12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Еремина Людмила Александровна179
Россия, Пензенская обл., Пенза

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий» (ИТ-колледж)

Методическая разработка

урока литературы

на тему:

«Серебряный век русского искусства»

Разработала: Еремина Людмила Александровна, преподаватель русского языка и литературы

Пенза, 2017

На первом уроке по данной теме обучающиеся знакомились с исторической ситуацией в России в начале 20 века, с декадентским мироощущением людей того времени, развитием философской мысли, искусства в целом, с взаимовлиянием реализма и модернизма в начале 20 века. Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа.

Цель: познакомить учащихся с основными течениями модернизма.

Задачи:

Образовательные: расширить представление об основных течениях модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), раскрыть суть теоретических положений данных течений Серебряного века, мировоззрение поэтов-представителей символизма, акмеизма, футуризма, выявить особенности поэтики основных течений модернизма, закрепить понятия «модернизм», «декадентство».

Воспитательные: воспитывать у студентов интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство эстетического отклика на произведения искусства (литература, музыка, живопись), развивать интерес к поэзии Серебряного века, содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах;

Развивающие: способствовать развитию у студентов навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения, навыков аргументированной связной монологической речи, воображения, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию умений эффективной работы в малых группах, совершенствовать умения студентов выбирать главное, систематизировать, структурировать материал (создание сопоставительной таблицы).

Тип урока: комбинированный.

Методика: слово учителя с элементами беседы, работа с эпиграфом, работа в группах, изучающее чтение текста, заполнение таблицы, «Бортовой дневник», чтение стихотворений (учителем, подготовленным учеником, актером), аналитическая беседа, работа с видеороликом, работа с репродукциями картин, устное словесное рисование, выполнение практических заданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портреты поэтов Серебряного века, выставка поэтических сборников поэтов Серебряного века. Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2011.

Эпиграфы (записаны на доске):

Для нас дороже всего свобода исканий.

В. Брюсов

Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.

О. Мандельштам

Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников.

Музыкальный ряд:

1. «Вокализ» С.В.Рахманинова.

2. «Концерт для фортепиано с оркестром», “Этюд № 12” ,“Поэма экстаза” А.Н.Скрябина.

3.«Листки альбома», «Прометей», «Поэма огня» А.Н.Скрябина (оп.45 №1).

4. Матюшин М.В. Опера «Победа над солнцем».

План урока:

I.Организационный момент.

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала)

1). Слово учителя с элементами беседы.

2). Работа с эпиграфом.

III. Изучение нового учебного материала.

1) Изучающее чтение карточки-гида (в группах).

2) Заполнение таблицы.

3) Заполнение «Бортового дневника».

4) Творческое представление 1 группы.

5) Чтение и анализ стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

-выразительное чтение стихотворения актером;

-словесное рисование;

-наблюдение над звукописью;

-аналитическое перечитывание.

6) Просмотр видеоролика о творчестве Врубеля, ответ на проблемный вопрос.

7) Творческое представление 2 группы.

8) Чтение и анализ стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

-выразительное чтение стихотворения учителем (или подготовленным учеником);

-работа с заголовком стихотворения;

-аналитическое чтение.

9) Творческое представление 3 группы.

10) Чтение стихотворений В. Хлебникова, А.Крученых, В.Маяковского:

-устное словесное рисование;

- аналитическая беседа.

11) Работа с репродукциями картин художников.

IV. Закрепление учебного материала

1) Выполнение практических заданий.

V. Задание на дом.

ХОД УРОКА

 

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Вступительное слово преподавателя:

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с интересным, но достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.

(Звучит «Вокализ» Рахманинова).

-Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Поэзия «серебряного века»…

Ахматова, Блок, Брюсов,

Грусть, тоска.

Поэзия «серебряного века»…

Она не на день, а на все века.

Цветаева, Бальмонт и Мережковский,

Каменский, Сологуб и Гумилёв –

Какой поток имён громокипящий,

Судьбы, надежды, совести поток.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название “Серебряный”.


 

Учащиеся готовят рабочее место к уроку, получают информацию об особенностях работы на данном уроке, настраиваются на учебную деятельность.


 


 

Учащиеся под звуки «Вокализа» Рахманинова, знакомясь с материалом слайда (портреты поэтов Серебряного века), эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала)

Преподаватель организует фронтальный опрос, цель которого – актуализировать имеющиеся знания по теме у учащихся, выявить возможные пробелы в знаниях, неточности в понимании темы, совершенствовать связную монологическую речь учащихся.

Преподаватель формулирует и репродуктивные, и проблемные вопросы с целью актуализации знаний учащихся, что дает возможность принять участие в беседе и сильным, и слабым учащимся. Заранее оговаривается в начале урока, что учащиеся получат в конце урока поурочный балл с учетом их текущей работы на уроке. Ответы на вопросы в ходе фронтального опроса должны соответствовать известным учащимся критериям. Дополнительным стимулом для активной работы на данном этапе урока для учащихся является возможность дополнить ответ учащегося, исправить неточности в ответе. По ходу проведения фронтального опроса преподаватель попутно дает отдельные пояснения, дополнения, которые нацелены на изучение новой темы. Ответ на каждый вопрос иллюстрируется материалом слайда. В случае затруднений со стороны учащихся преподаватель обращается к материалам слайда, которые позволяют учащимся вспомнить, сформулировать ответ на вопрос.

Критерием достижения цели данного этапа урока являются правильные ответы учащихся на вопросы преподавателя по изученному материалу, осмысленные дополнения к ответам учащихся.

Если преподавателю не удается достичь поставленной цели, то по ходу объяснения и закрепления нового материала необходимо вернуться к отдельным проблемным вопросам данного этапа урока с целью выявления понимания, осмысления этих проблем учащимися после изучения нового материала.

Вопросы для проведения беседы с учащимися:

-Кто ввел в употребление красивое образное определение «Серебряный век»?

--Какой смысл вкладывается в понятие «Серебряный век»? Почему появилось это образное название?

-О каком времени в развитии искусства идет речь?

-Я обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку: «Для нас дороже всего свобода исканий». (В. Брюсов). Как вы понимаете эти слова? Какой смысл вкладывал в них поэт Валерий Брюсов?

Перед деятелями искусства стояла нелегкая задача: изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности.

Сегодня в центре нашего внимания будет поэзия Серебряного века, которая на рубеже 19-20 веков начала теснить с “привилегированного” места прозу, претендовала на роль выразительницы чувств и умонастроений людей.

-Искания в поэзии привели к появлению модернизма. Поясните значение термина «модернизм», который появляется в эпоху Серебряного века.


 


 


 


 


 

Модернизм не отображает действительность, а создает новые художественные миры, в искусстве наступает эпоха безудержного творческого эксперимента. Искусство становится силой, преобразующей реальность.

-Назовите основные течения, которые развиваются в поэзии Серебряного века?


 

 


-Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (Преподаватель после ответов учащихся уточняет цель урока).

 

 

-Почему рубеж 19-20 веков (эпоху Серебряного века) в искусстве часто называют русским Ренессансом?

 

Сегодня взглянуть на поэзию Серебряного века мы попытаемся через призму других видов искусства.

Учащиеся в ходе фронтального опроса должны вспомнить, в чем суть термина «Серебряный век», какой период в развитии литературы принято называть этим термином, в чем особенность развития искусства в это время, каково значение термина «модернизм», какие течения возникли в поэзии в рамках модернизма.

Учащиеся отвечают на репродуктивные и проблемные вопросы. Критериями оценки ответа учащихся являются: правильность, полнота ответа, последовательность изложения, языковое оформление.

Примерные ответы учащихся:

Сам термин «Серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно. А. Ахматова в “Поэме без героя” впервые в литературном творчестве употребила выражение “Серебряный век”.

Термин Серебряный век появился по аналогии с золотым веком (19 век). Эпитеты «золотой», «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня («Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят».Н. Оцуп), а говорят о разности основных настроений эпохи.

Конец19 -начало 20 века.

Рубеж 19-20 веков – эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» (А.Блок).


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Модернизм (от франц. «новейший», «современный») – новые явления в литературе и искусстве, литературное направление, целью которого является создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

 


 


 

В модернизме развиваются 3 основных течения – символизм, акмеизм, футуризм, представители которых пытаются по-своему, по-особому раскрыть мир и преподнести это видение читателю.

Наша задача на уроке – охарактеризовать новые литературные течения, возникшие на рубеже 19-20 веков в поэзии, и их художественные особенности.

На рубеже ХIX-XX веков был отмечен необыкновенный творческий подъем в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

3.

Изучение нового учебного материала

 

 

 

 

 

 

Цель - расширить представление учащихся об основных течениях модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), раскрыть суть теоретических положений данных течений Серебряного века, мировоззрение поэтов-представителей символизма, акмеизма, футуризма, выявить особенности поэтики основных течений модернизма.

Новый материал изучается учащимися в ходе групповой работы с элементами ролевой игры: учащиеся разбиваются на 3 группы, каждая из которых - это представители поэтов, принадлежащих к основным течениям Серебряного века: символизму, акмеизму, футуризму. В кабинете парты расставлены по-особому, тремя группами, что напоминает творческую обстановку кафе. Учащимся преподаватель напоминает, что они набирают поурочный балл, активно участвуя в работе на всех этапах урока.

-Итак, я приглашаю вас в литературное кафе для того, чтобы познакомиться с основными течениями в поэзии Серебряного века, так как на рубеже веков именно в кафе, актовом зале Политехнического музея, в кабаре собирались ведущие поэты. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, поэтому в кафе звучала и музыка. Сегодня мы с вами тоже попытаемся создать атмосферу творчества. Вы разделились на 3 группы, каждая из которых – это представители поэтов, принадлежащих к основным течениям Серебряного века: символизму, акмеизму, футуризму.

Я с удовольствием представлю завсегдатаев этого заведения:

Содружество «Снежная маска» (символисты).

Содружество «Цех поэтов», из которого возник впоследствии… акмеизм.

Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы).

Группам раздаются карточки-гиды, в которых собраны основные положения символизма, акмеизма, футуризма и даны контрольные вопросы (Приложение 1). Ключевые вопросы, данные в карточках, нацеливают учащихся на поиск главной информации.

Перед групповой работой преподаватель дает учащимся установку: в карточках-гидах даны цитаты из статей, трактатов представителей направлений Серебряного века. После того, как вы познакомитесь с материалом и осмысленно заполните таблицу, я предлагаю вам заполнить «Бортовой дневник» (это задание выполняется индивидуально): выпишите в первую колонку высказывание представителя направления, которое вас поразило, заинтересовало, на которое у вас есть эмоциональный отклик, а во вторую колонку напишите ваш комментарий к выписанной цитате.

Установка перед работой с карточками (пояснение колонок таблицы преподавателем):

- Каково же было отношение представителей модернистских течений к миру, искусству?

- Какие задачи поэты нового времени ставили перед собой?

- На поиски чего было направлено их творчество?

После групповой работы по карточкам-гидам учащиеся представляют свое направление, используя данные таблицы.

Творческое представление 1 группы «Снежная маска» (символисты). Какими же они себя видят?

Преподаватель по ходу ответа учащегося задает вопросы всей группе, чтобы выявить уровень понимания и осмысления материала всеми участниками группы.

С целью определения уровня внимания и понимания материала остальными учащимися групп преподаватель просит одного учащегося из 2 или 3 группы обобщить данные, которые он занес в таблицу по символизму.

-Какие же высказывания из трактатов, сборников символистов вас заинтересовали и поразили больше всего? (проверяется «Бортовой дневник» представителей 1 группы).

Чтобы почувствовать особенности поэзии символизма, я предлагаю вам послушать стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Интересно высказывание А. Блока в «Записных книжках»: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».

Установка перед чтением (вопросы записаны на слайде):

Какие образы-символы вы увидели?

Какие ассоциации у вас возникли?

Какие звуки создают настроение стиха?

(Стихотворение звучит в исполнении мастеров слова или подготовленного ученика)

- Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художническую интуицию.

- Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?

- Символизм – это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особенности. Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в галерею художника-символиста Михаила Александровича Врубеля. Музыкальным фоном нашей экскурсии будет музыка Сергея Рахманинова. Всмотритесь в полотна живописца, вслушайтесь в звуки музыки композитора той эпохи…и попытайтесь ответить на вопрос:

- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает искусство символизма?

(Видеоклип о творчестве Врубеля)

-Вспомните, почему именно таким было мироощущение людей на рубеже веков, как это можно объяснить, исходя из исторической ситуации рубежа веков?

-Человек этой кризисной эпохи предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства.

Скорбь великая растет в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной? — писал в конце XIX в. Дмитрий Мережковский.

 

 

 

 

 

 

 

-Как называется особый тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, характеризуется погружением в сферу индивидуальных переживаний?

Творческое представление 2 группы «Цех поэтов» (акмеисты). Какими же они себя видят?


 

Преподаватель по ходу ответа учащегося задает вопросы всей группе, чтобы выявить уровень понимания и осмысления материала всеми участниками группы.

С целью определения уровня внимания и понимания материала остальными учащимися групп преподаватель просит одного учащегося из 1 или 3 группы обобщить данные, которые он занес в таблицу по акмеизму.

Затем проверяется «Бортовой дневник» 2 группы.

 

Особенности акмеизма я предлагаю выявить на примере стихотворения А.А.Ахматовой «Песня последней встречи».

Установка перед чтением стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи»: (вопросы записаны на слайде)

-Почему так называется стихотворение?

-Каковы внутренние переживания героини?

-Через какие детали передается тяжелое душевное состояние?

(Стихотворение читает преподаватель или подготовленный ученик)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами. А поможет нам стихотворение одного замечательного поэта Серебряного века, которое называют «заумной жемчужиной». Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.

Приготовились, начинаем.

(Стихотворение» Бобэоби пелись губы» звучит в исполнении мастеров слова).

Это удивительное стихотворение написано поэтом-футуристом Велимиром Хлебниковым.

-Какой портрет нарисовало вам ваше воображение?

-А сейчас давайте послушаем еще одно стихотворение поэта Алексея Крученых.

(Видеоролик об А.Крученых, сам автор исполняет стихотворение из одних согласных)

-Ребята, а каково ваше отношение к такой поэзии?

-«Не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей» (Велимир Хлебников «О стихах»). Поэзия футуризма не похожа на традиционную классическую поэзию. Кажется, что в таких стихах отсутствует смысл. Попробуем последовать совету Хлебникова и разобраться, что же это за течение – футуризм и в чем состоят особенности поэтики футуризма.

 

 

 

 

 

Творческое представление 3 группы «ХЛАМ» (футуристы). Какими же они себя видят?

Преподаватель по ходу ответа учащегося задает вопросы всей группе, чтобы выявить уровень понимания и осмысления материала всеми участниками группы.

С целью определения уровня внимания и понимания материала остальными учащимися групп преподаватель просит одного учащегося из 1 или 2 группы обобщить данные, которые он занес в таблицу по футуризму.

Затем проверяется «Бортовой дневник» 3 группы.

 

 

Один из самых известных поэтов-футуристов – Владимир Маяковский. Я предлагаю вам охарактеризовать особенности поэтики футуризма на примере его стихотворения «А вы могли бы?»

Установка перед чтением стихотворения: какие особенности футуризма вы можете отметить в этом стихотворении?

1.Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. Как вы понимаете выражение «Я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана»?

3. В чем Маяковский видит задачу поэта?

(Учащиеся слушают аудиозапись, где это стихотворение читает сам поэт)

-Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками - «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Почти все поэты-футуристы были художниками.

 

 

 

 

 

 

-Выберите репродукции картин, относящихся, по вашему мнению, к акмеизму. Мотивируйте свой выбор (репродукции картин представлены на слайде).

- Чем примечательны картины художников-футуристов?

(на слайде представлены картины и художников-акмеистов, и художников-футуристов).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся на данном этапе должны усвоить, когда оформляются в поэзии символизм, акмеизм, футуризм, кто из поэтов является ярким представителем того или иного течения, в чем особенность мировоззрения поэтов-представителей разных течений модернизма, каковы художественные особенности стихотворений представителей разных течений.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Учащиеся сидят группами, на столиках название содружеств.


 


 


 


Каждая группа работает с карточками: учащиеся читают текст с карандашом, отмечая те факты, которые необходимо занести в таблицу (Приложение 2). Каждый учащийся работает с текстом индивидуально, затем учащиеся обсуждают ответы на вопросы, сообща заполняют таблицу по своему течению.

Все учащиеся по ходу творческого представления групп заносят рабочие записи в сводную таблицу (Приложение 2), которую будут дополнять сведениями из учебника дома к следующему уроку.

1 группа раскрывает позицию символистов, опираясь на ключевые вопросы и данные таблицы. Отвечает 1 учащийся, которого выбрала группа.

Учащийся из 2 или 3 группы зачитывает по таблице основные сведения по символизму.

Учащийся зачитывает выписанное в первую колонку высказывание представителя направления, которое поразило, заинтересовало, на которое есть эмоциональный отклик, а затем выписанный во вторую колонку комментарий к цитате.

Учащиеся высказывают свои мысли, анализируя данное стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности. Присутствие символов усугубляет эти чувства: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Эти символы я понимаю как жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь как олицетворение надежды, маленького счастья, и опять тьма, болезни. Безжизненные удары усилены в четвёртой строке повтором звуков [д, т, д, т] (“Всё буДеТ Так. ИсхоДа неТ”). Нет спасения, даже смерть не освободит от страданий не отпускающей душу безысходности. Композиция этого стихотворения – зеркальная, т.к. в начале и в конце стиха одинаковые строчки «ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Аптека, улица, фонарь…», все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: «И повторится все как встарь…» и «Умрешь-начнешь опять сначала…». Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, враждебно холодную действительность. Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограниченности жизни, ее пустоты.

Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый,

голубой.

Искусство символизма передает настроение грусти, уныния, тревоги, смятения, неудовлетворенности жизнью, страх перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его.

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. Пришел период социальных, политических потрясений. Основные события эпохи – это войны (русско-японская 1904-1905, гражданская, Первая мировая война 1914), революции (1905, Февральская и Октябрьская 1917), свержение самодержавия, небывалые перемены. С 1902 – массовое создание политических партий. 1906 – создание I Государственной Думы, аграрная реформа А.П. Столыпина. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было

декадентство

 

 

2 группа раскрывает позицию акмеистов, опираясь на ключевые вопросы и данные таблицы. Отвечает 1 учащийся, которого выбрала группа.

Учащийся из 1 или 3 группы зачитывает по таблице основные сведения по акмеизму.

Учащийся зачитывает выписанное в первую колонку высказывание представителя направления, которое поразило, заинтересовало, на которое есть эмоциональный отклик, а затем выписанный во вторую колонку комментарий к цитате.

 

 

 

 

Лирический конфликт в стихотворении связан с разрывом отношений между героиней и ее возлюбленным.

Это стихотворение о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставания навеки. Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Чувства героини, ее состояние передаются через детали внешнего мира. Смятение героини передано через жест – перчатка надета не на ту руку.

Душевное состояние героини передается через восприятие ею окружающего мира: она видит много ступеней, слышит в шелесте листьев прощание с жизнью, свеча в спальне горит «равнодушно-желтым огнем». Эмоциональность речи передается через эллипсис – пропуск слов, смысл которых восстанавливается из контекста.


Учащиеся, используя устное словесное рисование, высказывают свои мысли.

 

 

 

 

 

Подготовленный учащийся рассказывает о «заумном языке» В.Хлебникова.

«Заумный язык» Хлебникова - язык, „непосредственно несущий смысл“, „в котором звук сам по себе, буква сама по себе несли бы всю полноту смысла“, надо любоваться словом вне зависимости от смысла. Он закрепил за целым рядом согласных определенное цветовое значение — поэт называл это звукописью. Чувственные губы, глаз со зрачком (звук «в» обозначает в теории Хлебникова «круг с точкой в центре»), прямые густые брови (звук «п» - прямая линия между двумя точками), гармония, красота (обилие гласных), цепь сверкает («з», по Хлебникову, означает отражение света на поверхности). Хлебников отмечал: «»Б», или ярко-красный цвет, а потому губы – бобэоби, Вээоми – синий, Пuээо - черный».

Учащиеся выражают свое отношение к подобной поэзии, которое часто бывает негативным.

 

3 группа раскрывает позицию футуристов, опираясь на ключевые вопросы и данные таблицы. Отвечает 1 учащийся, которого выбрала группа.

Учащийся из 1 или 2 группы зачитывает по таблице основные сведения по футуризму.

Учащийся зачитывает выписанное в первую колонку высказывание представителя направления, которое поразило, заинтересовало, на которое есть эмоциональный отклик, а затем выписанный во вторую колонку комментарий к цитате.

 

 

 

 

Стихотворение проникнуто настроением подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель. Он «смазал» одним движением всё рутинное, привычное, сонное и скучное. «Карта будня» - это метафора, которая воплощает в себе обыденность. Герой не хочет с ней мириться: «плеснувши краску из стакана», он преображает реальность. В этом и состоит его задача как художника. Он призван бороться со всем, что прочно вошло в быт и сознание человека, он должен открыть людям глаза, показать им прекрасное. В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы (вывеска) – зов губ, водосточная труба- флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации. Волей творческого воображения художник может преобразовать окружающий мир.

Учащиеся отмечают, что на картинах А.Бенуа, К Сомова показана реальная жизнь. Подготовленный ученик рассказывает об особенностях акмеизма в живописи. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Появилось новое объединение художников. Ядро объединения составили художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Иван Билибин. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность в динамике времени, в масштабе всего мира, обращаются к прошлым эпохам. Это породило жанр исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в России - XIX век, во Франции - XVIII. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм.

Учащиеся отмечают, что на картинах художников-футуристов предметы не похожи на реальные предметы, состоят из геометрических фигур.

Подготовленный учащийся рассказывает об особенностях футуризма в живописи.

В картинах Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Аристарха Лентулова доминирует мотив всеобщей стройки, преображения мира, стремление непосредственно запечатлеть мотив движения, динамического развития фигур и вещей в пространстве. Простые формы изображаемого предмета разлагаются на элементарные геометрические тела. Художники-кубофутуристы соединяли на своем полотне самые разнообразные проекции – изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху).

 

4.

Закрепление учебного материала

Цель этапа – обобщить и закрепить сведения по символизму, акмеизму, футуризму, полученные на уроке, открыть перспективу в изучении темы (рассказать о поэтах, не принадлежащих ни к какому литературному течению).

Преподаватель в ходе беседы задает вопросы и сильным учащимся, и слабым. Чтобы слабый учащийся почувствовал свою успешность, преподавателю необходимо более доступно переформулировать вопрос, возможно, дать некоторое пояснение.

-«...Символизм можно назвать... «поэзией намеков», – писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намеков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм?

- Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение поэтов к действительности, к слову?

Помимо трех основных течений поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп. Поэты, не примыкавшие ни к каким литературным группировкам («Одинокие звезды»): И.Бунин, М.Цветаева, Владислав Ходасевич.

К уроку готовится раздаточный материал, в котором представлены суждения и цитаты. Используя полученные знания по теме урока, учащиеся должны выполнить задания. Правильность выполнения задания, умение обосновать свой выбор, используя знания, полученные на уроке, свидетельствуют об усвоении учащимися нового учебного материала.

-Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (суждения представлены в раздаточном материале к уроку):

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

- Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века? (цитаты даны в раздаточном материале к уроку)

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) "Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»

В случае затруднений учащихся в выполнении данных заданий преподаватель обращает внимание учащихся на заполненную таблицу и соотносит ответы на вопросы задания с тем материалом, над которым учащиеся работали, заполняя таблицу; напоминает учащимся примеры из прочитанных и проанализированных стихотворений, которые помогут правильно выполнить задания.

Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему… около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие.

-Каковы, на ваш взгляд, заслуги Серебряного века? Выразите свое отношение в синквейне.

Сегодня мы сделали попытку совместно составить мозаичное полотно, прикоснувшись к одному из уникальнейших моментов в жизни нашей страны – Серебряному веку.

-Какие открытия сделали вы для себя на этом уроке?

-Как вы понимаете слова эпиграфа «Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда». ( О. Мандельштам)

Учащиеся должны, используя полученные знания по теоретическим положениям символизма, акмеизма, футуризма, уметь соотнести цитаты, высказывания с позицией, мировоззрением поэтов-представителей разных течений.

 

 

 

 

 

Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции)

Можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

(а) Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка; б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)


 


 


(а) Символизм; в приведенной цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма; б) футуризм; цитируется 4-й пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей II»; в) акмеизм; высказывание принадлежит М. Кузмину, статья "О прекрасной ясности", появившаяся в 1910 году в журнале "Аполлон")


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Написание синквейна: Серебряный век. Например:

Серебряный век.

Яркий, талантливый.

Ищут, спорят, самовыражаются.

Серебряный век – это время расцвета талантов и творческих индивидуальностей.

Расцвет.

5.

Задание на дом

Цель – развитие навыков анализа и синтеза материала учащимися путем осмысление изученного на уроке материала, дополнения его новыми сведениями в ходе самостоятельной работы учащихся с учебником.

Учащимся необходимо дополнить сводную таблицу по течениям Серебряного века материалом учебника (Русская литература 20 века. 11 класс. 1 часть. /под ред.Журавлева. - с.17-23), отбирая материал, который не прозвучал на уроке.

Опережающее домашнее задание: выступить в роли поэта – символиста Блока и рассказать о себе и о своем творчестве (слово о поэте).

В ходе выполнения домашнего задания учащиеся закрепляют, осмысливают материал, изученный на уроке, самостоятельно знакомятся с материалом учебника по данной теме и дополняют сводную таблицу.

Учащиеся готовят сообщение о жизни и творчестве А.Блока и пытаются творчески переработать материал, преподнося его от лица поэта-символиста А.Блока.

Приложение 1

1 карточка-гид

Символизм

1.Когда оформляется символизм как течение в русской литературе? Назовите теоретиков данного течения.

2.Какие этапы (школы) в нем выделяют? Назовите русских поэтов – представителей данного течения.

3.Назовите основные принципы символизма. Поясните значение термина «символ».

4. Каковы философские истоки символизма?

Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений «Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали Валерию Брюсову.

В русском символизме выделяют две школы: старших символистов 1890 годов (Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Константин Бальмонт) и младших символистов 1900 годов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Кризис символизма происходит в 1910 году.

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание, конкретный образ, наделенный неисчерпаемостью значений: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении» (Вяч.Иванов). Символизм – течение модернизма, для которого характерны «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности, т.е. импрессионизм, передача тончайших впечатлений от мира…», «новое сочетание мыслей, красок и звуков». Рационально нельзя познать жизнь, только творческая интуиция может приобщить творца к высшей реальности: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Брюсов «Ключи тайн»). В момент творческого вдохновения происходит интуитивное прозрение: «Искусство сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм» (В.Брюсов «Ключи тайн»).

Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный образ, выражающий суть явления. Философ Н.А. Бердяев писал: “Символ есть связь между двумя мирами: чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним)”. «Символизм – это поэзия намеков, а поэт – творец сугубо личных и чисто художественных ценностей» (Брюсов, «Русские символисты»). Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами» (Д.Мережковский). Символисты освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха. Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих символов.

Например,

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши.

(звуки «Ш» передают шуршание камыша)

У К. Бальмонта можно прочитать:

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея…

(сонорные звуки «Л» передают плавность, плеск волн, завораживающий поток звуков)

В основе символизма – философия Владимира Соловьева. Существует мир земной – это мир времени, зла; и мир вечности – высший мир, мир добра. Дмитрий Мережковский (один из философов и теоретиков символизма) писал: “Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы”. Цель всего космического процесса развития – выход из мира времени в мир вечности. Способом преодоления земного, прорыва в вечность является творчество, а символ – это средство проникновения в тайный смысл бытия. Мережковский так сформулировал сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами…

Вот как об этом писал Иннокентий Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».

«Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого». (В. Брюсов)

2 карточка-гид

Акмеизм

1. Кем и когда было создано объединение акмеистов? Русские поэты – представители данного течения.

2.Чем акмеизм противопоставлен символизму? Что является высшей ценностью для акмеистов?

3.Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутренне состояние человека в поэзии акмеистов?

Акмеизм (от греч. акме – цвет, цветущая сила, вершина, высшая степень чего-либо) – литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, Сергея Городецкого.

В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта Вячеслава Иванова, создали «Поэтическую академию», где изучали теорию стихосложения. В 1911 году посетители «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов», название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями цеха стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 года на заседании цеха было принято решение создать новое поэтическое течение – акмеизм. Эстетической реформой акмеизма принято считать труд Михаила Кузмина “О прекрасной ясности” и статью Николая Гумилёва “Наследие символизма и акмеизм».

Акмеизм был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к «таинственным мирам»: «Борьба между символизмом и акмеизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время» (С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»). Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое. Задача литературы – вернуться к «прекрасной ясности» художественного образа, открыть в самой действительности не тайные ее стороны, а ее собственную красоту». Михаил Кузмин в статье «О прекрасной ясности» так охарактеризовал главные задачи акмеизма: «заново открыть ценности реального мира, воспеть их… борьба за этот мир, звучащий, красочный». Не случайно акмеисты часто использовали яркие краски (красный, рубиновый, зеленый, розовый). “У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё”, - писал в манифесте акмеистов Сергей Городецкий. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

Положение программы акмеистов можно проиллюстрировать стихотворением С. Городецкого «Адам»: (акмеизм еще называли адамизм):

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он.

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы-

Вот первый подвиг. Подвиг новый-

Живой земле пропеть хвалы.

На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии. «Любите слово, будьте экономны в средствах и скупы на словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности» (М.Кузмин «О прекрасной ясности»). Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой.

Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

3 карточка-гид

Футуризм

1.Когда появился футуризм, кем он представлен?

2.Какие школы выделялись в футуризме?

3.Какова эстетическая программа футуристов?

4.Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?

5.Какова цель футуристов? В чем особенность поэтики футуризма?

Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. futurum - будущее). Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые публично заявил о себе в сборнике «Садок судей» (1910). Авторами сборника были Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Василий Каменский.

В футуризме появились три школы: 1. эгофутуристы (Игорь Северянин, Георгий Иванов, Грааль Арельский) – выступали за индивидуализм, выражение авторского «я» в оригинальной, изысканной форме 2. Кубофутуристы или «Гилея» (Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников) – главный принцип: формотворчество 3. Имажинисты (Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф) – призывали вернуть слову его первоначальную яркость.

В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912 г.) футуристы провозгласили отказ от старой культуры ("Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности"):

«Мы приказываем чтить права поэтов:

На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова».

Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.., стремились к новым формам выразительности: словотворчество, неологизмы (окказионализмы – авторские неологизмы), новый графический способ оформления стихов (стихи часто набирались шрифтами разных размеров), звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм (вводили в стихи частушки, рекламы, фольклорные заговоры и др.), отказ от знаков препинания, введение «телеграфного» синтаксиса (без предлогов). Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлен в будущее. Идти в будущее означало творить его. “Только мы - лицо нашего времени. Прошлое тесто. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов”, — так они о себе заявляли в декларации «Пощечина общественному вкусу». Они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни, в искусстве, творцов будущего в настоящем:

(Фрагмент манифеста из сборника «Садок судей 2»)

…Мы выдвинули впервые новые принципы творчества…

Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.

Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах.

Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках – всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

Богатство словаря поэта – его оправдание».

Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. В поисках “самовитого слова” (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то “сверхсмысл”. В их практике важен был не конечный результат, а сам процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая или теряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог приняться за новую вариацию на ту же тему.

Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – имели большое значение. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест. Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества (эпатаж - умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания). Важнейшая для футуристов реакция на их искусство - даже не осмысление литературного текста, а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест в резких формах. Складывается своего рода репертуар эпатирования: хлесткие названия («Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» - сборники произведений, манифест «Идите к черту»), уничижительные отзывы о предшествующей культурной традиции, вызывающее внешнее оформление выступлений (удары гонга, отмечающие начало и конец выступления, они выходили на эстраду с разрисованными лицами, не читали, а выкрикивали стихи, деревянная ложка в петлице Малевича, желтая кофта Маяковского, диванная подушка на шнуре через шею у А.Крученых). Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала.

Главная цель творчества футуристов – пробуждение к действию. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях (лозунг «Искусство для масс»), поэтому футуристы много выступали перед аудиторией.

 

 

Приложение 2

Даты

Название направления, поэты

Отношение к миру

Роль поэта

Отношение к слову

Близкий род искусства

           
           
           

Даты

Название направления, поэты

Отношение к миру

Роль поэта

Отношение к слову

Близкий род искусства

1890 – 1910

Символизм

Д.Мережковский З.Гиппиус,

В.Брюсов, Ф.Сологуб,

З.Гиппиус,

К.Бальмонт, А. Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, И.Анненский

Мир не познаваем рационально, тайный смысл бытия можно познать в творчестве с помощью символов

Поэт разгадывает тайны бытия, он тайновидец мира, создает свой собственный таинственный мир в поэзии

Слово многозначно и символично, намеки, иносказания, ассоциативные связи между образами

Музыка

Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка.

1910-1912

Акмеизм

Н.Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С.Городецкий

Мир познаваем, надо открыть красоту реального мира

Поэт –первооткрыватель мира, возвращает слову ясность, простоту

Четкая определенность, точность слова, конкретная образность

Живопись, архитектура, скульптура

1912-1914

Футуризм

И.Северянин, В.Каменский,

В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, С.Есенин

Мир надо переделать, опровержение традиций

Поэт разрушает старое

Свобода в обращении со словом (словотворчество, формотворчество)

Живопись

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.