12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сафаргалина Альфия Халитовна61

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ФИЛИАЛ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ С. МАЛОЯЗ

 

А.Х.Сафаргалина


 

Урок литературы

с применением

здоровьесберегающих технологий


 


 


 


 

Малояз-2018

Федеральный государственный образовательный стандарт


 

Сафаргалина А.Х.

Урок литературы с применением здоровьесберегающей технологии.

Малояз, 2018.


 


 


 

Методичекая разработка урока литературы с использованием здоровьесберегающей технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Содержание теоретического и практического материала, включенного в урок имеет важное значение для здоровьесбережения и здоровьеформирования обучающихся. Все этапы урока последовательны и связаны между собой.Особое внимание уделено этапам мотивации и рефлексии, чтобы учащиеся смогли достичь желаемых результатов на уроке. Проектно-исследовательский метод, как совокупность учебно-познавательных приемов, помогает успешно решить проблему здоровьесбережения на уроке, так как все ученики с интересом работают. В основе этого метода лежит самостоятельная деятельность обучающихся, обязательным является и презентация результатов работы. Содержание изучаемых произведений рассматривается как в аспекте сохранения физического и психического здоровья, так и формирования духовно-нравственного, социального, эстетического и этического здоровья обучающихся.

Здоровье учащихся – одна из важнейших проблем современной жизни. Именно поэтому необходимо научить юного читателя осознавать себя как часть природы, ценить и беречь свое здоровье.

Данная разработка урока – составная часть методического пособия по эффективному использованию здоровьесберегающих технологий на уроках литературы.


 


 

 


 


 


 


 

Предисловие

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни, воздействующие на здоровье обучаемого, это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов учебно-воспитательного процесса, направленная на сохранение здоровья на всех этапах. (Профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова).

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.

Таким образом, все используемые на уроке технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы, образовательных учреждений, каждого учителя по подготовке учащегося к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу “основы анатомии, физиологии и медицинских знаний”. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Работа школы, колледжа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. ЗОТ предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Актуальность использования ЗОТ на уроке обусловлена существованием противоречий между достижениями в обучении и потерями в состоянии здоровья учащихся.


 


 


 


 

Урок литературы: Слово о здоровье

Цели урока:

- воспитание чувства ответственности за свое физическое и нравственное здоровье;

- учить коллективному сотворчеству в решении задач;

- привитие навыков проектно-исследовательской работы при подготовке материала.

- создать условия для пробуждения интереса к проблемам укрепления своего здоровья.

Формировать УУД:

Предметные: понимание и определение понятия «здоровье», осознание ответственности за собственное здоровье.

Метапредметные: развитие ценностно- смысловой сферы личности.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; почувствовать потребность заботиться о здоровье.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Планируемый результат:

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: урок ситематизации знаний

Вид урока: проектно-исследовательский урок

Технологии и методы: ЗСТ, словесные, наглядные, пректно-исследовательские методы, проблемное обучение,

Связь: внутрипредметная и межпредметная (русская и зарубежная литература, русский язык, МХК, история России)

Оборудование: технологические карты у каждого уч-ся, мультимедийный проектор, экран, компьютер, авторская презентация, созданная в операционной среде POWER POINT

Предварительное домашнее задание (распределяется по группам):

1-ая группа: “О здоровье в Библии

2-ая группа: “Полезные советы от Ибн Сина”

3-я группа: “ Мотивы здоровья и исцеления в русских народных сказках”

4-ая группа: “М.Булгаков – человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”

5-ая группа: “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”

Всем учащимся в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.

Комментарии по выступлению, вопросы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Я (моя позиция)

 

 

 

 

 

 

 

Оценка за выступления

Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал?

 

 

 

 

 

 

Структура и содержание урока

Основные этапы

Cодержание

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I.

1.


 


 


 


 


 


 


 

2. 

Мотивационный этап

Урок преподаватель начинает с беседы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Постановка темы и целей урока


 


 


 


 

- Здравствуйте, дорогие учащиеся! Я вас уже приветствовала, но теперь говорю ещё раз здравствуйте с другой целью. С какой целью? (Учитель подводит к теме урока)- Вспомните, пожалуйста, эпизод из своей жизни, когда вы или ваши близкие осознали ответственность за собственное здоровье, почувствовали потребность заботиться о здоровье?

- Когда человек начинает задумываться о собственном здоровье?

- Какие вы знаете высказывания, афоризмы, пословицы на тему здоровья?

Всем предлагает в течение урока заполнять аналит. карты

Включение внимания.

Ответы: Нет, это не только приветствие, но пожелание здоровья, здравия. Наш урок посвящен теме здоровья.

Уч-ся приводят примеры из своей жизни.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей, опираясь на темы проектных домашних заданий.

После определения темы, целеи урока, внимательно слушают выступления каждой группы с целью оценки целесообразности представленной информации на уроке в рамках разговора о здоровье человека.

II.

1.


 


 


 


 


 

Работа над темой урока

О Здоровье в Библии”


 


 


 


 


 


 

Вывод после сообщений и беседы


 


 

Обратите внимание на экран и скажите, что эта за книга? ( На экране Библия)

XXI век – век компьютерных технологий. Мы легко можем получить квалифицированный совет практически по всем проблемам современной жизни, строим наши отношения, основываясь на собственном мировоззрении и нравственных нормах. И всё же история человечества доказывает, что люди всегда будут обращаться к “Книге Жизни” - Библии как к мудрому советчику и нравственному идеалу.

Выступление уч-ся 1-ой группы: “ О Здоровье в Библии” с демонстрацией презентации Библии.

а) Помним из Библии, что “Сначала было Слово…”. В самой главной книге христиан – Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья.

б) Как Библия рассматривает болезнь? В Моисеев закон входили правила гигиены, совершенно приемлемые с точки зрения современной науки. В этих правилах видна мудрость народа, поэтому нет ничего удивительного в словах Моисея о том, что израильтяне его дней жили в среднем 70-80 лет (Псалом 89).

 

Переход к следующему пр-ю

На экране портрет Ибн Сина. Преподаватель говорит уч-ся, что советы об отношении к здоровью мы слышим каждый день из современных телепередач типа «О самом главном», «Жить здорово» и др. Но и много столетий лет назад были люди, призывающие к сохранению здоровья.

Выступление 2-ой группы: “Полезные советы от Ибн Сины”

2.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.


 

4.

Полезные советы от Ибн Сины”


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Художественное чтение отрывков из поэмы


 

Самостоятельное чтение и выбор ключевых слов, отражающих тему здоровья

Читают заранее подготовившиеся из числа группы (обмен впечатлениями)

Учитель раздаёт всем небольшие отрывки из поэзии Ибн Сина, чтобы все самостоятельно прочитали их, выбрали ключевые слова по теме «здоровье»

Примеры выступлений уч-ся 1)В своих трудах знаменитый ученый, врач, писатель пишет, что в организме все является основой, а лучше сказать: сам организм - основа. Он пишет о пяти чувствах - от слуха до зрения, которые нам даны для общения. А мысль и память служат человеку внутри, они определяют все решения. Особо хочется остановиться на стихотворениях, непосредственно посвященных нашей теме. Их главный герой - врач, который от своего лица ведёт повествование.

2) В "Поэму о душе " поэт-врач вводит мудрые советы. Литературное мастерство Ибн-Сины ярко проявилось и в научных сочинениях. Ученые - арабисты подчеркивают, что "Канон " написан прекрасным литературным языком, что тоже способствовало его славе. Многие мысли сформулированы в виде афоризмов: “Остерегайся сахара, который смешан с ядом; берегись мухи, которая сидела на дохлой змее”. Кроме того, в соответствии с общей средневековой традицией ряд научных и дидактических трактатов были написаны им в стихах. При этом использовался особый стихотворный размер - “раджаз”.


 

 

Переход к след. выст. На экране появляются образы русских богатырей. Картина Васнецова «Три богатыря».

Краткий анализ содержания картины под рук-м учителя, обращаем внимание на вид богатырей, как и почему они так представлены. Да, здоровье – это сила и способность постоять за себя и родную землю.

Уч-ся предст-ся возможность сказать об увиденном без наводящих вопросов, так как тема и цель урока им очень понятна, обо всем говорят с пониманием ценности здоровья во все времена.

5.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.

Мотивы здоровья и исцеления в русских народных сказках”


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Инсценировка отрывков из сказок и вывод: Сказка-ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок.

Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают.

Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия — свидетельства первых шагов лечебной магии.

Инсценировки готовят те, кому было дано задание по теме. При желании могут принять участие уч-ся из аудитории

Выступление 3-ей группы: “Мотивы здоровья и исцеления в русских народных сказках”

1) Для сказок очень важна идея сотрудничества человека с человеком, человека с животными. Через сказку происходит выражение ментальности народа, формируются узнаваемые национальные образы. И, наконец, человеку свойственно жить, надеясь на лучшее, поскольку сказка всегда заканчивается хорошо и внушает тем самым уверенность человеку в своих силах. Каждый раз, обращаясь к сказкам, мы вновь и вновь приобщаемся к истинно человеческим ценностям.

2) В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой – добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Но если герой попал в беду, на помощь ему приходит матушка-природа.

3) Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: “Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою, если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу - он будет видеть”. (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде).

 

 

Какие уроки вы взяли из этих сказок, когда были малышами? Какие мысли теперь возникли? какое отношение к героям?

4) Разнообразные функции в сказках выполняет вода. В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играют живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти. Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы: В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств.

III.

Физическая пауза-разминка.

. Учитель поощряет за активный отдых.

Звучит песня «Богатырская наша сила». Все уч-ся выполняют разминку, выйдя из-за парт


 

Переход к след. группе Жизнь людей, уровень и образ жизни постоянно меняется. А здоровье?

А меняется ли здоровье человека? Здоровье Человечества? Остаётся ли оно неизменным?

Тема здоровья волновала писателей всех веков, и в 20 столетии.


 


 

Ответы уч-ся

На экране портрет М.А.Булгакова и слайды с цитатами из рассказа «Морфий» (презентация)

7.

М.Булгаков – врач, писатель и человек, который …

До сих пор произведения М.А.Булгакова не утратили своей притягательной силы, вызывая интерес многочисленных почитателей и поклонников творчества писателя, а его жизнь таит в себе множество загадок. Хотелось бы попытаться разобраться, понять хотя бы отчасти дух, проявившийся в обстоятельствах жизни и творчества этого великого писателя.

. От наркотиков Михаил Афанасьевич действительно освободился и больше никогда не прибегал к их помощи.

Выступление группы  “– человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”.

В 1913 году, будучи уже женатым студентом, он однажды принес домой кокаин, предложив попробовать его и своей молодой жене. Плодом этого опыта явилась странная галлюцинация, сильно поразившая воображение Булгакова, - огненная змея, убивающая человека. Возникшие при этом переживания Булгаков попытался отразить в своем первом, видимо, самом раннем, но незаконченном и несохранившемся рассказе "Зеленый змий".

2) Закончив университет, Михаил уезжает вместе с женой в глухое село Никольское Смоленской губернии для работы в качестве земского врача. Однажды к молодому доктору привезли больного дифтеритом мальчика, которому пришлось через трубочку отсасывать дифтерийные пленки из горла. Одна из них по неосторожности попала в рот врача. Наспех сделанная неудачная прививка вызвала страшный зуд во всем теле, для избавления от которого был испробован укол морфия, затем еще и еще. Надобность в морфии уже давно пропала, а доктор Булгаков все продолжал его принимать.

3)"Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был прием, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками. Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой", - писал муж сестры Булгакова Леонид Карум. Наркоманом Булгаков стал именно осенью 1916-го.

4) В период наркотической зависимости страдал не только Булгаков, но и его верная супруга Татьяна, ухаживавшая за мужем даже в самые критические моменты. Имея двухлетний наркотический стаж, Булгаков употреблял морфий часто, и в очень больших дозах. Ломка могла наступить среди ночи, и тогда будущий писатель вынуждал бежать в ближайшую ночную аптеку свою супругу.

Кто спас опустившегося молодого врача, чтобы подарить миру великого писателя - до сих пор окончательно не установлено. Но, по крайней мере, есть небезосновательное предположение, что этим человеком стал пожилой известный в Киеве доктор медицины Воскресенский, также живший на Андреевском спуске

8.

Решение проблемных вопросов

Вызывает сомнение: - а возможно ли, имея громадный стаж, так быстро отказаться от морфия, как это сделал Булгаков?

- Может ли человек, употреблявший наркотики, говорить другим об их пагубности?

Этот факт наглядно показывает силу любви писателя Булгакова к жизни, но последствия употребления наркотиков сказывались на его здоровье.

Не только может, а считает своим долгом уберечь других от этого яда.

 

Переход к Чехову.


 

На слайде портрет А.П.Чехова и отрывки из его писем друзьям. Другой русский врач и писатель А.П.Чехов лечил тело и душу. Давайте послушаем об этом.

Выступление 5-ой группы. “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”.

9.

Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”.


 

-Почему он выбрал этот факультет?
Вывод: Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом. Чехов утверждает идеалы равенства, свободы творчества, самовыражения, физического и нравственного здоровья, интеллекта, любви и свободы. "Мы высшие существа, и, если бы в самом деле мы познали всю силу человеческого гения, мы стали бы как боги" - пишет Чехов в одном из своих дневников.


 

Сам А.П.Чехов является ярким примером для подражания, и, несомненно, как завещание звучат сегодня его слова: “Я хотел бы быть свободным художником и - только, и жалею, что бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах…Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком. Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником”. , Чехов дважды принимает участие в спасении журнала “Хирургия”. Почитатель Пирогова, ученик Захарьина, Склифосовского, Остроумова, Чехов не простит позднее писателям “третирования медицины или недостаточной осведомлённости”.

1) Учился А.П.Чехов на медицинском факультете Московского университета. Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: “…это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе — “в какой университет, и по какому факультету или в какое специальное училище желаете поступить” — против имени А.П.Чехова значится: “В Московский университет по медицинскому факультету”.

2) Годы пребывания Чехова-студента в Московском университете на медицинском факультете были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского. Чехов получил отличные оценки (за всё время обучения у него было только две “тройки”). Он внимательно следит за новейшими открытиями в медицине: “Я верю и в Коха, и в спермин, и славлю Бога...” Будучи уже известным писателем3) В своих же произведениях (“Именины”, “Припадок” и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, — писал доктор Чехов в автобиографии, — что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями. Служить правде — как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком”. Это, по всей видимости, стало нравственным мерилом всей жизни Чехова.


 

4) Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как “Беглец”, “Мёртвое тело”, “Сельские эскулапы”, “Хирургия”, “Неприятность”, “По делам службы” и другие. Современники Чехова отмечали, что он “ревниво относился к своему званию доктора”, а в паспорте жены, по словам И.А. Бунина, написал: “жена лекаря”.

А.П. Чехов решил посвятить себя врачебному искусству…

5) Гражданским подвигом (помимо поездки на остров Сахалин с инспекцией) стала деятельность А.П. Чехова в 1892 году, когда в средней полосе России свирепствовала эпидемия холеры. Доктор Чехов счёл своим долгом организацию врачебного пункта и оборудование его на личные средства. Впоследствии Чехов вспоминал: “Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, мне нравилось и хотелось жить“.

6) Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия...

7) В письме к писателю Д.В. Григоровичу он писал: “…Я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне”. Врачу И.И. Островскому Чехов писал из Лопасни: “Медицина — моя законная жена, литература — незаконная.

Врачи в рассказах А.П. Чехова — это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, а порой с ограниченностью ума и сердца. Таков доктор Старченко (“По делам службы”), который в страшную вьюгу едет исполнять свой служебный долг, только теперь он никого, к сожалению, не спасёт: человек кончает жизнь самоубийством, и доктор выезжает только для вскрытия.

8) Для Чехова врач - это прежде всего профессионал, человек высокого интеллекта, уникальной работоспособности и заинтересованности своим делом, чья жизнь — самопожертвование во имя науки; это человек щедрой души и золотого сердца, это настоящий интеллигент.

IV.

1.

Итоги урока. Рефлексия

Работа с аналитическими картами

Учитель предлагает обсудить записи в технологических картах, задать вопросы.

Обобщение учителем информации: “Мне хочется вам сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это здорово... Но самая суть чисто человеческого здоровья - это, когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо— то должно быть и всем хорошо. Если поблизости нет человека, чтобы вместе порадоваться, то один пишет другому письмо или поет ему песенку. Так здоровый человек встречает весну, хотя пусть он на костылях или ему много лет, и за молодым бежать он не может.

Уч-ся говорят о результатах урока, комментируют выступления групп и собственные достижения.

Каждый из нас задумался и заставил задуматься другого о своём здоровье, как и те люди, чьи произведения мы сегодня читали. Им мы благодарны за уроки добра и здоровья. Нам остаётся всем пожелать здоровья: «Будем здоровы!»

2.

Это нужно понять молодым, что при утрате чего-нибудь внешнего в человеческом здоровье образуется внутри его какая-то замена, и часто замена эта ведет его к такому лучшему, что о старом он не горюет и молодым не завидует”  (М.М.Пришвин)

Предлагаю вам внимательно прочитать слова М.М.Пришвина. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важным и значимым, заставляет задуматься?

Каждый из нас задумался и заставил задуматься другого о своём здоровье, как и те люди, чьи произведения мы сегодня читали. Им мы благодарны за уроки добра и здоровья. Мне остаётся вам пожелать по-русски: «Будем здоровы!»

 

3.

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

В конце урока составляется таблица, данные которой соотносят с содержанием изученных на уроке произведений

Запись Здоровье – это красота.

Здоровье – это сила и ум.

Здоровье – это самое большое богатство.

Здоровье это то, что нужно беречь.

Здоровье – это долгая счастливая жизнь.

Здоровье – это когда ты весел и у тебя всё получается.

V.

Домашнее задание

Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащимися их деятельности на уроке. В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

Почему я болею?”

Что бы я рассказал своему другу о здоровом образе жизни?”

Роль литературы и писателя-врача в формировании здорового образа жизни»

Уч-ся записывают темы сочинений.

       
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.