофизических возможностей (работа по вспомогательным линиям с использованием шаблона, раскрашивание). На данном уроке использовалось средство развития речи учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:
- названия предметов;
- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);
- практические действия (“провести”, “соединить”);
- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, …).
Кроме этого обучающиеся закрепили и такие понятия, как “плоская форма», «объёмная форма», названия промыслов ДПИ «Богородская игрушка», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка». Развитие зрительной памяти происходило путём запоминание формы, величины объекта. Зрительное внимание развивалось в процессе анализа натуры, сравнения своей работы с натурой.
Рассматривая и изучая предметы различных форм и цвета, обучающиеся начинают понимать красоту сочетания различных форм. Все ребята активно участвовали в работе, производилась коррекция речи на основе полных ответов учащихся.
Подготовка учителя к уроку
Мною проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы, направленные на коррекционно-развивающую работу с обучающимися. Знаю и учитываю психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Применяла в ходе урока поощрение и порицание в соответствии с личностными качествами учащихся и их психофизическими возможностями. Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся.
Общая оценка урока
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал…), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные композиционные навыки, навыки рисования с натуры объемных предметов конической формы. Коррекционно-развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на каждом этапе урока (внимание – при выполнении каждого этапа работы). Знания, полученные обучающимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании графических навыков, умения различать геометрические формы в предметах, рисовать предметы с натуры.
Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока