Урок изобразительного искусства. Тема: «Конструкция головы человека и её пропорции»
План – конспект открытого урока
изобразительного искусства в 6 классе
Тема урока: Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции
головы человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и
симметрии лица.
Задачи:
• Обучающая: учить изображать голову человека с различно
соотнесенными деталями лица, изучить пропорции лица.
• Развивающая: продолжить развивать наблюдательность,
творческую активность.
• Воспитательная: содействовать воспитанию эстетического вкуса,
формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и
внутреннем облике человека
Материалы и оборудование:
для учителя: зрительный ряд (наглядные материалы), доска, цветной мел;
для учащихся: лист А4, карандаши (НВ, 2В), ластик.
Основные понятия: пропорция, средняя линия, симметрия.
Этапы урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Физкультминутка
Объяснение задания. Практическая работа
Подведение итога урока
Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент (1 минута)
Приветствие, проверка явки учащихся и готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний (2 минуты)
- «На прошлом уроке мы с вами начали новую тему, которая посвящена главному чуду природы – человеку. И ближайшие занятия мы будем уделять большое внимание образу человека в искусстве. Итак ответьте мне пожалуйста на вопрос, как называется изображение человека, передающее внешнее сходство и отражающее внутренний мир?»
(ответы учащихся: портрет)
- Всё верно
- А, о чем, кроме самого человека может рассказать портрет?
(ответы учащихся: О времени в которое жил человек — одежда, прическа, различные предметы.)
- Совершенно верно, благодаря портретам мы можем проследить, как развивается история человечества, а так же как меняется мода, характеры и типажи, а главное ценности людей того или иного времени. Сегодня мы с вами попробуем себя в роли художников-портретистов и попробуем нарисовать портрет с соблюдением всех законов рисования.
3. Изучение нового материла (10 минут)
Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.
Для того, чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы и понять то, что голова человека представляет прежде всего, собой конструкцию. На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Известно, что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.
- Какую форму имеет наша голова? (Голова имеет округлую форму)
- А что голова напоминает в объеме? (В объеме голова напоминает яйцо. Впервые представления об идеальных пропорциях человека появились в Древней Греции, так как древнегреческие мыслители искали идеал любого явления.
Скульптор Поликлет создал знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. В этом трактате он уделил большое внимание пифагорейской теории золотого деления.
Позднее представления об идеальных пропорциях изменялись, но интерес мастеров к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека по-прежнему остался.
Важно также знать, что наша голова состоит из двух частей – черепной и лицевой. Обращая внимание на голову человека, мы прежде всего обращаем внимание на лицо человека и всегда преувеличиваем его в масштабе относительно черепа. Посмотрите внимательно на лица друг друга.
Заметьте, что линия глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Высота лба по линии волос и высота головы до темени, покрытая волосами, практически равны. Нижние части головы также имеют равные пропорции.
Пропорции – это соотношения величин частей, которые составляют одно целое. Соблюдение пропорций в изображении человеческой головы наиболее важно
Очень важно в рисунке правильно определить место глаз. Расстояние между глазами приблизительно равно размеру самого глаза или ширине носа. Ни в коем случае не стоит уменьшать расстояние между глазами, это может привести к искажению изображаемого лица. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону, боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. И располагается нос посередине от линии глаз до подбородка. Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул и виски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа (но мы должны помнить о том, что в жизни можно встретить людей с не очень правильными и пропорциональными чертами лица, тут будут иметь место внешние особенности данного человека)
Физкультминутка (2 минуты)
Держим кисточку вот так:
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом,
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идёт тычок!
Объяснение задания. Практическая работа (20 минут)
Учитель рисует на доске, ученики повторяют рисунок в альбоме карандашом. - Сегодня нам важно изучить правила рисования головы человека и его лица. Откройте альбом, лист расположите вертикально. Мы с вами сейчас зарисуем схему головы человека с соблюдением пропорций.
Для изображения любого объекта необходимо определить его геометрическую форму. Помогите мне в определении правил рисования головы, но помните, лицо человека симметрично. Что это значит? Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи. Для грамотного расположения частей лица необходимо придерживаться следующим правилам, которые мы с вами сформулируем по ходу выполнения наброска.
Первый этап работы: рисуем овал, для этого необходимо провести вертикальную ось, которая будет делить лицо пополам.
1 правило: Срединная линия – это воображаемая линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка.
2 правило: Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы. А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту носа.
3 правило: Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.
4 правило: А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз. Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.
Учащиеся приступаю к выполнению задания, учитель координирует их работу.
Подведение итога урока (3 минуты)
Выставка работ учащихся.
Учитель задаёт вопросы для самопроверки усвоенного на уроке.
- Что такое конструкция?
– Что такое пропорция? Какую роль играет пропорция в изображении чего-либо?
– Кем впервые были представлены идеальные пропорции человека?
Рефлексия (2 минуты)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
Я попробую…