Дополнительная общеобразовательная программа студии художественной керамики «Мир керамики»
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»
ОДОБРЕНО Методическим советом ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» Протокол № ___ от «____» __________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по методической работе ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» __________С.А. Беширова «___» ___________2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная
программа студии художественной керамики
«Мир керамики»
Направленность - художественная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень - стартовый
Возраст учащихся - 7–11 лет
Составитель:
Чебунина Валентина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Симферополь,
2019 г.
Рецензент: _________________ ___________________Ф.И.О.
(должность) (подпись)
«__» ________ 20 __ г.
Согласовано: ____________________________ ____________________Ф.И.О.
(заведующий подразделением) (подпись)
«__» ________ 20 __ г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа студии «Мир керамики» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в действующей редакции);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 09 – 1844;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития и образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», 2015 г.;
- Уставом Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества».
Программа является модифицированной и составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Такая разная керамика» (автор - Глебова Н.П.), утверждена 25.04.2019 г. ГБОУ ДО города Москва «Зеленоградским дворцом творчества детей и молодежи».
Направленность Программы - художественная, так как направлена на приобщение учащихся к искусству художественной керамики, на примере народной игрушки.
Актуальность Программы. Обучение в студии способствует самовыражению учащихся, самостоятельному созданию творческих работ из глины, главным образом глиняных игрушек. Посредством творческой деятельности учащиеся имеют возможность проявить свободу личности, сделать свой выбор, создать композицию, использовать приёмы лепки и декорирования. В Программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся: желание наблюдать и познавать окружающий мир, отображать его в собственных работах, подходить творчески к объектам окружающей действительности и выражать свое отношение к ним.
Отличительные особенности Программы. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический вкус ребенка, а также развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.
Адресат Программы – учащиеся в возрасте от 7 до 11 лет.
Формы обучения: индивидуальные, коллективные.
Виды проведения занятий: вводное занятие, занятие-беседа, занятие-игра, занятие-экскурсия, выставка, итоговое занятие.
Методы обучения: репродуктивные, наглядные, словесные, практические, самостоятельная работа.
Календарный учебный график
Объем Программы стартового уровня рассчитан на 1 учебный год.
Срок освоения Программы составляет 144 учебных часа.
Режим занятий. Занятия проводятся в группе учащихся в возрасте от 7 до 11 лет 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом между полупарами 5-10 минут. Количество в группе составляет 15 человек.
Цель: обучить общим знаниям и навыкам о керамическом промысле и народной игрушке, развить мелкую моторику, воспитать чувство патриотизма к русской культуре.
Задачи:
образовательные: познакомить с историей возникновения искусства керамики, русскими народными промыслами; обучить простым технологиям работы с глиной; научить применять необходимые инструменты при работе с глиной;
развивающие: развивать мелкую моторику рук, развивать образное мышление и фантазию, развивать умение работы в коллективе;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и бережного отношения к русской культуре и ее традициям; воспитывать ответственное отношение к работе и выполнение правил техники безопасности труда; воспитывать чувства уважения и бережного отношения к материалам и инструментам.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- основные сведения об истории возникновения и развития искусства керамики;
- виды глины, их свойства и качества;
- историю возникновения керамической игрушки;
- виды народных керамических игрушек;
- алгоритм выполнения работы, пользуясь модулем.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- работать самостоятельно;
- преобразовывать глиняные массы на основе модуля.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы: просторный светлый кабинет, оборудованный для занятий керамикой: два больших стола, стулья, гончарные круги (механические и электрический), турнетки, аудиторная доска, муфельная печь, шкафы для хранения дидактических материалов и инструментов, открытые полки для образцов.
Дидактическое обеспечение: образцы народных игрушек и авторские керамические статуэтки, наглядные пособия: иллюстрации и схемы, литература.
Инструменты и приспособления: скалки, штампы, гипсовые формы, турнетки.
Материалы в личном пользовании учащихся: глина натуральная очищенная готовая к лепке, стеки пластиковые либо деревянные 2 – 4 шт., пластиковые доски размер А4 – А3, краски гуашевые не менее 12 цветов, стаканы для воды, кисти: пони либо синтетика размер 1 до 7, ветошь, альбомы для эскизов формата А5 – А4, карандаши простые, ластики.
Формы аттестации и контроля. В период реализации Программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе, это могут быть конкурсные программы, отчетные и тематические выставки, мастер-классы, открытые занятия на которых могут присутствовать родители, а также беседы, опросы, анкетирование, входное тестирование, промежуточное тестирование, итоговое тестирование (Приложение 2), проекты. Учащиеся три раза в год проходят аттестацию, в случае получения неудовлетворительных результатов, учащиеся могут быть оставлены на повторное обучение на стартовом уровне. Тестирование (Приложение 2) проводится в устной форме, результаты вносятся в Диагностическую карту учащихся (Приложение 3). Итоговый результат заносится в лист оценки достижений учащихся.
Оценочные материалы. Оценка деятельности учащихся студии «Мир керамики» разделяется на два вида: оценка теоретических знаний и умений – профессиональные навыки; и оценка поведенческих навыков – умение коммуникации в группе. Оценивание производится при помощи методов наблюдения, анкетирования, тестирования, беседы, участия в выставках, конкурсах.
Оценка теоретических знаний и практических умений:
- навыки работы с глиной;
- знание особенностей народных игрушек;
- знание алгоритма лепки и росписи народных игрушек;
- навыки применения инструментов;
- выполнение выставочных и конкурсных работ.
2. Оценка поведенческих навыков:
- организация рабочего пространства;
- уважение к работам других учащихся;
- оценка результатов своей работы;
- знание и выполнение техники безопасности труда;
- работа в коллективе;
- творческая инициативность.
Аттестация проводится три раза в год: в начале учебного года (период проведения аттестации с 25 сентября по 07 октября); в конце первого полугодия (период проведения аттестации с 16 по 31 декабря); в конце второго полугодия, итоги всего учебного года (период проведения аттестации с 11 по 23 мая). Результат заносится в лист оценки достижений учащихся (Приложение 4).
Условные обозначения сокращений:
н/г – начало учебного года;
I – конец первого полугодия;
II – конец второго полугодия, итоги всего учебного года;
«–» – учащийся не проявил желания либо проявил слабое желание к деятельности;
«+/–» – освоил Программу обучения удовлетворительно;
«+» – учащийся имеет высокий уровень освоения Программы.
Методические материалы
Учебно-методические пособия: набор иллюстративного материала по народным глиняным игрушкам «Дымковская», «Филимоновская», «Каргопольская», набор схем лепки глиняных игрушек, набор схем росписи и орнаментации народных игрушек;
Демонстрационный и раздаточный материал по всем темам Программы (образцы глиняных игрушек, образцы работ учащихся глиняных игрушек);
Инструкции по технике безопасности (ПТБ при работе в кабинете керамики, ПТБ при лепке из глины);
Литература для выполнения керамической игрушки (См. список литературы № 2, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 20, 25, 26);
Использование интернет-ресурсов (поиск идей, копирование старинных орнаментов и форм народных глиняных игрушек);
Календарно-тематическое планирование на первое и второе полугодие, поурочное планирование, воспитательный план, дидактические материалы, иллюстративный материал являются приложением к Программе, находятся в работе у педагога и хранятся в кабинете.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа | |
2. | История возникновения керамики | 2 | 2 | - | фронтальный опрос | |
3. | История возникновения керамической игрушки | 2 | 2 | - | анкетирование | |
4. | Преобразование глиняной массы на основе модуля | 4 | 2 | 2 | беседа | |
5. | Декоративное решение и стилизация изделий | 4 | 2 | 2 | устное тестирование | |
6. | Дымковская игрушка | 30 | 2 | 28 | выставка | |
7. | Филимоновская игрушка | 30 | 2 | 28 | выставка | |
8. | Каргопольская игрушка | 30 | 2 | 28 | выставка | |
9. | Матрешка | 10 | 2 | 8 | беседа | |
10. | Изготовление авторской игрушки на основе полученных знаний | 18 | - | 18 | индивидуаль-ный проект | |
11. | Тематические мастер-классы | 6 | - | 6 | творческий отчет | |
12. | Тематические беседы | 2 | 2 | - | опрос | |
13. | Экскурсии | 4 | - | 4 | беседа | |
ИТОГО: | 144 | 20 | 124 | |
Содержание учебно-тематического плана стартового уровня
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: основные задачи стартового уровня, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности, инструменты и материалы (2 часа).
2. История возникновения керамики (2 часа)
Теория: свойства и виды глины, заготовка сырья, подготовка глиняного теста, разновидность керамических изделий, назначение керамики (2 часа).
3. История возникновения керамической игрушки (2 часа)
Теория: знакомство с разновидностями глиняной игрушки: дымковской, филимоновской, каргопольской, матрешки (2 часа).
4. Преобразование глиняной массы на основе модуля (4 часа)
Теория: изучение модуля в керамике и его виды, использование модуля в игрушке: птиц, животных, людей (2 часа).
Практика: выполнение графических зарисовок модуля, разбор по модулю изделий на основе аналогов, поиск собственных примеров (2 часа).
5. Декоративное решение и стилизация изделий (4 часа)
Теория: изучение стилизации как технологии, ознакомление с основными декоративными решениями изделий (2 часа).
Практика: выполнение графических стилизаций, разбор материала по аналогам, создание собственной стилизации на основе изученного (2 часа).
6. Дымковская игрушка (30 часов)
Теория: виды дымковской игрушки: птицы, животные, люди (2 часа).
Практика: специфические особенности дымковской игрушки: технология изготовления, технология росписи, цветовые сочетания, изучение орнаментов, освоение навыков росписи игрушки (28 часов).
7. Филимоновская игрушка (30 часов)
Теория: виды филимоновской игрушки: птицы, животные, люди (2 часа).
Практика: специфические особенности филимоновской игрушки: технология изготовления, технология росписи, цветовые сочетания, изучение орнаментов, освоение навыков росписи игрушки (28 часов).
8. Каргопольская игрушка (30 часов)
Теория: виды каргопольской игрушки: птицы, животные, люди (2 часа).
Практика: специфические особенности каргопольской игрушки: технология изготовления, технология росписи, цветовые сочетания, изучение орнаментов, освоение навыков росписи игрушки (28 часов).
9. Матрешка (10 часов)
Теория: история возникновения матрешки (2 часа).
Практика: специфические особенности матрешки: технология изготовления, технология росписи, цветовые сочетания, изучение орнаментов, освоение навыков росписи матрешки (8 часов).
10. Изготовление авторской игрушки на основе полученных знаний (18 часов)
Практика: разработка эскизов авторской игрушки, выполнение работы в материале (18 часов).
11. Тематические мастер-классы (6 часов)
Практика: тематическое последовательное выполнение работы в материале (6 часов).
12. Тематические беседы (2 часа)
Теория: прослушивание тематических бесед (2 часа).
13. Экскурсии (4 часа)
Практика: посещение экскурсий (4 часа).
Литература для педагога
Августиник А. И. Керамика. – М., 1970. – 183 с.
Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: «Искусство»,
1975. – 148 с.
Буббико Д. А. Керамика. – СПб., 2006. – 321 с.
Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: «Проф – Издат». 2009. – 104 с.
Величко Н.Г. Роспись (Техники. Приемы. Изделия). – М.: АСТ-Пресс,
1999. – 97 с.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. — М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 1981. – 192с.
Данкевич Е.В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб: Кристалл, 1998. – 115 с.
Деркач Т.Б. под. ред. Дымковская игрушка. Тетрадь для творчества. - М.: Дрофа, 2013. – 18с.
Иванов Д.Н. Искусство керамики. – М., 1965. – 126 с.
Ковычева Е.И. Народная игрушка. – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 159 с.
Лельчук А.М. Игры с глиной. М.: «Национальное образование», 2017. – 96с.
Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80 с.
Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с.
Маклашевский А. И. Технология художественной керамики. – СПб.,
Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. – М.: Учитель, 2016. – 239 с.
Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. ФГОС. – М.: Учитель, 2015. – 171с.
Подарки (Техники. Приемы. Изделия) – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 85 с.
Совицкий С. А. Работа с глиной. – М.,1968. – 324 с.
Федотов Г.Д. Послушная глина. – М: АСТ-Пресс, 1999. – 238 с.
Фишер Д. Расписываем керамику. – М.: «АСТ», 2010. – 64с.
Чекалов А.К. Искусство в быту. – М.: Академия художеств, 1961. – 218 с.
Шейкна Е.А., Вагина Л.А. Итоговая аттестация учащихся в учреждении дополнительного образования. Организация. Рекомендации. – М.: Учитель, 2016. – 84с.
Литература для учащихся
Данкевич Е.В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб: Кристалл, 1998. – 115 с.
Дымковская игрушка. Альбом для творчества. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2016., - 24с.
Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с.
Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с.
Энциклопедия для детей. Том 7. «Искусство». - М.: Аванта+, 1997. – 287 с.
Рони Орен. Секреты пластилина. Динозавры. – М.: «Махаон», 2014. – 56с.
Скляренко О.А. Динозавры из пластилина. – М.: «Эксмо», 2014. – 64с.
Жегалова С.К. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с.
Литература для родителей
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Лельчук А.М. Игры с глиной. М.: «Национальное образование», 2017. – 96с.
Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с.
Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства. – М., 1983. – 301с.
Интернет-ресурсы
1. Дымковская игрушка [электронный ресурс]/ О. Васильев. – Режим доступа: http://история-вещей.рф/igryi/dyimkovskaya-igrushka.html, свободный. (Дата обращения: 01.04.19).
2. Чистый источник. Каргопольская игрушка [электронный ресурс]/ Svasti Asta. – Режим доступа: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html, свободный. (Дата обращения 10.06.19).
3. Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки [электронный ресурс]/ М. Камнева. – Режим доступа: http://fb.ru/article/169156/elementyi-filimonovskoy-rospisi-tehnologiya-rospisi-filimonovskoy-igrushki, свободный. (Дата обращения 30.05.19).
Приложение 1
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной
программы студии художественной керамики «Мир керамики»
стартовый уровень.
№п/п | Причина корректировки | Дата | Согласование с заведующим подразделения (подпись) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Вопросы для тестирования учащихся
Студия «Мир керамики» стартовый уровень
Входное тестирование
Что такое глина?
Перечислить инструменты для работы с глиной?
Есть ли глина розового цвета?
Что нужно сделать с глиной прежде чем начать лепить?
Можно ли одновременно двумя руками скатать шарики?
Из какой геометрической фигуры можно вылепить колесо?
Расскажите, как вылепить морковку?
Как называется прокраска всей глиняной игрушки белым цветом?
Как называется соразмерность, соотношение деталей игрушки по величине?
Как называется мечта, выдумка, то чего нет в реальности?
Промежуточное тестирование
Что такое насечки, для чего они нужны?
Что такое шликер, как его сделать, для чего применяется?
Какой цвет получится при смешении желтого и красного?
Какой цвет получится при смешении синего и красного?
Какой цвет получится при смешении зеленого и красного?
Как называется декоративное плоскостное изображение?
Как лепить парные детали, какие они между собой?
Что такое модуль, как его можно применить?
Как называется инструмент для работы с пластичным материалом?
Чем отличается объемная работа от плоской?
Итоговое тестирование
Прикладное творчество это…?
Назовите прием лепки, используемый при соединении двух деталей?
Разновидность мелкой пластики это…?
Что такое жгуты, как их выполнить?
Какое время необходимо для сушки вылепленных изделий из глины?
Какова температура для обжига глины?
Какие цвета традиционно используются для росписи дымковской игрушки?
Какие цвета традиционно используются для росписи филимоновской игрушки?
Какие цвета традиционно используются для росписи каргопольской игрушки?
Объясните, что означает декорировать?
Приложение 3
Диагностическая карта
________________________________ тестирование 2019 – 2020 уч. год
Студия «Мир керамики» стартовый уровень
№ | ФИО учащегося | Вопросы тестирования | Итог | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | |||
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | |