12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кромм Светлана Валерьевна65
5

Урок литературы в 10 классе по роману- эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" на тему "Два полководца - две судьбы"(Наполеон и Кутузов в романе)

Два полководца - две судьбы. (Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

ЦЕЛЬ:

1.  Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона;

2. Показать, какова, по мнению Л.Н.Толстого, роль личности в истории;

3.Методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;

 4.Формировать умение анализировать текст художественного произведения.

 5.Закрепить навык сопоставительного анализа образов.


Оборудование:


1. Текст романа «Война и мир».

2. Таблица «Образы Кутузова и Наполеона».

3. Маршрутные карты по уроку

Эпиграф: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»





Ход урока:

Оргмомент. Приветствие. Положительная мотивация (настрой на успех)

Вхождение в тему.

1) Слово учителя:

--О чём говорят эти цифры? (слайд 1)

-- Значит, сегодня на уроке речь пойдёт о романе Л. Н. Толстого «Война и мир». (слайд 2)

--В произведении Л. Н. Толстого задействовано свыше 500 героев, сюжет связан с реальными войнами 1805-1807г.г. и Отечественной войной 1812г. Вопрос: есть ли среди них участники тех событий? Назовите их. (слайд 3)

--Действительно, в произведении упоминаются или действуют свыше 200 реальных исторических личностей, участников Отечественной войны 1812года. Я предлагаю совершить краткую заочную экскурсию. Давайте отправимся в Эрмитаж, посетим Военную галерею. (слайд 4)

--А. С. Пушкин В своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю да Толли, так описывает Военную галерею : (слайд 5):



У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

 --О каком русском царе и быстрооком художнике здесь идёт речь?

Биографы: (Индивидуальное сообщение учащегося № 1- о Джордже Доу )

(см. Приложение № 1)

2) –Задание: сейчас я вам предложу цитатную разминку, которая подскажет вам, над чем мы будем рассуждать на этом уроке. Ответы прошу фиксировать в своих маршрутных листах в форме диктанта – сетки. Сначала оформите свои маршрутные листы: запишите число и свою фамилию. (слайды 6-8)


Цитатная разминка:


«В расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». (Кутузов)

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». (Наполеон).

 «Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его»                    (Кутузов).

 «На лице его была неприятно-притворная улыбка». (Наполеон).

 «Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов).

 Он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ». (Кутузов).

       7.  «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил он впоследствии». (Наполеон).

       8. «Он находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить    только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это». (Наполеон).

       9. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». (Кутузов)

      10. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия». (Наполеон).

      11. Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, он «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого». (Наполеон).

12. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. (Наполеон).
13. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. (Наполеон).
14. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны». (Кутузов).

15. «Властью, врученной мне государем и отечеством,  - я  приказываю отступать». (Кутузов).



3)-- А теперь проверьте свои знания. (слайд 9)

Целеполагание:

--Так о ком же сегодня мы будем говорить?

(О Наполеоне и Кутузове) (слайд 10)

--Это две яркие исторические личности. А что мы имеем в виду, когда упоминаем слово личность?

Лингвист: (Индивидуальное сообщение учащегося № 2)

(см. Приложение № 2)

--Если мы говорим, что Наполеон и Кутузов - личности, которые сыграли роль в истории, то какие черты должны быть присущи выдающейся личности?

--В. И. Ленин подготовил и совершил на практике кровавую диктатуру пролетариата. Сталин печально известен своими репрессиями и лагерями, в которых погибло очень много людей, часто безвинно . Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества. Это тоже личности? Какой вывод отсюда напрашивается?

(Историческая личность может быть оценена многозначно: как положительно, так и отрицательно)

-- Теперь сформулируйте цели урока. (слайд 11)

1) Сопоставить образы Наполеона и Кутузова, созданные Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир»

2)Выявить отношение автора произведения к проблеме : роль личности в истории.

3) Сформулировать взгляды Л. Н. Толстого на войну.



4. Новый материал

1)--В романе самыми яркими историческими личностями являются два полководца – Кутузов и Наполеон. Чем вызван интерес автора к ним?

(Взглядами Толстого на историю и роль личности в ней)

--Это и есть одна из важных проблем, над которой размышляет писатель. В чём суть исторических и философских взглядов Л. Н. Толстого? (слайд 12)

Историки: (Индивидуальное сообщение учащегося № 3)

(см. Приложение № 3)

2) –Весной 1847г. Л. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он начал вести свой знаменитый дневник, последняя запись в котором была сделана за 3 дня до смерти писателя. В него он записывал свои наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений. Одним словом, дневник писателя – огромный труд. Труд человека: мы можем по нему проследить становление личности. (слайд 13)

3) –Одновременно идёт и становление писателя – философа. В романе нашли отражение исторические взгляды автора произведения. (слайд 14)

--Томас Карлейль (1795-1881), английский философ, автор произведения «Герои и героическое в истории», утверждал, что всемирная история есть биография великих людей. О народных массах он говорит редко и только в том ключе, что массы – только орудие в руках великих личностей.

-- Согласны ли вы с точкой зрения Л. Толстого на историю и её движущие силы? Или вы разделяете точку зрения английского философа?

(Она ошибочна)

4)—Прежде чем мы обратимся к произведению Л. Н. Толстого, давайте попросим дать исторический комментарий.

Биографы:

(слайд 15):

Трудно найти в литературе ХIХ века более популярного героя, чем Наполеон. Басня Крылова "Волк на псарне", стихотворения А. Пушкина "К морю", "Анчар", повесть "Пиковая дама", роман "Евгений Онегин", произведения М. Лермонтова "Поле Бородина", "Бородино", "Вадим", Гоголь "Мёртвые души", Достоевский "Преступление и наказание", наконец, "Война и мир" Толстого. Русские писатели, преодолев "наполеонизм" в себе, стремились развенчать столь привлекательную идею через своих героев, обнажая безнравственную сущность человека, претендовавшего на звание гения.

(Индивидуальное сообщение о Наполеоне № 4) (см. Приложение № 4)

5)—Был ли Толстой хоть сколько – нибудь достоверным, создавая образ Наполеона?

Архивариусы: (Индивидуальное сообщение № 5 Современники о Наполеоне») (см. Приложение № 5)



и о Кутузове (сообщение № 6)—слайд 16.

6) –«Война и мир»- произведение сложное и многоплановое. Это художественное произведение , а не документально – историческое. Поэтому образы полководцев мы будем рассматривать через призму восприятия автора. (слайд 17)

7)—Основным художественным способом создания образов Наполеона и Кутузова стал такой приём, как…? Отметьте в своих маршрутных листах к уроку.

(Сопоставление и противопоставление образов) (слайд 18)

8)—Уместно ли использование этого приёма в романе?

9)—Этот приём Толстой применил только для создания образов полководцев или в произведении есть другие примеры его использования?

(Есть другие примеры использования: заглавие, эпизоды, герои, Кутузов и генерал Мак, описание дуба и душевное состояние Андрея Болконского)

10)—Давайте посмотрим, как этот приём «работает»: какими показаны полководцы?

--ЗАДАНИЕ: сейчас настало время реализации домашнего группового задания.1 группа готовила сообщение о Кутузове, 2 группа – о Наполеоне.



План сообщений:

Портреты полководцев.

На какие художественные детали портретов автор обращает внимание? Почему?

Поведение в сражениях под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино?

Отметить основные черты полководцев, т. е. какими они были полководцами.

Отношение Толстого к героям – полководцам ?

11) –Предлагаю блиц – опрос. Это словесная дуэль. Это вывод, итог вашей домашней подготовки.

Кутузов

Наполеон

Портрет


Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом.

Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.

Манера поведения


Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).

Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам


Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау).

Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе  через Неман).

Цели деятельности


Защита Отечества

Слава  власть.

Тактика  ведения  боя.


Поддерживает дух войска.

Властными приказами пытается руководить сражением.

Отношение автора


«Народный полководец», «спаситель отечества».

Человек, у которого «помрачены ум и совесть»

Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»




12)—(слайд 19)—«Нравственные категории»--Задание: выберите категорию и эпизод из романа и покажите, как это нравственное качество проявляется в действиях и поступках героев – полководцев.

(Заслушать пару ответов учащихся)

13)—А теперь, подводя итог сказанному, в своих маршрутных картах кратко запишите ответ на вопрос: как автор «Войны и мира» относится к войне?

5.Вывод:(слайд 20):

1) Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П  Шерер – та же театральность).

2) Рисуя образ русского полководца, как исключительной, выдающейся личности, автор в то же время сводит к нулю величие образа другого полководца — Наполеона. Эти два человека противопоставлены в романе. Наполеон у Толстого — наглый и жестокий завоеватель, действия которого не только не оправданы историей, но и противоречат нравственному идеалу человека.

3) «Источник... необычайной силы прозрения в смысле совершающихся событий лежал в том народном чувстве, которое он (Кутузов) носил в себе во всей чистоте и силе его.

Все, что было вне его (Наполеона), не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» ( Л. Н. Толстой)

--Так как же Л. Н. Толстой отвечает на вопрос о роли личности и народных масс в истории?

3) В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”.
Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в 3 части 3-го тома Толстой вступает в спор с историками, утверждающими, что ход всей войны зависит от “великих людей”. Толстой старается убедить, что судьба человека зависит не от их воли.
Изображая Наполеона и Кутузова, писатель, почти никогда не показывает их в сфере государственной деятельности. Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс. Толстой считает, что не гениальный человек руководит событиями, а события руководят им. Толстой рисует совет в Филях как совет, не имеющий смысла, ведь Кутузов уже решил, что Москва должна быть оставлена: “Властью, врученной мне государем и отечеством, — приказ отступать”. Конечно, это не так, никакой власти у него нет. Уход из Москвы предрешен. Не во власти отдельных лиц решать, куда повернется история. Но Кутузов сумел понять эту историческую неизбежность. Эту фразу говорит не он, его устами говорит судьба. Толстому так важно убедить читателя в правильности своих взглядов на роль личности и народных масс в истории, что он считает необходимым прокомментировать каждый эпизод войны с позиции этих взглядов. Мысль не развивается, а иллюстрируется новыми фактами в истории войны. Любое историческое событие являлось следствием взаимодействия тысяч человеческих воль. Один человек не может предотвратить то, что должно совершиться из стечения множества обстоятельств. Наступление стало необходимостью по множеству причин, сумма которых привела к Тарутинскому сражению. Главная причина — дух армии, дух народа, который оказал решающее значение на течение событий.
Толстой хочет самыми разнообразными сравнениями подчеркнуть, что великие люди уверены, будто судьба человечества в их руках, что простые люди не говорят и не думают о своей миссии, а делают свое дело. Личность бессильна что-либо изменить.
История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом, образное выражение Толстого. Толстой вдруг увидел, что истина — в народе, а потому-то познал ее, сблизившись с крестьянами. Пьер должен прийти к этому итогу с помощью Каратаева. Толстой решил это на последнем этапе романа. Роль народа в войне 1812 года — главная тема третьей части. Народ — главная сила, определяющая судьбу войны. Но народ и не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед ним вопрос о жизни и смерти. Толстой — историк, мыслитель, приветствует партизанскую войну. Заканчивая роман, он воспевает “дубину народной воли”, считая народную войну выражением справедливой ненависти к врагу.
6. Рефлексия.

--Давайте вспомним цели нашего урока.

--Реализованы ли цели в ходе нашего урока?

--В своих маршрутных картах отметьте, насколько вы активны были на уроке, чем конкретно занимались?



















Маршрутный лист к уроку «Два полководца – две судьбы» (По роману

Л. Н. Толстого «Война и мир»)



Ф. И. учащегося


Дата


Тема


Цитатная разминка





Основной художественный приём создания образов полководцев


Каким изображён Наполеон?


Каким изображён Кутузов?


Сформулируйте отношение Л. Н. Толстого к войне





Рефлексия: моё участие в уроке





Рефлексия: самооценка




Приложение № 1 Джордж Доу

Джордж Доу (англ. George Dawe8 февраля 1781Лондон — 15 октября 1829Лондон) — английский художник.

В 18191829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 года в приходе Сент-Джеймс, его родители Филипп и Джейн Доу. Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хогартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке. Джордж был старшим ребёнком в семье.

Первоначально Джордж тренировался с отцом, как гравер, но позднее он заинтересовался живописью и отправился на учёбу в Королевскую Академию художеств. В 1809 году Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 году - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I.

В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 году он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 году Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него усиливаются проблемы с дыханием. У Джорджа была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

Джордж Доу был похоронен в крипте собора святого Павла. На похоронах присутствовало множество художников и представителей российского посольства.





Приложение № 2

Личность -  общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.)



































Приложение № 3

Исторические и философские взгляды Толстого Л. Н.

Толстой отвергал дворянско – буржуазную историю царей, героев, полководцев, великих личностей.

Он утверждал, что нельзя объяснить развитие исторических событий волей, желаниями, поступками отдельных великих людей – «исторических личностей». История, утверждает Толстой, - результат совпадения интересов и поступков множества людей, составляющих народную массу.

Однако. действия народных масс, говорит он, совершается как бы бессознательно, стихийно, а на самом деле подчиняются сверхъестественной, таинственной силе – провидению, судьбе, фатуму.

Если же исторической жизнью народов управляет судьба, то что остаётся сделать «великой личности»? Ей остаётся лишь роль послушного исполнителя воли таинственного рока, судьбы.





















Приложение № 4 О Наполеоне

В 1789 году, к моменту французской революции, Наполеону Бонаперте (на родине его – острове Корсика – фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и он служил поручиком в одном французском полку.

В 1793г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с уши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-хлетнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока в 1795 г. Не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о решительном молодом генерале , вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действовавшую в Италии, прошёл по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем – отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет и Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний. Затем – триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799г.)

В 1804 г. Он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил ещё одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.





О Кутузове

Подпоручик батарейной роты  Г. С. Мешетич (1818) вспоминает, как «в войска российские прибыл герой, прославивший себя своею доблестию в отдаленных странах Европы, – князь Голенищев-Кутузов и принял главное начальство в армии» [10, с. 45]. «Наконец, уже в лагере при Цареве-Займище», – пишет И. Дрейлинг (1820), – «пришло известие о прибытии Кутузова, ветерана русской армии, назначенного главнокомандующим. Всеми овладело шумное веселье, все ожило, опять ожила надежда: вся армия видела в этом седом воине своего ангела-спасителя [10, с. 372].

        Подобные эмоции находят отражение и в тексте Н. Дуровой (1836): «У нас новый главнокомандующий: Кутузов!.. Это услышала я, стоя в кругу ординарцев, адъютантов и многих других офицеров, толпящихся около разведенного огня. Гусарский генерал Дорохов говорил, поглаживая седые усы свои: «Дай бог, чтоб Михаило Ларионович поскорее приехал и остановил нас; мы разбежались, как под гору». Кутузов приехал!.. солдаты, офицеры, генералы – все в восхищении; спокойствие и уверенность заступили место опасений; весь наш стан кипит и дышит мужеством!..» [5, с. 481].

Д. П. Бутурлин, участник Отечественной войны и заграничных походов, одним из первых написавший несколько исторических трудов, в том числе и о войне 1812 года (1837) называет Кутузова «знаменитым старцем», который был «мудрый как Фабий» и «проницательный как первый Филипп Македонский» [2, c. 245]его назначение главнокомандующим «одобрено было всеми благомыслящими Россиянами, а малое число тех, которые по личной вражде были противниками великого мужа, не осмелились обнаружить своего мнения в сей торжественный час», а его прибытие в армию «сделало тем благоприятнейшее впечатление, что беспрерывные отступления, доселе производимые, отчасти уменьшили доверенность армии к своим начальникам. Одно имя Кутузова казалось уже верным залогом победы» [2, c. 244-245]. Подтверждение этим словам находим и в воспоминаниях отставного генерал-майора И. С. Жиркевича (1874): «По прибытии к армии – Кутузова, дух солдата ожил и мы положительно уже стали приготовляться к сражению» [6, с. 653].











Приложение № 5

СОВРЕМЕННИКИ О НАПОЛЕОНЕ

1.Рассказывали, что хладнокровие Наполеона граничило с полной бесчувственностью к страданиям других. В 1800 году в битве при Маренго он внимательно следил за ходом сражения и за передвижением неприятеля и в то же время спешно диктовал свои распоряжения адъютанту.

Во время этой диктовки случайно пролетавшая шальная пуля ранила офицера в грудь навылет, и тот упал на землю, обливаясь кровью. Наполеон I коротко приказал дежурному ординарцу позвать другого адъютанта.

Садитесь и пишите, господин офицер! — коротко приказал Наполеон.— На чем я, однако, остановился?..

В эту минуту умирающий, собрав последние силы, приподнялся и прошептал еле слышно:

Простите меня за эту оплошность… Мы остановились на…

И он повторил последние слова, продиктованные ему Наполеоном, потом опрокинулся навзничь, в последний раз вздохнул глубоко и затих навсегда.

2. В 1805 году после победы в Аустерлицком сражении Наполеон ночевал в оставленной хозяевами хижине на Брунской дороге. Несмотря на чрезвычайную усталость, он был очень весел. Но у войск его совершенно не сталось провизии, и тогда всех встретившихся с ним генералов император пригласил к себе ужинать. Ужин был сервирован роскошно: на столе красовалось камчатное белье, весь стол был уставлен более чем на сто тысяч франков серебра простого и вызолоченного и хрусталя. Перед каждым из присутствовавших стояла севрская фарфоровая тарелка, стоившая не менее пятидесяти франков.

На требование Наполеона подать хлеба и вина Шамбертен гофмаршал заметил ему, что есть только туземный хлеб из ржаной муки, перемешанной с соломою.

Ну что ж за важность? Ведь его едят же солдаты? — вскричал он.

Само собой, когда солдаты узнали, что император ел их хлеб, никто не осмелился после того пожаловаться на скудность пищи.

3. Поклонником императора был классик немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте. Вот что говорил он о своём кумире: «Это был сгусток всего мира». – «Для Наполеона мир был тем же самым, чем для Гуммеля его рояль. То и другое нас изумляет, мы не постигаем ни того, ни другого, и, однако это так, и мы это видим своими собственными глазами. Наполеон велик в особенности тем, что он при всяких обстоятельствах оставался самим собою: перед сражением, во время сражения, после победы, после поражения – он всегда крепко стоял на ногах и знал ясно и твёрдо, что надо делать. Он всегда был в своей стихии, никакая неожиданность не застигала его врасплох, точно так же, как и для Гуммеля было безразлично, сыграть ли адажио или аллегро, в басу или дисканте». – «Жизнь его – жизнь полубога. Можно сказать, что свет, озарявший его, не потухал ни на минуту; вот почему жизнь его так лучезарна. Мир никогда ещё не видел и, может быть, никогда уже не увидит ничего подобного».

4. Наполеон о себе: : «Я люблю власть, как художник…как скрипач любит скрипку… Я люблю власть, чтобы извлекать звуки, созвучья, гармонии».











Приложение № 6

Война с Наполеоном 1805 года


В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В августе 1805 года 50-тысячная русская армия под его командованием двинулась в Австрию. Не успевшая соединиться с русскими войсками австрийская армия была разгромлена Наполеоном в октябре 1805 под Ульмом. Армия Кутузова оказалась один на один с противником, обладавшим значительным превосходством в силах.

Сохраняя войска, Кутузов в октябре 1805 г. совершил отступательный марш-манёвр протяжённостью в 425 км от Браунау к Ольмюцу и, нанеся поражение И. Мюрату под Амштеттеном и Э. Мортье под Дюренштейном, вывел свои войска из-под нависшей угрозы окружения. Этот марш вошёл в историю военного искусства как замечательный образец стратегического манёвра. От Ольмюца (ныне Оломоуц) Кутузов предлагал отвести армию к русской границе, чтобы, после подхода русского подкрепления и австрийской армии из Северной Италии, перейти в контрнаступление.

Вопреки мнению Кутузова и по настоянию императоров Александра I и австрийского Франца II, воодушевлённых небольшим численным превосходством над французами, союзные армии перешли в наступление. 20 ноября (2 декабря1805 произошло Аустерлицкое сражение. Сражение окончилось полным разгромом русских и австрийцев. Сам Кутузов был ранен осколком в щеку, а также потерял своего зятя, графа Тизенгаузена. Александр, осознавая свою вину, гласно не винил Кутузова и наградил его в феврале 1806 орденом Св. Владимира 1-й степени, однако никогда ему не простил поражения, полагая, что Кутузов намеренно подставил царя. В письме сестре от 18 сентября 1812 года Александр I высказал свое истинное отношение к полководцу: «по воспоминанию, что произошло при Аустерлице из-за лживого характера Кутузова».

В сентябре 1806 Кутузов назначен военным губернатором Киева. В марте 1808 был направлен командиром корпуса в Молдавскую армию, однако ввиду возникших разногласий по вопросам дальнейшего ведения войны с главнокомандующим генерал-фельдмаршалом А. А. Прозоровским в июне 1809 Кутузова назначили литовским военным губернатором.











Отечественная война 1812 года

В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии оказались под натиском превосходящих сил Наполеона. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска, Александр I назначил генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. За 10 дней до назначения, именным Высочайшим указом, от 29 июля (10 августа1812 года, генерал от инфантерии граф Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов был возведён, с нисходящим его потомством, в княжеское Российской империи достоинство, с титулом светлости. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем.»[13] 17 (29) августа Кутузов принял армию от Барклая-де-Толли в селе Царёво-Займище Смоленской губернии.

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая-де-Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил очевидно не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях (ныне район Москвы), оставил Москву. Тем не менее русская армия показала себя достойно при Бородине, за что Кутузов 30 августа (11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

После выхода из Москвы Кутузов скрытно совершил прославленный фланговый Тарутинский манёвр, выведя армию к началу октября к селу Тарутино. Оказавшись южнее и западнее Наполеона, Кутузов перекрыл ему пути движения в южные районы страны.

Потерпев неудачу в своих попытках заключить мир с Россией, Наполеон 7 (19) октября начал отход из Москвы. Он пытался провести армию в Смоленск южным путём через Калугу, где имелись запасы продовольствия и фуража, но 12 (24) октября в сражении за Малоярославец был остановлен Кутузовым и отступил по разорённой Смоленской дороге. Русские войска перешли в контрнаступление, которое Кутузов организовал так, чтобы армия Наполеона находилась под фланговыми ударами регулярных и партизанских отрядов, причем Кутузов избегал фронтального сражения большими массами войск.

Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Кутузов в досоветское и послесоветское время не раз подвергался критике за его нежелание действовать более решительно и наступательно, за его предпочтение иметь верную победу в ущерб громкой славе. Князь Кутузов, по отзывам современников и историков, ни с кем не делился своими замыслами, его слова на публику часто расходились с его приказами по армии, так что истинные мотивы действий прославленного полководца дают возможность различных толкований. Но конечный результат его деятельности неоспорим — разгром Наполеона в России, за что Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером. Именным Высочайшим указом, от 6 (18) декабря 1812 года, генерал-фельдмаршалу светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову пожаловано наименование «Смоленский».























Приложение № 7

О роли личности и народных масс в истории

В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”.
Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в 3 части 3-го тома Толстой вступает в спор с историками, утверждающими, что ход всей войны зависит от “великих людей”. Толстой старается убедить, что судьба человека зависит не от их воли.
Изображая Наполеона и Кутузова, писатель, почти никогда не показывает их в сфере государственной деятельности. Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс. Толстой считает, что не гениальный человек руководит событиями, а события руководят им. Толстой рисует совет в Филях как совет, не имеющий смысла, ведь Кутузов уже решил, что Москва должна быть оставлена: “Властью, врученной мне государем и отечеством, — приказ отступать”. Конечно, это не так, никакой власти у него нет. Уход из Москвы предрешен. Не во власти отдельных лиц решать, куда повернется история. Но Кутузов сумел понять эту историческую неизбежность. Эту фразу говорит не он, его устами говорит судьба. Толстому так важно убедить читателя в правильности своих взглядов на роль личности и народных масс в истории, что он считает необходимым прокомментировать каждый эпизод войны с позиции этих взглядов. Мысль не развивается, а иллюстрируется новыми фактами в истории войны. Любое историческое событие являлось следствием взаимодействия тысяч человеческих воль. Один человек не может предотвратить то, что должно совершиться из стечения множества обстоятельств. Наступление стало необходимостью по множеству причин, сумма которых привела к Тарутинскому сражению. Главная причина — дух армии, дух народа, который оказал решающее значение на течение событий.
Толстой хочет самыми разнообразными сравнениями подчеркнуть, что великие люди уверены, будто судьба человечества в их руках, что простые люди не говорят и не думают о своей миссии, а делают свое дело. Личность бессильна что-либо изменить.
История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом, образное выражение Толстого. Толстой вдруг увидел, что истина — в народе, а потому-то познал ее, сблизившись с крестьянами. Пьер должен прийти к этому итогу с помощью Каратаева. Толстой решил это на последнем этапе романа. Роль народа в войне 1812 года — главная тема третьей части. Народ — главная сила, определяющая судьбу войны. Но народ и не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед ним вопрос о жизни и смерти. Толстой — историк, мыслитель, приветствует партизанскую войну. Заканчивая роман, он воспевает “дубину народной воли”, считая народную войну выражением справедливой ненависти к врагу.


















Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 03.12.20 в 21:36 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, коллега, за отличную разработку урока! где бы взять два часа?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.