12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дементьева Ирина Михайловна43890
Педагогический стаж 34 года. Дефектолог. Олигофренопедагог.
Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
7

Пример анализа урока по ИЗО «Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)»

Пример анализа урока по ИЗО  (5 класс VIII вид).

 

Тема урока:    «Рисование с натуры объёмного предмета конической  формы (детская раскладная пирамидка)».

Цель урока:  Формирование навыков рисования с натуры.

Задачи урока:

 - обучение приёмам и последовательности  рисования с натуры предметов, имеющих форму конуса;

- развитие и коррекция зрительного внимания и  памяти, речи,  пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков  на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;

 - воспитание   положительной мотивации к изучаемому предмету;

Оборудование:  презентация, коллекция детских раскладных пирамид, натура, конус, раздаточный материал (шаблоны, линейки-мерки,  коррекционно-развивающие задания, спичечные коробки, картонные прямоугольники), художественные инструменты, материалы и принадлежности;

Материал урока.

В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими (рисование с натуры дорожного знака треугольной формы, Богородская игрушка)  и последующими (Рисование с натуры объёмных предметов разной формы и конструкции). Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:

-количества объёма;

-конкретности образов;

-изобразительных и психофизических возможностей учащихся. 

Эстетически подобран натурный фонд (коллекция детских пирамид),   иллюстративный  и раздаточный материал, ИКТ (презентация). Обучающиеся были заинтересованы  теоретической и практической частью работы.

Оборудование урока

Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.

Структура урока

Считаю, также, целесообразным использование на данном уроке «дробной» структуры (орг. момент, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и натуры;  физминутки, Коррекционно-развивающая минутка, указания к началу работы и предупреждение ошибок; практическая работа обучающихся; подведение итогов урока). Чётко прослеживалась градация этапов урока. Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленной цели и задачам  урока. На каждом этапе урока подведён итог проделанной работы. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока.

Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту, усиливало мотивацию обучающихся, соответствовало их уровню развития познавательных возможностей.

Коррекционно-развивающая работа на уроке

В процессе  рисования  с натуры проведена   работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах и телах. Проведен эксперимент по выявлению отличительных особенностей плоской фигуры от объемной. Сделан вывод.

обучающиеся упражнялись в умении соотносить формы  предметов с геометрическими фигурами, соотносить детали своего рисунка с образцом.

Было уделено  внимание  всестороннему анализу и изучению натуры на основе разбора предмета на части, где обучающиеся могли  рассмотреть отдельные детали предмета.  В процессе систематической работы над рисованием с натуры  дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между натурой и изображаемым объектом. Процесс рисования с натуры очень сложный и делится на ряд этапов.  На уроке дети учились  планированию построения рисунка. Для формирования первоначальных композиционных навыков размещения рисунка на альбомном листе и определения общего размера изображения использовалась специальная «мерка».  Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходили  к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа  натуры параллельно выполняя упражнения, направленные на развитие и коррекцию пространственного ориентирования. Таким образом, в процессе обучения рисования с натуры у обучающихся развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки. Развитие глазомера происходило  в процессе определения величины деталей пирамидки относительно друг друга.  Обучающиеся данного класса  находятся ещё на начальном этапе рисования с натуры объёмных предметов, тем не менее, хорошо владеют графическими навыками и навыками изображения объёмных предметов простейших геометрических форм. Только один обучающийся (Илья) параллельно с остальными ребятами занимается по индивидуальному маршруту, составленному с учетом его индивидуальных психофизических возможностей (работа по вспомогательным линиям с использованием шаблона, раскрашивание).  На данном уроке использовалось   средство развития речи учащихся,  где они  усваивали слова, обозначающие:

- названия предметов;

- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);

- практические действия (“провести”,  “соединить”);

- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, …).

Кроме этого обучающиеся закрепили   и такие понятия, как  “плоская форма», «объёмная форма», названия промыслов ДПИ «Богородская игрушка», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка». Развитие зрительной памяти происходило  путём  запоминание формы, величины объекта. Зрительное внимание развивалось  в процессе анализа натуры, сравнения своей работы с натурой.

 

Рассматривая и изучая предметы различных форм и цвета, обучающиеся  начинают понимать красоту сочетания различных форм.  Все ребята активно участвовали в работе, производилась коррекция речи на основе полных ответов учащихся.

Подготовка учителя к уроку

Мною проведена стандартная  подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы, направленные на коррекционно-развивающую работу с обучающимися. Знаю и учитываю психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Применяла в ходе урока поощрение и порицание в соответствии с личностными качествами учащихся и их психофизическими возможностями. Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся.

Общая оценка урока

Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи  урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал…), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные композиционные  навыки, навыки рисования с натуры объемных предметов конической формы.   Коррекционно-развивающаяся направленность урока  в целом прослеживалась на каждом этапе урока (внимание – при выполнении каждого этапа работы).  Знания, полученные обучающимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании графических навыков, умения различать геометрические формы в предметах, рисовать предметы с натуры. 

Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.