12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Будынина Мария215
Педагог-психолог
Россия, Калининградская обл., Калинград
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
5

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

t1641401810aa.gif t1641401810ab.jpg

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Период обучения ребенка в школе совпадает с периодом его роста и развития, когда его организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывать среду и условия жизни ребят, воздействующие на их здоровье.

Как помочь учащемуся, как предотвратить переутомления на занятиях, как сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость?

На первом этапе здоровьеформирующей деятельности собирается информация о соматическом, психическом, социальном здоровье ребенка Полученные в ходе работы результаты позволяют понять причины возникновения трудностей и определить способы оказания необходимой помощи.

С учетом психофизических особенностей обучающихся в школе идет коррекционная работа по укреплению и сохранению здоровья.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используются различные формы оздоровления: вводная гимнастика, физкультминутки (танцевальные, ритмические, двигательно-речевые, когнитивные, познавательные), развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, креативные творческие, оригинальные движения), физкультпаузы, подвижные игры, различные виды гимнастики (пальчиковая, зрительная дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, пантомимическая).

Авторские здоровьесберегающие методики:

1. Методика Сиротюк Л. А. (кинезиологические упражнения) – стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизовать учащихся, позволяют улучшить память, внимание, речь ребенка, снижают утомляемость, повышают работоспособность.

Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.

Упражнения для повышения работоспособности.

«Кнопки мозга». Одна рука закрывает пупок, другая рука массирует две подключичные ямочки 5-7 сек.

«Энергетическая зевота». Массаж точек в углублении щек (на верхних скулах). Широко открыть рот и зевнуть не менее 3 раз.

«Оркестр Балабок». Пропевание гласных звуков, они очень хорошо массируют те точки, которые находятся внутри. Вдох глубокий и пропевание звуков на выдохе, пока не кончится воздух. Перед этим упражнением сделать упражнение «Энергетическая зевота».

2. Методика Базарного В. Ф.

Смена динамических поз.

Зрительно-двигательные траектории.

Режим «зрительных горизонтов».

3. Методика Стрельниковой А. Н. (дыхательные упражнения):

«Ушки». Покачивать головой как будто говорите «Ай-ай-ай, как не стыдно!» Следить за тем, чтобы не было поворота, так как при этом работает другая группа мышц. Правое ухо – к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны.

«Кошка». Вспомнить кошку, которая крадется, чтобы схватить воробья. И повторять ее движения – чуть-чуть приседая, покачиваясь то вправо, то влево. Тяжесть тела перенести то на правую, то на левую ногу. На ту, в какую сторону повернулись. И яростно нюхать воздух справа, слева, в темпе шагов.

«Обними плечи». Поднять руки на уровне плеч, повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросить руки навстречу друг другу так, чтобы левая рука обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Движения следуют в темпе прогулочных шагов, строго одновременно с броском повторяйте короткие вдохи.

4. Су-джок. Использование на уроках массажера для кистей рук обеспечивает увеличение энергии, состояние умиротворения и ощущение тепла внутри тела и вокруг него, ощущение потока энергии внутри тела, усиление ощущений, уменьшение стресса и эмоциональных проблем, увеличение ясности мысли.

5. Фонетическая зарядка. Пропеть весь ряд звуков: «А», «О», «У», «Ю», «И», «Э», «Я», «Е». При заболеваниях сердца или легких произносите целительные звуки на низких тонах, при болезнях печени, селезенки, желудка, почек или кишечника – на средних или высоких тонах. Упражнение повторите три-шесть раз.

Эти здоровьесберегающие технологии можно включать практически на всех уроках и коррекционных занятиях.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность и эмоциональный настрой, активизируют познавательный интерес. А это, в свою очередь, способствует укреплению и сохранению здоровья.

t1641401810ac.gif t1641401810ad.jpg

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.