Календарно-тематический план «Керамика в искусстве древних народов» (6–11 класс)
Пояснительная записка
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений.
Программа кружка «Керамика в искусстве древних народов» разработана на основе программы факультативных курсов по искусству «Скульптура и керамика». Москва «Просвещение» 1991 г. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с историей развития керамики.
Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле.
Задачи:
-сформировать начальные представления о народных промыслах и видах ДПИ;
-освоить основные технологические приемы обработки и декорирования изделий из глины;
- формировать навыки работы с глиной;
-развивать мелкую моторику рук, логическое мышление;
-развивать художественно-эстетический вкус.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Работа с глиной, самый распространенный природный материал, способствует раскрытию потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Отличительной особенностью программы является в объединении традиций разных народов мира в изготовлении изделия из глины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия
Основными формами работы являются: практические занятия, беседы, просмотр видеофильмов, дидактические игры, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, экскурсии, посещение выставок, музеев, участие учащихся в выставках, фестивалях, конкурсах.
Календарно тематическое планирование
«Керамика в искусстве древних народов»
№ |
Форма занятий |
Количество часов |
Тема занятий |
Форма контроля |
1-2 |
Беседа |
2 |
Правила безопасной работы на занятиях, поведение и распорядок занятий. |
Опрос |
3-4 |
Показ фильма. |
2 |
Первобытное искусство. Рельеф. |
Опрос |
5-6 |
Презентация. |
2 |
Изучение рельефов искусства первобытных времен |
Опрос |
7-10 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка рельефа-копии первобытного образца |
Оценка работ |
11-12 |
Показ фильма. |
2 |
Вавилон. |
Опрос |
13-14 |
Презентация. |
2 |
Изучение керамических образцов вавилонского царства. |
Опрос |
15-18 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка рельефа – копии древнего Вавилона. |
Оценка работ |
19-20 |
Показ фильма. |
2 |
Египет. Люди и боги. |
Опрос |
21-22 |
Презентация. |
2 |
Изучение рельефов Древнего Египта |
Опрос |
23-26 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка копии рельефа Древнего Египта. |
Оценка работ |
27-28 |
Показ фильма. |
2 |
Древняя Греция. |
Опрос |
29-30 |
Презентация. |
2 |
Изучение Древнегреческих ваз |
Опрос |
31-34 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка вазы из глины по Древнегреческому образцу. |
Оценка работ |
35-36 |
Показ фильма. |
2 |
Древняя Греция. Меандр |
Опрос |
37-38 |
Презентация. |
2 |
Изучение рельефа (Меандр) |
Опрос |
39-42 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка из глины копии Древнегреческого Меандра. |
Оценка работ |
43-44 |
Показ фильма. |
2 |
Древняя Греция. Архитектурные ордеры. |
Опрос |
45-46 |
Презентация. |
2 |
Изучение архитектурных ордеров Древней Греции |
Опрос |
47-50 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка копии ионического ордера Древней Греции. |
Оценка работ |
51-52 |
Показ фильма. |
2 |
Византия. |
Опрос |
53-54 |
Презентация. |
2 |
Изучение керамических образцов Византии |
Опрос |
55-58 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка сосуда по мотивом древних образцов Византии. |
Оценка работ |
59-60 |
Беседа |
2 |
Керамика в искусстве древних. |
Урок- игра |
61-62 |
Беседа |
2 |
Обсуждение изученных образцов древности |
Викторина |
63-66 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка из глины – вариация на тему Древней керамики. |
Оценка работ |
67-68 |
Показ фильма. |
2 |
Искусство народов Востока. |
Опрос |
69-70 |
Показ фильма. |
2 |
Китай. |
Опрос |
71-72 |
Презентация. |
2 |
Обзор искусства Востока. Искусство Китая. |
Опрос |
73-76 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка из глины образца из китайской керамики. |
Оценка работ |
77-78 |
Показ фильма. |
2 |
Индия. |
Опрос |
79-80 |
Презентация. |
2 |
Обзор индийского керамического наследия |
Опрос |
81-84 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка барельефа на индийскую тему. |
Оценка работ |
85-86 |
Показ фильма. |
2 |
Япония. |
Опрос |
87-88 |
Презентация. |
2 |
Обзор Японского керамического искусства |
Опрос |
89-92 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка из глины сосуда в стиле японской керамики. |
Оценка работ |
93-94 |
Показ фильма. |
2 |
Арабское искусство. |
Опрос |
95-96 |
Презентация. |
2 |
Изучение Арабской керамики. |
Опрос |
97-100 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка из глины арабского сосуда. |
Оценка работ |
101-102 |
Показ фильма. |
2 |
Восточные мотивы |
Опрос |
103-104 |
Беседа |
2 |
Обсуждение восточных мотивов в творчестве современных керамистов. |
Опрос |
105-108 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка рельефа или объема в восточном стиле. |
Оценка работ |
109-110 |
Показ фильма. |
2 |
Керамика в искусстве Востока |
Опрос |
111-112 |
Беседа |
2 |
Значимость керамики в искусстве Востока |
Опрос |
113-116 |
Практическое занятие. |
4 |
Лепка из глины формы по собственному образцу в восточном стиле |
Оценка работ |
117-118 |
2 |
Итоговое занятие. |
Выставка работ. |
Организационно-педагогические условия реализации программы
1.Материально – техническая база (глина, краски, кисти, основной и вспомогательный инструмент).
2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога).
3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности
Рабочие материалы:
глина или пластилин восковой мягкий различных цветов;
пластиковые или деревянные дощечки;
стеки пластмассовые;
скалки;
салфетки влажные;
фартуки;
краски (гуашь, акрил);
кисти;
палитры;
клей ПВА.
Ватолина Светлана Анатольевна