Урок изучения нового материала по русскому языку в 1 классе «Азбука» (1 часть, УМК «Школа России»)

Обучение грамоте Азбука 1 класс
PPTX / 880.52 Кб
Урок изучения нового материала.
1 класс. УМК «Школа России», Азбука 1 часть
Тема урока: Согласные звонкие звуки [в], [в']. Буквы В, в
Формируемые УУД:
личностные – формирование внутренней позиции школьника; помощь о осознании значимости чтения, высказывании собственной точки зрения и уважения мнения собеседника;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий;
коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре;
познавательные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного, осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.
Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
образовательные: дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные обозначения твердого и мягкого согласных звуков; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким;
развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других), аккуратности.
Планируемый результат: учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.
Оборудование: учебник “Азбука” УМК “Школа России” с. 68-69, тетрадь для творческого задания, письменные принадлежности, сигнальные карточки, компьютер, проектор, экран, презентация 14 слайдов.
2. Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд №2.
2. Артикуляционная гимнастика
Слайд №3
Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какие звуки они обозначают? (Гласные)
Давайте их пропоём:
Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.
3. Знакомство со звуками [в], [в'].
Слайд №4
3. Определение темы и цели урока:
- Чему будем учиться? Что вы хотите узнать об этой букве?
Сегодня мы будем учиться читать слоги, слова с буквой В. Познакомиться со звуками [в], [в’]. Учиться отличать звуки [в], [в’] от других звуков;
- Давайте составим план знакомства с новым материалом.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:
- Ребята, рассмотрите рисунок в учебнике на странице 68.
Давайте вместе придумаем рассказ.
Слайд №5
(Дети самостоятельно придумывают рассказ по картинке)
Учитель помогает, направляет вопросами, чтобы в тексте были необходимые слова – ВРАТАРЬ и ЛОВИ.
- Что вы видите на картинке? (Ответы детей)
- Где собрались звери? (В лесу, на лужайке, на поляне и др.)
- Какие звери пришли играть в футбол? (Дети перечисляют зверей)
- Кто вратарь? (Медведь, мишка…)
- Что делает зайчик? (Пинает мяч, чтобы забить гол)
- Как вы думаете. Что кричит Барсук?
- Лови!
- Молодцы, ребята, интересный рассказ придумали.
Вы придумали предложения «Медведь – хороший вратарь!» и «Барсук кричал – лови!» Давайте разделим эти предложения на слова:
Медведь – хороший – вратарь. Барсук – кричал – лови!
А теперь посмотрите на страницу 69 учебника (можно на слайд). Как вы думаете, какие слова изображены при помощи схемы? (Ответы детей – ВРАТАРЬ, ЛОВИ). Давайте прочитаем эти слова.
Проводится звуковой анализ. (слайд №6)
- Разделим первое слово ВРАТАРЬ на слоги ВРА – ТАРЬ – 2 слога.
- Какой ударный?
- Произнесите слово так, чтобы чётко услышать первый звук [в]
- Звук [в] в этом слове –твёрдый, согласный - при произнесении воздух во рту встречает преграду. В нашей схеме обозначен синим цветом. (Можно продолжить работу и произнести, выделяя каждый звук в этом слове отдельно).
- Посмотрите на второе слово ЛОВИ и разделите его на слоги: ЛО – ВИ – тоже 2 слога.
- Какой ударный?
- Давайте произнесём это слово, чтобы четко услышать первый звук второго слога - ло –Ви. Звук произносится мягко, певуче - [в’]. Он согласный, мягкий. В схеме он обозначен зелёным цветом. (Можно продолжить работу и произнести, выделяя каждый звук в этом слове отдельно).
- Ребята, эти звуки новые для нас, мы их ещё не изучали. А как вы думаете почему мы знакомимся со звуками [в], [в’] на одном уроке?
(Ответы детей)
- Правильно, оба этих звука обозначаются на письме одной буквой – в.
5. Называние слов со звуками [в], [в,].
Посмотрите вокруг, какие ещё слова вы знаете на букву «В» (дети вспоминают слова – вода, волосы, ветер, воздух и др.) (слайд №7)
Физкультминутка.
- Дайте характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?
Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.
Ветер, ваза, вода, кровля, вянут, ловит, восток, варенье, корова, вилка, воробей.
- Чему научились? (Давать звуковую характеристику)
6. Конструирование буквы печатание В, в
1. Найдите букву «В», с на плакате Алфавита.
2. Сконструируйте эту букву. Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.
Рассмотрите образцы печатных букв “В” “в”. (Слайд №8)
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква В – две.
- Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.
Буква - это знак, символ. Буквы мы... видим и пишем.
3. На готовых листочках, лежащих на столе, поучитесь печатать эту букву.
А зачем? (научиться ее находить в словах и для того, чтобы читать слова с этой буквой.)
- Какую букву вы печатали? (Букву В, в)
7. Практическая работа – работа с текстом учебника (стр. 68)
Слайд №9
\
Давайте посмотрим пословицы на странице 68 учебника. Найдите в тексте букву «В». Сколько раз встречается буква «В» в первой пословице?
- На каком месте в слове стоит буква В?
(Провести структурный анализ всех пословиц на странице учебника)
Можем ли мы прочитать букву «В»? (Ответы детей)
- Правильно не можем.
- Потому- что мы не знаем, какой звук она обозначает- [в] или [в’].
Для этого нам нужно посмотреть. Что после неё написано:
-Если буквы –а, -у, -ы, -о - это звук - [в]
- Если буква – и - звук - [в’]
Давайте прочитаем слоги на слайде:
Слайд № 10
Мы прочитали с вами слоги с изученными звуками [в] и [в’].
- А как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?
(Читать слова с буквой «В»)
- Найдите слова в учебнике на странице 69 которые обозначают:
- имена мальчиков Во-ва, С-ла-ва – чётко произнесите звук[в] в пером имени. Во втором имени.
- действие, которое делают, чтобы что-то поймать - ло –ви-т; ло –ви – чётко произнесите звук[в] в пером слове. Во втором слове.
- Дайте характеристику изученного сегодня звука в первом столбике.
- В третьем столбике. Молодцы!
8. Анализ текста.
А) Языковой синтез.
- Давайте прочитаем текст в учебнике. (Слайд№11)
- Вова, вот твои ворота.
- А тут твои ворота, Слава.
- Слава и Вова – вратари.
Они встали в свои ворота.
- Лови, Вова, лови!
-Слава, лови! Лови!
Б) Смысловой анализ текста.
- О чём говорится в тексте? (О игре в футбол). Как зовут героев? (Вова, Слава) Куда они должны встать? (В ворота)
Как их называют в игре? (Вратари). Что им будут кричать друзья, болельщики? (Лови!). Какие действия они делают? (Ловят).
В) Структурный анализ.
- Найдите в тексте слова с новой буквой «В»!
- Сколько букв «В» в данном тексте? Сколько раз буква «В» встречается в первой сточке, во второй и тд.
- Где встречается звук [в] или [в’] – в начале, в середине, в конце слова.
- Сколько раз встречается звук [в] – прочитайте эти слова.
- Сколько раз встречается звук [в’] – прочитайте эти слова.
Слайд№12
9. Работа в парах.
Игра «Кто самый внимательный?»
-На парте две сигнальные карточки. Договоритесь, кто какую карточку будет показывать во время игры. Возьмите в руки свою карточку.
Напомните всем, какой звук обозначается этой схемой? (Ответы детей)
- Синяя карточка - согласный, твердый;
- Зелёная карточка – согласный, мягкий.
-Слушаем внимательно слова и поднимаем нужную карточку. Не забывайте, что во время работы вы можете советоваться с соседом по парте.
Слайд №13.
10. Итог урока. Устная рефлексия.
- Мы сегодня с вами хорошо поработали.
- Что мы делали? (Рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)
Каких результатов достигли? (Научились читать слова с буквой В, давать характеристику звукам и др.)
- Что понравилось на уроке?
- Что было сложно?
Если вам на уроке было легко, все было понятно – улыбнитесь и поднимите руку.
А если у вас, что- то не получилось .Обязательно еще получится.
Слайд №14.
Обоснование используемого метода.
Используемый метод - звуковой аналитико – синтетический метод.
Опыт передовых учителей показывает, что дети лучше и скорее овладевают первоначальными навыками чтения, если учитель использует на уроке звуковой аналитико – синтетический метод обучения. Тем самым закладываются основы для успешного обучения первоначальному чтению и письму. К.Д. Ушинский, говоря о времени начала ученья, правильно утверждал, что «чем легче метод ученья, представляющийся ребёнку, тем раньше может быть начато ученье». (К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. Том 2 стр. 143.)
Лучшим наиболее лёгким для детей семилетнего возраста надо считать тот метод обучения грамоте, который в большей степени соответствует особенностям детского восприятия и мышления, а также особенностям русского языка, который «даёт самодеятельность ребёнку, беспрерывно упражняет внимание, память и рассудок дитя», возбуждает «интерес к учению». (К.Д. Ушинский)
На ознакомление учащимися с каждым новым звуком и буквой, обозначающей этот звук, надо отводить урок.
Отдельными частями данного урока были следующие:
Анализ.
- Составление рассказа по картинке;
- Выделение из текста предложений;
- деление предложения на слова и выделение «исходного» слова;
- деление слова («исходного») с изучаемым звуком на слоги;
- выделение и изучение нового звука.
Синтез.
- составление слогов и слов из букв, изученных на уроке;
- чтение новых слогов и слов;
- чтение новых слов по учебнику;
- чтение предложений по учебнику.
В конспекте урока я использовала следующие технологии:
- технологию критического мышления,
- здоровьесберегающие технологии,
- информационно-коммуникативные технологии,
- игровые технологии.
Обоснование. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Данные технологии позволили разнообразить формы и средства обучения, повысили творческую активность учащихся.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Информационно – коммуникационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Игровые технологии обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Использовались различные дидактические средства обучения:
- текст учебника,
- сюжетные картинки,
Обоснование. Текст учебника и сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. Дети получают практическое представление о том, что такое текст, в результате устной работы по развитию речи. Сюжетные, предметные картинки, их серии дают тему для составления рассказа, сказки - текста.
- схемы-модели.
Обоснование. Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания.
- малые фольклорные жанры (пословицы).
Обоснование. Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках русского языка и чтения младших школьников, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся. В начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
- специальные речевые упражнения по моделированию предложений.
Обоснование. Моделирование предложений – это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте. В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.
- игровые и творческие задания.
Обоснование. Включения в уроки игр и игровых моментов с творческими заданиями делает процесс обучения наиболее интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес школьников к занятию.
Журавлева Татьяна Анатольевна
Дурнева Светлана