Урок истории в 11 классе «Культурное пространство и повседневная жизнь СССР во второй половине XX в»

7
0
Материал опубликован 20 August 2020

Урок: «Культурное пространство и повседневная жизнь СССР во второй половине XX в. (в 60-х – первой половине 80-х годов).

Предмет: История России

Класс: 11


Цель: сформировать представления учащихся о жизни, быте и культуре советских людей в этот период времени. Вспомнить, как жили бабушки и дедушки в 60-80-х гг. XX в.


Задачи урока:

Познакомятся с достижениями, науки, кинематографа и спорта

Узнают, какие изменения появились в жизни, быте и культуре советских людей

Смогут представить образ и быт советского человека ушедшей эпохи.


Тип урока: комбинированный,

Методы: беседа, индивидуальная работа, игра, работа в группе с документами.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, видео 60-х гг., выставка плакатов, медалей, бытовых предметов 60-80-х гг.

План урока.

1. Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока. 5 мин.

2. Работа с интерактивной доской, на решение 3-х заданий, отводится 5 мин.

3. Игра. 10 мин.

4. Работа над проектом 10 мин.

5. Защита проектов 5 мин.

6. Подведение итогов, выводы, рефлексия, дерево успехов.


Ход урока.

I. Организационный момент. Включение в тему. 5 мин.

Подготовка к уроку. Приветствие класса и гостей.

- Добрый день! Сегодня мы совершим путешествие во времени. Как вы думаете, в какую эпоху мы отправимся?

- Предлагаю вам посмотреть телевизор и подумать, о чем мы будем говорить на уроке, как будет называться тема нашего урока. (Слайд 1,2).

Действия учителя

Действия учеников

На экране видео 60- х гг. Звучит песня Эдуарда Хиля «Человек из дома вышел»

Слушают песню Эдуарда Хиля «Человек из дома вышел»

Что необычное вы видите в классе?

Предположительные ответы учащихся.

- Появились старинные вещи, на экране иллюстрации известных людей 60-80-х гг., повседневная жизнь

Как называют время с середины 60-х до середины 80-х гг.

Периодом «застоя», «Брежневской эпохой»

Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?

Молодые писатели, поэты, художники, интеллигенция.

Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?

Увольняли с работы, отчисление с учебы проводили беседы в КГБ, высылали из страны

Что нам нужно узнать на уроке?

Как жили люди 60-80-х годов.


II. Актуализация знаний. Работа в группах. 5 мин

На интерактивной доске фотографии политический деятелей возглавлявших СССР в 20-80-х гг. XX в.

Задание 1. Из предложенных политических деятелей выберите портреты людей стоящих во главе СССР в 60-80- х гг. XX в. Назовите их имена, годы правления и факты из их жизни.

Ученики проверяют задание, в оценочном листе выставляют (1 б.) за правильно выполненное задание.

Задание 2. Терминология. Соотнесите термин и его определение. (Слайд 3).

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ, ИНАКОМЫСЛИЕ, ДИССИДЕНТЫ

Интеллигенция – (понимание, знание) особая социально-профессиональная группа людей, занятая в сфере умственного труда, обладающая тактом, ответственная за поступки.

Инакомыслие – несогласие с господствующей идеологией государства, принятыми общественными взглядами.

Диссидент – инакомыслящий человек

Идеологическая оппозиция – движение, выступающее против государственной идеологии

t1597910594aa.png

Ученики проверяют задание, в оценочном листе выставляют (1 б.) за правильно выполненное задание.

  В Советском Союзе существовала жесткая цензура, государство контролировало все сферы общественной жизни. Партийные органы отслеживали любое распространение информации, будь то печатные издания или музыкальные произведения. Под контролем были театральные произведения, кинематография, изобразительное искусство, радио и телевидение, а основной целью была — массовое подавление альтернативных источников информации, идущих в разрез с официальной, государственной точки зрения.

Задание 3. Соотнесите имя и его характеристику. (Слайд 4).

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008 гг.) – советский писатель-диссидент, лауреат Нобелевской премии, автор книг «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», выслан из СССР за антисоветскую пропаганду;

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989 гг.) – советский физик-теоретик, академик, один из создателей первой водородной бомбы, диссидент и правозащитник;

Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007 гг.) – советский виолончелист, пианист, дирижёр. За поддержку писателя Александра Солженицына, был вынужден уехать за границу.

t1597910594ab.png

III. Игра «Что смотрели, слушали, кем гордились и хотели стать наши бабушки, дедушки, папы и мамы». (Слайд 5-24).

Во время игры ребята всоминают фильмы, мультфильмы, ученых, артистов ушедшей эпохи. Узнают новые имен и факты. 

1.Какого ученого звания неожиданно для себя удостоился скромный директор детского сада, он же «джентльмен удачи» в одноименном фильме, 1971 г. Александра Серого? (Доцент)

2. Советский фильм режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны (Белое солнце пустыни)

3. Одна из крылатых фраз фильма, 1961г. Сказанная актером Василием Лоновым

Красиво плывут! 
— Кто? 
— Вон та группа в полосатых купальниках. Название фильма?

4. В этом знаменитом отечественном мультипликационном сериале 1969 г. главную роль Волка озвучил Анатолий Дмитриевич Папанов. Назовите этот мультфильм (Ну, погоди!)

5. Как звали домоправительницу в советском мультфильме, 1968 г. «Малыш и Карлсон»? (Фрекен Бок)

6. Как звали ловца пиявок в мультфильме "Золотой ключик, или приключения Буратино«, 1975 г.? (Дуремар)

7. Он стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники. Был создателем первого пилотируемого космического корабля. Назовите имя первого конструктора ракетно-космической промышленности? (Сергей Павлович Королев)

8. Кто и когда совершил первый выход в открытый космос? (18 марта 1965 года — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов, дважды Герой Советского Союза, совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2»)

9. Летом 1980 в Москве состоялись XXII летние Олимпийские игры. Назовите талисман олимпийских игр в Москве? (медведь)

10. На Олимпиаде в Москве был проведен забег для всех желающих на «Олимпийскую милю». А какова была длина этой дистанции? 1980 м.

III Работа с документом в 4 –х группах

Работа с иллюстрациями и документами.

Задание. Представить коллаж, фоторассказ о жизни советских людей эпохи 60-80-х гг.

1. Как жили?

2. Чем интересовались?

3. О чем мечтали?

4. Постарайтесь в своих подписях к иллюстрациям выразить свое отношение к данной эпохи.

5. Выявить положительные и отрицательные моменты жизни людей

V Вывод: Защита проектных работ.

VI Подведение итогов урока. Выставление оценок

VII Домашнее задание: Найти в интернете 5 имен писателей, поэтов, ученых, художников вынужденных покинуть Родину в к.60-80-х гг. Выяснить причину эмиграции деятелей культуры и науки. Полученные данные оформить в таблице.

Эмиграция советской интеллигенции

Имя

Год

Причина эмиграции

1.



2.



3.



4.



5.



Приложение 1.

Инструкция по работе с документами


Задание: 1. Представить коллаж о жизни советских людей эпохи 60-80-х гг.


1. на работу отводится 10 мин;

2. капитану команды распределить задания между членами команды;

3. выбрать хранителя времени – следит за временем, предупреждает, сколько минут осталось до окончания работы;

4. выбрать секретаря – записывает все предложения, идеи, решения;

5. выбрать чтеца – читает документ;

6. проанализировать документ, выделить в документе два положительных и два отрицательных момента жизни людей;

7. изучить иллюстрации, озаглавить их, выразить свое отношение к иллюстрациям.

8. оформить работу на ватмане, не забыть сверху, написать название работы, снизу номер и участников команды;

9. презентующий представляет результат работы. (2 мин. на выступление)

Приложение 2.


Индивидуальный оценочный лист выступления 1 группы

Каждая позиция оценивается 3 б. (хорошо – 3 б., средне – 2 б., слабо – 1 б.),

мах. количество балов 12.


1.

Культура выступления, четкость и последовательность представления материала


2.

Аккуратность оформления работы


3.

Качество содержания работы


4.

Творческий подход



Итого:




Индивидуальный оценочный лист выступления 2 группы

Каждая позиция оценивается 3 б. (хорошо – 3 б., средне – 2 б., слабо – 1 б.),

мах. количество балов 12.


1.

Культура выступления, четкость и последовательность представления материала


2.

Аккуратность оформления работы


3.

Качество содержания работы


4.

Творческий подход



Итого:



Индивидуальный оценочный лист выступления 3 группы

Каждая позиция оценивается 3 б. (хорошо – 3 б., средне – 2 б., слабо – 1 б.),

мах. количество балов 12.


1.

Культура выступления, четкость и последовательность представления материала


2.

Аккуратность оформления работы


3.

Качество содержания работы


4.

Творческий подход



Итого:




Индивидуальный оценочный лист выступления 4 группы

Каждая позиция оценивается 3 б. (хорошо – 3 б., средне – 2 б., слабо – 1 б.),

мах. количество балов 12.


1.

Культура выступления, четкость и последовательность представления материала


2.

Аккуратность оформления работы


3.

Качество содержания работы


4.

Творческий подход



Итого:


Общая (командная) сумма балов

1 группа


Общая (командная) сумма балов

2 группа


Общая (командная) сумма балов

3 группа


Общая (командная) сумма балов

4 группа




Приложение 3.

Пример заданий для групп

1 группа. Жители «хрущевок»

В Советском Союзе середины XX века «хрущевки» представлялись идеалом городского жилья: индивидуальные квартиры с собственным санузлом и центральным отоплением стали огромным шагом вперед по сравнению с довоенными деревянными бараками с удобствами на улице, печным отоплением и многокомнатными коммуналками.

Массовая застройка хрущевок началась в 56-58-х гг. Пятиэтажные дома возводились в короткие срок. Сборка от фундамента под ключ производилась за месяц. Хрущевки строились панельные и кирпичные, имели балкон, тонкие стены, низкие потолки, небольшие проходные комнаты, совместный санузел, кладовку для хранения вещей, на этаже располагалось по 4 квартиры. Возводились в спальных районах, в них проживал советский средний класс (рабочие, врачи, учителя).

Жизнь советского человека во многом проходила на кухне: здесь собирались гости, общались родственники и решались все важные вопросы. На кухне размещался гарнитур, стол со стульями и холодильник — а под окном еще оставалось место для особого холодильного шкафа, который с помощью отверстия в стене охлаждался с улицы. Зимой он был незаменим для хранения портящихся продуктов: в шестидесятых годах прошлого века электрические холодильники еще не получили широкого распространения, а потому возможность убрать продукты в удобный и функциональный отсек стала прорывом. В 70-80-х гг. в СССР стали выпускать холодильники марки «ЗИЛ-Москва», «Ока», они стоили 300-400 руб., это по тем временам 2-3 зарплаты людей. Также выпускалась типовая мебель во всех квартирах стояли кресла с деревянными подлокотниками, массивные шкафы с антресолями, на стенах висели ковры, которые защищали от холодных стен, шума и являлись элементом роскоши. В спальнях стояли торшеры, радиолы (встроенное радио и проигрыватель), в 70-х годах появляются катушечные магнитофоны и цветные телевизоры. В к.60-70-х гг. появляется личный транспорт: «Москвич», «ЗАЗ», «ЗИЛ»

Двор хрущевки был культурным явлением, в котором жители всех возрастов вместе создавали колорит советской жизни. Во дворе были площадки для игр, бассейны для детей, удобные лавочки со столами за которыми играли в нарды, шашки, шахматы, читали газеты, книги и журналы. Мальчишки играли в футбол, девчонки играли в классики, дочки-матери, прыгали на скакалке.

В это время была развита культура, люди увлекались чтением, ходили в театры, выставки и музеи. Государство контролировало все сферы культуры. Но это не мешало советским режиссёрам Леониду Гайдаю («Кавказская пленница», «Операция Ы», «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»), Эльдару Рязанову («Служебный роман», Ирония судьбы или С легким паром» «Берегись автомобиля» «Жестокий романс») снимать фильмы, которые мы пересматриваем уже десятилетиями. В магазинах был «дефицит» товаров, но большинство продуктов были собственного производства и отличного качества. Промышленных предприятий было огромное множество, и на всех из них всегда были рабочие места. Всё, что нужно было для жизни, там производилось. С самых ранних лет советским детям прививались любовь к труду, уважение к старшим, нормы поведения в обществе. Граждане СССР были совершенно уверены, что ничего не случится ни со страной в которой они живут, ни с предприятием, на котором они работают, ни с вузом, в котором они учатся. Можно было спокойно ложиться спать каждый вечер, не опасаясь, что завтра уволят. Или повысят квартплату. Или поднимут цены.

2 группа. Жизнь партийных и государственных работников

Категорию населения, которую составляли чиновники партийных, государственных, комсомольских, профсоюзных органов, ответственные сотрудники КГБ, МВД, высокопоставленные военные, руководители предприятий и научных учреждений, крупные ученые, удостоившиеся государственного признания писатели и артисты, ведущие журналисты принадлежности к номенклатурным работникам (политической элитой, правящим классом)

В 1970-е гг. принадлежность к номенклатуре позволяла получить вне очереди просторную квартиру в доме повышенной комфортности себе и детям, построить дачу, обзавестись автомобилем, без всяких проблем приобретать по сниженным ценам дефицитные продукты и другие товары в недоступных для простого человека «распределителях», пользоваться услугами закрытых ведомственных поликлиник, больниц, санаториев, пошивочных ателье и т.п. В партийном аппарате были не высокие зарплаты, но это компенсировалось различными льготами и доплатами. Считалось, что профессиональному партработнику неприлично иметь собственную машину и дачу, но зато можно было пользоваться услугами служебного шофера и жить на государственной даче. (На практике имущество нередко покупалось на имя родственников.) Важной привилегией отдельных групп номенклатуры была возможность выезжать за границу в командировки или турпоездки. (Для рядового гражданина поездка за границу, даже в социалистические страны, была сопряжена с унизительной процедурой получения характеристик и разрешений по месту работы и в партийных инстанциях. Для подавляющего большинства заграница была абсолютно недосягаема.) Дети номенклатурных работников поступали «по звонку» в престижные вузы, устраивались на работу, позволявшую им, в свою очередь, делать номенклатурную карьеру. Многие из них сразу после окончания вузов оказывались на аппаратных должностях в комсомольских органах, оттуда с годами переходили в партийные, государственные, или, на худой конец, профсоюзные. Не приобретя толком никакой профессии, они руководили, контролировали, агитировали, поучали… Возникла своеобразная каста, члены которой привыкали свысока относиться к посторонним: рабочим, врачам, преподавателям, рядовым научным работникам.

В «общенародном государстве», которым СССР именовался в Конституции 1977 г., формировались всё более глубокие общественные противоречия. Правда, основой их была не собственность, как в странах с рыночной экономикой, а причастность в той или иной форме к власти.


А некдоты о Брежневе:
Брежнев выступает перед рабочими. 
- Товарищи! Скоро мы будем жить еще лучше! Голос из зала:
- А мы?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации