Календарно-тематический план «Керамика в искусстве древних народов» (6–11 класс)

2
1
Материал опубликован 10 January 2019 в группе

Пояснительная записка      

Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений.

Программа кружка «Керамика в искусстве древних народов» разработана на основе программы факультативных курсов по искусству «Скульптура и керамика». Москва «Просвещение» 1991 г.    Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с историей развития керамики.

Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле.

Задачи:

-сформировать начальные представления о народных промыслах и видах ДПИ;

-освоить основные технологические приемы обработки и декорирования изделий из глины;

- формировать навыки работы с глиной;

-развивать мелкую моторику рук, логическое мышление;

-развивать художественно-эстетический вкус.

Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Работа с глиной, самый распространенный природный материал, способствует раскрытию потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Отличительной особенностью программы является в объединении традиций разных народов мира в изготовлении изделия из глины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося

Форма организации образовательного процесса: групповые занятия

Основными формами работы являются: практические занятия, беседы, просмотр видеофильмов, дидактические игры, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, экскурсии, посещение выставок, музеев, участие учащихся в выставках, фестивалях, конкурсах.

Календарно тематическое планирование

«Керамика в искусстве древних народов»

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Форма контроля

1-2

Беседа

2

Правила безопасной работы на занятиях, поведение и распорядок занятий.

Опрос

3-4

Показ фильма.

2

Первобытное искусство. Рельеф.

Опрос

5-6

Презентация.

2

Изучение рельефов  искусства первобытных времен

Опрос

7-10

Практическое занятие.

4

Лепка рельефа-копии первобытного образца

Оценка работ

11-12

Показ фильма.

2

Вавилон.

Опрос

13-14

Презентация.

2

Изучение керамических образцов вавилонского царства.

Опрос

15-18

Практическое занятие.

4

Лепка рельефа – копии древнего Вавилона.

Оценка работ

19-20

Показ фильма.

2

Египет. Люди и боги.

Опрос

21-22

Презентация.

2

Изучение рельефов Древнего Египта

Опрос

23-26

Практическое занятие.

4

Лепка копии рельефа Древнего Египта.

Оценка работ

27-28

Показ фильма.

2

Древняя Греция.

Опрос

29-30

Презентация.

2

Изучение Древнегреческих ваз

Опрос

31-34

Практическое занятие.

4

Лепка вазы из глины по Древнегреческому образцу.

Оценка работ

35-36

Показ фильма.

2

Древняя Греция. Меандр

Опрос

37-38

Презентация.

2

Изучение рельефа (Меандр)

Опрос

39-42

Практическое занятие.

4

Лепка из глины копии Древнегреческого Меандра.

Оценка работ

43-44

Показ фильма.

2

Древняя Греция. Архитектурные ордеры.

Опрос

45-46

Презентация.

2

Изучение архитектурных ордеров Древней Греции

Опрос

47-50

Практическое занятие.

4

Лепка копии ионического ордера Древней Греции.

Оценка работ

51-52

Показ фильма.

2

Византия.

Опрос

53-54

Презентация.

2

Изучение керамических образцов Византии

Опрос

55-58

Практическое занятие.

4

Лепка сосуда  по мотивом древних образцов Византии.

Оценка работ

59-60

Беседа

2

Керамика в искусстве древних.

Урок- игра

61-62

Беседа

2

Обсуждение изученных образцов древности

Викторина

63-66

Практическое занятие.

4

Лепка из глины – вариация на тему Древней керамики.

Оценка работ

67-68

Показ фильма.

2

Искусство народов Востока.

Опрос

69-70

Показ фильма.

2

Китай.

Опрос

71-72

Презентация.

2

Обзор искусства Востока. Искусство Китая.

Опрос

73-76

Практическое занятие.

4

Лепка из глины образца из китайской керамики.

Оценка работ

77-78

Показ фильма.

2

Индия.

Опрос

79-80

Презентация.

2

Обзор индийского керамического наследия

Опрос

81-84

Практическое занятие.

4

Лепка барельефа на индийскую тему.

Оценка работ

85-86

Показ фильма.

2

Япония.

Опрос

87-88

Презентация.

2

Обзор Японского керамического искусства

Опрос

89-92

Практическое занятие.

4

Лепка из глины сосуда в стиле японской керамики.

Оценка работ

93-94

Показ фильма.

2

Арабское искусство.

Опрос

95-96

Презентация.

2

Изучение Арабской керамики.

Опрос

97-100

Практическое занятие.

4

Лепка из глины арабского сосуда.

Оценка работ

101-102

Показ фильма.

2

Восточные мотивы

Опрос

103-104

Беседа

2

Обсуждение восточных мотивов в творчестве современных керамистов.

Опрос

105-108

Практическое занятие.

4

Лепка рельефа или объема в восточном стиле.

Оценка работ

109-110

Показ фильма.

2

Керамика в искусстве Востока

Опрос

111-112

Беседа

2

Значимость керамики в искусстве Востока

Опрос

113-116

Практическое занятие.

4

Лепка из глины формы по собственному образцу в восточном стиле

Оценка работ

117-118

 

2

Итоговое занятие.

Выставка работ.

Организационно-педагогические условия реализации программы

 1.Материально – техническая база (глина, краски, кисти, основной и вспомогательный инструмент).

2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога).

3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)

4.Техника безопасности

Рабочие материалы:


 

глина или пластилин восковой мягкий различных цветов;

пластиковые или деревянные дощечки;

стеки пластмассовые;

скалки;

салфетки влажные;

фартуки;

краски (гуашь, акрил);

кисти;

палитры;

клей ПВА.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал!!! Спасибо!

10 January 2019