Урок изобразительного искусства «Буква. Строка. Текст» (7 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 7 классе
Программа Б.М.Неменского
Тема |
«Буква-строка-текст. Искусства шрифта» |
|||
Тип |
Комбинированный, художественно-творческий практикум |
|||
Цель |
Сформировать знания о смысловое значение буквы и шрифта как художественный язык графического дизайна. |
|||
Задачи |
развивать интерес к конкретной деятельности на уроке, развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы, формировать умение планирования и самоконтроля, развивать интерес к предмету, |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
|||
Смысловое значение буквы и шрифта как художественный язык графического дизайна. сформировать понятие «Шрифт», «Логотип» выработать знания и умения для составления логотипа проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках, уметь анализировать начертание различных шрифтов и давать им образную характеристику |
Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию, Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках и др.источниках материал, имеющий отношение к своим интересам. С учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга Регулятивные: Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно и графически, Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, извлекать информацию, Умение пользоваться различными источниками информации: словари, энциклопедии, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр. Умение передавать информацию в виде логотипа. Коммуникативные: Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, Умение использовать информационно коммуникативные технологии (ИКТ-компетенции). |
|||
Ресурсы |
Учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. «Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека» 7 класс. М., «Просвещение». 2017. Распечатки для урока. Индивидуальные. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82 Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал |
|||
Этапы урока |
Формируемые результаты |
|||
1. Организационный 2. Мотивационно-ориентировочный 3. Актуализация знаний
4. Формулирование темы урока 5. Освоение новых знаний
6. Постановка учебной задачи 7. Формулирование алгоритма выполнения логотипа
8. Практическая творческая работа. 9. Итог урока 10. Рефлексия |
Умение настроиться на получение новых знаний Через проблемную ситуацию обозначить ценность письменности для современного человека Актуализировать знания учащихся об истории письменности и подготовка учащихся к получению новых знаний Умение формулировать самостоятельно тему урока, опираясь на предыдущие этапы урока Через получение новых знаний способствовать формированию познавательной потребности у учащихся Умение формулировать учебную задачу Умение составлять алгоритм действий и находить необходимую информацию в различных источниках. Сохранять учебную задачу. Выполнить работу по алгоритму Умение запоминать информацию и использовать ее в повседневной жизни Умение соотносить полученный результат с целью и задачами урока Оценочная и самооценочная деятельность |
|||
Ход урока |
||||
Деятельность учителя, слайды приезентации |
Деятельность учащихся |
|||
1. . Организационный |
||||
Проверяет готовность рабочего места к уроку. |
Готовят к уроку необходимые материалы |
|||
2. Мотивационно-ориентировочный Рассказывает исторический факт. С у щ е с т в у е т и с т о р и ч е с к о е свидетельство, что греческий историк Геродот, живший в 5 в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл «письма». Дарий со своими воинами понял это послание: «Мышь живёт на земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы - военная храбрость скифов» Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. В результате: Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел». Подводит итоги:
Как видите, предметное письмо (рисунки) можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушёл со своим войском из скифских земель.
|
Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы Делают вывод
|
|||
3. Актуализация знаний |
|
|||
Как сформировалась письменность? Что возникло вместо пиктографического письма? Удобны ли иероглифы? Но одна буква не несет в себе много информации. Как записываются буквы в большинстве случаев? (в строку) Что формируется из строк? (текст) |
Отвечают на вопросы учителя
|
|||
4. Формулирование темы урока
|
|
|||
Формулируют тему урока |
||||
5. Освоение новых знаний |
|
|||
В чем отличие букв друг от друга? Что такое шрифт? Прочитайте статью учебника и ответьте на этот вопрос. Почему появились разные шрифты? В чем смысл? Рассмотрите изображения. В каком случае применение шрифта целесообразно? Разные шрифты несут разную смысловую нагрузку. Разные шрифты используют в газетах и журналах, а книгах. А как вы назовете изображение, в котором буквы будут сочетаться с рисунком и то и другое будет подчеркивать характеристику какого-либо объекта, человека, предприятия и т.п.? (логотип) |
Отвечают на вопросы |
|||
6. Постановка учебной задачи |
|
|||
Итак сформулируйте, что именно мы будем с вами изображать, используя разные шрифты? (логотип) Догадайтесь – это логотипы чего? Сколько букв в этих логотипах? В нашем случае в логотипе тоже будет 1-2 буквы. Вы создадите свой логотип. Но что для этого нужно? Попробуем составить алгоритм выполнения задачи. |
Формулируют учебную задачу |
|||
7. Формулирование алгоритма выполнения логотипа |
|
|||
Посмотрите на этих логотипах есть иконка, которая информирует нас о сфере деятельности или об интересах. Есть инициалы. Все необходимые подсказки вы найдете в раздаточном материале. Но данную работу можно выполнить и на компьютере. Перед вами онлайн конструктор логотипов. |
Составляют алгоритм выполнения работы
Знакомятся с новым онлайн сервисом. |
|||
8. Практическая творческая работа. |
|
|||
Проверка хода выполнения работы. Помощь учащимся |
Выполняют творческую работу Часть учащихся выполняют на компьютере |
|||
9. Итог урока |
|
|||
Что такое шрифт? Что такое логотип? перед вами две строки: графическая и буквенная. В каждой есть завитки, линии: прямые и волнистые. В чем разница Сделайте вывод о значении букв. |
Отвечают на вопросы.
Делают вывод о том, что буквенная строка несет в себе конкретную информацию. |
|||
10. Рефлексия |
|
|||
Оцените свой логотип Оцените логотип своего друга. Сумели ли передать свои интересы, свой характер? |
Оценивают работы Делают вывод о том, что получилось, что нет. |