12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Валентина119 Россия, Татарстан респ., Чистополь Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематический план «Керамика в искусстве древних народов»
Пояснительная записка
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений.
Программа кружка «Керамика в искусстве древних народов» разработана на основе программы факультативных курсов по искусству «Скульптура и керамика». Москва «Просвещение» 1991 г. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с историей развития керамики.
Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле.
Задачи:
-сформировать начальные представления о народных промыслах и видах ДПИ;
-освоить основные технологические приемы обработки и декорирования изделий из глины;
- формировать навыки работы с глиной;
-развивать мелкую моторику рук, логическое мышление;
-развивать художественно-эстетический вкус.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Работа с глиной, самый распространенный природный материал, способствует раскрытию потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Отличительной особенностью программы является в объединении традиций разных народов мира в изготовлении изделия из глины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия
Основными формами работы являются: практические занятия, беседы, просмотр видеофильмов, дидактические игры, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, экскурсии, посещение выставок, музеев, участие учащихся в выставках, фестивалях, конкурсах.
Календарно тематическое планирование
«Керамика в искусстве древних народов»
№ | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Форма контроля |
1-2 | Беседа | 2 | Правила безопасной работы на занятиях, поведение и распорядок занятий. | Опрос |
3-4 | Показ фильма. | 2 | Первобытное искусство. Рельеф. | Опрос |
5-6 | Презентация. | 2 | Изучение рельефов искусства первобытных времен | Опрос |
7-10 | Практическое занятие. | 4 | Лепка рельефа-копии первобытного образца | Оценка работ |
11-12 | Показ фильма. | 2 | Вавилон. | Опрос |
13-14 | Презентация. | 2 | Изучение керамических образцов вавилонского царства. | Опрос |
15-18 | Практическое занятие. | 4 | Лепка рельефа – копии древнего Вавилона. | Оценка работ |
19-20 | Показ фильма. | 2 | Египет. Люди и боги. | Опрос |
21-22 | Презентация. | 2 | Изучение рельефов Древнего Египта | Опрос |
23-26 | Практическое занятие. | 4 | Лепка копии рельефа Древнего Египта. | Оценка работ |
27-28 | Показ фильма. | 2 | Древняя Греция. | Опрос |
29-30 | Презентация. | 2 | Изучение Древнегреческих ваз | Опрос |
31-34 | Практическое занятие. | 4 | Лепка вазы из глины по Древнегреческому образцу. | Оценка работ |
35-36 | Показ фильма. | 2 | Древняя Греция. Меандр | Опрос |
37-38 | Презентация. | 2 | Изучение рельефа (Меандр) | Опрос |
39-42 | Практическое занятие. | 4 | Лепка из глины копии Древнегреческого Меандра. | Оценка работ |
43-44 | Показ фильма. | 2 | Древняя Греция. Архитектурные ордеры. | Опрос |
45-46 | Презентация. | 2 | Изучение архитектурных ордеров Древней Греции | Опрос |
47-50 | Практическое занятие. | 4 | Лепка копии ионического ордера Древней Греции. | Оценка работ |
51-52 | Показ фильма. | 2 | Византия. | Опрос |
53-54 | Презентация. | 2 | Изучение керамических образцов Византии | Опрос |
55-58 | Практическое занятие. | 4 | Лепка сосуда по мотивом древних образцов Византии. | Оценка работ |
59-60 | Беседа | 2 | Керамика в искусстве древних. | Урок- игра |
61-62 | Беседа | 2 | Обсуждение изученных образцов древности | Викторина |
63-66 | Практическое занятие. | 4 | Лепка из глины – вариация на тему Древней керамики. | Оценка работ |
67-68 | Показ фильма. | 2 | Искусство народов Востока. | Опрос |
69-70 | Показ фильма. | 2 | Китай. | Опрос |
71-72 | Презентация. | 2 | Обзор искусства Востока. Искусство Китая. | Опрос |
73-76 | Практическое занятие. | 4 | Лепка из глины образца из китайской керамики. | Оценка работ |
77-78 | Показ фильма. | 2 | Индия. | Опрос |
79-80 | Презентация. | 2 | Обзор индийского керамического наследия | Опрос |
81-84 | Практическое занятие. | 4 | Лепка барельефа на индийскую тему. | Оценка работ |
85-86 | Показ фильма. | 2 | Япония. | Опрос |
87-88 | Презентация. | 2 | Обзор Японского керамического искусства | Опрос |
89-92 | Практическое занятие. | 4 | Лепка из глины сосуда в стиле японской керамики. | Оценка работ |
93-94 | Показ фильма. | 2 | Арабское искусство. | Опрос |
95-96 | Презентация. | 2 | Изучение Арабской керамики. | Опрос |
97-100 | Практическое занятие. | 4 | Лепка из глины арабского сосуда. | Оценка работ |
101-102 | Показ фильма. | 2 | Восточные мотивы | Опрос |
103-104 | Беседа | 2 | Обсуждение восточных мотивов в творчестве современных керамистов. | Опрос |
105-108 | Практическое занятие. | 4 | Лепка рельефа или объема в восточном стиле. | Оценка работ |
109-110 | Показ фильма. | 2 | Керамика в искусстве Востока | Опрос |
111-112 | Беседа | 2 | Значимость керамики в искусстве Востока | Опрос |
113-116 | Практическое занятие. | 4 | Лепка из глины формы по собственному образцу в восточном стиле | Оценка работ |
117-118 | 2 | Итоговое занятие. | Выставка работ. |
Организационно-педагогические условия реализации программы
1.Материально – техническая база (глина, краски, кисти, основной и вспомогательный инструмент).
2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога).
3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности
Рабочие материалы:
глина или пластилин восковой мягкий различных цветов;
пластиковые или деревянные дощечки;
стеки пластмассовые;
скалки;
салфетки влажные;
фартуки;
краски (гуашь, акрил);
кисти;
палитры;
клей ПВА.